Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:21, контрольная работа
В данной работе рассматриваются сущность и основные формы международного кредита, некоторые аспекты международных кредитных отношений в плане взаимопомощи одного государства другому. Особое внимание уделяется современной кредитной системе, являющейся неотъемлемым компонентом всего комплекса международных экономических, а так же валютных отношений.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Международный кредит как экономическая категория .................................4
1.1. Сущность и функции международного кредита ………………..…...4
1.2. Формы и виды международного кредита ……....……………………9
2. Международные кредитные отношения …………………………………...14
2.1. Кредитование внешней торговли …………………………………..14
2.2. Международные финансовые институты …………………...……...17
2.3. Проблемы международного кредита ...............……………………....18
3. Международные кредитные отношения в Российской Федерации..............27
3.1. Участие России в международных финансовых институтах.............27
3.2. Россия – должник и кредитор...............................................................28
3.3. Совокупный долг РФ.............................................................................34
3.4. Перспективы развития международных кредитных отношений России.....................................................................................................................35
Заключение ……………………………………………………………………...38
Список литературы …………………………………......................…………....40
Приложение ……………………………………………………………………...41
Тесты ......................................................................................................................42
в) Банк международных расчетов, г. Базель.
Создан в 1930 г.,
выполняет две основные функции: содействие
сотрудничеству между центральными банками
и обеспечение благоприятных условий
для проведения международных финансовых
операций; выполнение роли доверенного
лица или агента по осуществлению международных
расчетов;
г) Парижский клуб;
д) Лондонский клуб;
е) валютно-кредитные и финансовые организации
европейских
стран: Европейский банк реконструкции
и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный
банк, г. Люксембург, Европейский валютный
институт; Европейский центральный банк.
Создание международных
организаций явилось результатом поиска
эффективных мер для разрешения чрезвычайных или кризисных
ситуаций
в жизни государств. Когда
усилия национальной дипломатии оказались
недостаточными для того, чтобы справиться
с проблемами современных международных
отношений, правительства стремились
найти адекватные методы взаимодействия
в целях создания благоприятных условий
для многосторонних консультаций, сотрудничества
и совместных шагов в этом направлении.
В международных экономических отношениях любого государства существенное значение имеют кредитные отношения. Международное заимствование и кредитование стало результатом развития, с одной стороны, внутреннего кредитного рынка наиболее развитых стран мира, а с другой ответом на потребность финансирования международной торговли.
Проблема международного кредита со всей очевидностью свидетельствует о том, насколько выявленные ранее принципы нормального функционирования кредита не соответствуют реальным требованиям международного рынка кредита для суверенных заемщиков. Наиболее серьезным подтверждением сказанному служит так называемый мировой кризис задолженности.
Главной причиной периодической
повторяемости международного кризиса
задолженности является наличие
сильной мотивации к отказу от
платежей по долгу суверенными
Причина прекращения
платежей суверенными должниками помогает
объяснить и некоторые черты
поведения международных
Что способно решить проблему отказа от платежей? Думается, что это не может быть традиционное предложение, связывающее поступление новых кредитов должнику с выполнением требования «затягивания поясов». Чтобы оттянуть момент отказа от выплат по долгам, новые кредиты должны по меньшей мере покрывать суммы выплат процентов и основной суммы долга. Но даже если новые кредиты настолько велики, их предоставление увеличивает общую сумму итогового долга, по которому, в конце концов, должник может отказаться платить вне зависимости от того, как долго будет осуществляться новое кредитование.
Верным способом разрешения проблем права собственности на кредиты, предоставляемые суверенным должникам, является введение залога или обеспечения, т.е. активов того или иного вида, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки выплат по долгу заемщиком.
Кредиторы идут на уступки заемщикам, тем или иным образом реструктуризируя долг (переоформляя долговые обязательства, по которым наступил или просрочен срок платежа).
На сегодняшний день
в мировой практике применяются
следующие источники права в
области международных
Согласно перечисленным источникам правового регулирования международного кредита, существуют три возможных варианта права применимого к международным кредитным операциям:
Однако при осуществлении международной кредитной сделки следует учитывать, что указанные источники предусматривают возможность ограничения изложенных в них норм заявлением присоединяющегося к ним государства, в результате чего данное положение не будет применяться в отношении должников (дебиторов), имеющих свое коммерческое предприятие на территории этого государства.
Существуют два основных
пути решения: - усиление административного
контроля над финансовыми потоками,
дополненное ужесточением законодательства
и осуществление системных инст
Первый путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.
Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к экономике должны включать в себя:
Россия может продержаться максимум год без рефинансирования и реструктуризации своих внешних долгов, без новых займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности, поскольку нагрузку в 12-15 млрд. долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета.
Чтобы охарактеризовать нынешнюю ситуацию и оценить размер долга и его влияние на финансовую устойчивость государства, обычно используют два базовых подхода: сравнивают внешний долг с ВВП или сопоставляют размер долговых платежей с экспортом. Именно от экспорта зависит поступление валюты в страну и, соответственно, возможность расплатиться с кредиторами.
С 1992 г. Россия начала активно привлекать западные кредиты, увеличивая свой внешний долг, что активно поддерживалось за рубежом. Взамен финансовой поддержки от России требовалось держать курс на проведение реформ, направленных на минимизацию государственного вмешательства в экономику.
Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируются Федеральным Законом "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям", принятым Государственной Думой 7 декабря 1994 г. и одобренным Советом Федерации 17 декабря 1994 г.
Проанализировав экономическую ситуацию Российской Федерации в течение трех лет, а именно 2010, 2011, 2012 года показатели внешних заимствований можно отразить в виде сгруппированных данных, представленных в приложении 1.
Общепризнанно опасной считается граница, когда сумма долга в два раза превышает экспорт, а тройное превышение считается критическим. Таким же образом рассматривается и доля суммы обслуживания долга (основной суммы задолженности и процентов) в экспорте. Она должна быть не выше 20%, 30% - уже критический порог. Считается, что основная тяжесть долга состоит именно в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга.
Стоит отметить, что для России, как и для других стран с большой территорией, объективно закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно по этой причине, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости.
Существует еще один критерий - критерий «Рэдди», согласно которому внешняя платежеспособность страны адекватно обеспечена, если ее золотовалютные резервы покрывают трехмесячный импорт плюс годовые платежи по долгу. Но как раз по этим показателям у России всё в полном порядке, но почему же тогда проблема долга всё ещё довлеет над Россией. Для решения целого комплекса проблем предлагается ряд инновационных механизмов, предложенные Всемирным фондом дикой природы (WWF) и успешно апробирован в некоторых странах мира.
Механизм схемы «долги на проведение природоохранной деятельности» следующий: кредитор договаривается со страной должником о сделке, по которой кредитор списывает долг или его часть в обмен на обязательство страны-должника вложить соответствующую сумму в своей стране в охрану природы и устойчивое природопользование. Такая реструктуризация долгов оказалась реальным стимулом для западных кредиторов при списании части долгов целого ряда стран.
Такая схема уже была успешно реализована во многих странах, причем далеко не только бедных: Африка - 8 стран (Мадагаскар, Замбия и др.), Азия - 4 страны (в том числе - Филиппины), почти все страны Латинской Америки (31 страна, включая Боливию, Коста-Рику, Эквадор, Мексику, Перу и др.), в двух Восточно-европейских странах «с переходной экономикой» - Польше и Болгарии.
Уникальность ситуации с внешним долгом России состоит также в том, что Россия является не только крупнейшим заемщиком (на 1 января 2013 г. внешний долг Российской Федерации составлял 50,8 млрд. долл. США), но и крупнейшим кредитором для многих стран (России должны примерно 157,5 млрд. долл. США, но практически вся задолженность просроченная).
Совместная реализация схемы «долги на проведение природоохранной деятельности» Правительством Российской Федерации и Всемирным фондом дикой природы, который является одним из основных в мире обладателей институционального опыта реализации данной схемы обмена долгов, может способствовать как уменьшению внешней задолженности России и довольно большой группы развивающихся стран, так и формированию долговременных финансовых механизмов сохранения биоразнообразия России и стран, которые имеют перед ней задолженность.
Реструктуризация внешних долгов России с использованием схемы «долги на проведение природоохранной деятельности» может создать долговременные уникальные возможности для национального финансирования природоохранных проектов и программ, в том числе и для обеспечения основной деятельности заповедников и национальных парков, финансирования государственных природоохранных и инвестиционных экологических программ и т.п. Таких примеров в мире немало, например, только в результате двух небольших обменов «долги на проведение природоохранной деятельности» Экологический Фонд Филиппин получил 26 млн. долл. США.
В России именно сейчас созревают условия для проведения обменов «долги на проведение природоохранной деятельности». В этом потенциально заинтересованы все стороны - и Россия, и разные группы кредиторов. Это могут быть и частные кредиторы, в частности, «Лондонский клуб», но и, как показывает опыт, возможно достижение взаимопонимания и с «Парижским клубом», что в настоящее время является ведущей внешнеполитической экономической задачей России. Следует также учитывать, что реструктуризация «долги на проведение природоохранной деятельности» на первом этапе, вероятно, может быть быстрее и эффективнее реализована на уровне субъектов Российской Федерации.
Обмены «долги на проведение природоохранной деятельности» - это один из источников финансирования экологической деятельности в условиях значительной долговой задолженности страны и способ уменьшения международного долга в обмен на экологические инвестиции. Он проводятся обычно в трех формах: долги страны покупаются и ликвидируются в обмен на продолжение природоохранных программ на определенной территории; долг конвертируется в местную валюту, которая затем используется местными НПО, часто в сотрудничестве с международными неправительственными организациями, для проведения природоохранных проектов в стране-должнике; кредитор/кредиторы и должник договариваются о том, что последний выплачивает в установленные сроки свой долг в виде взноса в местной валюте в создаваемый совместно управляемый экофонд, средства которого используются на реализацию согласованных экологических проектов (например, Польский Экофонд).