Международный кредит как финансовый инструмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является международный кредит и его роль в развитии современной экономики.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- определить сущность международных кредитных отношений, рассмотреть факторы современного развития международного кредита;
- проанализировать роль международного кредита в развитии современной экономики;
- рассмотреть Республику Беларусь в системе международных кредитных отношений;
- по результатам исследования сделать выводы.

Содержание работы

Введение 5
1 Международный кредит как финансовый инструмент 8
1.1 Сущность, принципы и функции международного кредита 8
1.2 Формы международного кредитования 15
1.3 Сущность международных кредитных отношений и их роль в финансировании национальной экономики 21
2 Республика Беларусь как субъект международного кредитования 26
3 Перспективы развития международного кредита в Республике Беларусь 37
Заключение 49
Список использованных источников 51

Файлы: 1 файл

Текст.docx

— 160.06 Кб (Скачать файл)

Реализация проекта, финансируемого Всемирным банком, началась в 2009 году и займет пять лет.

5.     Заем на цели развития в размере 200 млн. долларов США.

1 декабря 2009 г. Совет  исполнительных директоров Всемирного  банка утвердил проект по предоставлению  Беларуси займа на цели развития  в размере 200 миллионов долларов.

3 декабря 2009 г. в Минске  было подписано вышеупомянутое Соглашение о займе.

Предусматривается однотраншевый заем, поддерживающий реформы в двух областях:

- решение проблемы последствий экономического спада и проведения реформ за счет укрепления системы социальной помощи;

- создание основ для восстановления устойчивого экономического роста за счет содействия развитию частного сектора и повышения конкурентоспособности посредством либерализации экономики и ужесточения финансовой дисциплины.

Заем выделяется на 16 лет  и предусматривает отсрочку начала погашения на 6 лет [7, с. 62].

В 2009 году продолжалась подготовка нового кредитного проекта «Обращение с твердыми бытовыми отходами в Республике Беларусь». Проект предполагает строительство  в Гродно производства для сортировки мусора и передачи вычлененных из него вторичных ресурсов на дальнейшую переработку. Общая стоимость проекта  – около 70 млн. долл. США [5, с. 64].

Республика Беларусь является членом Международного валютного фонда (МВФ) с 1992 года. Членство в Фонде  является важнейшим составным элементом сотрудничества нашей страны в рамках системы международных финансовых и экономических организаций.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко назначил Председателя Правления Национального банка  Надежду Ермакову управляющим от Республики Беларусь Международным  валютным фондом. Соответствующий Указ № 412 Глава государства подписал 13 сентября 2011 г. Ранее  управляющим  от Белоруссии был П.Прокопович.

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1504 Министерство финансов определено головным органом по работе с Фондом.

В 1992 году в Минске открыто  Представительство МВФ. В марте 2009 г. для осуществления регулярного  мониторинга реализации программы stand-by и оперативного решения вопросов взаимодействия Республики Беларусь и  МВФ с согласия Национального  банка и Правительства Республики Беларусь назначен Постоянный представитель  Фонда в Республике Беларусь – Колядина Н.А.

Наша страна несколько  раз использовала финансовые ресурсы МВФ:

- по линии фонда системных трансформаций – 217,2 млн. долларов США (два транша кредита по программе системных трансформаций – в августе    1993 г. и в феврале 1995 г.);

- в рамках механизма stand-by  – 77,4 млн. долларов США (один транш в 1995 году).

Республика Беларусь в 2004 году приняла решение отказаться от кредитов МВФ и ограничиться техническим  сотрудничеством и в феврале  2005 г. полностью погасила указанные кредиты МВФ.

Новый этап взаимодействия между Республикой Беларусь и  МВФ начался в 2008 году. В октябре-декабре 2009 года в Беларуси находилась миссия МВФ по подготовке к подписанию финансовой документации для начала программы  кредитования stand-by с использованием механизма исключительного доступа  и чрезвычайного финансирования.

Для получения финансирования в рамках программы stand-by Республикой  Беларусь в 2008 году были выполнены предварительные  условия: отменено решение по росту  заработной платы в государственном  секторе; установлен нулевой целевой  показатель дефицита бюджета на 2008 – 2009 годы; проведена девальвация  курса белорусского рубля; принято  решение об увеличении уставных фондов четырех крупнейших государственных  банков на 2 трлн. рублей для обеспечения  их достаточной капитализации.

12 января 2009 г. Совет Исполнительных  директоров Международного валютного  фонда одобрил выделение Республике  Беларусь финансовых ресурсов  по программе stand-by в объеме 2,46 млрд. долларов США сроком на  15 месяцев. Первый транш кредита в размере около 800 млн. долл. США поступил в Беларусь 15 января 2009 г.

По итогам первого обзора хода реализации программы Республике Беларусь выделен второй транш кредита на сумму 675 млн. долл. США и увеличен на 1 млрд. долл. США общий объем финансирования.

21 октября 2009 г. МВФ  объявил о предоставлении Беларуси  третьего кредитного транша в  размере 699,5 млн. долл. США. В  декабре 2009 г. наша страна получила  очередной, четвертый, транш кредита  МВФ в размере более 688 млн.  долл. США. 

В настоящее время размер ресурсов, предоставленных Беларуси по программе stand-by, уже достиг около 2,9 млрд. долл. США. Общая стоимость  программы оценивается в более 3,5 млрд. долл. США.

Основанием для положительного решения руководства МВФ послужило  выполнение Беларусью всех принятых на себя обязательств в рамках программы stand-by.

Заключительный, пятый транш  кредита МВФ на сумму 670 миллионов  долларов поступил в Беларусь в конце марта 2010 года.

Таким образом, общий объем  предоставленных МВФ Белоруссии финансовых ресурсов в рамках программы stand-by составил около 3,46 миллиарда долларов.

В Нацбанке Белоруссии считают, что программа stand-by сыграла одну из ключевых ролей в стабилизации экономики республики в 2009 - начале        2010 гг., позволила поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить устойчивость финансовой системы.

В рамках кредитного соглашения с Фондом проводится совместная работа по определению параметров социально-экономического развития Республики Беларусь, разработке и использованию рекомендаций экспертов  МВФ в экономической политике государства. В частности, совместно  с экспертами Фонда совершенствуются подходы по регулированию бюджетно-налоговой  и денежно-кредитной политики, усилению эффективности использования ее инструментов, обеспечению финансовой и денежно-кредитной стабильности.

Международные денежные поступления  позволяют во многом смягчить последствия  глобального экономического кризиса  и способствовать поступательному  развитию экономики. Вместе с тем  Республика Беларусь не стремиться привлечь кредитные ресурсы любой ценой. Во главу угла неизменно ставится экономическая целесообразность и  соответствие предлагаемых условий экономическим нуждам и потребностям нашей страны.

Постановлением Совета Министров  от 4 июля 2011 года № 900 увеличена квота  Республики   Беларусь  в Международном валютном фонде. Правительство РБ дало согласие на увеличение квоты Беларуси  в   МВФ  до 681,5 млн. специальных прав заимствования (СДР) в соответствии с четырнадцатым общим пересмотром квот, одобренным Советом управляющих этого фонда 15 декабря 2010 года.

В 2009 году Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) реализовал в Беларуси ряд проектов по кредитованию негосударственного сектора экономики. В частности, ЕБРР одобрил проект «Беларусь: механизм финансирования белорусского финансового сектора» (50 млн. долл. США на 2 года), предусматривающий поддержку микро-, малых и средних частных предприятий, инвестирование в акционерный капитал коммерческих банков и предоставление синдицированных кредитов. Первый кредитный договор был подписан с ЗАО «МТБанк» (июле 2009 г.). В июле 2009 г. подписана вторая часть кредитного договора для ОАО «Белгазпромбанк» на сумму 30 млн. долларов США.

За период с 1994 года по 2009 год общая стоимость реализованных  с участием ЕБРР 29 проектов в Республике Беларусь составила около 390 млн. евро, из них финансирование ЕБРР составляет около 292 млн. евро [11, с. 74].

На рисунке 2.2 представлено взаимодействие органов государственной  власти РБ с ЕБРР.

 

Рисунок 2.2 – Взаимодействие органов государственной власти РБ с ЕБРР

Источник: [17].

Анализ взаимодействия Республики Беларусь с международными финансовыми  организациями свидетельствует  о том, что в условиях ограниченности национальных кредитно-финансовых ресурсов усиливается влияние внешнеэкономического фактора на стабильность существующей социально-экономической системы. В  связи с этим роль государства  как гаранта устойчивого развития общества заключается в наиболее эффективном использовании возможностей иностранных инвестиций по активизации  производственно-технического роста  в экономике страны, при минимальных  социальных и других издержках, сохранении контрольных и регулирующих функций.

Важнейшим аспектом повышения  эффективности взаимовыгодного  сотрудничества Республики Беларусь с  системой международных финансовых организаций являемся совершенствование государственной системы взаимодействия с международными финансовыми организациями и иностранными инвесторами, направленное на комплексное и системное построение национальной политики привлечения в страну частных, государственных и международных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития международного кредита в Республике Беларусь

 

Разные формы международных  капиталопотоков оказывают различное влияние на экономику страны-рецепиента.

Международное движение капитала осуществляется в форме международной  миграции капитала, который представляет собой перемещение капиталов  между странами, определяемое источниками, интервалом времени и причинами.

В целом привлечение зарубежных инвестиций содействует модификации  производственных методов национальных фирм. Зарубежные инвестиции оказывают  положительное влияние на рост производительности труда в принимающей стране. Также, зарубежные инвестиции стимулируют  рост спроса на высококвалифицированную  рабочую силу, повышают уровень благосостояния населения, так как ТНК платят более высокую зарплату по сравнении с местными фирмами.

Наряду с позитивным влиянием притока зарубежных инвестиций  на экономику принимающей стороны есть и возможные негативные эффекты: эффект вытеснения внутренних капиталовложений иностранными инвестициями вытеснения местных фирм более конкурентноспособными зарубежными ТНК.

За четверть века доля прямых зарубежных инвестиций в мировом  ВВП постоянно растет [15, с. 90].

За годы реформирования экономики  Республика Беларусь привлекла большое  количество иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства.

Иностранные инвестиции чрезвычайно  выгодны для экономики. Они служат катализатором развития бизнеса, поддерживают инновации, причем не только в сфере  производства товаров и услуг, но и в отношении новых моделей  развития бизнеса, способствуют выходу предприятий на новые рынки, переходу на международный уровень качества производства, использованию современных технологий управления. За январь-сентябрь 2011 г. в реальный сектор экономики иностранные инвесторы вложили 12,6 млрд. долларов США, что в 2 раза больше, чем за январь-сентябрь 2010 г. Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования  России (47,8% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (23,4%), Кипра (7,8%), Австрии (6%).    

Во  внешних обязательствах страны преобладающую долю (44,5 %) занимают инвестиции в форме кредитов и займов, прямые иностранные инвестиции (24,5 %) и задолженность по коммерческим (торговым) кредитам (19,1 %). Накопленные на 1 июля 2011 г. прямые инвестиции оценивались в 10 438 млн долларов, что составило 1 102,5 доллара на душу населения, 17,8% ВВП, 28 % экспорта товаров и услуг. Если же рассматривать структуру иностранных активов страны в целом, то наибольший удельный вес занимают коммерческие кредиты (35,4%). Данные представлены на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 — Структура иностранных активов Республики Беларусь на    1 июля 2011 г.

Источник: [1].

Если рассматривать операции финансового счета платежного баланса, то можно отметить, что наблюдается чистый приток в страну иностранных инвестиций в размере 4 536,7 млн долларов, что в 1,9 раза больше, чем за январь–июнь 2010 г..  Положительное сальдо финансового счета обеспечено главным образом притоком прямых и портфельных иностранных инвестиций, а также привлечением иностранных кредитов и займов, включая коммерческие кредиты. В таблице 3.1 представлены операции финансового счета платежного баланса.

 

Таблица 3.1 — Операции финансового счета платежного баланса Республики Беларусь за январь – июнь 2010-2011 гг.

 

январь-июнь 2010 г.

январь-июнь 2011 г.

январь - июнь 2011 г. к январю-июню 2010 г., %

Иностранные активы (знак "-" означает рост)

-633,4

-908,4

143,4

Международные резервные  активы

82,2

1032,6

1256,2

Другие иностранные активы резидентов

-715,6

-1941

271,2

Прямые иностранные инвестиции за рубеж

-18,9

-25,4

134,4

Иностранные портфельные  инвестиции и производные финансовые инструменты

-32,6

-20,8

63,8

Другие иностранные активы

-664,1

-1894,8

285,3

Внешние обязательства резидентов (знак "+" означает рост)

3028,9

5445,1

179,8

Прямые иностранные инвестиции в РБ

1193,3

991,8

83,1

Портфельные инвестиции нерезидентов и производные финансовые инструменты

-0,4

826,8

х

Другие  внешние обязательства

1836

3626,5

197,5

Информация о работе Международный кредит как финансовый инструмент