Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 17:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности лизинга, а также развитие лизинговых операций в России.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Раскрыть понятие, сущность и виды лизинга;
Провести анализ и определить тенденции развития лизинга в России;
Предложить мероприятия по совершенствованию и развитию лизинга.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...6
1.1.Возникновение, развитие и сущность лизинга………………………………...6
1.2. Классификация видов лизинговых операций………………………………..11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ………………………24
2.1. Развитие лизинга в современных условиях………………………………….24
2.2 Анализ рынка лизинговых услуг в России……………………………………26
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ
ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………….34
3.1.Проблемы развития лизинговых операций в
Российской Федерации ………………………………...…………………………34
3.2.Перспективы развития лизинговых операций………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43
Параллельно стали
развиваться смежные виды деятельности.
Так, страховые компании все большее
внимание уделяют страхованию
К сожалению, по-прежнему
серьезной проблемой остается отчетность
перед контролирующими
В минувшем году Федеральной службой по финансовому мониторингу (ФСФМ) проверено около 100 лизинговых компаний. Проверки показали, что нарушение Федерального закона № 115 (ФЗ «О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем») – частое явление. Было возбуждено 95 производств по административным делам. Об этом сообщил заместитель руководителя регионального управления ФСФМ Игорь Курганский[19,С.64].
В связи с этим все лизинговое сообщество имеет претензии к законодательству. Если говорить формально, любая компания на данный момент может быть обвинена в неисполнении этого закона. Такая ситуация обусловлена практическим отсутствием нормативной базы. Лизинговые компании иногда обвиняются даже в содействии террористическим организациям. Между тем излишние претензии ФСФМ к лизинговой компании зачастую приводят к ухудшению ее реноме в глазах инвестора, что сказывается как раз на возможности привлечения финансирования. Поэтому совершенствование законодательства в сфере лизинговых услуг – первоочередная задача, как лизингового сообщества, так и государства.
3.2.Перспективы развития лизинговых операций
В 2009–2011 годах ожидается увеличение количества игроков из числа западных финансовых групп и лизинговых компаний. Дальнейшее развитие рынка будет способствовать появлению специализированных компаний.
Продолжает
действовать программа
Тенденциями, которые будут свойственны лизинговому бизнесу ближайших лет, генеральный директор ГК «Интерлизинг» Кирилл Царев считает повышение стоимости фондирования, запуск программ без оценки финансового состояния, сделки М&А по всему спектру лизинговых компаний, а также снижение доли банковского кредитования в пассивах компании[32,С.57].
Вопрос привлечения финансирования также остается одной из важных задач. В свете этого стоит учитывать, что на принятие решения о финансировании отечественных лизинговых компаний западными инвесторами влияют факторы, связанные с возможностью осуществления этими компаниями определенной миссии. Такой миссией, по мнению генерального директора ООО «Индепендент-Лизинг» Сергея Килейникова, может быть помощь малому и среднему бизнесу, развитие регионов, инвестиции в недостаточно развитые секторы, охрана окружающей среды (отказ от финансирования вредных проектов), продвижение принципов социальной ответственности и другие.
Одним из основных источников финансирования лизинга остаются банковские кредиты. Лизинговым компаниям пока удается привлекать их, однако можно говорить, что мировой финансовый кризис коснулся и России. Поэтому объемы кредитования и, соответственно, рост отрасли, скорее всего, снизятся. Несмотря на это, насыщения рынка лизинговых услуг в России пока не предвидится, и у лизинга открываются очень хорошие возможности для роста.
В современных российских условиях материально-техническая база предприятий и организаций изношена, морально и физически устарела, ремонтная база промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспортного хозяйства также изношена и требует обновления, к тому же подавляющее большинство предприятий и организаций не имеет достаточных собственных финансовых средств для производственных капиталовложений. Всё это свидетельствует о том, что существует значительный рынок потенциальных потребителей лизинговых услуг.
Сложившийся рынок лизинговых услуг развит неравномерно: по регионам Российской Федерации: удельный вес количества лизинговых компаний в Европейской части РФ составляет 79,7%; на Урале и Западной Сибири – 14,9%, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке – 5,4%. Выявлено также процентное соотношение объема лизинговых сделок в стоимостном выражении по объектам лизинга. Так, на долю железнодорожного автомобильного и авиационного транспорта приходится 56,8% сделок, осуществляемых в настоящее время. Следовательно, транспортная составляющая, как объект лизинговой деятельности в России, преобладает над объектами лизинга, в качестве которых выступают: телекоммуникационное оборудование – 17,1%, сельскохозяйственная техника – 13,1%, энергетическое оборудование – 5,2%, строительная техника – 4,2%, пищевое и холодильное оборудование – 3,6% [31,С.25].
Можно выделить следующие проблемы, сдерживающие развитие лизинговых услуг в российской экономике: отсутствие общей стратегии развития отечественного лизинга; недостаточная разработанность нормативно-правовой базы лизинговой деятельности, высокие ставки кредитования и высокий уровень налогов. Но, несмотря на это, большое значение для развития малого предпринимательства имеет активное использование преимуществ лизингового инвестирования. Процесс развития лизинга в сфере малого предпринимательства нуждается в совершенствовании. В связи с этим существует необходимость в четком определении направлений развития лизинга, приводящих к его эффективному использованию на практике субъектами малого предпринимательства. Исследование проблем применения лизинга в сфере малого предпринимательства и путей их решения приобретает большой научный и практический интерес.
В «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», подготовленном Минэкономразвития РФ, особо выделяется такой блок государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, как развитие лизинга малых и средних компаний и развитие специализированной инфраструктуры имущественной поддержки предприятий. Рынок лизинга в России очень мал – около 90 млрд. рублей, из которых только четверть – это лизинг оборудования. Направив на развитие лизинга 3 млрд. рублей действительно можно существенно расширить предложение для малых компаний по данному направлению. В этот блок включается субсидии федерального бюджета на развитие лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства предоставляются на реализацию следующих мероприятий: субсидирование процентов и предоставление целевых грантов на уплату первого взноса в размере, не превышающем 1 млн. рублей. [32,С.164].
Дальнейшее совершенствование лизинга, как инструмента инвестиционной деятельности малого предпринимательства, позволит увеличить темпы развития малого предпринимательства во всех регионах РФ и позволит ему стать не только предпринимательским ресурсом, но и важным инструментом создания занятости населения и обеспечения социальной стабильности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лизинг в
России - сравнительно новый вид
деятельности. Для стимулирования инвестиций
в производственную сферу, для обновления
промышленного потенциала, для повышения
конкурентоспособности отечеств
Из первой главы можно сделать вывод, что лизинг – это приобретение оборудования с предоставлением его в аренду организациям (лизингополучателю) в обмен на лизинговые платежи. Согласно Федеральному закону от 29 января 2002 года, лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. В общем же смысле лизинг – это вид инвестиционной деятельности, это расширение не только функционирующего, но и авансированного капитала страны. Стоит также подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько, же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей, заключающийся в том, чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка). Лизинг имеет множество видов, а согласно Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)» основными формами лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг.
Во второй части данной работы рассмотрен анализ российского рынка лизинга, а в третьей его состояние и проблемы на современном этапе и перспективы развития лизинговых операций.
Быстрое и широкое
распространение лизинга в
Для финансовых и промышленных лизинговых фирм - это экономически выгодная форма сдачи машинно-технического оборудования внаем. Лизинг обеспечивает высокий уровень прибылей из-за высокой оплаты эксплуатации техники пользователем. Ввиду устанавливаемых расчетных повышенных норм амортизации объектов, сдаваемых внаем, вложенный лизинговыми фирмами капитал на их приобретение возвращается к инвестору в первые же годы действия договора. С другой стороны государством вводятся налоговые скидки на прибыль, получаемую лизинговыми фирмами: из налогообложения изымается часть, приходящаяся на амортизационные отчисления.
Для пользователей техники лизинг является инструментом оперативной замены производственных фондов ввиду приобретения для эксплуатации сложных и дорогих машин без крупных единовременных затрат. Особую значимость это имеет для мелких и средних фирм. Кроме того, с помощью лизинга предупреждается моральное устаревание эксплуатационной техники. Все это становится важным фактором успешной конкурентной деятельности фирм на рынке.
Для государства финансовое поощрение лизинга служит средством стимулирования продаж новой техники, побуждающим лизинговые фирмы к увеличению капиталовложений в эти операции, а фирму-пользователя - к постоянному обновлению производственных фондов. Все это делает лизинг инструментом интенсивного развития национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Лизинг, как эффективный механизм преодоления промышленного спада и активизации инвестиционного процесса в экономике, может очень сильно повлиять на развитие малого и среднего предпринимательства в РФ, а в особенности на развитие фермерства, т.к. оно неспособно купить современное оборудование из-за своей низкой покупательской способности. Лизинг может оказать огромную помощь в дальнейшем развитии частного бизнеса, а также повысить эффективность предпринимательской деятельности в сфере производства.
Из рассмотренного материала сделал вывод, что России необходимо учитывать международный опыт, опыт развитых стран Запада, чтобы не допустить их ошибок и сделать так, чтобы такое явление как фиктивный лизинг в России себя не проявило. Конечно, это трудная цель - взять от лизинга "все хорошее", при этом оставив негативные моменты лизинга "за бортом". Но цель окупит себя, учитывая тягу российских предпринимателей к поиску лазеек обхождения налоговых законов. И тогда можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет наращивать свои обороты и будет играть все более весомую роль в экономике России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон РФ от 22.12.1995 №14-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2.
3. О финансовой аренде (лизинге). Федеральный закон от 29.10.1998 №164-ФЗ (с изм. от 26 июля 2006 г.)
4. Постановление
Правительства от 03.09.98. № 1020 «Об
утверждении порядка
5. Постановление
Правительства от 21.07.97. № 915 «О
мероприятиях по развитию
6. Постановление
Правительства от 27.06.96. № 752 «О
государственной поддержке
7. О классификации
основных средств, включаемых
в амортизационные группы. Постановление
Правительства Российской
8. Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. - М.: Фонд "Правовая культура", 2008
9. Газман В. Лизинг в регионах Российской Федерации // Оборудование: рынок, предложение, цены. - 2010. -№1(109). - С.40-41.
10. Газман В. Финансирование лизинга // Оборудование: рынок, предложение, цены. - 2009. - №3(111). - С.24-28.
11. Газман В.Д. Лизинг в законодательстве: проблемы и суждения // Лизинг-ревю. - 2009. - №6. - С.2-5.
12. Газман В.Д. Лизинг России - 2004 // Оборудование: рынок, предложение, цены. - 2009. - №5(101). - С.24-28.
13. Гарибов Г.С.
Будущее за лизинговыми
14. Гладченко
А.О. Налоговая база по
15. Говоров С.Н. Классификация видов лизинга // Экономика и финансы. - 2009. - №5(85). - С.27-34.
16. Горемыкин В.А. Лизинг: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. - 944 с.
17. Горемыкин
В.А. Договор как правовая
18. Горемыкин В. А. Лизинг. –М.:Филинъ, Информцентр XXI века, 2009 г.
19. Дружков В.А.
Долгосрочное кредитование и
лизинговое финансирование
20. Жадина Е.Б. Лизинговый бизнес как инвестиционный инструмент в России. . Спец.08.00.05. – //А/р. к.э.н. – М., 2004. – 22с.