Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 17:26, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является международный кредит и его роль в развитии современной экономики.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- определить сущность международных кредитных отношений, рассмотреть факторы современного развития международного кредита;
- проанализировать роль международного кредита в развитии современной экономики;
- рассмотреть Республику Беларусь в системе международных кредитных отношений;
- по результатам исследования сделать выводы.
Введение 5
1 Международный кредит как финансовый инструмент 8
1.1 Сущность, принципы и функции международного кредита 8
1.2 Формы международного кредитования 15
1.3 Сущность международных кредитных отношений и их роль в финансировании национальной экономики 21
2 Республика Беларусь как субъект международного кредитования 26
3 Перспективы развития международного кредита в Республике Беларусь 37
Заключение 49
Список использованных источников 51
Реализация проекта, финансируемого Всемирным банком, началась в 2009 году и займет пять лет.
5. Заем на цели развития в размере 200 млн. долларов США.
1 декабря 2009 г. Совет
исполнительных директоров
3 декабря 2009 г. в Минске было подписано вышеупомянутое Соглашение о займе.
Предусматривается однотраншевый заем, поддерживающий реформы в двух областях:
- решение проблемы последствий экономического спада и проведения реформ за счет укрепления системы социальной помощи;
- создание основ для восстановления устойчивого экономического роста за счет содействия развитию частного сектора и повышения конкурентоспособности посредством либерализации экономики и ужесточения финансовой дисциплины.
Заем выделяется на 16 лет и предусматривает отсрочку начала погашения на 6 лет [7, с. 62].
В 2009 году продолжалась подготовка нового кредитного проекта «Обращение с твердыми бытовыми отходами в Республике Беларусь». Проект предполагает строительство в Гродно производства для сортировки мусора и передачи вычлененных из него вторичных ресурсов на дальнейшую переработку. Общая стоимость проекта – около 70 млн. долл. США [5, с. 64].
Республика Беларусь является членом Международного валютного фонда (МВФ) с 1992 года. Членство в Фонде является важнейшим составным элементом сотрудничества нашей страны в рамках системы международных финансовых и экономических организаций.
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко назначил Председателя Правления Национального банка Надежду Ермакову управляющим от Республики Беларусь Международным валютным фондом. Соответствующий Указ № 412 Глава государства подписал 13 сентября 2011 г. Ранее управляющим от Белоруссии был П.Прокопович.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1504 Министерство финансов определено головным органом по работе с Фондом.
В 1992 году в Минске открыто
Представительство МВФ. В марте 2009
г. для осуществления регулярного
мониторинга реализации программы
stand-by и оперативного решения вопросов
взаимодействия Республики Беларусь и
МВФ с согласия Национального
банка и Правительства
Наша страна несколько раз использовала финансовые ресурсы МВФ:
- по линии фонда системных трансформаций – 217,2 млн. долларов США (два транша кредита по программе системных трансформаций – в августе 1993 г. и в феврале 1995 г.);
- в рамках механизма stand-by – 77,4 млн. долларов США (один транш в 1995 году).
Республика Беларусь в 2004 году приняла решение отказаться от кредитов МВФ и ограничиться техническим сотрудничеством и в феврале 2005 г. полностью погасила указанные кредиты МВФ.
Новый этап взаимодействия
между Республикой Беларусь и
МВФ начался в 2008 году. В октябре-декабре
2009 года в Беларуси находилась миссия
МВФ по подготовке к подписанию финансовой
документации для начала программы
кредитования stand-by с использованием
механизма исключительного
Для получения финансирования в рамках программы stand-by Республикой Беларусь в 2008 году были выполнены предварительные условия: отменено решение по росту заработной платы в государственном секторе; установлен нулевой целевой показатель дефицита бюджета на 2008 – 2009 годы; проведена девальвация курса белорусского рубля; принято решение об увеличении уставных фондов четырех крупнейших государственных банков на 2 трлн. рублей для обеспечения их достаточной капитализации.
12 января 2009 г. Совет Исполнительных
директоров Международного
По итогам первого обзора хода реализации программы Республике Беларусь выделен второй транш кредита на сумму 675 млн. долл. США и увеличен на 1 млрд. долл. США общий объем финансирования.
21 октября 2009 г. МВФ
объявил о предоставлении
В настоящее время размер ресурсов, предоставленных Беларуси по программе stand-by, уже достиг около 2,9 млрд. долл. США. Общая стоимость программы оценивается в более 3,5 млрд. долл. США.
Основанием для положительного
решения руководства МВФ
Заключительный, пятый транш кредита МВФ на сумму 670 миллионов долларов поступил в Беларусь в конце марта 2010 года.
Таким образом, общий объем предоставленных МВФ Белоруссии финансовых ресурсов в рамках программы stand-by составил около 3,46 миллиарда долларов.
В Нацбанке Белоруссии считают, что программа stand-by сыграла одну из ключевых ролей в стабилизации экономики республики в 2009 - начале 2010 гг., позволила поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить устойчивость финансовой системы.
В рамках кредитного соглашения
с Фондом проводится совместная работа
по определению параметров социально-экономического
развития Республики Беларусь, разработке
и использованию рекомендаций экспертов
МВФ в экономической политике
государства. В частности, совместно
с экспертами Фонда совершенствуются
подходы по регулированию бюджетно-
Международные денежные поступления позволяют во многом смягчить последствия глобального экономического кризиса и способствовать поступательному развитию экономики. Вместе с тем Республика Беларусь не стремиться привлечь кредитные ресурсы любой ценой. Во главу угла неизменно ставится экономическая целесообразность и соответствие предлагаемых условий экономическим нуждам и потребностям нашей страны.
Постановлением Совета Министров от 4 июля 2011 года № 900 увеличена квота Республики Беларусь в Международном валютном фонде. Правительство РБ дало согласие на увеличение квоты Беларуси в МВФ до 681,5 млн. специальных прав заимствования (СДР) в соответствии с четырнадцатым общим пересмотром квот, одобренным Советом управляющих этого фонда 15 декабря 2010 года.
В 2009 году Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) реализовал в Беларуси ряд проектов по кредитованию негосударственного сектора экономики. В частности, ЕБРР одобрил проект «Беларусь: механизм финансирования белорусского финансового сектора» (50 млн. долл. США на 2 года), предусматривающий поддержку микро-, малых и средних частных предприятий, инвестирование в акционерный капитал коммерческих банков и предоставление синдицированных кредитов. Первый кредитный договор был подписан с ЗАО «МТБанк» (июле 2009 г.). В июле 2009 г. подписана вторая часть кредитного договора для ОАО «Белгазпромбанк» на сумму 30 млн. долларов США.
За период с 1994 года по 2009
год общая стоимость
На рисунке 2.2 представлено взаимодействие органов государственной власти РБ с ЕБРР.
Рисунок 2.2 – Взаимодействие органов государственной власти РБ с ЕБРР
Источник: [17].
Анализ взаимодействия Республики
Беларусь с международными финансовыми
организациями свидетельствует
о том, что в условиях ограниченности
национальных кредитно-финансовых ресурсов
усиливается влияние
Важнейшим аспектом повышения эффективности взаимовыгодного сотрудничества Республики Беларусь с системой международных финансовых организаций являемся совершенствование государственной системы взаимодействия с международными финансовыми организациями и иностранными инвесторами, направленное на комплексное и системное построение национальной политики привлечения в страну частных, государственных и международных ресурсов.
3 Перспективы развития международного кредита в Республике Беларусь
Разные формы международных капиталопотоков оказывают различное влияние на экономику страны-рецепиента.
Международное движение капитала осуществляется в форме международной миграции капитала, который представляет собой перемещение капиталов между странами, определяемое источниками, интервалом времени и причинами.
В целом привлечение зарубежных инвестиций содействует модификации производственных методов национальных фирм. Зарубежные инвестиции оказывают положительное влияние на рост производительности труда в принимающей стране. Также, зарубежные инвестиции стимулируют рост спроса на высококвалифицированную рабочую силу, повышают уровень благосостояния населения, так как ТНК платят более высокую зарплату по сравнении с местными фирмами.
Наряду с позитивным влиянием притока зарубежных инвестиций на экономику принимающей стороны есть и возможные негативные эффекты: эффект вытеснения внутренних капиталовложений иностранными инвестициями вытеснения местных фирм более конкурентноспособными зарубежными ТНК.
За четверть века доля прямых зарубежных инвестиций в мировом ВВП постоянно растет [15, с. 90].
За годы реформирования экономики Республика Беларусь привлекла большое количество иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства.
Иностранные инвестиции чрезвычайно выгодны для экономики. Они служат катализатором развития бизнеса, поддерживают инновации, причем не только в сфере производства товаров и услуг, но и в отношении новых моделей развития бизнеса, способствуют выходу предприятий на новые рынки, переходу на международный уровень качества производства, использованию современных технологий управления. За январь-сентябрь 2011 г. в реальный сектор экономики иностранные инвесторы вложили 12,6 млрд. долларов США, что в 2 раза больше, чем за январь-сентябрь 2010 г. Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (47,8% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (23,4%), Кипра (7,8%), Австрии (6%).
Во внешних обязательствах страны преобладающую долю (44,5 %) занимают инвестиции в форме кредитов и займов, прямые иностранные инвестиции (24,5 %) и задолженность по коммерческим (торговым) кредитам (19,1 %). Накопленные на 1 июля 2011 г. прямые инвестиции оценивались в 10 438 млн долларов, что составило 1 102,5 доллара на душу населения, 17,8% ВВП, 28 % экспорта товаров и услуг. Если же рассматривать структуру иностранных активов страны в целом, то наибольший удельный вес занимают коммерческие кредиты (35,4%). Данные представлены на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 — Структура иностранных активов Республики Беларусь на 1 июля 2011 г.
Источник: [1].
Если рассматривать операции финансового счета платежного баланса, то можно отметить, что наблюдается чистый приток в страну иностранных инвестиций в размере 4 536,7 млн долларов, что в 1,9 раза больше, чем за январь–июнь 2010 г.. Положительное сальдо финансового счета обеспечено главным образом притоком прямых и портфельных иностранных инвестиций, а также привлечением иностранных кредитов и займов, включая коммерческие кредиты. В таблице 3.1 представлены операции финансового счета платежного баланса.
Таблица 3.1 — Операции финансового счета платежного баланса Республики Беларусь за январь – июнь 2010-2011 гг.
январь-июнь 2010 г. |
январь-июнь 2011 г. |
январь - июнь 2011 г. к январю-июню 2010 г., % | |
Иностранные активы (знак "-" означает рост) |
-633,4 |
-908,4 |
143,4 |
Международные резервные активы |
82,2 |
1032,6 |
1256,2 |
Другие иностранные активы резидентов |
-715,6 |
-1941 |
271,2 |
Прямые иностранные инвестиции за рубеж |
-18,9 |
-25,4 |
134,4 |
Иностранные портфельные инвестиции и производные финансовые инструменты |
-32,6 |
-20,8 |
63,8 |
Другие иностранные активы |
-664,1 |
-1894,8 |
285,3 |
Внешние обязательства резидентов (знак "+" означает рост) |
3028,9 |
5445,1 |
179,8 |
Прямые иностранные инвестиции в РБ |
1193,3 |
991,8 |
83,1 |
Портфельные инвестиции нерезидентов и производные финансовые инструменты |
-0,4 |
826,8 |
х |
Другие внешние обязательства |
1836 |
3626,5 |
197,5 |
Информация о работе Международный кредит как финансовый инструмент