Международный валютный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда, его роли в регулировании международных валютно-финансовых отношениях и его сотрудничество с Россией. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:
Изучение истории возникновения, целей, задач и структуры МВФ;
Рассмотрение деятельности Фонда и его отношений с Россией;
Определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. МВФ: его история, сущность и структура
1.1. История возникновения МВФ
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
1.3. Организационная структура Фонда
1.4. Порядок вступления в МВФ
Глава 2. Разнообразие форм деятельности МВФ и его роль в регулировании международных валютно-финансовых отношений
2.1. Инспектирование, консультации, предоставление услуг и финансирование стран-членов
2.2. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании.
Глава 3. Сотрудничество МВФ с Россией
3.1. История взаимоотношений России и МВФ
3.2. Современные отношения РФ и МВФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Международный валютный фонд.docx

— 79.67 Кб (Скачать файл)

Одной из важных функции  Фонда является предоставление государствам-членам дополнительных ликвидных средств  посредством распределения социальных прав заимствования (Special drawing Rights, СДР) первого в истории резервного актива, который был создан по решению МВФ. В соответствии со Статьями Соглашения Фонд играет стимулирующую роль в выполнении задачи превращения СДР в основной резервный актив международной валютной системы. Кроме того, Фонд служит для своих членов хранилищем ликвидных международных резервов в виде резервных позиций и требований по кредитам Фонду. Статьи Соглашения о МВФ, фактически определили центральное место Фонда в международной валютно-финансовой системе, а также его центральную координационную роль среди других международных финансово-правовых организаций.

МВФ поддерживает тесные связи  и осуществляет сотрудничество практически  со всеми международными финансово-правовыми  организациями, и прежде всего, с  родственной ему организацией, созданной  в результате Бреттон-Вудского соглашения, Международным банком Реконструкции  и Развития (МБРР). Отношения с  МБРР (далее Банк) носят главным  образом нефинансовый характер (за исключением роли Банка как уполномоченного  держателя СДР), что обусловлено принципиально различными механизмами, посредством которых Фонд и Банк финансируют свою деятельность, а также тем, что цели, функции и операции этих организации различны. В соответствии с Уставом МБРР, в эту организацию могут вступать только те страны, которые уже являются членами МВФ. Положение о том, что вступление в Фонд является предварительным условием членства в Банке, было предусмотрено в уставе, как условие, которое позволит обеспечить погашение государствами-членами кредитов, полученных от МБРР (например, за счет признания юрисдикции МВФ в вопросах регулирования обменных курсов и валютных ограничений).

В соответствии с принципами сотрудничества между двумя организациями, МВФ главным образом предоставляет  временную помощь для урегулирования платежных балансов и уделяет  основное внимание макроэкономическим аспектам экономики государств-членов, тогда как Банк занимается финансированием  долгосрочных проектов экономического развития.

Начиная с момента своего учреждения, эти две организации  сотрудничают во многих направлениях. Так, например, специалисты МВФ принимают  участие в миссиях Всемирного Банка в страны-члены, и наоборот. Руководство и работники штаб-квартир  обеих организаций поддерживают между собой постоянные контакты по вопросам, предоставляющим взаимный интерес, включая разработку и осуществление  программ для государств-членов. Кроме  того, представители одной организации  нередко присутствуют на заседаниях Исполнительного совета другой организации  для обсуждения проблем той или  иной страны, в которой как Банк, так и Фонд ведут значительную финансовую работу. Хотя основное направление  тесного сотрудничества между МВФ  и МБРР связано с решением проблем  отдельных стран, персонал обеих  организаций совместно рассматривает  также вопросы административного  характера, управления финансами, информационных систем и повышения квалификации кадров.

Кроме того, МВФ осуществляет взаимодействие с другими структурами, входящими в состав группы Всемирного Банка. Так, например, МВФ сотрудничает с Международной ассоциацией  развития (МАР), а также с Международной  финансовой корпорацией (МФК). Помимо того, сотрудничая с группой Всемирного Банка, МВФ имеет возможность  взаимодействовать с многосторонней группой Банков развития (MDBs), группой агентств двустороннего развития (BDAs), а также с агентствами Объединенных наций (UNAs).

МВФ осуществляет сотрудничество с Всемирной торговой организацией (ВТО), в основе которого лежит продолжительный  опыт плодотворных взаимоотношений  Фонда в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1947 года). Фонд участвует в проводимых консультациях с государствами-членами, вводящими ограничения для защиты своего платежного баланса. Участие Фонда в таких мероприятиях расширилось и охватывает теперь проблемы, связанные с внешнеторговыми ограничениями, как на товары, так и на их услуги. В деятельности Фонда вопросам торговой политики уделяется значительное внимание, как при осуществлении им своих надзорных функций, так и в связи с использованием ресурсов МВФ.

Таким образом, МВФ играет ключевую роль в вопросах, связанных  с кредитованием и формированием  обусловленности предоставления займов. Взаимодействие названных организаций  сводится, по сути, к осуществлению  согласованного кредитования. МВФ в  данном случае является стержнем этой системы и гарантом выполнения заемщиком  выдвинутых со стороны кредиторов требований. Данное обстоятельство позволяет его странам-членам решать весь спектр внешнеэкономических проблем, связанных с урегулированием долговых обязательств, привлечением инвестиций в национальную экономику и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Сотрудничество МВФ с Россией

    1. История взаимоотношений России и МВФ

Интеграция России в мировую  экономику предполагает ее участие  в межгосударственных финансовых институтах. В условиях возросшей взаимосвязи мира страна не могла без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.

В период с 1991 года по 1992 год  Россия столкнулась с недоверием со стороны иностранного капитала, что усугубляло кризисную ситуацию, вызванную сменой курса. Стране были необходимы финансовые средства для  реализации экономических преобразований эффективного выстраивания в систему  международных валютно-финансовых, производственных и торговых отношений. В этой связи сотрудничество с  МВФ открывало для России возможность  установления новых экономических  связей с развитыми странами, а  также снижения чрезвычайной нагрузки внешнего обязательства на бюджет страны. В свою очередь, МВФ проявлял готовность оказать РФ финансовую помощь и организованную поддержку.

Российская Федерация  вступила в Международный валютный фонд в июне 1992 года.

Условия, на которых стало  возможным членство России в МВФ, возлагало на РФ обязательства выполнять  требования, зафиксированные в Статьях  Соглашения МВФ:

  • Осуществление мер с целью достижения экономической и финансовой стабилизации (основную причину отсутствия равновесия национальной экономики и экономической нестабильности МВФ традиционно видит в дефиците государственного бюджета, поэтому основные меры по данному пункту заключались в устранении бюджетного дефицита);
  • Проведение серьезных реформ в экономической сфере, в том числе: развитие частного сектора в промышленности и других отраслях, устранение контроля над ценами и уровнем прибыли предприятий, отмена ограничений на куплю-продажу земель, укрепление банковского сектора, формирование и развитие финансовых рынков и др.;
  • Либерализация внешнеэкономической деятельности, в результате которой упрощаются или устраняются ограничения по экспортно-импортным отношениям;
  • Обязанностью России как члена МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости собственной валюты в сфере международных текущих валютных операций, неучастие страны в дискриминационных валютных соглашениях;
  • Россия не должна использовать множественность валютных курсов. Согласно этому требованию, Россия установила с июля 1992 года единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам;
  • Непременным условием членства России в МВФ является установление информационной открытости страны. Россия обязана регулярно предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т.п. Помимо этого, РФ обязана принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.

В этом году исполняется уже 20 лет членства России в МВФ. Историю предоставления первых кредитов Российской Федерации Международным валютным фондом можно проследить в таблице (Приложение 2).

Комментарий к  таблице:

В январе 1992 г. Правительство  России официально обратилось в МВФ  за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации.

Первое соглашение о помощи было подписано между Россией и МВФ в начале июля 1992 года.

5 августа был предоставлен  первый транш $1 млрд. дол., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила.

Не были выделены и средства ($6 млрд. дол.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем Валового Внутреннего Продукта (ВВП) уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.

В июне 1993 г. МВФ предложил  России второй кредит в $3 млрд. в рамках только что созданного направления  – «Помощи системным преобразованиям» (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений.

Однако 19 сентября 1993 г. МВФ  приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат.

В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. дол. в поддержку системных преобразований.

После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство  РФ взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны МВФ.

Результатом этого стало  предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд. дол..

Пакет соглашений с МВФ  состоял не только из требования снизить  инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит  государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.

С точки зрения внешних  экономических показателей России 1997 г. был самым удачным.

В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи  с падением на мировых рынках цен  на энергоносители. В результате этого  платежный баланс по счету текущих  операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный  с дефицитом в размере $5,1 млрд. дол.. Для того, чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт.

После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ., кредитование России приостановлено Фондом в 1999 году. 

С 2000 года отношения России с МВФ вступили в новый этап, отличающийся двумя особенностями. Первая состоит в значительном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности. Вторая связана со стабилизацией валютно-финансового положения России. Задолженность России МВФ на 1 января 2003 г. составила 6,5 млрд. долларов. 31 января 2004 года Россия при помощи, накопленной в Стабфонде суммы, полностью погасила долг МВФ в размере 3,3 миллиарда долларов. Досрочное погашение сэкономило 204 миллионов долларов процентных платежей.

 

 

 

Таблица 3.

График погашения и  обслуживания внешнего долга России

в 1999-2005 гг.

(млрд. долл.)

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Всего, в том числе:

17,05

15,2

14,58

14,61

20,49

14,72

15,9

погашение основного долга

8,01

6,89

6,55

6,89

13,19

8,01

9,65

выплата процентов

9,04

8,31

8,03

7,72

7,32

6,71

6,25


 

Участие в Фонде способствовало стабилизации денежного обращения  России и перестройке ее экономики. Экономические программы правительства  в период, когда страна выступала  заемщиком Фонда, составлялись с  учетом рекомендаций его экспертов. История кредитных отношений  России с МВФ показала, что далеко не всегда его рецепты были наилучшим  средством для стабилизации экономического и валютно-финансового положения  страны-заемщика.

 

    1. Современные отношения РФ и МВФ

 

Перестав быть заемщиком МВФ, Россия получила возможность продолжать реформы  естественных монополий, банковской, пенсионной, налоговой, жилищно-коммунальной систем с большим учетом своих национально-экономических  интересов. Это, несомненно, способствует росту доверия народа к политике правительства и повышению стабильности общества в целом.

Информация о работе Международный валютный фонд