Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 20:59, курсовая работа
Благодаря ему происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, т.е. превращения ее в дополнительные производственные фонды. Ссудный капитал стимулирует развитие производительных сил, ускоряя формирование источников капитала для расширения производства. Поэтому, являясь основным источником удовлетворения огромного спроса на денежные ресурсы, ссудный капитал необходим для поддержания непрерывности кругооборота фондов действующих предприятий, обслуживания процесса реализации произведенных товаров, что особенно важно на этапе становления рыночных отношений.
Введение 3
ГЛАВА 1. Мировой рынок ссудных капиталов 5
1.1. Понятие МРСК 5
1.2. Структура и участники МРСК 7
ГЛАВА 2. Сегменты МРСК 9
2.1. Мировой кредитный рынок 9
2.2. Мировой финансовый рынок 17
ГЛАВА 3. Тенденции и проблемы развития МРСК 23
3.1. Интернационализация рынков капитала и проблемы контролируемости МРСК 23
3.2. Место России в МРСК 26
Заключение 34
Список используемой литературы 36
С 80-х годов развитые страны предприняли различные меры для отграничения национальных рынков капиталов от еврорынка в целях контроля за его деятельностью. Большинство стран пытались контролировать выход национальных кредиторов и заемщиков на мировой рынок ссудных капиталов, а также доступ иностранных заемщиков на местный рынок, регламентировать участие национальных банков в евродолларовых кредитах, которые преобладают на еврорынке. После переговоров «группы десяти» достигнута договоренность о введении умеренного контроля над еврорынком в следующих формах:
• коммерческие банки обязаны представлять в национальные органы банковского контроля консолидированные балансы, включая данные по заграничным отделениям и расширенные сведения о кредитах на еврорынке;
• США и ФРГ предложили ввести
минимальные резервные
• поставлен вопрос об улучшении сбора информации о еврорынке;
• создан пул из сотни банков Западной Европы для регулирования операций ТНБ на еврорынке и т.д.
В связи с банкротствами и
потерями банков от спекулятивных операций
на еврорынке был создан Комитет
по банковскому регулированию и
практике контроля при БМР из представителей
национальных органов банковского
контроля 12 стран. С целью обеспечения
ликвидности и
Ежегодные совещания «семерки» направлены на координацию экономической политики ведущих стран, надзор за состоянием экономики, что оказывает определенное влияние на мировой рынок ссудных капиталов.
Попытки введения контроля над еврорынком не дали ожидаемых результатов. Требование представления банками консолидированной отчетности по международным операциям наталкивается на трудности, связанные с различной бухгалтерской практикой, национальным банковским законодательством и банковской тайной. Введение минимальных резервных требований по еврооперациям банков не всегда совместимо с национальным кредитным регулированием отдельных стран и чревато ухудшением положения местных банков по сравнению с иностранными. Возможности центральных банков и национальных органов надзора воздействовать на процентные ставки, размер и условия операций на еврорынке ограничены.
Попытки регулирования еврорынка направлены не столько на установление контроля, сколько на координацию действий национальных банков на еврорынке.
Банки-кредиторы ведут между собой конкурентную борьбу за предоставление международных кредитов, в частности снижая ставки «спрэд». Противоречия переплетаются с партнерством участников мирового кредитного и финансового рынков, поскольку усиливаются взаимопроникновение капиталов ряда стран, взаимозависимость их хозяйств.
3.2 Место России в МРСК
Стремление России к интеграции
в мировое хозяйство
В России фактически уже имеется
внутренняя конвертируемость рубля
при наличии ряда валютных ограничений.
Для перехода к полной конвертируемости
рубля потребуется политико-
Важным шагом для российского
рубля как валюты, признаваемой мировым
экономическим сообществом, стала
торговля срочными контрактами (фьючерсами)
на рубль на Чикагской товарной бирже
(ЧТБ) в США. В апреле 1998 г. ЧТБ стала
использовать российский рубль как
двенадцатую валюту, с которой
ЧТБ проводит срочные сделки. Сумма
контракта составила 500 тыс. руб., срок
исполнения – 6 месяцев. У российских
банков появилась возможность
Еще до открытия торгов по российскому
рублю на ЧТБ Россия стала пятой
по счету восточноевропейской
Для скорейшей интеграции России с
европейскими фондовыми рынками
Венская биржа планирует
Интеграция России в мировые финансовые рынки дает возможность участия в международном рынке прямых и портфельных инвестиций, а также ссудного капитала. В 90-е гг. деятельность России на мировом кредитно-финансовом рынке выглядит весьма плодотворной. В мае 1992 г. Россия вступила в Международный валютный фонд. В тот же период начинает ее сотрудничество с группой Мирового банка, включающего ряд международных финансовых организаций (МБРР, МФК, МАР, МАГИ).
Мировые финансы являются важным фактором финансовой стабилизации России. За счет внешних заимствований во второй половине 90-х гг. Россия покрывала до 50% бюджетного дефицита страны.
Набирает темпы сотрудничество России с другими влиятельными финансовыми структурами. Россия, имея статус наблюдателя в Азиатском банке развития (АзБР), в 1997 г. становится его полноправным членом. Это дает ей широкие возможности для расширения своего экспорта в рамках программы помощи АзБР странам СНГ и Вьетнаму. В перспективе налаживание взаимодействия с Черноморским банком торговли и развития, Ближневосточным и Североафриканским банком, Межамериканским банком развития.
Следует подчеркнуть, что при всей
важности помощи международных финансовых
организаций России их роль и значение
в развитии российской экономики, влияние
на экономические реформы
С середины 90-х гг. Россия активно осваивает европейский рынок капиталов. За три года Россия разместила четыре транша еврооблигаций.
Таблица 6. Выпуски российских еврооблигаций в 1996–1998 гг.
Выпуск |
Срок обращения |
Объем выпуска |
Спрэд*, базисных пунктов |
Цена размещения |
Купон, % |
Дата погашения |
Россия I |
5 лет |
$ 1 млрд. |
345 |
99,567 |
9,25 |
29.11.2001 |
Россия II |
7 лет |
DM 2 млрд. |
370 |
101,75 |
9 |
25.03.2004 |
Россия III |
10 лет |
$ 2 млрд. |
365 |
99,164 |
10 |
26.06.2007 |
Россия IV |
7 лет |
DM 1,25 млрд |
475 |
99,668 |
9,375 |
31.03.2005 |
* Превышение
доходности над
Выпуск российских евробондов номинирован в американских долларах, немецких марках, итальянских лирах.
Заимствования на внешнем рынке
обходятся России значительно дешевле,
чем на внутреннем. Привлекательность
еврооблигаций обусловлена
Следует отметить, что на рынке еврооблигаций до сих пор обращаются облигации, выпущенные в конце 80-х гг. Внешэкономбанком СССР. Их сумма оценивается примерно в 1 млрд. долл. Обслуживание долга и погашение по нему производятся точно в срок.
Внешний долг России. Осуществляя те или иные заимствования за рубежом, Россия становится одним из крупнейших должников в мире. По размеру внешнего долга, оцениваемого на начало 1998 г. в 130,8 млрд. долл., Россия заняла третье место в мире, уступая лишь Мексике (165,7 млрд. долл.) и Бразилии (159,1 млрд. долл.). Основная часть российского внешнего долга перешла по наследству от бывшего СССР – 97,8 млрд. долл., а долги самой России составляют лишь 33,8 млрд. долл.
Для улучшения платежной ситуации и обеспечения бюджета по части долговых обязательств Россия в 1982 г. пыталась заключить соглашения с кредиторами о реструктуризации задолженности и отсрочке выплат. В 1996 г. было подписано первое такое соглашение рамочного типа со странами Парижского клуба, объединяющего страны-кредиторы, о 25-летней реструктуризации бывшей советской задолженности государствам-членам этого клуба в размере 42 млрд. долл. Условия соглашения предоставляют России шестилетний льготный период, в течение которого выплачиваются только проценты по этому долгу. Сам долг начнет выплачиваться после 2002 г. в течение 20 лет. В соответствии с этим документом заключены конкретные соглашения со многими странами-членами клуба.
В октябре 1997 г. подписано соглашение о реструктуризации долга с Лондонским клубом банков-кредиторов (долг 32,3 млрд. долл.), которое предусматривает 25-летнюю отсрочку по выплате основного долга – 24 млрд. долл. Накопившиеся проценты по долгу – 8,3 млрд. долл. будут обслужены путем выпуская облигаций с 20-летним сроком погашения.
Благодаря соглашениям с Лондонским и Парижским клубами, а также льготным ссудам МВФ и МБРР выплата процентов по внешнему долгу будет составлять около 7 млрд. долл. в год (1,3% ВВП). Это меньше половины того, что пришлось бы выплачивать России в соответствии с текущими рыночными процентными ставками.
Структура внешнего долга России на конец 2012 года
Наименование |
Сумма, млн. долларов США |
Эквивалент, млн. ЕВРО |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) |
35 964,5 |
25 369,9 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
1 043,1 |
735,8 |
Коммерческая задолженность |
57,8 |
40,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
2 626,7 |
1 852,9 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
29 183,4 |
20 586,5 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) |
1,8 |
1,2 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
24,6 |
17,3 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
966,8 |
682,0 |
Россия как кредитор.
Задолженность третьих стран в отношении России состоит из долгов стран третьего мира, долгов развивающихся стран (в основном это кредиты бывшего СССР) и долгов стран СНГ.
Задолженность стран третьего мира и развивающихся стран перед РФ составляет сегодня приблизительно $80 млрд., а стран СНГ - около $6 млрд. Среди стран СНГ особо выделяется Украина - более $1 млрд., также это Казахстан, Узбекистан.
Реальная ситуация сейчас складывается таким образом, что поступления от указанных финансовых активов незначительны (менее 50 миллионов долларов в год), в 1998 году была получена небольшая, скорее символическая сумма $30 млн. от Мозамбика и Мадагаскара, которые как бы уже и забыли о существовании обязательств перед Россией.
Объективно говоря, рассчитывать на возврат сколько-нибудь существенной части кредитов бывшего СССР России на сегодняшний день не приходится. (вступление России в Парижский Клуб Кредиторов хотя и призвано было повлиять на ситуацию, тем не менее ничуть ее не изменило)