Международный кредит как финансовый инструмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является международный кредит и его роль в развитии современной экономики.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- определить сущность международных кредитных отношений, рассмотреть факторы современного развития международного кредита;
- проанализировать роль международного кредита в развитии современной экономики;
- рассмотреть Республику Беларусь в системе международных кредитных отношений;
- по результатам исследования сделать выводы.

Содержание работы

Введение 5
1 Международный кредит как финансовый инструмент 8
1.1 Сущность, принципы и функции международного кредита 8
1.2 Формы международного кредитования 15
1.3 Сущность международных кредитных отношений и их роль в финансировании национальной экономики 21
2 Республика Беларусь как субъект международного кредитования 26
3 Перспективы развития международного кредита в Республике Беларусь 37
Заключение 49
Список использованных источников 51

Файлы: 1 файл

Текст.docx

— 160.06 Кб (Скачать файл)

В-третьих, развитые страны проводят широкое международное кредитование, поскольку могут это делать. Они  обладают соответствующей финансовой возможностью. Никто кроме них  не способен предоставить крупные средства на финансирование и кредитование решения  глобальных проблем: исследование озонового  слоя, освоение космоса, борьбу с бедностью, лечение раковых заболеваний  и СПИДа и пр.

В-четвертых, международные кредитные  отношения развиваются благодаря  желанию любого финансового субъекта получить прибыль. Появившиеся новые  рынки и новые возможности  привлекают государственные финансовые потоки. Кроме того, власти развитых стран участвуют в операциях  на мировых финансовых рынках.

Если страна относится к государствам с менее развитой экономикой, к  развивающимся странам, странам  с переходной экономикой и другим, которых большинство, то она преимущественно  является заемщиком, а не кредитором. Экспорт капитала из таких стран  маловероятен из-за недостатка средств  на проведение международных финансовых операций на мировых финансовых рынках или национальных рынках развитых стран. Однако в период получения страной  высоких доходов она пытается сохранить полученные средства, размещая их на рынках капиталов развитых стран как в государственные, так и в частные ценные бумаги [6, с. 291].

Традиционно любое государство  чаще всего выступает заемщиком, нежели кредитором. Нехватка собственных  финансовых ресурсов для проведения экономической политики вынуждает  страны обращаться к внешним заемным  средствам. Внешнее финансирование государства включает в себя следующие  важные звенья:

- международное финансирование - займы на мировых финансовых рынках (выпуск суверенных еврооблигаций);

- кредиты международных финансовых организаций (МВФ, Группы Всемирного банка, региональных фондов и банков);

- двусторонние и многосторонние кредиты других государств, иностранных банков и компаний (проектное финансирование и др.);

- иностранное инвестирование (прямое и портфельное) на национальном рынке (продажа государственной собственности, выпуск государственных облигаций на национальном рынке);

- финансовая помощь (гранты на развитие отраслей и пр.) [10, с. 431].

Значение и необходимость международного кредита для государства определяется природой функционирования государственных  финансов. Бюджетный дефицит требует  финансирования из различных источников, и в том числе из внешних. Развитые страны могут позволить себе большой  бюджетный дефицит для стимулирования экономического роста, поскольку всегда могут найти платежеспособные внутренние источники, например дееспособный внутренний рынок капиталов, для покрытия дефицита. Развивающиеся страны и страны с  переходной экономикой не имеют такой  возможности. Поэтому часто они  вынуждены финансировать бюджетный  дефицит, прибегая к международному кредитованию.

Необходимость международного кредита  для банковских и небанковских кредитно-финансовых учреждений связана с самой банковской деятельностью. Банки при свободе  движения капиталов привлекают и  размещают средства там, где они могут быть наиболее рационально использованы: для получения высокой прибыли или стабильного дохода. В результате это приводит к росту конкуренции за предоставление банковских услуг, повышению качества кредитного обслуживания, достижению мировых стандартов в банковской сфере и способствует преодолению различий в уровне развития кредитных учреждений [25, с. 227].

Производственный и иные сектора используют международный кредит как дополнительный источник при развитости внутреннего кредитования или как основной при неразвитости национального рынка ссудных капиталов для расширенного воспроизводства [13, с. 349].

Международный   кредит, как правило, размещается в наиболее прибыльные отрасли, что приводит к диспропорциям в экономике. Иностранный капитал редко учитывает национальные интересы. Малейшая угроза прибыли провоцирует капитал на перемещение в другие страны. Такая мобильность дестабилизирует платежный баланс, валютный курс, кредитную систему и в целом национальную и мировую экономику. В этой связи  международный   кредит  должен быть прозрачным, целевым, срочным с преобладанием прямых инвестиций.

С другой стороны, государство может  нерационально использовать международные  кредитные ресурсы. Вложение международных  кредитных ресурсов в непроизводственную сферу, в потребление, на содержание государственного аппарата и так  далее приводит к тому, что возврат  основной суммы долга и уплата процентов по нему осуществляются не за счет созданного с использованием их эквивалента, и в конечном итоге  это сказывается на сокращении ВВП  страны. В этом случае международный кредит и его несвоевременное обслуживание может лечь тяжким бременем на будущие поколения. И наоборот, созданные же за его счет материальные и иные блага могут компенсировать будущим поколениям издержки возврата кредита. Например, построенные за счет средств международного кредитования заводы, предприятия, больницы позволят извлекать преимущества от его использования, то есть издержки по международному кредиту будут ниже получаемых выгод [8, с. 149].

Международный кредитный рынок  является неотъемлемой частью мирового финансового рынка и находится  в постоянном взаимодействии с ним. Многие инструменты международного кредитного рынка тесно связаны  с осуществлением торговых, валютных и финансовых операций на международных  рынках.

В силу того, что развитые страны имеют  «свободные» ресурсы и могут  позволить себе кредитовать экономики  тех государств, которые в этом нуждаются, а развивающиеся страны и страны с переходной экономикой остро нуждаются в финансовых резервах, осуществляется взаимовыгодное сотрудничество на международном кредитном  рынке [22, с. 197].

При грамотном использовании возможностей международного кредитования у государства  в целом и у отдельных предприятий  появляется дополнительный источник финансирования инвестиций, торговли, промышленности. Нерациональное использование международных  кредитов может привести к диспропорциям  в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Республика Беларусь как субъект международного кредитования

 

В Республику Беларусь привлекаются иностранные кредиты (на основе соглашений между правительством РБ и правительством других государств) для поддержания  экономических реформ, перехода к  рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной  перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя  современные технологии, а также  развития экспортного потенциала, насыщения  внутреннего рынка товарами народного  потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.

Решения о привлечении  и последующем использовании  иностранных кредитов, формирующих  внешнюю задолженность РБ, а также  о предоставлении правительственных  гарантий в отношении иностранных  кредитов принимаются Кабинетом  Министров РБ по согласованию с Президентом  РБ на основании предложений Валютно-кредитной  комиссии Кабинета Министров РБ.

Республика Беларусь в 1992 году стала членом Группы Всемирного банка: Международного банка реконструкции  и развития (МБРР), Международной  финансовой корпорации (МФК), Многостороннего  агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Подписка республики на акционерный капитал  Банка составляет 3323 акции на сумму 400,9 млн. долларов США. На рисунке 2.1 представлено взаимодействие органов государственной власти РБ с группой Всемирного банка.

Рисунок 2.1 – Взаимодействие органов государственной власти РБ с группой Всемирного банка

Источник: [17].

Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Кобяков А.В. является управляющим от Республики Беларусь в Группе Всемирного банка, Министр  финансов Харковец А.М. – заместителем управляющего от Республики Беларусь в Группе Всемирного банка. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1504 Министерство экономики  определено головным органом по работе с Группой Всемирного банка.

В 1994 году в Минске открыто  Постоянное представительство Международного банка реконструкции и развития. С августа 2009 г. его главой назначен И.Велев.

Республика Беларусь входит в состав страновой бельгийской  группы МВФ и Всемирного банка, которая  представляет интересы нашего государства  в бреттон-вудских учреждениях. От Республики Беларусь в дирекции бельгийской  группы Всемирного банка с 2009 года работает советник Мисюковец В.С.

Сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком осуществлялось в рамках одобренной Исполнительным советом директоров    4 декабря 2007 г. Стратегии сотрудничества Всемирного банка с Республикой Беларусь на 2008 – 2011 финансовые годы. Принятие данного документа позволило активизировать сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком, а также существенно увеличить объемы финансирования проектов для Республики Беларусь [21].

Республика Беларусь взаимодействует  с международными финансово-кредитрыми организациями по реализации следующих проектов:

1.     Проект «Модернизации объектов инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь».

Основная задача проекта  – снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на объектах социальной сферы.

В июне 2001 г. Международный  банк реконструкции и развития предоставил  Республике Беларусь заем в размере 22,6 млн. долларов США для целей  модернизации инфраструктуры в социальной сфере. Проект был завершен в декабре 2007 г. Кредитные средства Банка в  рамках проекта освоены в полном объеме.

Выполненные в рамках проекта  мероприятия позволили снизить  потребление энергоресурсов в среднем  на 15–20%, а также получить экологический  и социальный эффект: снизить выбросы  вредных веществ в атмосферу, улучшить тепловой комфорт и освещенность в помещениях, что положительно сказывается  на здоровье, в первую очередь подрастающего поколения.

В декабре 2007 г. достигнута договоренность о дополнительном финансировании проекта  модернизации инфраструктуры в социальной сфере в размере 15 млн. долларов США  сроком на 3 года – до 31 декабря 2010 г.

Дополнительные средства будут использованы для финансирования мероприятий, аналогичных тем, которые  проводились в рамках проекта: замена окон, изоляция стен и крыш, замена котлов, а также установка энергоэффективных  систем освещения в 140 школах и больницах по всей территории Беларуси.

2.     Проект «Реабилитация районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Продолжается реализация Соглашения о займе между Республикой Беларусь и МБРР, предусматривающего выделение 50 млн. долларов США для реализации проекта по реабилитации районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, подписанного 19 апреля 2006 г.

Общая сумма проекта составляет 60,964 млн. долларов США, в том числе  заем Всемирного банка – 50 млн. долларов США, вклад Правительства Республики Беларусь – 10,964 млн. долларов США.

В рамках проекта реализуется 2 компонента:

- Компонент по повышению энергоэффективности, предусматривающий выполнение энергоэффективных мероприятий, в том числе оптимизацию теплоснабжения, включая внедрение кооперационных установок, внедрение энергоэффективных светильников, тепловую реабилитацию зданий и др., на 250 объектах социальной сферы загрязненных районов Могилевской, Гомельской и Брестской областей.

- Компонент по газификации, в основе реализации которого – газификация индивидуальных жилых домов в загрязненных радионуклидами районах (около 20 населенных пунктов).

3.     Проект «Развитие систем водоснабжения и водоотведения».

Целью проекта является повышение  эффективности, качества и устойчивости услуг по водоснабжению и водоотведению  для 1,7 миллиона потребителей, проживающих  в 20 районах страны. Мероприятия  дополняют Государственную программу  по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода».

В ходе подготовки стоимость  проекта была определена в размере 60 млн. долларов США. Банк выразил готовность финансировать из средств займа 100 процентов расходов по проекту, включая  разработку проектно-сметной документации, что стало первой инициативой  Всемирного банка по возможности 100%-го финансирования кредитных проектов в республике.

30 сентября 2008 г. Совет  исполнительных директоров Всемирного  банка одобрил выделение данного  займа. При этом необходимо  отметить, что одобрение займа  прошло с применением упрощенной  процедуры – т.е. без обсуждения. Это свидетельствует о более  благоприятной, чем ранее, оценке  со стороны руководства Всемирного  банка условий реализации операций в республике.

Предполагаемая дата завершения проекта – 30 июня 2013 г.

4.     Проект «Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь».

В июне 2009 г. Республика Беларусь и Всемирный банк подписали соглашение о предоставлении нашей республике займа.

Стоимость проекта определена в размере 125 млн. долларов США.

Из средств займа Минэнерго  выделяется 109 млн. долларов США на реконструкцию  объектов энергетики и 16 млн. долларов США – Департаменту по энергоэффективности  Госстандарта на реконструкцию котельных  жилищно-коммунального хозяйства.

Основной задачей проекта  является преобразование действующих  отопительных котельных в ТЭЦ. В  результате, на основе установки современных  газотурбинных установок и газомоторов  будет получено около 90 мВт дополнительной электрической мощности. Ожидается, что эффективность производства тепла и электроэнергии на объектах проекта, увеличится на 30 процентов. По предварительным подсчетам, ежегодно будет сэкономлено около 90 миллионов  кубических метров природного газа, что  приведет к сокращению выбросов СО2 на 165 000 тонн в год.

Информация о работе Международный кредит как финансовый инструмент