Лизинговые операции коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Введение
В настоящее время большинство российских предприятий сталкивается с проблемой обновления основных фондов. При этом зачастую из-за нехватки оборотных средств они вынуждены брать кредиты под залог ценных бумаг, партий товара, недвижимости. С другой стороны, многие предприятия - поставщики оборудования - имеют трудности с реализацией своей продукции. Вместе с тем существует путь, пока еще не получивший широкого распространения, но способный разрешить эти проблемы.
Речь в данном случае идет о лизинге - новой форме финансирования предприятий.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы лизинговых операций коммерческих банков.......................................................................................................................5
1.1 Сущность и основные элементы лизинговой операции…………..5
1.2 Классификация лизинга и лизинговых операций………………..12
1.3 Организация лизинговых операций и содержание лизингового
договора…………………………………………………………………15
Глава 2. Анализ применения лизинговых операций на примере коммерческого банка «Юниаструм Банк»..........................................................20
2.1 Экономическая характеристика коммерческого банка
«Юниаструм Банк»…………………………………………………...20
2.2 Анализ финансовой деятельности коммерческого банка
«Юниаструм Банк»……………………………………………………..24
2.3 Анализ рисков и недостатков лизинговых операций
коммерческого банка «Юниаструм Банк»……………………………30
Глава 3. Предложения по совершенствованию применения лизинга в коммерческом банке..............................................................................................37
3.1 Совершенствование лизинговых операций в коммерческом банке
«Юниаструм Банк»……………………………………………………..37
3.2 Расчет эффективности лизинговых операций для коммерческого
банка «Юниаструм Банк»……………………………………………...42
Заключение.............................................................................................................50
Список литературы …...........................................................................................53

Файлы: 1 файл

!!!! мой курсач).docx

— 88.63 Кб (Скачать файл)

2. Предмет договора. Указывается  тип, модель, марка оборудования, предоставляется техническая документация. Здесь же указывается поставщик  оборудования, срок, к которому лизингополучатель  обязуется вернуть технику.

3. Срок действия договора. Договор вступает в силу с даты ввода объекта сделки в эксплуатацию и действует в течение установленного срока.

4. Права и обязанности  сторон. Перечисляется подробный  перечень обязанностей лизингодателя  и лизингополучателя.

5. Условия лизинговых  платежей. Здесь определяются форма,  размер, вид, способ платежа по  лизинговой сделке.

6. Страхование объекта  сделки. В зависимости от вида  лизинга страхование осуществляет  либо лизингодатель, либо лизингополучатель.

7. Порядок расторжения  договора. В этом пункте оговариваются  условия досрочного расторжения  договора, например, не произведен  монтаж оборудования, возникли форс-мажорные  обстоятельства, одна из сторон  договора не выполняет свои  обязанности.

Все изменения в договор  могут быть изменены только с согласия сторон и оформляются в письменном виде.

 Права и обязанности  сторон договора лизинга регулируются  гражданским законодательством  Российской Федерации, настоящим  Федеральным законом и договором  лизинга.

При осуществлении лизинга  лизингополучатель вправе предъявлять  непосредственно продавцу предмета лизинга требования к качеству и  комплектности, срокам исполнения обязанности  передать товар и другие требования, установленные законодательством  Российской Федерации и договором  купли - продажи между продавцом  и лизингодателем.

На основании договора лизинга лизингодатель обязуется:

• приобрести у определенного продавца в собственность определенное имущество для его передачи за определенную плату на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю;

• выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.

По договору лизинга лизингополучатель  обязуется:

• принять предмет лизинга в порядке, предусмотренном указанным договором лизинга;

• выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга;

• по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи;

• выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.

Договор лизинга может  предусматривать право лизингополучателя  продлить срок лизинга с сохранением  или изменением условий договора лизинга.

Договор квалифицируется  как договор лизинга, если он содержит указания на наличие инвестирования денежных средств в предмет лизинга и на наличие передачи предмета лизинга лизингополучателю.

Важным этапом лизинговой операции является определение формы, размера, вида и способа платежа  по лизинговой сделке. Виды лизинговых платежей могут быть различными. Чаще всего используются:

- фиксированная сумма  лизингового платежа (обычно составляется  график платежей);

- платеж с авансом (лизингополучатель  представляет лизингодателю аванс  или взнос в размере 15 —  20% покупной стоимости объекта  сделки при подписании договора, а остальную сумму уплачивает  на протяжении срока договора);

- неопределенная лизинговая  плата (устанавливается не фиксированная  сумма платежа, а сумма в  процентах от объема реализации, индекса цен и других условий).

Платежи могут быть единовременными  и периодическими.

Единовременные платежи  производятся обычно после подписания сторонами протокола приемки  и предусматривают финансирование сделки только в период выполнения поставщиком договора - купли продажи  или наряда на поставку.

Периодические платежи осуществляются на протяжении всего срока действия договора. Они могут быть равными  по суммам в течении всего срока договора; с увеличивающимися суммами платежей; с уменьшающимися суммами платежей; с определенным первоначальным взносом; с ускоренными платежами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ применения лизинговых операций на примере коммерческого  банка «Юниаструм Банк»

 

2.1 Экономическая характеристика  коммерческого банка «Юниаструм Банк»

 

 

Коммерческий банк «Юниаструм Банк» (общество с ограниченной ответственностью) был создан в Российской Федерации как закрытое акционерное общество в марте 1994 года, и изменил форму собственности на общество с ограниченной ответственностью в марте 2000 года.

«Юниаструм Банк» существует уже более 17 лет. Сегодня «Юниаструм Банк» — это универсальная кредитная организация, предлагающая своим клиентам широкий спектр современных финансовых продуктов и услуг, одинаково высоких по качеству во всех точках обслуживания.

«Юниаструм Банк» имеет выданную ЦБ РФ генеральную лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте №2771 от 05.05.2005 г., лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами от 25.07.2000 г. Также банк имеет выданную Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление дилерской и брокерской деятельности от 27.11.2000 г., лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами от 27.11.2000 г., лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности от 04.12.2000 г.

Юниаструм Банк работает на благо своих клиентов и развивается вместе с ними. Среди наиболее востребованных услуг банка — услуги, направленные на удовлетворение потребностей частных лиц, представителей малого и среднего бизнеса.

Банк предоставляет частным  клиентам весь комплекс банковских услуг  на уровне самых современных стандартов. Постоянно увеличиваются объемы бизнеса с физическими лицами, что говорит о росте доверия  к Банку частных клиентов и  их высокой оценке качества услуг. Среди  продуктов Банка для частных  лиц – различные виды кредитования, рассчетно-кассовое обслуживание, открытие и обслуживание частных вкладов, выпуск пластиковых карт, дебетовых  и карт с овердрафтом, широчайший спектр операций с наличными средствами, система мгновенных переводов денежных средств «Юнистрим».

Для корпоративных клиентов Юниаструм Банк предоставляет широкий спектр продуктов и услуг, выступая надёжным деловым партнером для российских и иностранных компаний, ведущих свою хозяйственную деятельность в различных отраслях российской экономики и регионах Российской Федерации. Корпоративный бизнес Банка представлен многопрофильной системой, охватывающей банковские продукты и финансовые услуги, разработанные совместно с ведущими специалистами Банка Кипра, и отвечающие высоким мировым стандартам качества банковского обслуживания. Основным преимуществом Юниаструм Банка на рынке корпоративного кредитования являются целевые долгосрочные инвестиционные кредиты с конкурентными процентными ставками, определяемые с учётом риск-профиля клиента, что в совокупности с современной методикой оценки кредитных рисков позволяет сформировать качественный портфель кредитов корпоративному бизнесу.

В стратегии развития Юниаструм Банка серьезный акцент сделан на поддержку малого бизнеса. Благодаря мобильности и способности быстро подстраиваться под изменения конъюнктуры рынка, представители малого бизнеса сегодня один из наиболее устойчивых клиентских сегментов. Малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям Банк предоставляет широкий набор кредитных и депозитных продуктов, в частности различные программы и формы кредитования в зависимости от целей и задач бизнеса. Основными преимуществами кредитных программ для малых предприятий являются длительные сроки кредитования и конкурентные процентные ставки. По итогам первого полугодия 2011 года Юниаструм Банк входит в десятку ведущих банков на рынке кредитования малого бизнеса по версии независимых рейтинговых агентств, таких как РБК.Рейтинг и РА «Эксперт».

Основной стратегической целью Банка является прирост  стоимости бизнеса в долгосрочной перспективе. Среди текущих задач  можно выделить следующие:

• развитие современного, клиентоориентированного, универсального, конкурентоспособного банка, нацеленного на обслуживание розничных клиентов, малого и среднего бизнеса;

• переход к корпоративной модели управления, соответствующей передовой зарубежной практике, способствующей улучшению качества управления рисками в современных условиях ведения банковского бизнеса;

• дальнейшее повышение эффективности региональной сети;

• постоянное качественное улучшение обслуживания клиентов посредством инвестиций в информационные банковские технологии и персонал Банка.

По итогам 2010 года «Юниаструм Банк» входит в ТОП-30 крупнейших российских системообразующих банков по версии ЦБ РФ, TOП-20 российских банков с наиболее развитой филиальной сетью, занимает 48 место по величине активов, 37 место по величине кредитного портфеля, 31 место по кредитованию физических лиц, 11 место по объему кредитов, выданных малому и среднему бизнесу (по рейтингам агентства «РосБизнесКонсалтинг»). По данным финансовой отчетности на 01.01.2011 г. собственный капитал составляет 9 млрд руб. «Юниаструм Банк» имеет долгосрочный кредитный рейтинг Moody’s Investors Service на уровне В2 (прогноз стабильный) и национальный рейтинг на уровне A3.ru. Является участником системы страхования вкладов.

Коммерческий банк «Юниаструм Банк» (ООО) является полноправным членом Группы компаний Банка Кипра. 31 октября 2008 года завершена сделка по приобретению 80% долей Юниаструм Банка Банком Кипра. Сумма сделки составила 576 млн долл. США. Уставный капитал Юниаструм Банка увеличен на 50 млн долл. США.

С 2001 года, Юниаструм Банк стал активно развивать филиальную сеть. На начало 2012 года филиальная сеть Банка насчитывает 200 офисов (в том числе 43 филиала) в 48 российских регионах. В настоящее время по количеству точек продаж Банк входит в ТОП-25 крупнейших банков России.

Начиная с середины 2010 года, идет процесс модернизации отделений  Юниаструм Банка, который направлен на более эффективное использование ее преимуществ и дальнейшее увеличение объемов бизнеса. В 2011 году было открыто шесть современных универсальных офисов, удобных и доступных с точки зрения их расположения, в Москве, Санкт-Петербурге, Курске, Казани, Омске. В 2012 году этот процесс продолжается.

 

Таблица 1

Финансовые показатели

 

Показатели

На 1 января 2010

На 1 января 2011

Изменение

Уставный  капитал

5099865 тыс.руб.

5099865 тыс.руб.

0 тыс.руб.

Собственные средства

7279607 тыс.руб.

8591170 тыс.руб.

+ 1311563 тыс.руб.

Активы

70143267 тыс.руб.

84484078 тыс.руб.

+14340811 тыс.руб.

Пассивы

61805416 тыс.руб.

75954938 тыс.руб.

+14149522 тыс.руб.

Прибыль до н/о

387669 тыс.руб.

323661 тыс.руб.

- 64008 тыс.руб


 

 

2.2 Анализ финансовой деятельности  коммерческого банка

«Юниаструм Банк»

 

 

Баланс коммерческого  банка - это сводная таблица, дающая представление о финансовом положении, характере, структуре и размерах операций банка на соответствующую  дату. В пассиве находятся собственные  средства и обязательства банка, в активе - размещенные средства или обязательства банку.

Исследование структуры  баланса коммерческого банка  целесообразно начинать с пассива, отражающего источники собственных  и привлеченных средств, поскольку  объем и структура пассивов в  значительной степени предопределяют условия, формы и направления  использования банковских ресурсов, то есть объем и структуру активов.

За анализируемый период пассивы банка увеличились на 37 113 661 тыс. руб. или в 2,7 раза (Табл. 2). В числе пассивов больше всего  сумма вкладов физических лиц, которая  выросла на 21 941 947 тыс. руб. (в 3,7 раза), средства юридических лиц увеличились  на 31 % (на 3 116 513 тыс. руб.), выпущенные долговые обязательства - на 86 % (на 2 864 514 тыс. руб.). За счет этого привлеченные средства банка увеличились в 2,8 раза или  на 33 085 403 тыс. руб.

Источники собственных средств  выросли на 3 663 949 тыс. руб. (в 2,2 раза). Рост собственных средств характеризует  стремление банка обеспечить собственную  капитальную базу. В их числе резервы  на возможные потери уменьшились  на 1 205 тыс. руб. или на 4 %, фонды и  неиспользованная прибыль увеличились  в 2 раза. В целях обеспечения финансовой устойчивости банка очень важно  наращивание наиболее стабильной части  собственных средств - уставного  фонда, поэтому положительным является увеличение во втором году анализируемого периода уставного капитала на 53 % (на 908 750 тыс. руб.).

Таблица 2

Структура пассивов коммерческого  банка «Юниаструм банк»

 

Наименование показателя

На 01.01.2007

На 01.01.2008

На 01.01.2009

Изменение

 

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Источники собственных средств, в т.ч.

 

1624349

 

12,1

 

4954710

 

15,5

 

5288298

 

10,5

 

3663949

 

226

Уставный  капитал

1710000

12,8

2618750

8,2

261870

5,2

908750

53

Фонды и неиспользованная прибыль прошлых  лет в распоряжении кредитной  организации

 

86 812

 

0,6

 

99 653

 

0,3

 

173 325

 

0,3

 

86 513

 

100

Резерв  на возможные потери

27 938

0,2

30 559

0,1

26 733

0,1

- 1 205

- 4

Привлеченные  средства, в т.ч.

11687403

87,2

26762940

83,8

44772806

88,6

33085403

283

Средства  юр. лиц

2 372 166

17,7

3 521814

11,0

5 488679

10,9

3116513

131

Вклады  физ. лиц

5 931 358

44,3

15969398

50,0

27873305

55,2

21941947

370

Выпущенные  долговые обязательства

 

1 539 705

 

11,5

 

3 557251

 

11,1

 

4 404447

 

8,7

 

2864742

 

186

Прочие  пассивы

56 148

0,5

188 913

0,6

421 662

0,8

365 514

651

ПАССИВЫ

13395838

100

31937122

100

50509499

100

37113661

277

Информация о работе Лизинговые операции коммерческих банков