Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 00:44, курсовая работа
Для обеспечения надлежащей экономической эффективности (прибыльности) корреспондентских отношений необходима их систематическая оптимизация. Процесс указанной оптимизации способствует выбору коммерческими банками приоритетных и наиболее прибыльных направлений межбанковского сотрудничества, что имеет большое практическое значение в плане определения перспектив их развития и достижения позитивных финансовых результатов деятельности. При этом для принятия решений о необходимости оптимизации корреспондентских отношений требуется регулярный контроль за уровнем их экономической эффективности (прибыльности).
1.1 Корреспондентские отношения и корреспонденция счетов.
Корреспондентские отношения.
договорные отношения между кредитными организациями по поводу выполнения взаимных расчетных и платежных поручений. К. о. предполагают экономич. и юридич. равенство сторон. Заключению договора о К.о. предшествует тщательное изучение клиентуры, результатов деятельности банка-корреспондента, его надежности, перспектив сотрудничества. К.о. устанавливаются как с банками-резидентами, так и с банками-нерезидентами. При этом необходимо соблюдение определ. квалификац. и технич. требований: наличие совр. форм связи, соотв. уровня квалификации сотрудников.)
В договоре об установлении К.о. определяются условия проведения операций: их характер, порядок осуществления контроля, образцы подписей, тарифы. К.о. могут осуществляться как на основе счетов, открытых в банках-корреспондентах, так и с использованием счетов, открытых в третьих банках. На корреспондентских счетах кредитных орг-ций в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) ЦБ РФ отражаются все основные операции по аккумуляции банковского капитала, выдаче и погашению кредитов, осуществлению расчетных, валютных и др. операций, платежах в бюджет и внебюджетные фонды. В ЦБ РФ кроме кредитных орг- ций открывают корреспондентские счета центры взаимных расчетов, клиринговые орг-ции, а также расчетные центры организ. рынка ценных бумаг. Наиболее обширна система корреспондентских счетов, открываемых коммерч. банками на основании договоров, в к-рых определяются круг и условия проведения операций в др. банках-резидентах и банках-нерезидентах. Филиалам банков по месту их нахождения открываются корреспондентские субсчета по разрешению Главного управления ЦБ РФ по месту нахождения головных банков.
По остаткам средств, находящимся на корсчетах в банках-корреспондентах, обычно выплачиваются проценты, за проведение операций начисляются комиссионные платежи. По остаткам средств, находящимся на корреспондентских счетах в РКЦ ЦБ РФ, проценты не начисляются. Оплата документов с корсчетов в РКЦ производится в пределах имеющегося активного сальдо. Однако при отсутствии средств на корсчете банку может быть предоставлен кредит (овердрафт). Такие кредиты могут предоставляться и др. коммерч. банками.
Корреспондентские счета нерезидентов могут быть открыты как в рублях, так и в свободно конвертируемой валюте и иностр. валютах с огранич. конвертацией. Корреспондентские счета банков подразделяются на два вида: Ностро и Лоро. Ностро счета открываются банком в банках-корреспондентах, Лоро счета - на имя банков-корреспондентов как на взаимной основе, так и в одностороннем порядке. Помимо осн.
Корреспонденция счетов.
(англ. correspondence of accounts) - информационная связь между синтетическими счетами, возникающая при регистрации хозяйственных операций. К.с. отражает как информационные связи между объектами бух. учета, так и правоотношения между хозяйствующими субъектами, и может быть представлена хронологической или систематической записью. К.с. находит выражение в одном из след, шести вариантов:
другой счет кредитуется отрицат. суммой.
В целях осуществления
Банки при установлении корреспондентских отношений подразделяются по отношению друг к другу на два вида:
В первом случае отношения устанавливаются по выбору банков-корреспондентов либо с взаимным открытием счетов коммерческими банками друг у друга, либо с открытием счетов в одном из банков, при этом иностранный банк называется корреспондентом со счетом. С ним осуществляются банковские операции, отражаемые на открытых счетах в рамках достигнутой договоренности между банками.
С иностранными банками могут
устанавливаться
счетам, открытым в других банках-корреспондентах данного коммерческого банка или другом коммерческом банке на имя других банков -корреспондентов.
Установление
Для осуществления расчетов банки могут открывать друг другу корреспондентские счета НОСТРО и JIOPO, что оформляется специальным распоряжением по банку.
В целях осуществления контроля за состоянием своего счета НОСТРО банк открывает на своем балансе «внутренний корреспондирующий счет», на котором отражаются все движения по счету НОСТРО.
Корреспондентским соглашением, предусматривающим открытие счетов банками друг у друга или открытие счета в одном из банков, определяются:
бурсирования, порядок осуществления инкассовых, переводных и иных расчетных операций;
Корреспондентские соглашения коммерческих банков хранятся в специальных картотеках по странам, а внутри страны по номерам. За всеми изменениями в части корреспондентских соглашений в специализированных службах банка следят уполномоченные на это сотрудники.
Обычно корреспондентские
Экономические, юридические, языковые и политические проблемы, а также значительная удаленность партнеров друг от друга обусловливают риски при осуществлении внешнеторговых операций. Внешнеторговые риски намного выше рисков, которые присутствуют при любой торговой сделке.
Возможными мерами снижения рисков во внешней торговле являются:
2 глава. Механизм оптимизации корреспондентских отношений.
2.1 Основополагающая роль банковского маркетинга менеджмента.
Банковский маркетинг и
Поэтому в российской банковской практике в зависимости от различных целевых установок, которые преследуют банки, корреспондентская сеть строится либо по желанию клиентуры, заинтересованной в удобстве и дешевизне расчетов, либо на основе степени принимаемых коммерческим банком кредитных рисков, либо, как уже отмечалось, по причинам престижности наличия корреспондентских отношений с каким-нибудь ведущим мировым банком или наличием хороших личных контактов между руководящими сотрудниками двух кредитных организаций.
В зарубежных научных изданиях с оптимизацией корреспондентских отношений совершенно правильно связывают полученные коммерческим банком доходы и (или) сэкономленные им расходы. Корреспондентские отношения рекомендуется практиковать тогда, когда с их помощью увеличиваются доходы банковского учреждения, т.е. вопрос о целесообразности совершенствования корреспондентских отношений необходимо рассмотреть: точки зрения соотношения издержек и доходов. При рассмотрении корреспондентских отношений в долгосрочном плане аспекты риска, а также аспекты соотношения издержек и доходов играют основную роль. Размер полученной банковской прибыли является обобщающим количественным показателем эффективности установления и оптимизации корреспондентских отношений.
Для построения работы, связанной с оптимизацией корреспондентских отношений, необходимо наличие определенной внутрибанковской управленческой концепции, благодаря которой возможна максимизация (интенсификация) процесса получения банковской прибыли. Как представляется, такая концепция должна основываться на банковском маркетинге и элементах банковского менеджмента, а основной ее целью должна быть реализация банковских продуктов корреспондентских отношений.
В основе стратегии коммерческого банка лежит осознание того факта, что каждый его продукт пользуется спросом и приносит доход в течение лишь определенного периода, потом же он вытесняется новым продуктом или более совершенными продуктами конкурентов. Этот период называется «жизненным циклом» продукта. Наблюдение за «жизненным циклом» осуществляется на основе динамики, по крайней мере, следующих показателей: объема продаж продукта и (или) объема полученного от его реализации дохода. Этот период согласно теории маркетинга включает пять стадий: внедрение, рост, зрелость, насыщение и спад, каждая из которых имеет свои особенности. Задана банковских менеджеров — подбор таких оптимизирующих мер в рамках банковского маркетинга и банковского менеджмента на каждой стадии «жизненного цикла» продукта, которые обеспечили бы ему максимальную «жизненную» продолжительность и препятствовали бы его вытеснению с рынка конкурентами. Очевидно, что способность поддерживать объем «продаж» данных продуктов обеспечивают получение банковской прибыли, выживание комических банков на рынке. Применительно к банковским продуктам корреспондентской деятельности особенно важно, чтобы они позволяли комплексно обслуживать корреспондентов, замыкая на себе направления их бизнеса в региональном и функциональном аспектах (так называемые «бизнес-потоки») на длительный срок, что соответствует характеру корреспондентских отношений. На практике это трудно реализовать, и для решения вопроса о поддержании «жизненных циклов» банковских продуктов корреспондентских отношений необходима их регулярная оптимизация. Для решения этой задачи следует опираться на системный подход и руководствоваться банковским маркетингом и элементами банковского менеджмента.