Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 17:26, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является международный кредит и его роль в развитии современной экономики.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- определить сущность международных кредитных отношений, рассмотреть факторы современного развития международного кредита;
- проанализировать роль международного кредита в развитии современной экономики;
- рассмотреть Республику Беларусь в системе международных кредитных отношений;
- по результатам исследования сделать выводы.
Введение 5
1 Международный кредит как финансовый инструмент 8
1.1 Сущность, принципы и функции международного кредита 8
1.2 Формы международного кредитования 15
1.3 Сущность международных кредитных отношений и их роль в финансировании национальной экономики 21
2 Республика Беларусь как субъект международного кредитования 26
3 Перспективы развития международного кредита в Республике Беларусь 37
Заключение 49
Список использованных источников 51
Источник: [1].
Из таблицы 3.1 видно, что иностранные активы (с учетом изменения резервных активов) увеличились на 908,4 млн долларов, иностранные обязательства – на 5 445,1 млн долларов.
При анализе прямых инвестиций, нужно отметить, что сальдо по операциям с прямыми инвестициями сложилось положительным в размере 966,4 млн долларов, что на 17,7 % меньше, чем за январь – июнь 2010 г. Поступление прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь составило 991,8 млн долларов (3,6 % ВВП), что на 16,9 % меньше, чем за январь–июнь 2010 г. Снижение притока прямых иностранных инвестиций объясняется завершением в 2010 году поступлений российских средств ОАО «Газпром», связанных с продажей акций ОАО «Белтрансгаз».
Рисунок 3.2 — Структура прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь за январь-июнь 2008 – 2011 гг., %.
Источник: [1].
В тоже время, объем
прямых инвестиций в
На современном этапе
в Беларуси отсутствует чёткая система
структур и механизмов привлечения
прямых инвестиций. В нашей стране
такая форма привлечения прямых
иностранных инвестиций, как паевые
инвестиционные фонды, не получила своего
развития. Рискованность вложений обычно
оценивается с помощью
Основными способами привлечения прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь являются следующие:
- привлечение иностранного
капитала в
- регистрация на территории
страны предприятий полностью
принадлежащих иностранному
- привлечение иностранного
капитала на основе концессий
или соглашений о разделе
Если же говорить о портфельных инвестициях, то сальдо по операциям с ценными бумагами сформировалось положительным в размере 806 млн долларов (за январь–июнь 2010 г. – отрицательное сальдо в размере 33 млн долларов). Наблюдается положительная тенденция. Активы резидентов Республики Беларусь, размещенные главным образом в долговых ценных бумагах иностранных эмитентов, увеличились на 20,8 млн долларов (за январь–июнь 2010 г. – на 32,6 млн долларов). Рост обязательств перед нерезидентами по ценным бумагам белорусских эмитентов составил 826,8 млн долларов. В том числе Министерством финансов Республики Беларусь в январе 2011 г. размещены государственные долгосрочные облигации Республики Беларусь на международном финансовом рынке на сумму 800 млн долларов.
Операции с кредитами и займами также являются еще одним источником притока финансовых ресурсов в страну. Их объем за январь-июнь 2011 г. составил 1 906,9 млн. долларов, что на 51,5 % больше, чем за январь–июнь 2010 г. Обязательства перед нерезидентами по привлеченным в экономику страны кредитам и займам выросли на 1 977,2 млн долларов, что на 43,7 % больше, чем за январь–июнь 2010 г. На рисунке 3 можно увидеть, что основной нетто-приток в страну иностранных инвестиций в форме кредитов и займов обеспечен сектором органов государственного управления и банками Республики Беларусь. Внешние обязательства Правительства Республики Беларусь по привлеченным кредитам и займам за январь-июнь 2011 г. увеличились на 940,8 млн долларов, что на 11,1 % превысило уровень января–июня 2010 г. В том числе в июне 2011 г. в Республику Беларусь поступили финансовые средства в объеме 800 млн. долларов из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в рамках предоставляемого стране стабилизационного кредита в размере 3 миллиардов долларов. На рисуноке 3.3 представлено привлечение кредитов и займов в Республику Беларусь в разрезе секторов экономики.
Рисунок 3.3 — Привлечение кредитов и займов в РБ в разрезе секторов экономики за январь – июнь 2010-2011 гг., млн. долларов.
Источник: [1].
Говоря о банковском секторе, хотелось бы отметить, что белорусские банки также продолжили активно использовать международные кредитные ресурсы для решения текущих финансовых задач. Результатом явился рост обязательств банков по привлеченным иностранным кредитам и займам на 846,2 млн долларов, что на 10,7 % больше, чем за январь–июнь 2010 г. При этом в структуре привлеченных кредитных средств наибольший удельный вес занимали долгосрочные обязательства (66,7 % всего прироста обязательств). Долгосрочные обязательства банков увеличились на 564,1 млн долларов (за январь–июнь 2010 г. – на 238,6 млн долларов), краткосрочные обязательства - на 282,1 млн. долларов (за январь–июнь 2010 г. – на 525,5 млн долларов) [17].
Государственный долг Республики Беларусь на 1 марта 2012 года составил 113,6 трлн. рублей и уменьшился по сравнению с началом 2012 года на 2,8 трлн. рублей, или на 2,4%.
Уменьшение государственного
долга (в белорусских рублях) в
первую очередь обусловлено
Внутренний государственный долг с начала 2012 года уменьшился на 0,3 трлн. рублей, по состоянию на 1 марта 2012 года составив 17,6 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей.
Уменьшение внутреннего государственного долга в 2011 году обеспечено погашением государственных ценных бумаг и укреплением курса национальной валюты.
Внешний государственный долг по состоянию на 1 марта 2012 года составил 11,9 млрд. долларов США при установленном лимите 14,3 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 100,2 млн. долларов США.
Рост внешнего государственного долга (в долларах США) в 2012 году обеспечен получением средств по кредитам МБРР и банков КНР [19].
С 01.01.2011 г. в связи со вступлением в силу изменений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь в составе государственного долга не учитываются гарантии Правительства Республики Беларусь и долг органов местного управления и самоуправления.
На начало 2012 г. размер валового внешнего долга достиг 62,3% ВВП против 51,6% ВВП на 1 января 2011 года.
В расчете на душу населения валовой внешний долг на 1 января 2012 года вырос на 600 долларов, или на 20%, и составил 3595 долларов против 2995 долларов на 1 января 2011 года [27, с. 36].
В структуре совокупного внешнего долга внешний долг органов государственного управления за 2011 год вырос на 22,8% - до 12,351 млрд.
Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования на 1 января 2012 года составил 1 ,530 млрд, снизившись на 17,5%. Задолженность коммерческих банков выросла на 5,6% - до 6,077 млрд.
Внешний долг прочих секторов экономики составил 13,064 млрд долларов, увеличившись за год на 31,8%. Прямые инвестиции (межфирменное кредитование) выросли на 21,8% - до 1 млрд. долларов на 1 января 2012 г.
На обслуживание внешнего долга за прошлый год в Беларуси было направлено 6,321 млрд. долларов, что составило 11,6% ВВП, или 13,5% экспорта товаров и услуг. Из них 5,405 млрд составили выплаты по основному долгу, а 0,916 млрд - платежи по процентам [26, с. 20].
Валовой внешний долг Беларуси представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в будущий период времени и представляет собой обязательства резидентов Беларуси перед нерезидентами.
Валовой внешний долг включает в себя долг органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, банков и других секторов экономики.
Между тем МВФ прогнозирует увеличение валового внешнего долга РБ в 2012 году. Несмотря на предостережения экспертов, власти страны продолжают наращивать внешние обязательства.
Внешняя задолженность банков и предприятий растет куда более медленными темпами (банков – на 15,3%, всех остальных секторов экономики – на 22%) и вызывает меньшую обеспокоенность экспертов.
Несмотря на то что суммы долгов не являются критическими, о чем постоянно заявляют представители правительства, их темпы и необеспеченность возврата вызывают беспокойство экспертов. Для Беларуси более важен не сам объем этой задолженности, а темпы ее роста. Вот эти темпы и вызывают у беспокойство. Если посмотреть с точки зрения международных стандартов, внешняя задолженность Беларуси не такая уже и большая. Есть страны, которые имеют и более высокие долги. Но в случае Беларуси проблема состоит именно в том, что внешний долг растет очень быстро и нет никаких гарантий для его погашения.
Экс-глава Нацбанка Белоруссии
Станислав Богданкевич
Эксперты предостерегают
руководство страны от дальнейшего
наращивания внешней
Эксперты, как международные,
так и белорусские, рекомендуют
властям начинать-таки рыночные реформы,
предоставлять предприятиям свободу
в принятии решений, проводить приватизацию
и делать более либеральным
Власти Белоруссии заинтересованы в том, чтобы у них была следующая программа с МВФ. Но для этого должны быть усилены структурные преобразования в экономике Беларуси, это должно стать еще более важной частью программы. Это потребует некоторого времени для осмысления мер структурных преобразований со стороны властей.
После завершения действующей
программы МВФ традиционно
Республика Беларусь в международном кредитовании чаще выступает в качестве страны-заемщика иностранного капитала, т.к. за счет своих резервов (банковских) республика способна осуществлять кредитование предприятий, юридических и физических субъектов только внутри страны. Для преодоления данной проблемы следует модернизировать собственный кредитный аппарат: создавать условия для привлечения иностранного капитала в большем объеме за счет снижения налоговой ставки на международный капитал ввозимый в страну, предлагать проекты, которые будут привлекать иностранных инвесторов. В данной ситуации объем совокупного предложения иностранного капитала не должен превышать спрос на его т.к при несоблюдении этих условий может возникнуть инфляция. Страны-кредиторы оценивая ситуацию в стране потенциального заемщика капитала, приходят к заключения: выдавать кредит или нет, определяют ставку процента по кредиту в зависимости от платежеспособности страны, в которую будет направлены инвестиции [16, с. 31].
Меры государственного регулирования структуры движения международного капитала должны быть дополнены тщательным мониторингом, позволяющим сделать вывод о соответствии Беларуси международным экономическим задачам:
1. Сопоставление стоимостных характеристик обслуживания экспорта и импорта капитала Беларуси с международными и внутрибелорусскими финансовыми показателями.
Информация о работе Международный кредит как финансовый инструмент