Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:19, курсовая работа
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты понятия международной платежной системы;
показать опыт функционирования международных платежных систем в зарубежных странах;
показать существующие проблемы, сдерживающие развитие платежных систем в республике;
выявить возможные пути дальнейшего развития платежных систем в Беларуси.
Однако во многих странах
за пределами США ощущалось
Вопреки широко распространенному мнению, Visa- это не компания по выпуску пластиковых карточек, а электронная платежная система, которая, являясь некоммерческой ассоциацией, объединяет 21000 банков-членов по всему миру. Эмиссией и организацией приема карточек занимаются непосредственно сами банки. Visa выполняет посредническую роль между этими банками, занимаясь организацией расчетов и обеспечением технического взаимодействия между участниками системы.[9, c.37]
Visa насчитывает более 5000 сотрудников, работающих более чем в 40 офисах по всему миру, и управляется головным офисом из Сан-Франциско. Для оперативного и эффективного управления Visa разделена на 6 региональных подразделений: Азиатско-тихоокеанский регион, Канада, Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка, Европейский союз, латинская Америка и страны Карибского бассейна, Соединенные штаты Америки.[2, c.114]
Visa СЕМЕА является одним из самых динамично развивающихся регионов, где проживает четверть населения земного шара. На его долю приходится 6,2% ежегодного мирового валового внутреннего продукта. В настоящее время в состав Visa СЕМЕА входят 300 банков, имеющих статус принципиальных членов, а также более 1437 ассоциированных членов и банков, имеющих статус участника. Они представлены в общей сложности в 92 странах, расположенных на трех континентах в пределах четырнадцати часовых поясов.[9, c.57]
О культурном и географическом многообразии региона говорит различие уровней развития его рынков. В некоторых странах существуют устоявшиеся системы платежных карт, в то время как в других еще отсутствует эффективная платежная и телекоммуникационная инфраструктура. У каждой страны есть свои собственные возможности и задачи, на которых сосредотачивает свое внимание Visa СЕМЕА.
В силу широкого культурного, экономического и географического многообразия регион СЕМЕА разбит на 12 субрегионов: Южная Африка, Южно-Африканская Республика, Африкия (Алжир, Тунис и другие страны Африки), Марокко, Египет, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Ближний Восток, Центральная и Восточная Европа, Россия, Страны СНГ и Балтии, Польша.
Visa предлагает разнообразные продукты для физических и юридических лиц. Visa предлагает банкам три основных вида карт для физических лиц: кредитные, дебетовые и предоплаченные. Последние не подразумевают наличия постоянно пополняемого счета в банке и предназначены в основном для мелких и ежедневных покупок. Предоплаченные карты могут быть виртуальными, с магнитной полосой, а также со встроенным чипом.
Visa Electron самая популярная карта в России и в регионе СЕМЕА в целом. Ее можно использовать более чем в 9 млн. магазинов и других торговых точек, оснащенных электронными терминалами, и более чем в 700 тыс. банкоматов с логотипом Visa, установленных по всему миру.
Все торговые операции проходят
электронную авторизацию банка-
Карточные сегменты по продвижению Visa Electron часто ориентируются на определенные сегменты рынка, например, на студентов и молодежь, на клиентов с ограниченным доходом и потребителей, впервые приобретающих платежную карту.
Карты Visa Electron мало привлекательны для мошенников – статистика мошенничества по ним практически равна нулю по сравнению с любыми другими картами с магнитной полосой.
Карта Visa Classic – это универсальный платежный инструмент, который принимается во всем мире в любых точках, обозначенных логотипом Visa, включая банкоматы, реальные и виртуальные магазины, предлагающие товары и услуги по почте и по телефону. Эта карта предназначена для потребителей со средним доходом, у которых уже есть опыт обращения с банковскими картами.
Карта Visa Gold является вариантом карты Visa Classic, но только с расширенными возможностями. Ее можно использовать для снятия наличных и совершения покупок в любом торговом и сервисном предприятии с логотипом Visa. Обычно она предлагается постоянным клиентам банка со сформированной банковской историей. Держатель карты Visa Gold может получать скидки и выгодные предложения по международной программе «Visa Специальные Предложения». Преобладающим цветом карты является золотой (отсюда и название).
Карта Visa Platinum является дальнейшим развитием карты Visa Gold. Для данной карты характерен набор функций и услуг, призванных отражать высокий статус ее держателя.
C целью повышения доверия
потребителей к электронной
Корпоративные платежные
карты предназначены для
Карты Visa Business предназначены для проведения различных электронных платежей в небольших и средних предприятиях, персонал которых составляет до 50 человек. Обычно они используются для проведения учета расходов на командировки, представительских расходов, счетов за офисное оборудование, канцелярские товары, программное обеспечение, а также для учета коммунальных платежей. Такая система позволяет владельцам небольших предприятий разделять личные и деловые статьи расходов, а также контролировать оборот наличности, поскольку оплата за транзакции производится только в конце определенного периода.
Второе место среди платежных систем по праву занимает MasterCard.
MasterCard International- международная платежная система, объединяющая около 22000 финансовых учреждений в 210 странах мира. Основана в 1966 году в результате соглашения между несколькими американскими банками об образовании ассоциации под названием Interbank CardAssociation. В 1968 году было заключено первое международное соглашение с мексиканским банком Banco Nacional. В том же году было подписано соглашение с европейской системой Eurocard, положившее начало стратегическому партнерству между ассоциациями MasterCard International и Europay International. Современное название платежной системы принято в 1979 году. Участники платежной системы MasterCard Internationalпредлагают широкий набор карточных финансовых продуктов для физических и юридических лиц. [21]
Ассоциация MasterCard International управляется ее участниками. В целях координации и управления глобальным бизнесом, обеспечения продвижения на рынках брэндов платежной системы, разработки и внедрения новых технологий и стандартов была основана бесприбыльная (некоммерческая) неакционерная компания MasterCard International Incorporated. Бизнес-интересы платежной системы MasterCard Internationalподразделяются на пять регионов:
1. Азиатско-Тихоокеанский регион;
2. Североамериканский регион;
3. Европейский, Ближневосточный и Африканский регион;
4. Латиноамериканский регион;
5. регион Карибского бассейна.
Управление бизнесом на рынках Европы осуществляется на основе стратегического партнерства с платежной системой Europay International.
MasterCard International Сorporation владеет 100% активов компании Cirrus Systems Incorporated, 51% акций компании Mondex International, также 50% активов в Maestro International (совместном предприятии с Europay International S. A.)
Корпорация MasterCard International Incorporated и участники платежной системы MasterCard International активно участвуют в разработке и внедрении технологий и стандартов микропроцессорных карточек, а также в продвижении карточек в качестве инструмента безопасных платежей [5, c.263-264].
Выпуск международных
карт для физических лиц был и
остается наиболее прибыльным сегментом
карточного бизнеса. Основными преимуществами,
обладающими неоспоримой
Если сравнить две лидирующие платежные системы (Visa и MasterCard) по таким показателям, как доля рынка, количество платежных терминалов, то вы узнаете, что Visa лидирует, но, вместе с тем, и с MasterCard ни у кого не возникнет проблем за рубежом. Я почти уверена, что будет сложно найти платежный терминал, где будет заявлена поддержка Visa, но не будет MasterCard, и наоборот.
Существенные отличия Visa и MasterCard
Частое утверждение "Visa — американская платежная система. MasterCard — европейская" не совсем верно.
Обе платежные системы
давно стали
Гораздо важнее другое.
Для платежной системы Visa основной валютой является американский доллар. Это значит, что операции, связанные с конверсией валют, будут проходить через доллар. Примеры я описала чуть ниже.
Для платежной системы MasterCard основной валютой может являться как американский доллар, так и Евро. Вот это очень важная особенность. То есть операции могут проходить либо через Евро, либо через доллар.
Фактически, в этом и вся разница, но в этом и все возможные нюансы.
Корреспондентские счета.
Банки, заключая договор с платежной системой и эмитируя карты под брендом Visa и MasterCard, заводят один или несколько корреспондентских счетов.
Чаще всего банках для взаиморасчетов в системе MasterCard используются счета в Евро. Для Visa, без вариантов, в долларах США.
Банк, чисто теоретически, может открыть для MasterCard счета как для Евро, так и для американского доллара, в этом случае MasterCard становится максимально удобной для путешественника, но так бывает редко — это дополнительные траты со стороны банка и снижение доходности при некоторых операциях. Я не изучала этот вопрос досконально, но я не знаю ни одного белорусского и российского банков, у которого для MasterCard открыты оба счета.
Поэтому считаем, что Visa работает с долларом США, а MasterCard с Евро.
Конверсия
Конверсия, в общем случае, происходит в том случае, если валюта, в которой делается платеж, отличается от валюты карточного счета клиента(карточный счет может быть в рублях, американских долларах или Евро).
Часть конверсий, при оплате за рубежом, осуществляется по курсам платежной системы, часть по курсу банка клиента.
Конверсионные курсы Visa и MasterCard отличаются друг от друга, но не значительно. Курс Visa открыт, а курс MasterCard можно узнать только "по факту".
Банк может накладывать на конверсионные операции платежных систем дополнительный процент. Так называемый "Enter Bank Fee". Величина этого процента определяется только банком и составляет 0-5%.
То есть любая конверсия это не только некоторая потеря за счет платежной системы, но, иногда, еще и "вклад" в благосостояние вашего банка. Чаще всего значение "Enter Bank Fee" свыше 1% можно считать грабительским!
Теперь можно рассмотреть типовые ситуации.
Примеры конверсии
Возьмем несколько разных вариантов и посмотрим сколько у нас будет конверсий при осуществлении платежа.
Все варианты условны, но наиболее вероятны, реалии могут отличаться в зависимости от банка (см. выше раздел о корреспондентских счетах).
Вариант 1
Рублевый счет. Оплата гостиницы в Германии.
Visa: RUB-USD-EUR
MasterCard: RUB-EUR
MasterCard выгоднее — одна конверсия.
Вариант 2
Евровый счет. Оплата счета в ресторане в Италии.
Visa: EUR-USD-EUR
MasterCard: EUR
MasterCard явно выгоднее — конверсии нет. А вот с Visa вы, в данном варианте, значительно проиграете. Здесь будет двойная конверсия. Причем, одна конверсию будет сделана платежной системой, а вторая вашим банком.
Вариант 3
Долларовый счет. Оплата счета в кафе в Нью-Йорке.
Visa: USD
MasterCard: USD-EUR-USD
Ситуация наоборот, у Visa конверсии нет, а с MasterCard потеряется часть денежных средств из-за двойной конверсии.
Вариант 4
Рублевый счет. Оплата гостиницы в Праге.
Visa: RUB-USD-EUR-CZK или RUB-USD-CZK
MasterCard: RUB-EUR-CZK
С MasterCard двойная конверсия. А вот с Visa может быть две, но, более вероятно, три конверсии. Дело в том, что в Европе многие операции проводятся через Евро, поэтому тройная конверсия возможна.
Таким образом, если планируется большинство операций, которые подразумевают конверсию, в Европе, стоит использовать карту платежной системы MasterCard.
Если человек больше путешествуете по США, ваш выбор — Visa.
Так же можно произвести анализ сравнения по следующиму признаку:
Имидж брэнда -- этот фактор имеет очень важное значение. Нельзя отрицать очевидное: Visa в глазах клиента имеет больший удельный вес. Но если выразить количественно накопленный многолетний опыт работы с клиентами, то перевес незначителен. Тому есть как объективные, так и субъективные причины. Объективная причина: брэнды MasterCard и Eurocard воспринимаются как нечто отдельное друг от друга, в какой-то мере кажутся даже притянутыми друг к другу. Кроме того, брэнд EuroCard несет оттенок локальности. Visa в этом смысле более целостна и в большей степени несет на себе имидж глобальности. Состоявшееся слияние Europay и MasterCard, видимо, в будущем исправит этот нюанс, но в силу огромной инерции пройдет не один год, прежде чем между брэндами установится паритет.
Информация о работе Международные платежные системы на основе банковских пластиковых карточек