Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 18:47, дипломная работа
Задачи, которые предстоит решить:
- рассмотреть основы, механизм и особенности налогообложения коммерческих банков в КР;
- охарактеризовать специфику исчисления налогооблагаемой базы для некоторых налогов, необходимых к уплате коммерческим банкам;
- изложить порядок формирования доходов, расходов и затрат банков;
- рассчитать основные налоги, перечисляемые банком в республиканский и местный бюджеты;
Введение………………………………………………………………..…………2
Глава 1. Теоретические основы налогообложения коммерческих банков в Кыргызской Республике……………………………………………………..5
1.1.Сущность коммерческих банков как посредников финансовых ресурсов..5
1.2 Элементы, принципы и процесс налогообложения банков…………...…..18
1.3.Зарубежный опыт банковского налогообложения………………………...23
Глава 2. Анализ современного состояния налогообложения коммерческих банков в Кыргызской Республике…………………………29
2.1. Особенности налогообложения субъектов банковского сектора в Кыргызской Республике……………………………...…………………………29
2.2. Обзор налогообложения коммерческого банка на основании финансовой отчетности ОАО «Халык Банк Кыргызстан»………………………..………...36
2.3. Анализ влияния банковских рисков на систему налогообложения кредитных организаций…………………………………………………………46
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения коммерческих банков в Кыргызской Республике…………………………54
3.1. Незаконные методы налоговой оптимизации в кредитно-банковской системе……………………………………………………………………………54
3.2. Рекомендации по усовершенствованию налогообложения банков……...62
Заключение…………………………………………………………………….....68
Литература ………………
Коммерческие банки как субъекты налогового права являются плательщиками налогов и несут ответственность за выполнение налоговых обязательств в соответствии с единым для всех сфер деятельности налоговым законодательством.
В отличие от других действующих организаций, во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает в трех лицах:
- непосредственно
как самостоятельный
- как
посредник между государством
и налогоплательщиками, через
которого осуществляют
- как
налоговый агент (в части
Рассматривая банки как самостоятельных налогоплательщиков, необходимо обозначить некоторые основные элементы налогообложения, т.е. отдельные нормы законодательства, правила, процедуры, понятия, которые в совокупности определяют условия обложения налогом8.
Объектом налогообложения в соответствии с Законом являются доходы банка без учета полученного в установленном порядке налога на добавленную стоимость, включая:
а) начисленные и полученные проценты по ссудам;
б) полученную плату за кредитные ресурсы;
в) комиссионные и иные сборы по аккредитивным, инкассовым, переводным и другим банковским операциям;
г) комиссионные и иные сборы по гарантийным операциям;
д) комиссионные и иные сборы за услуги по корреспондентским отношениям и услуги, оказанные предприятиям, организациям, банкам и другим учреждениям;
е) от валютных операций;
ж) от лизинговых операций;
з) от факторинговых операций;
и) от приобретенных или арендуемых брокерских мест на биржах;
к) платежи клиентов по возмещению почтовых, телеграфных и иных расходов банка;
л) проценты и комиссионные сборы, полученные за прошлые (по отношению к отчетному) годы, и востребованные проценты и комиссионные сборы, излишне уплаченные банком клиентам в прошлые (по отношению к отчетному) годы;
м) плату за услуги, оказанные населению;
н) платежи за инкассацию;
о) средства, поступившие от реализации основных фондов и иного имущества банка, определяемые в виде разницы между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и иного имущества, увеличенные на индекс инфляции в порядке, устанавливаемом Жогорку Кенешом КР. При этом первоначальная стоимость имущества не применяется к основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам.
При реализации или безвозмездной передаче другим юридическим и физическим лицам основных фондов, оборудования, патентов, лицензий и иных материальных и нематериальных активов, приобретенных банком, получившим в связи с этим налоговый кредит или льготы по налогу, предусмотренные законодательством, налогооблагаемый доход увеличивается на сумму реализованных или переданных материальных и нематериальных активов в размере не менее их первоначальной стоимости, увеличиваемой в соответствии с индексом инфляции, определяемым Жогорку Кенешом КР.
п) денежные средства, материальные и нематериальные активы, товары народного потребления и иное имущество, передаваемое банку как безвозмездно, так и в счет погашения процентов за полученный кредит;
р) прочие доходы, полученные
в результате осуществления финансово-
Банк исчисляет
а) сумм, причитающихся к уплате в бюджет в виде налога на имущество предприятия и земельного налога;
б) платежей, вносимых в Пенсионный фонд КР, Фонд социального страхования КР, Государственный фонд занятости населения КР, а также других обязательных платежей;
в) начисленных и уплаченных процентов в пределах ставки, устанавливаемой Нацбанком КР;
г) уплаченных комиссионных сборов за услуги и корреспондентские отношения в пределах, устанавливаемых Нацбанком КР;
д) связанных с осуществлением валютных операций;
е) процентов и комиссионных сборов, уплаченных в счет прошлых (по отношению к отчетному году) лет, и возврата процентов и комиссионных сборов, излишне взысканных с клиентов за прошлые (по отношению к отчетному) годы;
ж) амортизационных отчислений
на полное восстановление основных фондов,
начисленных в течение
з) суммы износа нематериальных активов (в том числе стоимость брокерского места), начисленной по нормам, рассчитанным банком исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности банка. Норма износа нематериальных активов, срок полезного использования которых невозможно определить, устанавливается в расчете на десять лет, но не превышает срок деятельности банка;
и) по аренде основных фондов в размере амортизационных отчислений на их полное восстановление, а нематериальных активов (в том числе брокерского места) - суммы начисленного износа. Банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов производят амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и начисление суммы износа нематериальных активов по нормативам и в порядке, установленным для кыргызских предприятий, если иное не предусмотрено международными договорами КР, межреспубликанскими договорами КР и действующим законодательством;
к) на рекламу, оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг;
л) на эксплуатацию зданий, оборудования и инвентаря, принадлежащих и арендованных банку, в том числе плата за отопление, освещение, пожарную и сторожевую охрану, на ремонт. При этом расходы на оплату труда не учитываются;
м) на служебные командировки, представительские расходы в пределах норм, устанавливаемых Правительством Кыргызстана;
н) операционных, канцелярских, почтово-телеграфных, по перевозке и хранению денежных средств и ценностей, а также платы другим банкам за расчетно-кассовое обслуживание и услуги вычислительных центров.
Налоговая система Кыргызской Республики формируется на следующих основных экономических началах9:
1) принцип законности налогообложения;
2) принцип обязательности налогообложения;
3) принцип единства налоговой системы;
4) принцип гласности налогового законодательства;
5) принцип справедливости налогообложения;
6) принцип презумпции добросовестности налогоплательщика;
7) принцип презумпции правомерности;
8) принцип определенности налогообложения.
Налоговый учет в банке основывается на данных первичных учетных документов, аналитических регистров налогового учета, бухгалтерского учета и расчетов налоговой базы. Банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных от (или понесенных при) осуществления банковской деятельности на основании отражения операций и сделок в аналитическом учете.
1.3.Зарубежный опыт банковского налогообложения
Рассмотрим сложившуюся практику налогообложения банков в некоторых странах. Как правило, в странах запада система налогообложения банков связана с общей системой налогов на корпорации. Средние ставки налогов, уплаченных банками, например, в 1986 – 1988 гг. в некоторых странах представлены в таблице 1. Приведенные данные отображают общую тенденцию к понижению размера ставки в конце 80-х гг.
Таблица 1
Средние ставки налогов, уплаченных банками в 1986 – 1988 гг.
№ п/п |
Страна |
Размер ставки ( в %) | |
1986 г. |
1988 г. | ||
1 |
Бельгия |
40,8 |
27 |
2 |
Канада |
28,6 |
44 |
3 |
Франция |
38,4 |
40 |
4 |
Италия |
48,2 |
48 |
5 |
Япония |
52,6 |
44 - 56* |
6 |
Люксембург |
44,6 |
45 |
7 |
Голландия |
48,0 |
35 |
8 |
Швейцария |
28,5 |
21 - 26* |
9 |
Великобритания |
35,6 |
35 |
10 |
США |
24,1 |
28 |
11 |
Германия |
55,2 |
49 - 60* |
Примечание: * Ставка налогообложения зависит от ставок местных налогов, политики выплаты банками дивидендов и муниципальных ставок налога с продаж.
Так, например, в Японии банки уплачивают следующие налоги:
С учетом некоторых вычетов ставка налога в среднем составляет около 50% и колеблется в диапазоне от 44 от 56%.
В Италии система налогообложения банков несколько иная: с банков взимается налог на прибыль корпораций (36%) и местный налог (16,2%). Однако реальная ставка составляет около 48%, так, при исчислении налога 75% местного налога вычитается из облагаемого дохода.
Во Франции банки (включая отделения иностранных банков) уплачивают налог с корпораций, равный 34% с нераспределенной прибыли, и 42% с прибыли, выплаченной в виде дивидендов. Налог на добавленную стоимость не взимается с основных видов банковских доходов (процентов, комиссий и т.д.), но он уплачивается (в размере 18,6%) с доходов операций по лизингу, торговли благородными металлами, трастовых операций и хранения ценностей в сейфах.
В Великобритании банк уплачивает 33 – 35% от общего дохода с внутренних и внешних операций.
В США ставка федерального налога на прибыль компании составляет 34% (в 1986 г. снижена с 46% до 34%). Реально банки уплачивают еще более низкую ставку. Это связано с тем, что в американской практике существуют некоторые вычеты доходов (по отдельным видам ценных бумаг) из налогооблагаемой базы.
Так, еще в 1977 г. коммерческие банки США выплатили подоходные налоги на сумму более 2,8 млрд. долл. На банки распространяются обычные ставки налогообложения корпораций. На протяжении многих лет правила взимания налогов с разных финансовых посредников различались. Комиссия по финансовым институтам рекомендовала недавно унифицировать налогообложение всех финансовых учреждений, кроме кредитных союзов. С последних подоходный налог в настоящее время не взимается. Очевидно, комиссия считает, что указанная льгота не дает им такого решающего преимущества в конкуренции, которое пагубно отразилось бы на других финансовых учреждениях. При налогообложении деятельности банков, как и при налогообложении корпораций, в Соединенных Штатах в первую очередь обращается внимание на доход, а не на добавленную стоимость или другие производственные или потребительские налоги. В связи с тем, что налогообложение банков в США происходит аналогично налогообложению корпораций, целесообразно рассмотреть общую схему налогообложения корпораций, а затем выделить некоторые особенности, присущие федеральному налогообложению коммерческих банков и налогообложению национальных банков штатами.