Международный валютный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда, его роли в регулировании международных валютно-финансовых отношениях и его сотрудничество с Россией. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:
Изучение истории возникновения, целей, задач и структуры МВФ;
Рассмотрение деятельности Фонда и его отношений с Россией;
Определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. МВФ: его история, сущность и структура
1.1. История возникновения МВФ
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
1.3. Организационная структура Фонда
1.4. Порядок вступления в МВФ
Глава 2. Разнообразие форм деятельности МВФ и его роль в регулировании международных валютно-финансовых отношений
2.1. Инспектирование, консультации, предоставление услуг и финансирование стран-членов
2.2. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании.
Глава 3. Сотрудничество МВФ с Россией
3.1. История взаимоотношений России и МВФ
3.2. Современные отношения РФ и МВФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Международный валютный фонд.docx

— 79.67 Кб (Скачать файл)

 

Введение

В системе международных  экономических отношений немаловажную роль играют валютно-финансовые организации. Они создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет  использовать его целенаправленно  и эффективно.

Международный валютный фонд (МВФ) – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, называемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд – специализированное учреждение ООН – практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ играет значительную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики  в целом. Поэтому изучение его  сущности, методов работы и роли в мировой экономики важно  для создания полной картины функционирования международных экономических отношений. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы.

Главной целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда, его роли в регулировании  международных валютно-финансовых отношениях и его сотрудничество с Россией. Следовательно, можно  определить следующие задачи данной курсовой работы:

    • Изучение истории возникновения, целей, задач и структуры МВФ;
    • Рассмотрение деятельности Фонда и его отношений с Россией;
    • Определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

 При этом, объектом исследования является деятельность Международного валютного фонда. Предмет исследования – роль этой международной организации в регулировании международных валютно-финансовых отношений.

Исследование в данной курсовой работе будет включать как  анализ различных показателей деятельности Международного валютного фонда, так  и общей информации о его деятельности, включающей формы и методы его  работы с соответствующими структурами  стран-членов. Результаты такого анализа  будут обобщены в определенные выводы, касающиеся деятельности и роли МВФ в международной валютно-финансовой системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. МВФ: его  история, сущность и структура

    1. История возникновения МВФ

Развитие международной  валютно-финансовой системы прошло ряд этапов. Бреттон-Вудское соглашение (1944 год) стало важнейшим звеном в процессе поиска международно-правового регулирования кредитно-финансовых и валютных отношений, а также началом нового этапа создания механизма международного регулирования в этих взаимосвязанных между собой областях.

 К окончанию Второй мировой войны стала ясна тесная взаимосвязь между мировым рынком и национальными экономиками. Одним из катастрофических результатов этой войны стал развал европейского регионального рынка, что замедлило или свело на нет развитие межгосударственного экономического сотрудничества. По этим причинам появилась необходимость единообразного, универсального международного регулирования экономических отношений. Одним из механизмов такого регулирования стал Международный валютный фонд (МВФ).

Необходимость в организации, подобной МВФ, стала очевидной во время Великой депрессии, поразившую мировую экономику в 30-е годы. Не в меньшей степени в этот период пострадал мир от кризисов, произошедших на международных финансовых и денежных рынках. Общее недоверие к бумажным деньгам породило спрос на золото. Ряд стран последовали примеру Великобритании, вынужденной отказаться от золотого стандарта. Из-за отсутствия уверенности в стоимости денег, которые теперь не имели фиксированной цены в золоте, крайне затруднился обмен валют стран, отказавшихся от золотого стандарта, и стран, продолжавших им пользоваться. Страны накапливали запасы золота и валют, которые могли быть обращены в золото, сокращая объем и частоту денежных операций. Соотношение между деньгами и стоимостью товаров нарушилось, ровно, как и соотношение между стоимостью валют. В этих условиях происходил спад мировой экономики.

Серьезные потрясения на мировых  рынках продолжались до начала в 1939 году Второй мировой войны.

В начале 40-х годов Харри  Декстер Уайт из США и знаменитый экономист Джон Мейнард Кейнс  из Великобритании, почти одновременно, предложили создать международную  национальную организацию на постоянной основе, которая бы осуществляла контроль над международной валютной системой. Эта организацию должна была реагировать на требования времени и способствовать обмену валют без каких-либо ограничений, установлению четкой и однозначной стоимости каждой валюты и устранению любых ограничений. В 1943 году, когда исход войны был уже очевиден, переговорный процесс о создании новой валютной системы и организации был возобновлен и принял более интенсивный характер. В результате многосторонних переговоров и консультаций, которые проходили между странами инициаторами создания МВФ (США, Великобритания и Канада), были выработаны основные принципы его деятельности. Предполагалось, что в его функции помимо осуществления контроля над международной валютной системой, должно было входить решение вопросов, связанных с оказанием помощи слаборазвитым странам в реконструкции их экономик.

В декабре 1943 года к переговорному  процессу по выработке основных принципов деятельности МВФ, подключился СССР. Руководство Советского Союза предложило, чтобы при предоставлении финансовой помощи Фонд учитывал особенности политической и экономической ситуации в стране заемщике и не навязывал ей таких условий, выполнение которых усугубило бы экономико-политическое положение в этой стране. Но все принципиальные предложения СССР, касающихся вопросов управления и принятий решений в МВФ, были отклонены представителями западных стран. Естественно, что такая постановка вопросов не устраивало руководство СССР. Поэтому в апреле 1944 года было принято решение о выходе СССР из переговорного процесса и об отказе от присоединения к МВФ.

Наконец, переговорный процесс  по вопросам создания МВФ, начатый еще  в 1943 году, получил свое завершение на международной валютно-финансовой конференции Объединенных наций, состоявшейся в период с 1 по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью Гемпшир). В ней приняли участие представители 44 государств. Конференция приняла «Заключительный акт», который включал так называемые Статьи Соглашения о МВФ и его «инвестиционном филиале» Международном Барке Реконструкции и Развития (МБРР), которые исполняют роль их устава. 27 декабря 1945 года после ратификации Соглашений о МВФ и МБРР 29 государствами они официально вступили в силу. В марте 1946 года на учредительной сессии Совета управляющих МВФ в Саванне (США) были приняты дополнительные постановления, регулирующие деятельность МВФ. К осени 1946 года организация Фонда была завершена, и после опубликования первоначальных валютных паритетов большинства государств-членов 18 декабря 1946 года, было официально объявлено, что МВФ готов приступить к валютным операциям с 1 марта 1947 года.

Фонд осуществляет свою деятельность в качестве специализированного  учреждения Организации Объединенных Наций (ООН). Такой статус ему был  предоставлен в результате заключенного с ООН соглашения, утвержденного  в 1947 году Советом управляющих МВФ  и генеральной Ассамблеей ООН. По настоянию США в это соглашение было включено положение, в соответствии с которым ООН не имеет права  давать Фонду рекомендации, относящиеся  к проводимой им политики. Практически МВФ является институциональной основой международной валютной системы.

    1. Основные цели и функциональные характеристики МВФ

МВФ создан для регулирования  отношений в сфере валютных расчетов между государствами и осуществления  финансовой помощи странам-членам

через предоставление им при  возникновении валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платежных балансов, краткосрочных  кредитов в иностранной валюте.

Официально утверждены такие цели МВФ:

  • Содействие международному сотрудничеству путем обеспечения механизма для консультации и согласованных действий относительно международных валютных вопросов;
  • Содействие сбалансированному росту международной торговли с целью повышения уровня занятости и реальных доходов населения, развитию производственных возможностей стран-членов;
  • Содействие стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям и предотвращение конкурентному обесцениванию валют;
  • Содействие созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям и стремиться к ликвидации валютных ограничений;
  • Временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам-членам (при наличии соответствующих гарантий) для того, чтобы они могли исправить нарушения равновесия их платежных балансов, избегая мер, которые могли бы принести вред на национальном и международном уровне;
  • Сократить сроки и масштабы дефицита платежных балансов.

 Участники Бреттон-Вудской конференции поручили Фонду исполнение трех основных функций:

  • Контроль над выполнением «кодекса поведения» (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);
  • Предоставление членам Фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения ими «кодекса поведения»;
  • Организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.

Позднее страны-члены определили для МВФ и дополнительные функции  и обязанности в зависимости  от требований времени и обстоятельств. Сейчас МВФ имеет такие функции:

  • Осуществление надзора за согласованной системой упорядоченного обмена национальных валют;
  • Предоставление кредитов своим членам на реорганизацию экономики для установления более эффективного сотрудничества;
  • Предоставление дополнительных услуг странам-членам (повышение квалификации персонала, техническая помощь в специализированных сферах, информационное обеспечение).

 

    1. Организационная структура Фонда

Высшим руководящим органом  МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы Центрально Банка вместе с заместителем), назначенных на 5 лет. В ведение Совета входят: изменение статей Соглашения, прием и исключение государств-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Совет управляющих собирается один раз в год и обычно принимает решения по вопросам, которые согласно Уставу не могут быть переданы другому органу. За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др.), Совет управляющих может делегировать исполнение своих задач Исполнительному совету. Совет управляющих принимает решения простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам (экономическим и политическим) –  или квалифицированным большинством (70 или 85% от голосов членов).

Исполнительный  совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров

назначают восемь стран с  наибольшими квотами в Фонде  – Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран  организованы в 16 групп, каждая из которых  выбирает по исполнительному директору. Часто группы формируются странами со схожими интересами и обычно из одного региона.

Имеется два комитета управляющих, которые представляют все государства-члены. Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) является консультативным органом, состоящим из 24 управляющих МВФ (или их заместителей), которые представляют те же страны или группы стран, что и 24 исполнительных директора. МВФК представляет рекомендации Совету управляющих и отчитывается перед ним по таким вопросам, как выполняемые Советом функции надзора за управлением международной валютной и финансовой системой и ее преобразованием и связанного с ним анализа изменений глобальной ликвидности и передачи ресурсов развивающимся странам, рассмотрение предложений Исполнительного совета по внесению изменений в статьи Соглашения, а также преодоление сбоев, которые могут представлять угрозу для системы. Он не имеет полномочий по принятию решений. МВФК обычно проводит заседания два раза в год в марте или апреле и в сентябре или октябре – во время Весенних и Ежегодных совещаний.

Комитет по развитию (официально именуемый Объединенным министерским комитетом Совета управляющих МБРР и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам) является совместным органом Всемирного банка и МВФ, состоящим из 24 управляющих или заместителей управляющего Всемирного банка или МВФ. Он консультирует Советы управляющих МВФ и Всемирного банка по важнейшим вопросам развития, а также относительно финансовых ресурсов, требующих для содействия экономическому развитию в развивающихся странах.

Согласно статьям Соглашения, Исполнительный совет МВФ отвечает за выбор Директора-распорядителя Фонда. Любой исполнительный директор

может предложить кандидатуру  на этот пост, независимо от гражданства  кандидата. Директор-распорядитель  назначается на пятилетний срок с  возможностью повторного назначения на новый срок. На данный момент Директором-распорядителем является Кристин Лагард (Франция) с 5 июля 2011 года. В свою очередь, по согласованию с Исполнительным советом, он назначает первого заместителя Директора-распорядителя (сейчас Джон Липски из США) и двух заместителей Директора-распорядителя для оказания управленческой поддержки, один из которых выполняет функцию Председателя Исполнительного совета в отсутствие Директора-распорядителя. Директор-распорядитель является руководителем штата сотрудником МВФ и ведет текущую работу МВФ под руководством Исполнительного совета. Он отвечает за все аспекты внутреннего управления и работу организации, а также ее внешние отношения и информационные связи. Три заместителя Директора-распорядителя разделяют между собой обязанности по надзору за отношениями МВФ с отдельными государствами-членами, выполняют обязанности Председателя на некоторых заседаниях Исполнительного совета и контролируют работу персонала в конкретных областях.

Информация о работе Международный валютный фонд