Налогообложение банков в Кыргызстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 18:47, дипломная работа

Описание работы

Задачи, которые предстоит решить:
- рассмотреть основы, механизм и особенности налогообложения коммерческих банков в КР;
- охарактеризовать специфику исчисления налогооблагаемой базы для некоторых налогов, необходимых к уплате коммерческим банкам;
- изложить порядок формирования доходов, расходов и затрат банков;
- рассчитать основные налоги, перечисляемые банком в республиканский и местный бюджеты;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…………2
Глава 1. Теоретические основы налогообложения коммерческих банков в Кыргызской Республике……………………………………………………..5
1.1.Сущность коммерческих банков как посредников финансовых ресурсов..5
1.2 Элементы, принципы и процесс налогообложения банков…………...…..18
1.3.Зарубежный опыт банковского налогообложения………………………...23
Глава 2. Анализ современного состояния налогообложения коммерческих банков в Кыргызской Республике…………………………29
2.1. Особенности налогообложения субъектов банковского сектора в Кыргызской Республике……………………………...…………………………29
2.2. Обзор налогообложения коммерческого банка на основании финансовой отчетности ОАО «Халык Банк Кыргызстан»………………………..………...36
2.3. Анализ влияния банковских рисков на систему налогообложения кредитных организаций…………………………………………………………46
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения коммерческих банков в Кыргызской Республике…………………………54
3.1. Незаконные методы налоговой оптимизации в кредитно-банковской системе……………………………………………………………………………54
3.2. Рекомендации по усовершенствованию налогообложения банков……...62
Заключение…………………………………………………………………….....68
Литература ………………

Файлы: 1 файл

дип налогообл банков.doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

Коммерческие банки  как субъекты налогового права являются плательщиками налогов и несут ответственность за выполнение налоговых обязательств в соответствии с единым для всех сфер деятельности налоговым законодательством.

В отличие  от других действующих организаций, во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает в трех лицах:

- непосредственно  как самостоятельный налогоплательщик;

- как  посредник между государством  и налогоплательщиками, через  которого осуществляют финансово-хозяйственные  операции другие налогоплательщики  (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;

- как  налоговый агент (в части исчисления, удержания налогов из средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет).

Рассматривая  банки как самостоятельных налогоплательщиков, необходимо обозначить некоторые основные элементы налогообложения, т.е. отдельные нормы законодательства, правила, процедуры, понятия, которые в совокупности определяют условия обложения налогом8.

  1. Объект налогообложения - это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

Объектом налогообложения в соответствии с Законом являются доходы банка без учета полученного в установленном порядке налога на добавленную стоимость, включая:

а) начисленные и полученные проценты по ссудам;

б) полученную плату за кредитные ресурсы;

в) комиссионные и иные сборы по аккредитивным, инкассовым, переводным и другим банковским операциям;

г) комиссионные и иные сборы по гарантийным операциям;

д) комиссионные и иные сборы за услуги по корреспондентским  отношениям и услуги, оказанные предприятиям, организациям, банкам и другим учреждениям;

е) от валютных операций;

ж) от лизинговых операций;

з) от факторинговых операций;

и) от приобретенных или арендуемых брокерских мест на биржах;

к) платежи клиентов по возмещению почтовых, телеграфных и  иных расходов банка;

л) проценты и комиссионные сборы, полученные за прошлые (по отношению  к отчетному) годы, и востребованные проценты и комиссионные сборы, излишне уплаченные банком клиентам в прошлые (по отношению к отчетному) годы;

м) плату за услуги, оказанные  населению;

н) платежи за инкассацию;

о) средства, поступившие  от реализации основных фондов и иного  имущества банка, определяемые в  виде разницы между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и иного имущества, увеличенные на индекс инфляции в порядке, устанавливаемом Жогорку Кенешом КР. При этом первоначальная стоимость имущества не применяется к основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам.

При реализации или безвозмездной передаче другим юридическим и физическим лицам основных фондов, оборудования, патентов, лицензий и иных материальных и нематериальных активов, приобретенных банком, получившим в связи с этим налоговый кредит или льготы по налогу, предусмотренные законодательством, налогооблагаемый доход увеличивается на сумму реализованных или переданных материальных и нематериальных активов в размере не менее их первоначальной стоимости, увеличиваемой в соответствии с индексом инфляции, определяемым Жогорку Кенешом КР.

п) денежные средства, материальные и нематериальные активы, товары народного  потребления и иное имущество, передаваемое банку как безвозмездно, так и  в счет погашения процентов за полученный кредит;

р) прочие доходы, полученные в результате осуществления финансово-кредитных  операций и сделок, иной хозяйственной  деятельности, а также взысканные (полученные) банком пени, штрафы и неустойки.

  1. Налоговая база - это доход налогоплательщика в национальной валюте по видам, подлежащим налогообложению.

Банк исчисляет налогооблагаемую базу путем уменьшения суммы доходов  на сумму следующих расходов:

а) сумм, причитающихся  к уплате в бюджет в виде налога на имущество предприятия и земельного налога;

б) платежей, вносимых в  Пенсионный фонд КР, Фонд социального страхования КР, Государственный фонд занятости населения КР, а также других обязательных платежей;

в) начисленных и уплаченных процентов в пределах ставки, устанавливаемой Нацбанком КР;

г) уплаченных комиссионных сборов за услуги и корреспондентские  отношения в пределах, устанавливаемых Нацбанком КР;

д) связанных с осуществлением валютных операций;

е) процентов и комиссионных сборов, уплаченных в счет прошлых (по отношению к отчетному году) лет, и возврата процентов и комиссионных сборов, излишне взысканных с клиентов за прошлые (по отношению к отчетному) годы;

ж) амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, начисленных в течение налогооблагаемого периода, по нормам, утверждаемым в установленном порядке;

з) суммы износа нематериальных активов (в том числе стоимость  брокерского места), начисленной  по нормам, рассчитанным банком исходя из первоначальной стоимости и срока  их полезного использования, но не более срока деятельности банка. Норма износа нематериальных активов, срок полезного использования которых невозможно определить, устанавливается в расчете на десять лет, но не превышает срок деятельности банка;

и) по аренде основных фондов в размере амортизационных отчислений на их полное восстановление, а нематериальных активов (в том числе брокерского места) - суммы начисленного износа. Банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов производят амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и начисление суммы износа нематериальных активов по нормативам и в порядке, установленным для кыргызских предприятий, если иное не предусмотрено международными договорами КР, межреспубликанскими договорами КР и действующим законодательством;

к) на рекламу, оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг;

л) на эксплуатацию зданий, оборудования и инвентаря, принадлежащих  и арендованных банку, в том числе  плата за отопление, освещение, пожарную и сторожевую охрану, на ремонт. При этом расходы на оплату труда не учитываются;

м) на служебные командировки, представительские расходы в  пределах норм, устанавливаемых Правительством Кыргызстана;

н) операционных, канцелярских, почтово-телеграфных, по перевозке и хранению денежных средств и ценностей, а также платы другим банкам за расчетно-кассовое обслуживание и услуги вычислительных центров.

  1. Налоговый период - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.
  2. Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
  3. Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные законодательством преимущества, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
  4. Порядок исчисления налога - Налоговый Кодекс КР устанавливает общее правило, в соответствие с которым плательщик сам должен исчислять сумму налога, подлежащей к уплате, исходя из налоговой базы и ставки налога.
  5. Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно произойти (уплата налога).
  6. Уплата налога производится разовой выплатой всей суммы налога, либо в ином порядке, предусмотренном НК КР, в наличной или безналичной форме в установленные применительно к каждому налогу сроки.

Налоговая система Кыргызской Республики формируется на следующих основных экономических началах9:

1) принцип законности  налогообложения;

2) принцип обязательности  налогообложения;

3) принцип единства  налоговой системы; 

4) принцип гласности  налогового законодательства;

5) принцип справедливости  налогообложения;

6) принцип презумпции добросовестности налогоплательщика;

7) принцип презумпции  правомерности;

8) принцип определенности  налогообложения.

 

Налоговый учет в банке  основывается на данных первичных учетных  документов, аналитических регистров  налогового учета, бухгалтерского учета и расчетов налоговой базы. Банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных от (или понесенных при) осуществления банковской деятельности на основании отражения операций и сделок в аналитическом учете.

 

1.3.Зарубежный опыт банковского налогообложения

Рассмотрим сложившуюся  практику налогообложения банков в  некоторых странах. Как правило, в странах запада система налогообложения  банков связана с общей системой налогов на корпорации. Средние ставки налогов, уплаченных банками, например, в 1986 – 1988 гг. в некоторых странах представлены в таблице 1. Приведенные данные отображают общую тенденцию к понижению размера ставки в конце 80-х гг.

 

 

Таблица 1

Средние ставки налогов, уплаченных банками в 1986 – 1988 гг.

№ п/п

Страна

Размер ставки ( в %)

   

1986 г.

1988 г.

1

Бельгия

40,8

27

2

Канада

28,6

44

3

Франция

38,4

40

4

Италия

48,2

48

5

Япония

52,6

44 - 56*

6

Люксембург

44,6

45

7

Голландия

48,0

35

8

Швейцария

28,5

21 - 26*

9

Великобритания

35,6

35

10

США

24,1

28

11

Германия

55,2

49 - 60*


 

Примечание: * Ставка налогообложения  зависит от ставок местных налогов, политики выплаты банками дивидендов и муниципальных ставок налога с  продаж.

Так, например, в Японии банки уплачивают следующие налоги:

  • корпоративный налог на прибыль (37,5%);
  • местный налог на прибыль (12,6%);
  • местный душевой налог (7,76%).

С учетом некоторых вычетов  ставка налога в среднем составляет около 50% и колеблется в диапазоне  от 44 от 56%.

В Италии система налогообложения  банков несколько иная: с банков взимается налог на прибыль корпораций (36%) и местный налог (16,2%). Однако реальная ставка составляет около 48%, так, при исчислении налога 75% местного налога вычитается из облагаемого дохода.

Во Франции банки (включая  отделения иностранных банков) уплачивают налог с корпораций, равный 34% с нераспределенной прибыли, и 42% с прибыли, выплаченной в виде дивидендов. Налог на добавленную стоимость не взимается с основных видов банковских доходов (процентов, комиссий и т.д.), но он уплачивается (в размере 18,6%) с доходов операций по лизингу, торговли благородными металлами, трастовых операций и хранения ценностей в сейфах.

В Великобритании банк уплачивает 33 – 35% от общего дохода с внутренних и внешних операций.

В США ставка федерального налога на прибыль компании составляет 34% (в 1986 г. снижена с 46% до 34%). Реально банки уплачивают еще более низкую ставку. Это связано с тем, что в американской практике существуют некоторые вычеты доходов (по отдельным видам ценных бумаг) из налогооблагаемой базы.

Так, еще в 1977 г. коммерческие банки США выплатили подоходные налоги на сумму более 2,8 млрд. долл. На банки распространяются обычные ставки налогообложения корпораций. На протяжении многих лет правила взимания налогов с разных финансовых посредников различались. Комиссия по финансовым институтам рекомендовала недавно унифицировать налогообложение всех финансовых учреждений, кроме кредитных союзов. С последних подоходный налог в настоящее время не взимается. Очевидно, комиссия считает, что указанная льгота не дает им такого решающего преимущества в конкуренции, которое пагубно отразилось бы на других финансовых учреждениях. При налогообложении деятельности банков, как и при налогообложении корпораций, в Соединенных Штатах в первую очередь обращается внимание на доход, а не на добавленную стоимость или другие производственные или потребительские налоги. В связи с тем, что налогообложение банков в США происходит аналогично налогообложению корпораций, целесообразно рассмотреть общую схему налогообложения корпораций, а затем выделить некоторые особенности, присущие федеральному налогообложению коммерческих банков и налогообложению национальных банков штатами.

Информация о работе Налогообложение банков в Кыргызстане