Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 14:59, курсовая работа
Главной целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда, его роли в регулировании международных валютно-финансовых отношениях и его сотрудничество с Россией. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:
Изучение истории возникновения, целей, задач и структуры МВФ;
Рассмотрение деятельности Фонда и его отношений с Россией;
Определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.
Введение
Глава 1. МВФ: его история, сущность и структура
1.1. История возникновения МВФ
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
1.3. Организационная структура Фонда
1.4. Порядок вступления в МВФ
Глава 2. Разнообразие форм деятельности МВФ и его роль в регулировании международных валютно-финансовых отношений
2.1. Инспектирование, консультации, предоставление услуг и финансирование стран-членов
2.2. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании.
Глава 3. Сотрудничество МВФ с Россией
3.1. История взаимоотношений России и МВФ
3.2. Современные отношения РФ и МВФ
Заключение
Список использованной литературы
Одной из важных функции
Фонда является предоставление государствам-членам
дополнительных ликвидных средств
посредством распределения
МВФ поддерживает тесные связи и осуществляет сотрудничество практически со всеми международными финансово-правовыми организациями, и прежде всего, с родственной ему организацией, созданной в результате Бреттон-Вудского соглашения, Международным банком Реконструкции и Развития (МБРР). Отношения с МБРР (далее Банк) носят главным образом нефинансовый характер (за исключением роли Банка как уполномоченного держателя СДР), что обусловлено принципиально различными механизмами, посредством которых Фонд и Банк финансируют свою деятельность, а также тем, что цели, функции и операции этих организации различны. В соответствии с Уставом МБРР, в эту организацию могут вступать только те страны, которые уже являются членами МВФ. Положение о том, что вступление в Фонд является предварительным условием членства в Банке, было предусмотрено в уставе, как условие, которое позволит обеспечить погашение государствами-членами кредитов, полученных от МБРР (например, за счет признания юрисдикции МВФ в вопросах регулирования обменных курсов и валютных ограничений).
В соответствии с принципами
сотрудничества между двумя организациями,
МВФ главным образом
Начиная с момента своего
учреждения, эти две организации
сотрудничают во многих направлениях.
Так, например, специалисты МВФ принимают
участие в миссиях Всемирного
Банка в страны-члены, и наоборот.
Руководство и работники штаб-
Кроме того, МВФ осуществляет
взаимодействие с другими структурами,
входящими в состав группы Всемирного
Банка. Так, например, МВФ сотрудничает
с Международной ассоциацией
развития (МАР), а также с Международной
финансовой корпорацией (МФК). Помимо того,
сотрудничая с группой
МВФ осуществляет сотрудничество с Всемирной торговой организацией (ВТО), в основе которого лежит продолжительный опыт плодотворных взаимоотношений Фонда в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1947 года). Фонд участвует в проводимых консультациях с государствами-членами, вводящими ограничения для защиты своего платежного баланса. Участие Фонда в таких мероприятиях расширилось и охватывает теперь проблемы, связанные с внешнеторговыми ограничениями, как на товары, так и на их услуги. В деятельности Фонда вопросам торговой политики уделяется значительное внимание, как при осуществлении им своих надзорных функций, так и в связи с использованием ресурсов МВФ.
Таким образом, МВФ играет
ключевую роль в вопросах, связанных
с кредитованием и
Глава 3. Сотрудничество МВФ с Россией
Интеграция России в мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных финансовых институтах. В условиях возросшей взаимосвязи мира страна не могла без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.
В период с 1991 года по 1992 год
Россия столкнулась с недоверием
со стороны иностранного капитала,
что усугубляло кризисную ситуацию,
вызванную сменой курса. Стране были
необходимы финансовые средства для
реализации экономических преобразований
эффективного выстраивания в систему
международных валютно-
Российская Федерация вступила в Международный валютный фонд в июне 1992 года.
Условия, на которых стало возможным членство России в МВФ, возлагало на РФ обязательства выполнять требования, зафиксированные в Статьях Соглашения МВФ:
В этом году исполняется уже 20 лет членства России в МВФ. Историю предоставления первых кредитов Российской Федерации Международным валютным фондом можно проследить в таблице (Приложение 2).
Комментарий к таблице:
В январе 1992 г. Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации.
Первое соглашение о помощи было подписано между Россией и МВФ в начале июля 1992 года.
5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд. дол., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила.
Не были выделены и средства ($6 млрд. дол.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем Валового Внутреннего Продукта (ВВП) уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.
В июне 1993 г. МВФ предложил
России второй кредит в $3 млрд. в рамках
только что созданного направления
– «Помощи системным
Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат.
В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. дол. в поддержку системных преобразований.
После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство РФ взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны МВФ.
Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд. дол..
Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.
С точки зрения внешних
экономических показателей
В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере $5,1 млрд. дол.. Для того, чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт.
После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ., кредитование России приостановлено Фондом в 1999 году.
С 2000 года отношения России с МВФ вступили в новый этап, отличающийся двумя особенностями. Первая состоит в значительном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности. Вторая связана со стабилизацией валютно-финансового положения России. Задолженность России МВФ на 1 января 2003 г. составила 6,5 млрд. долларов. 31 января 2004 года Россия при помощи, накопленной в Стабфонде суммы, полностью погасила долг МВФ в размере 3,3 миллиарда долларов. Досрочное погашение сэкономило 204 миллионов долларов процентных платежей.
Таблица 3.
График погашения и обслуживания внешнего долга России
в 1999-2005 гг.
(млрд. долл.)
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Всего, в том числе: |
17,05 |
15,2 |
14,58 |
14,61 |
20,49 |
14,72 |
15,9 |
погашение основного долга |
8,01 |
6,89 |
6,55 |
6,89 |
13,19 |
8,01 |
9,65 |
выплата процентов |
9,04 |
8,31 |
8,03 |
7,72 |
7,32 |
6,71 |
6,25 |
Участие в Фонде способствовало
стабилизации денежного обращения
России и перестройке ее экономики.
Экономические программы
Перестав быть заемщиком МВФ, Россия
получила возможность продолжать реформы
естественных монополий, банковской, пенсионной,
налоговой, жилищно-коммунальной систем
с большим учетом своих национально-