Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 14:18, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить Центральный банк как главное звено банковской системы.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:
1) определить место Центрального Банка РФ в банковской системе России;
2) изучить организационно-экономическую характеристику и операции Банка РФ;
3) рассмотреть денежно-кредитную политику Центрального Банка РФ.
В связи с произошедшими изменениями в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. При формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2013 года.
Нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике видно, что удельный вес показателя падает, на 2013 год составит 35,87% , на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составит на 2013 год 2 383,11 млрд. руб., к 2014 году прогнозируется уменьшение на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике.
Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2015 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2013 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.
1. Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении видно, что к 2014 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2015 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2015 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%.
2. Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы 1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2013 году - 435,79 млрд.руб., в 2015 году увеличится в 2 раза по отношению к 2014 году, составив 562,8 млрд.руб.
3. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет 21,13% в 2013 году, в 2014 году составит 25,64%. К 2015 году увеличится на 1,64%. Прогнозируется, что в 2015 году сумма показателя возрастет на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2013 году.
4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, видно, что темп роста к 2014 году составит 1,15%, а к 2015 году 1,33%. Сумма этого показателя вырастит от 888,97 - 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб. Удельный вес этого показателя растет к 2015 году составит 14,62% увеличившись на 1,24% к 2013 году.
5. Налоги,
сборы и регулярные платежи
за пользование природными
6. Государственная пошлина. Прогнозируется на 2013 год поступлений в сумме 32,24 млрд. руб., на 2015 год 36,56 млрд. руб.
7. Неналоговые доходы. Прогнозируется, что сумма доходов этого раздела на 2008 году составят 291,61 млрд. руб., на 2014 год на 5,39 млрд. руб. больше, а на 2015 год ещё на 4,73 млрд. руб.
8. Прочие доходы. В связи с тем, что в прогнозе поступлений доходов федерального бюджета на 2013-2015 годы не были указаны остальные статьи раздела и прогнозирование данных этих показателей (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей)- я объединила их в группу - прочие доходы. А разницу между указанными разделами и всего доходов, вписала в этот раздел, а также возможные изменения, которые не были разнесены по всем разделам доходов федерального бюджета. Этот показатель является обобщенным, поэтому нет смысла его анализировать.
Перейдем ко второй части федерального бюджета – расходы.
Таблица 2
Расходы федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
Расходы федерального бюджета |
2013г |
2014г |
Отклонение |
2015г | ||||
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
По сумме, млрд. руб. |
По удельному весу,% |
Сумма, млрд. руб |
Удельный вес,% | |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
828,78 |
12,61% |
899,84 |
12,08% |
71,06 |
-0,54% |
963,10 |
11,90% |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
509,10 |
7,75% |
566,74 |
7,61% |
57,64 |
-0,14% |
596,19 |
7,37% |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
521,84 |
7,94% |
642,61 |
8,62% |
120,77 |
0,68% |
693,51 |
8,57% |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
702,32 |
10,69% |
789,62 |
10,60% |
87,30 |
-0,09% |
528,55 |
6,53% |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
54,56 |
0,83% |
56,29 |
0,76% |
1,73 |
-0,07% |
51,86 |
0,64% |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
9,33 |
0,14% |
10,21 |
0,14% |
0,88 |
0,00% |
10,96 |
0,14% |
ОБРАЗОВАНИЕ |
307,20 |
4,68% |
313,64 |
4,21% |
6,44 |
-0,47% |
339,85 |
4,20% |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СМИ |
83,81 |
1,28% |
73,01 |
0,98% |
-10,80 |
-0,30% |
67,58 |
0,84% |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ |
211,69 |
3,22% |
245,22 |
3,29% |
33,53 |
0,07% |
295,36 |
3,65% |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
270,86 |
4,12% |
342,67 |
4,60% |
71,81 |
0,48% |
396,54 |
4,90% |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
2281,56 |
34,73% |
2423,12 |
32,52% |
141,56 |
-2,21% |
2720,97 |
33,63% |
УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ |
0,00 |
0,00% |
186,30 |
2,50% |
186,30 |
2,50% |
404,50 |
5,00% |
СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ |
789,25 |
12,01% |
901,88 |
12,10% |
112,63 |
0,09% |
1021,00 |
12,62% |
ВСЕГО |
6570,30 |
100,00% |
7451,15 |
100,00% |
880,85 |
0,00% |
8089,97 |
100,00% |
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2013 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2014) он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2015 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2013 году.
Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике видно, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2015 году сумма расходов составит 963,10 млрд. руб., что значительно увеличился по отношению к запланированному в 2013 году на 134,32 млрд. руб.
Национальная экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. Прогнозируется, что в 2008 году сумма составит 702,32 млрд. руб., в 2015 он снизится до 528,55 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 4,16%. Данный показатель по прогнозу сейчас находится на 3 месте, то уже в 2015 он займет пятое место.
В 2015 году произойдут изменения доли расходов в процентном соотношении от общего объема расходов. Неизменными лидерами остаются межбюджетные трансферты и общегосударственные вопросы; на 3 месте будет национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 4 месте национальная оборона.
Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2013 году составит 4,68 %. В динамике этот показатель падает, к 2014 году он снизится на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям.
Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице №2 этот показатель наращивает свой потенциал, спрогнозировано, что в 2013 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 270,86 млрд. руб., к 2015 году эта сумма увеличится на 125,68 млрд. руб.
Здравоохранение и спорт. Прогнозируется, что в 2013 году объем расходов по данному разделу составит 211,69 млрд. руб., в 2014 году произойдет увеличение на 15,8%, а в 2015 году на 39,5% .
Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.
(1) В 2013 году объем расходов по этому подразделу составит 83,81 млрд. руб., к 2015 году это показатель снизится на 22%, и в относительном выражении уменьшится от 1,28 до 0,84%.
(2) Доля
этого показателя не
(3) Объем расходов данного раздела, в динамике нам показывает увеличение. В 2013 году сумма составит 9,33 млрд. руб., а в 2015 году произойдет увеличение на 17%.
Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2014 и 2015 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода. Из таблицы мы видим, что эти показатели и рассчитаны с учетом выше сказанного. Но увеличение этого показателя может произойти при одном условии ст.213 БК РФ гласит о том, что «в случае увеличения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), указанное увеличение относится на сокращение дефицита федерального бюджета… и на соответствующее увеличение условно утвержденных расходов»
Последним разделом расходов федерального бюджета является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены по статьям, в связи с поправками в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов». Надо не забывать о том, что это данные прогнозируемые, и если произойдут изменения в экономике (высокий уровень инфляции, падение курса доллара и др.), то они повлияют на результативность. Данный показатель имеет не значительную погрешность. Но в целом можно увидеть наращивание средств, как в относительном, так и в абсолютном выражении.
Проанализировав данные таблицы №1 и №2. Можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.
Информация о работе Место Банка России в банковской системе России