Международный валютный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда, его роли в регулировании международных валютно-финансовых отношениях и его сотрудничество с Россией. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:
Изучение истории возникновения, целей, задач и структуры МВФ;
Рассмотрение деятельности Фонда и его отношений с Россией;
Определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. МВФ: его история, сущность и структура
1.1. История возникновения МВФ
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
1.3. Организационная структура Фонда
1.4. Порядок вступления в МВФ
Глава 2. Разнообразие форм деятельности МВФ и его роль в регулировании международных валютно-финансовых отношений
2.1. Инспектирование, консультации, предоставление услуг и финансирование стран-членов
2.2. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании.
Глава 3. Сотрудничество МВФ с Россией
3.1. История взаимоотношений России и МВФ
3.2. Современные отношения РФ и МВФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Международный валютный фонд.docx

— 79.67 Кб (Скачать файл)

Сотрудники МВФ назначаются  Директором-распорядителем и несут  ответственность только перед МВФ. По состоянию на 30 апреля 2012 года персонал МВФ насчитывает 2478 человек из 143 стран.

    1. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран.

Устав МВФ не предусматривает  особенных условий для вступления в организацию. Членство в ней  открыто для любого государства, которое способно и готово выполнить  определенные обязанности. Вступая в МВФ, страна обязуется:

  1. Постоянно информировать другие страны о мероприятиях по определению стоимости своих денег относительно денег других государств;
  2. Отказаться от ограничений на обмен национальных денег на другие валюты;
  3. Придерживаться такой экономической политики, которая приведет к росту, как собственного национального богатства, так и богатства всего сообщества в целом.

Страна, которая вступает в МВФ, вносит определенную сумму  денег (взнос по предоплате), своего рода членский взнос. Такая сумма  денег называется квотой. Квоты имеют такие функции:

  • Создают объединенный денежный запас, которым МВФ пользуется для предоставления займов своим членам;
  • При их помощи определяется сумма, которую страна, внесшая квоту, может заимствовать или получить в МВФ при периодическом распределении специальных активов, известных как СДР (SDR). Чем больше взнос, тем больший кредит при необходимости может получить страна;
    • Определяют «вес» голоса каждого члена фонда.

МВФ организован по примеру  акционерного общества, а потому возможность  каждого члена влиять на деятельность Фонда ограничивается размером его части в капитале. Так, каждая страна-член имеет 250 «базовых» голосов (в независимости от размера взноса в капитал Фонда) и дополнительно по 1 голосу за каждые 100 000 единиц СДР его части в этом капитале. При голосовании по некоторым вопросам кредиторы могут получить по 1 голосу на каждые $400 000 займов, предоставленных ими ко дню голосования, за счет соответствующего уменьшения количества голосов стран-должников.

Размер квоты определяется при вступлении страны в МВФ, а  потом пересматривается каждые пять лет. Расчет проводится при помощи разных формул, которые отличаются элементами и их значимостью.

После утверждения Советом  страна подписывает статьи соглашения и становится членом МВФ. Однако ни одна страна не имеет право использования  механизмов Фонда до полной уплаты своего взноса. Кроме того, квота  страны-члена не может быть увеличена, пока страна не договорится на такое  увеличение и выплатит полной суммы  взноса.

Глава 2. Разнообразие форм деятельности МВФ и его роль в регулировании международных  валютно-финансовых отношений

2.1. Инспектирование,  консультации, предоставление услуг  и финансирование стран-членов

В современных условиях деятельность Фонда ассоциируется по большей  части с его финансово-кредитными функциями. Но в целом существуют и другие формы деятельности МВФ (рис.1).



 



                    ежегодные 


                             дополнительные


                      специальные


                                            повышение квалификации


                                   техническая помощь


                             информирование


                             непосредственное


                  поэтапное


                льготное


                     специальное


Рис.1. Классификация форм деятельности МВФ

 

Возникновение такой формы  деятельности как инспектирование связано с переходом от паритетной к современной открытой системе обмена валют. При этом членами МВФ было принято решение о том, что Фонд должен расширить свою деятельность за рамки меновой стоимости, которая, в конце концов, является результатом целого ряда экономических мероприятий, изучить все сферы экономики стран, которые устанавливают размер этой стоимости, и непредубежденно давать оценку экономической деятельности стран для всего сообщества членов. Такая форма деятельности была определена самим МВФ как «инспектирование» или надзор за обменной политикой членов организации.

Консультирование является так же постоянной формой деятельности Фонда. Консультируясь со своими членами, МВФ получает информацию о том, насколько ответственно и открыто действует страна при установлении условий, на которых правительства и частные лица других стран покупают и продают ее валюту, а так же информацию об общем положении дел в стране.

МВФ проводит три  типа консультаций:

  • Ежегодные консультации. Ежегодно группа из 4-5 экспертов МВФ приезжает в столицу определенной страны и около двух недель собирают информацию, и обсуждает с должностными лицами экономическую политику страны. После этих двух этапов группа, уже в штаб-квартире готовит подробный доклад для обсуждения его на Директорате. Выводы, рекомендации и предложения, разработанные в результате этого обсуждения, передаются на рассмотрение правительству страны.
  • Дополнительные консультации может организовать Директор-распорядитель Фонда в случаях, когда страна неожиданно оказывается в тяжелой экономической ситуации, или есть подозрения, что ее действия противоречат «Кодексу поведения» и могут навредить другим государствам.
  • Специальные консультации МВФ проводит с теми странами, экономическая политика которых в значительной степени определяет состояние мировой экономики.

Услуги странам-членам МВФ предоставляются в таких  формах:

  • Повышение квалификации национальных кадров. С 1964 года в штаб-квартире организации в Вашингтоне работает Институт МВФ, который по специальным программам обучает национальные кадры всех стран;
  • Техническая помощь, которую предоставляют эксперты из состава служащих Фонда;
  • Информационное обслуживание. Публикация ежегодных и ежемесячных статистических материалов, издание серий специальных брошюр и другие виды информационной деятельности.

Наиболее же известной  является такая форма деятельности МВФ, как финансирование. МВФ предоставляет финансовую помощь странам-членам в рамках разнообразных механизмов финансирования, которые отличаются в основном типом проблем платежного баланса, для ликвидации которых они предназначены, и условиями предоставления кредитов. Характеристика кредитов МВФ представлена в таблице (Приложение 1).

Непосредственное финансирование осуществляется при помощи таких  механизмов, как резервный транш  и кредитные транши.

Резервным траншем страны-члена  называется превышение ее квоты в  МВФ над «скорректированной»  суммой ее валютных ресурсов, которые  находятся в Фонде на счету  общих ресурсов. Резервный транш  складывается за счет части взноса страны-члена в резервных активах (СДР, иностранная валюта, золото) и  чистой суммы валютных ресурсов страны-члена, использованных МВФ. Страна-член может  считать резервный транш своим  резервным активом, который можно  мобилизовать в кратчайшие сроки.

Кредитные транши. Согласно принципам своей кредитной политики МВФ предоставляет кредиты в  виде четырех траншей, каждый из которых  равен 25% квоты. Покупка кредитных  траншей позволяется странам-членам только для финансирования экономических  мероприятий, направленных на преодоление  проблем платежного баланса. Обязанности  страны-заемщика, которые предусматривают проведение соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в так называемом «письме о намерениях».

Использование первой кредитной  доли может быть осуществлено в двух формах:

  • Прямая покупка валюты, когда страна получает всю сумму сразу после одобрения Фондом ее запроса;
  • Поэтапная покупка, которая осуществляется на основании подписания с МВФ «договора о резервном кредите».

Поэтапное финансирование. Последующие покупки страной-участницей валюты у МВФ рассматривается  как использование ею так называемых «граничных кредитных долей». Такое  финансирование может осуществляться двумя путями: с использованием механизма  резервных кредитов (кредитов «стенд бай») или в рамках механизма расширенного финансирования (расширенные кредиты).

Соглашения по резервным  кредитам или соглашения «стенд бай», как и соглашения по расширенным  кредитам, обеспечивают стране-члену  гарантию того, что она сможет автоматически  получать иностранную валюту от МВФ  в обмен на национальную до исчерпания обусловленной договором суммы, в любое время на протяжении действия соглашения, но при условии соблюдения положений договора. Такие соглашения использовали с 1952 года. Начиная с 1977 года, срок действия соглашений о резервных  кредитах продлен с одного до трех лет.

Другой формой поэтапного финансирования, которая используется МВФ с 1974 года, является предоставление «расширенных кредитов». Ее предназначение состоит в предоставлении валютных средств странам-членам с целью финансирования дефицитов из платежных балансов на более длительное время и в больших размерах, нежели это предусмотрено уставом МВФ в рамках политики обычных кредитных долей (траншей).

Расширенное финансирование предоставляется странам, у которых  имеются трудности с платежным  балансом, обусловленные структурой несбалансированностью производства, торговли и цен, или тем странам, у которых нет возможности проводить политику экономического развития в связи с неудовлетворенным состоянием платежного баланса. При обращении к МВФ с прошением о расширенном финансировании страна должна предоставить общую программу деятельности на первые 12 месяцев, которую необходимо обновлять ежегодно.

Льготное финансирование. Этот термин объединяет два механизма  финансирования МВФ, направленные на помощь развивающимся странам, и наиболее бедным странам: механизмы финансирования структурной перестройки экономики (МФСП) и механизмы расширенного финансирования структурной перестройки (МРФСП).

Механизмы финансирования структурной  перестройки могут использоваться только 62 развивающимися странами. Для  получения кредита в рамках МФСП страна подает среднесрочную программу  действий в виде доклада о принципах  политики, который готовится совместно с сотрудниками МВФ и Всемирного банка. В докладе нужно отметить структурные мероприятия и макроэкономическую политику, которая необходима для нормализации состояния платежного баланса.

Специализированное финансирование. Согласно терминологии МВФ эта форма  кредитования объединяет три механизма:

  • Компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств;
    • Финансирования буферных запасов;
    • Финансирования системных трансформаций.

В 1963 году в МВФ был  создан первый механизм финансирования специального назначения – механизм компенсационного финансирования, а  в 1988 году в результате его объединения  с механизмом финансирования в случае непредвиденных обстоятельств был  создан МКФФНО. Согласно с этим механизмом кредиты предоставляются в таких случаях: недополучение экспортных поступлений, чрезмерные расходы на импорт зерна, другие непредвиденные внешние обстоятельства. Этот тип кредита создан для того, чтобы предоставлять странам-членам более широкую защиту от неблагоприятного изменения внешних экономических условий.

Механизм финансирования буферных запасов создан в 1969 году. Поэтому механизму предоставляется  помощь странам-членам с неблагоприятным  состоянием платежного баланса в  финансировании взносов в утвержденные международные буферные запасы сырьевых товаров под эгидой ЮНКТАД (Конференция  ООН по торговле и развитию).

Механизм финансирования системных трансформаций (СТФ) является специализированным механизмом, утвержденный в 1993 году. Этот механизм создан для  предоставления помощи странам, имеющим  трудности с осуществлением внешних  платежей вследствие глубинных нарушений  традиционных торговых связей и структуры  платежей, обусловленных переходом  от государственной торговли к рыночной. Получать помощь в рамках СТФ могут только те страны, которые находятся на начальных этапах в процессе преобразований и пока они не могут составить программу, для реализации которой МВФ мог бы использовать возможности других механизмов финансирования.

 

2.2. Место МВФ  в системе международных валютно-кредитных  отношений и его роль в их  регулировании.

Специфика МВФ по сравнению  с другими межправительственными  организациями определяется тем, что  в своей деятельности он сочетает регулирующие, консультативные и  финансовые функции, вытекающие из целей, во имя которых он был создан. Статьи Соглашения фактически предопределяют центральное место МВФ в международной  валютной системе. Поэтому Фонд занимается не только проблемами отдельных стран, но и вопросами функционирования международной валютной системы  в целом. Его деятельность направлена на поддержку методов и стратегий, с помощью которых государства-члены могут вести совместную работу по обеспечению стабильности мировой валютной системы и устойчивого экономического роста. Кроме того, Фонд должен находиться в постоянной готовности к разрешению кризисных ситуаций, причем не только таких, которые касаются остальных государств-членов, но также и тех, которые ставят под угрозу всю международную валютную систему. В обязанности МВФ, связанные с контролем над международной валютной системой в целях обеспечения ее эффективного функционирования, входит такой крайне важный аспект, как осуществление контроля политики государств-членов на предмет соблюдения ими своих обязательств, предусмотренных в Статьях Соглашения МВФ. Согласно этому документу, каждое государство-член обязуется сотрудничать с Фондом и другими государствами-членами для обеспечения упорядоченности валютных режимов. Конкретные обстоятельства государств-членов предусматривают, в частности, принятие экономической и финансовой политики, направленной на стимулирование экономического роста в условиях разумной стабильности цен; недопущение манипулирования обменными курсами или международной валютной системой в целях предотвращения стабилизации платежного баланса или для получения несправедливых преимуществ в конкуренции с другими государствами-членами. Члены Фонда обязаны проводить такую политику, которая не противоречит данным обстоятельствам. Фонд осуществляет надзор за каждым государством-членом своих обязательств, включая строгий контроль над их политикой в отношении обменных курсов, который служит ключевым элементом контроля над другими аспектами обязательств государств-членов. Так, например, в начале 1995 года ввиду роста объема и неустойчивости международных потоков капитала, Исполнительным советом Фонда было принято решение о том, что состояние финансовых рынков и счетов операций с капиталом заслуживает более тщательной оценки в рамках осуществляемого Фондом надзора. Отвечая за бесперебойное функционирование международной валютной системы и платежной системы, МВФ уделяет особое внимание состоянию ликвидности в мировом масштабе.

Информация о работе Международный валютный фонд