Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 23:17, курсовая работа
Введение
В настоящее время большинство российских предприятий сталкивается с проблемой обновления основных фондов. При этом зачастую из-за нехватки оборотных средств они вынуждены брать кредиты под залог ценных бумаг, партий товара, недвижимости. С другой стороны, многие предприятия - поставщики оборудования - имеют трудности с реализацией своей продукции. Вместе с тем существует путь, пока еще не получивший широкого распространения, но способный разрешить эти проблемы.
Речь в данном случае идет о лизинге - новой форме финансирования предприятий.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы лизинговых операций коммерческих банков.......................................................................................................................5
1.1 Сущность и основные элементы лизинговой операции…………..5
1.2 Классификация лизинга и лизинговых операций………………..12
1.3 Организация лизинговых операций и содержание лизингового
договора…………………………………………………………………15
Глава 2. Анализ применения лизинговых операций на примере коммерческого банка «Юниаструм Банк»..........................................................20
2.1 Экономическая характеристика коммерческого банка
«Юниаструм Банк»…………………………………………………...20
2.2 Анализ финансовой деятельности коммерческого банка
«Юниаструм Банк»……………………………………………………..24
2.3 Анализ рисков и недостатков лизинговых операций
коммерческого банка «Юниаструм Банк»……………………………30
Глава 3. Предложения по совершенствованию применения лизинга в коммерческом банке..............................................................................................37
3.1 Совершенствование лизинговых операций в коммерческом банке
«Юниаструм Банк»……………………………………………………..37
3.2 Расчет эффективности лизинговых операций для коммерческого
банка «Юниаструм Банк»……………………………………………...42
Заключение.............................................................................................................50
Список литературы …...........................................................................................53
- контроль над поддержанием
оптимального баланса между
- ограничение операций в момент кризиса;
- формирование прогноза изменений открытых валютных позиций;
- внедрение системы лимитов рыночных рисков.
· Ценовой риск. Ценовые риски регулируются путем ограничений вложений в активы, несущие риск резких колебаний рыночной цены. По отдельным инструментам, помимо лимитирования объема вложений, устанавливаются ограничения ценовых колебаний, при достижении которых все позиции по данному инструменту (группе инструментов) принудительно закрываются.
· Риск изменения процентных ставок. В «Юниаструм Банке» применяются два варианта управления риском:
1. Минимизация риска изменения
процентных ставок
2. Процентные риски
· Валютный риск. Валютные риски ограничиваются путем контроля открытых валютных позиций Банка (система лимитов).
2. Нефинансовые риски
· Правовой риск. Правовой риск связан с обесценением активов или увеличением обязательств по причине неадекватных или некорректных юридических советов, либо неверно составленной документации. Основные методы управления правовым риском включают:
- унификацию нормативной и договорной базы Банка;
-выработку рекомендаций правового характера по вопросам деятельности Банка;
- проведение правового анализа любых нетиповых для Банка договоров и иной документации;
- проверку правоспособности контрагентов Банка и полномочий их представителей;
- привлечение сторонних
юридических компаний для
- повышение специальной квалификации сотрудников юридической службы;
- выпуск внутренних нормативных
документов в целях
- контроль исполнения внутренних нормативных документов.
· Ценовой риск. Риск потенциальной потери прибыли, связанный с изменением цены объекта лизинговой сделки в течение срока действия лизингового договора. Лизингодатель теряет потенциальную прибыль в случае повышения цен на объекты лизинговых сделок, заключенных по старым ценам. Лизингополучатель терпит убытки при падении цен на арендованное по старым ценам оборудование. Взаимная минимизация этого риска осуществляется путем установления фиксированной суммы каждого лизингового платежа на протяжении всего периода лизингового договора.
· Риск гибели или невозможности дальнейшей эксплуатации. Банк минимизирует риск путем страхования объекта сделки.
· Риски потери деловой репутации. Риски потери деловой репутации «Юниаструм Банка» возникают из-за операционных сбоев, неспособности действовать в соответствии с определенными законами и инструкциями, а также при подозрении в связях с криминальными структурами или в легализации доходов, полученных преступным путем. Угроза потери репутации может подвергнуть Банк опасности потери доверия кредиторов, вкладчиков.
Основные методы управления риском потери деловой репутации:
- выпуск внутренних нормативных
документов в целях
- применение системы этических норм, определяющих общие принципы поведения сотрудников Банка;
- обеспечение своевременного исполнения обязательств перед клиентами и контрагентами Банка;
- подготовка предварительных заключений с целью исключения сомнительных операций;
- выполнение специально
разработанных процедур
- осуществление проверки
рекламной информации о
Также лизинговым операциям
присущи и следующие
1.арендатор не выигрывает на повышении остаточной стоимости оборудования (в частности, из-за инфляции),
2.если это финансовый лизинг, а в результате научно-технического прогресса изделие устаревает, то арендные платежи не прекращаются до конца контракта,
3.сложность организации взаимодействия субъектов лизинговой сделки,
4.стоимость лизинга превышает размер ссуды, но нельзя забывать о том, что риск продолжения эксплуатации устаревшего оборудования ложится на арендодателя, а потому он берет большую комиссию для компенсации.
Таким образом, мы видим, что осуществляя лизинговые операции, коммерческий банк сталкивается с множеством рисков, но видимые преимущества данной операции всё же делают её привлекательной.
Глава 3. Предложения по совершенствованию применения лизинга в коммерческом банке
3.1 Совершенствование лизинговых операций в коммерческом банке «Юниаструм банк»
Лизинг - долгосрочный бизнес. Первые доходы от проектов получают обычно через 6-12 месяцев после начала реализации проекта. Поэтому необходимо несколько лет для того, чтобы коммерческий банк вышел на "стабильную" деятельность.
Банк, осуществляющий лизинг, расширяет круг своих операций и снижает риск потерь от неплатежеспособности клиентов. Банк имеет право начислять на имущество, сдаваемое в аренду, амортизационные отчисления, которые не облагаются налогом и могут быть источником средств для приобретения оборудования.
Коммерческим банкам лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при более низком риске (по сравнению с обычным кредитованием) за счет действенной защиты от неплатежеспособности клиента.
До завершающего платежа коммерческий банк остается юридическим собственником оборудования, так что в случае срыва расчетов может востребовать это оборудование и реализовать его для погашения убытков. В случае банкротства лизингополучателя оборудование также в обязательном порядке возвращается лизингодателю.
Преимущества лизинга состоят в том, что предприниматель может начать дело, располагая лишь частью (примерно 1/3) средств, необходимых для приобретения помещений и оборудования (имущества). Предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль над обоснованным расходом которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и расширения производственного аппарата. При этом лизинг стимулирует аккумулирование средств частных инвесторов
Изучение опыта зарубежных и передовых российских коммерческих банков показывает возможность дальнейшего совершенствования лизинговых операций и повышения их эффективности.
Лизинг с полным набором услуг - этот продукт предполагает, что лизингодатель помимо своей основной функции - приобретения транспорта и передачи его лизингополучателю - берет на себя еще ряд задач, а именно, уплату всех налогов, регистрацию транспортного средства, страхование и техническое обслуживание автомобиля. Лизингодатель может брать на себя и более широкий круг обязательств - от услуги по подбору автомобиля, исходя из производственных задач покупателя, планирования структуры и порядка обновления автопарка клиента, до предоставления автомобилей, в случае непредвиденного выхода полученной техники из строя, техобслуживания, ремонта, замены зимней резины, предоставления топливной карты.
Этот вид сделки пользуется
широкой популярностью в
Лизинг для физических лиц - это новый лизинговый продукт, который интересен, прежде всего, предпринимателям, работающим без образования юридического лица. Общеизвестно, что малый бизнес, особенно в регионах, часто вообще не сдает отчетности и не платит налоги. В связи с этим для таких предприятий не очень интересны налоговые преимущества финансового лизинга. Более того, финансовый лизинг может быть для них даже обременительным вследствие необходимости ведения учета предмета лизинга и лизинговых платежей. Как и в случае финансового лизинга, лизинг для физических лиц обеспечивает более высокую надежность сделки с точки зрения инвестора - коммерческого банка, поскольку предмет остается в его собственности до окончания срока сделки. Это обусловливает менее строгие требования к кредитоспособности клиентов и обеспечению сделки.
Несмотря на непрозрачность
предприятий малого бизнеса, именно
они являются наиболее добросовестными
заемщиками. Это объясняется тем,
что часто для малого бизнеса
предмет лизинга, например грузовой
автомобиль, - это основной источник
дохода. Поэтому заемщик готов
даже ограничить себя, чтобы погасить
очередной лизинговый платеж. Для
коммерческого банка это
В соответствии, с Федеральным законом «О лизинге», предметом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Но это не значит, что, не являясь индивидуальным предпринимателем, заемщик не может заключить договор лизинга, потому что можно сотрудничать с предприятием, на котором работает клиент. Это предприятие, выступая в роли юридического лица, покупает автомобиль в лизинг в интересах физического лица, то есть своего сотрудника. Он пользуется автомобилем, а компания пользуется преимуществами лизинга, в том числе минимизирует налогооблагаемую базу, а также, после окончания срока лизинга (срок от 1 до 4 лет), компания выкупает автомобиль у лизингодателя за 1 % остаточной стоимости. А сотрудник имеет возможность выкупить автомобиль у своей компании. Преимуществом для предприятия еще является то, что купленный автомобиль может использоваться для служебных целей, следовательно, можно сократить автомобильный парк компании.
Лизинг для физических лиц имеет ряд преимуществ по сравнению с кредитом, во-первых, лизинговая сделка проводится более оперативно, а во-вторых, она имеет более низкую себестоимость, поскольку объект находится в собственности компании.
Лизинг для физических лиц - это конкурент традиционному потребительскому кредитованию, альтернативы которому сегодня нет. Сейчас в связи с развитием лизинга высокими темпами лизинг может составить хорошую конкуренцию кредитованию. Распространение лизинга приводит к увеличению предложений на рынке финансовых услуг, что в свою очередь влияет на снижение ставок, в том числе по кредитам.
Один из основных вопросов,
который волнует потребителя
лизинговых услуг, - цена лизинга, точнее,
удорожание по сравнению с базовой
стоимостью автомобиля. Конечная величина
удорожания лизинговой сделки зависит
от стоимости заимствований
Новациями на рынке автолизинга стали «Беспроцентный лизинг» и «Лизинг с низким процентом». Эти продукты предполагают, что сумма всех лизинговых платежей равна стоимости автомобиля в салоне или лизинговые платежи строятся из расчета 1-3% годовых. Лизингодатели указывают до двух десятков различных иномарок, которые можно получить в лизинг по таким схемам. Они строятся с учетом тех скидок, которые дилеры готовы предоставить лизинговым компаниям. Потенциальный лизингополучатель определяет свой выбор путем сопоставления совокупных расходов по этим и другим продуктам.
Лизингодатели могут предоставлять
услуги по прохождению первичного и
последующих технических
Программа «Кадровый автомобиль»
- оригинальная разновидность потребительского
кредита для сотрудников