Международный кредит как финансовый инструмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является международный кредит и его роль в развитии современной экономики.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- определить сущность международных кредитных отношений, рассмотреть факторы современного развития международного кредита;
- проанализировать роль международного кредита в развитии современной экономики;
- рассмотреть Республику Беларусь в системе международных кредитных отношений;
- по результатам исследования сделать выводы.

Содержание работы

Введение 5
1 Международный кредит как финансовый инструмент 8
1.1 Сущность, принципы и функции международного кредита 8
1.2 Формы международного кредитования 15
1.3 Сущность международных кредитных отношений и их роль в финансировании национальной экономики 21
2 Республика Беларусь как субъект международного кредитования 26
3 Перспективы развития международного кредита в Республике Беларусь 37
Заключение 49
Список использованных источников 51

Файлы: 1 файл

Текст.docx

— 160.06 Кб (Скачать файл)

 

Источник: [1].

Из таблицы 3.1 видно, что иностранные активы (с учетом изменения резервных активов) увеличились на 908,4 млн долларов, иностранные обязательства – на 5 445,1 млн долларов.

 При анализе прямых инвестиций, нужно отметить, что сальдо по операциям с прямыми инвестициями сложилось положительным в размере  966,4 млн долларов, что на 17,7 %  меньше, чем за январь – июнь 2010 г. Поступление прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь составило 991,8 млн  долларов (3,6 % ВВП), что на 16,9 % меньше, чем за январь–июнь 2010 г. Снижение притока прямых иностранных инвестиций объясняется завершением в 2010 году поступлений российских средств ОАО «Газпром», связанных с продажей акций ОАО «Белтрансгаз».

 

Рисунок 3.2 — Структура прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь за январь-июнь 2008 – 2011 гг., %.

Источник: [1].

 В тоже время, объем  прямых инвестиций в Республику  Беларусь без учета сделок  по продаже акций ОАО «Белтрансгаз»  по сравнению с январем–июнем  2010 г. вырос на 74,5 %. Акционерные  вложения уменьшились на 36,3 млн  долларов  или на 3,2%. Данные представлены  на рисунке 3.2.  Белорусскими банками привлечено прямых иностранных инвестиций в уставные фонды в размере 112,6 млн долларов. Если говорить о реинвестированных доходах, которые включают долю прямого инвестора (пропорционально его участию в капитале) в нераспределенных доходах организации с прямыми инвестициями, то они составили 556,9 млн долларов (за январь–июнь 2010 г. – 455,7 млн долларов), тем самым увеличение произошло на 5,2% Операции с прочими прямыми инвестициями (долговые обязательства перед зарубежными совладельцами без учета торговых кредитов) увеличились на 5,2% и обеспечили приток капитала в размере 71,6 млн долларов.

На современном этапе  в Беларуси отсутствует чёткая система  структур и механизмов привлечения  прямых инвестиций. В нашей стране такая форма привлечения прямых иностранных инвестиций, как паевые инвестиционные фонды, не получила своего развития. Рискованность вложений обычно оценивается с помощью всевозможных рейтингов инвестиционной привлекательности. Подобные рейтинги в настоящее время  рассчитываются многими исследовательскими центрами, компаниями и экономическими журналами, использующими оригинальные системы критериев. Так, например, согласно отчету Doing Business 2011, Беларусь занимает 109 место по уровню защиты инвесторов и 68 место по легкости ведения бизнеса из 183 стран мира. Следует отметить, что это достаточно низкие места. Однако низкие значения рейтингов еще не означают, что прямые инвестиции невозможны. Данные рейтинги, как правило, используют портфельные и стратегические инвесторы, у финансовых инвесторов свои системы оценок и зачастую они готовы инвестировать средства, когда портфельные инвесторы оценивают риски как слишком высокие. Основной решающий фактор – долгосрочная стратегия всего предприятия.

Основными способами привлечения  прямых иностранных инвестиций в  Республике Беларусь являются следующие:

- привлечение иностранного  капитала в предпринимательской  форме путем создания совместных  предприятий (в том числе –  путем продажи зарубежным инвесторам  крупных пакетов акций белорусских  акционерных обществ);

- регистрация на территории  страны предприятий полностью  принадлежащих иностранному инвестору;

- привлечение иностранного  капитала на основе концессий  или соглашений о разделе продукции  (эта форма широко применяется  в первую очередь для привлечения  иностранных вложений в разработку  недр, лесных и водных ресурсов) [3, с. 6]. 

Если же говорить о портфельных  инвестициях, то сальдо по операциям с ценными бумагами сформировалось положительным в размере 806 млн долларов (за январь–июнь 2010 г. – отрицательное сальдо в размере 33 млн долларов). Наблюдается положительная тенденция. Активы резидентов Республики Беларусь, размещенные главным образом в долговых ценных бумагах иностранных эмитентов, увеличились на 20,8 млн  долларов (за январь–июнь 2010 г. – на 32,6 млн долларов). Рост обязательств перед нерезидентами по ценным бумагам белорусских эмитентов составил 826,8 млн долларов. В том числе Министерством финансов Республики Беларусь в январе 2011 г. размещены государственные долгосрочные облигации Республики Беларусь на международном финансовом рынке на сумму 800 млн долларов.

Операции с кредитами  и займами также являются еще  одним источником притока финансовых ресурсов в страну. Их  объем за январь-июнь 2011 г. составил 1 906,9 млн. долларов, что на 51,5 %  больше, чем за январь–июнь 2010 г. Обязательства перед нерезидентами по привлеченным в экономику страны кредитам и займам выросли на 1 977,2 млн долларов, что на 43,7 % больше, чем за январь–июнь 2010 г. На рисунке 3 можно увидеть, что основной нетто-приток в страну иностранных инвестиций в форме кредитов и займов обеспечен сектором органов государственного управления и банками Республики Беларусь. Внешние обязательства Правительства Республики Беларусь по привлеченным кредитам и займам за январь-июнь 2011 г. увеличились на 940,8 млн  долларов, что на 11,1 % превысило уровень января–июня 2010 г. В том числе в июне 2011 г. в Республику Беларусь поступили финансовые средства в объеме 800 млн. долларов из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в рамках предоставляемого стране стабилизационного кредита в размере 3 миллиардов долларов. На рисуноке 3.3 представлено привлечение кредитов и займов в Республику Беларусь в разрезе секторов экономики.

 

 

Рисунок 3.3 — Привлечение кредитов и займов в РБ в разрезе секторов экономики за январь – июнь 2010-2011 гг., млн. долларов.

Источник: [1].

Говоря о банковском секторе, хотелось бы отметить, что белорусские  банки также продолжили активно  использовать международные кредитные  ресурсы для решения текущих  финансовых задач. Результатом явился рост обязательств банков по привлеченным иностранным кредитам и займам на 846,2 млн долларов, что на 10,7 % больше, чем за январь–июнь 2010 г. При этом в структуре привлеченных кредитных  средств наибольший удельный вес  занимали долгосрочные обязательства (66,7 % всего прироста обязательств). Долгосрочные обязательства банков увеличились на 564,1 млн долларов (за январь–июнь 2010 г. – на 238,6 млн  долларов), краткосрочные обязательства - на 282,1 млн. долларов (за январь–июнь 2010 г. – на 525,5 млн долларов) [17].

Государственный долг Республики Беларусь на 1 марта 2012 года составил 113,6 трлн. рублей и уменьшился по сравнению  с началом 2012 года на 2,8 трлн. рублей, или на 2,4%.

Уменьшение государственного долга (в белорусских рублях) в  первую очередь обусловлено переоценкой  внешнего государственного долга вследствие укрепления национальной валюты в январе-феврале 2012 года.

Внутренний государственный  долг с начала 2012 года уменьшился на 0,3 трлн. рублей, по состоянию на 1 марта 2012 года составив 17,6 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей.

Уменьшение внутреннего  государственного долга в 2011 году обеспечено погашением государственных ценных бумаг и укреплением курса  национальной валюты.

Внешний государственный  долг по состоянию на 1 марта 2012 года составил 11,9 млрд. долларов США при установленном лимите 14,3 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 100,2 млн. долларов США.

Рост внешнего государственного долга (в долларах США) в 2012 году обеспечен  получением средств по кредитам МБРР и банков КНР [19].

С 01.01.2011 г. в связи со вступлением в силу изменений в Бюджетный кодекс  Республики   Беларусь  в составе государственного долга не учитываются гарантии Правительства  Республики   Беларусь  и  долг  органов местного управления и самоуправления.

На начало 2012 г.  размер валового внешнего долга достиг 62,3% ВВП против 51,6% ВВП  на 1 января  2011 года.

В расчете на душу населения валовой внешний долг на 1 января 2012 года вырос на 600 долларов, или на 20%, и составил 3595 долларов против 2995 долларов  на 1 января 2011  года [27, с. 36].

В структуре совокупного  внешнего долга  внешний   долг  органов государственного управления за 2011 год вырос на 22,8% - до 12,351 млрд. 

Внешний   долг  органов денежно-кредитного регулирования на 1 января 2012 года  составил  1 ,530 млрд, снизившись на 17,5%. Задолженность коммерческих банков выросла на 5,6% - до 6,077 млрд. 

Внешний   долг  прочих секторов экономики составил 13,064 млрд долларов, увеличившись за год на 31,8%. Прямые инвестиции (межфирменное кредитование) выросли на 21,8% - до  1  млрд. долларов на 1 января 2012 г.

На обслуживание внешнего долга за прошлый год в Беларуси было направлено 6,321 млрд. долларов, что составило 11,6% ВВП, или 13,5% экспорта товаров и услуг. Из них 5,405 млрд составили выплаты по основному долгу, а 0,916 млрд - платежи по процентам [26, с. 20].

Валовой  внешний   долг  Беларуси представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в будущий период времени и представляет собой обязательства резидентов Беларуси перед нерезидентами.

Валовой внешний долг включает в себя долг органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, банков и других секторов экономики.

Между тем МВФ прогнозирует увеличение валового внешнего долга РБ в 2012 году. Несмотря на предостережения экспертов, власти страны продолжают наращивать внешние обязательства.

Внешняя задолженность банков и предприятий растет куда более  медленными темпами (банков – на 15,3%, всех остальных секторов экономики  – на 22%) и вызывает меньшую обеспокоенность экспертов.

Несмотря на то что суммы  долгов не являются критическими, о  чем постоянно заявляют представители  правительства, их темпы и необеспеченность возврата вызывают беспокойство экспертов. Для Беларуси более важен не сам  объем этой задолженности, а темпы  ее роста. Вот эти темпы и вызывают у беспокойство. Если посмотреть с  точки зрения международных стандартов, внешняя задолженность Беларуси не такая уже и большая. Есть страны, которые имеют и более высокие долги. Но в случае Беларуси проблема состоит именно в том, что внешний долг растет очень быстро и нет никаких гарантий для его погашения.

Экс-глава Нацбанка Белоруссии Станислав Богданкевич  отмечает тот момент, что большинство взятых Белоруссией кредитов долгосрочны, однако это не значит, что время рассчитываться по долгам не наступит никогда. С 2011 года из бюджета выделяется 1 миллиард долларов на обслуживание долгов.  С каждым годом сумма будет расти.

Эксперты предостерегают руководство страны от дальнейшего  наращивания внешней задолженности  в первую очередь из-за того, что  эти ресурсы идут не на развитие, не создают основу для возврата заимствований, а фактически проедаются. Они идут на оплату дефицита торгового баланса. По итогам прошлого года этот показатель превысил 7 млрд. долл.

Эксперты, как международные, так и белорусские, рекомендуют  властям начинать-таки рыночные реформы, предоставлять предприятиям свободу  в принятии решений, проводить приватизацию и делать более либеральным хозяйственное  законодательство. Тогда создастся  база для возврата накопленных долгов. Однако в ближайшее время едва ли стоит этого ожидать. Во-первых, потому, что любые реформы, как  бы щадяще они ни проводились, ведут  к изменению привычных схем действий, ухудшают уровень жизни. Во-вторых, укрепление бизнеса и превращение  его в самостоятельную силу в  принципе невыгодно президенту [20].

Власти Белоруссии заинтересованы в том, чтобы у них была следующая  программа с МВФ. Но для этого  должны быть усилены структурные  преобразования в экономике Беларуси, это должно стать еще более  важной частью программы. Это потребует  некоторого времени для осмысления мер структурных преобразований со стороны властей.

После завершения действующей  программы МВФ традиционно осуществляет постпрограммный мониторинг. Представители  МВФ будут следить за развитием экономической ситуации в Беларуси, и власти будут консультироваться с ними по вопросам макроэкономической политики.

Республика Беларусь в  международном кредитовании чаще выступает  в качестве страны-заемщика иностранного капитала, т.к. за счет своих резервов (банковских) республика способна осуществлять кредитование предприятий, юридических и физических субъектов только внутри страны. Для преодоления данной проблемы следует модернизировать собственный кредитный аппарат: создавать условия для привлечения иностранного капитала в большем объеме за счет снижения налоговой ставки на международный капитал ввозимый в страну, предлагать проекты, которые будут привлекать иностранных инвесторов. В данной ситуации объем совокупного предложения иностранного капитала не должен превышать спрос на его т.к при несоблюдении этих условий может возникнуть инфляция. Страны-кредиторы оценивая ситуацию в стране потенциального заемщика капитала, приходят к заключения: выдавать кредит или нет, определяют ставку процента по кредиту в зависимости от платежеспособности страны, в которую будет направлены инвестиции [16,       с. 31].

Меры государственного регулирования  структуры движения международного капитала должны быть дополнены тщательным мониторингом, позволяющим сделать  вывод о соответствии Беларуси международным экономическим задачам:

1. Сопоставление стоимостных характеристик обслуживания экспорта и импорта капитала Беларуси с международными и внутрибелорусскими финансовыми показателями.

Информация о работе Международный кредит как финансовый инструмент