Налогообложение банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:01, реферат

Описание работы

Основной целью работы является исследование механизма и особенностей налогообложения коммерческих банков, выявление проблем налогообложения и путей их разрешения, на примере ОАО АК «Байкалбанк» в г. Улан-Удэ. Эта цель определяет логическое построение курсовой работы.
Задачи, которые предстоит решить:
• рассмотреть основы, механизм и особенности налогообложения кредитных организаций в РФ;
• охарактеризовать специфику исчисления налогооблагаемой базы для некоторых налогов, необходимых к уплате коммерческим банкам;
• изложить порядок формирования доходов, расходов и затрат банков;
• рассчитать основные налоги, перечисляемые банком в федеральный, региональный и местный бюджеты;
• исследовать и проанализировать различные способы оптимизации налогов, уплачиваемых банками, в современных условиях функционирования, а также рассмотреть возможные методы легальной экономии уплачиваемых сумм налогов ОАО АК «Байкалбанк».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ……………………..………………………...
1.1. Элементы, принципы и процесс налогообложения банков РФ……………………….........................................................................................
1.2. Система налогов уплачиваемых коммерческими банками………………......................................
1.3. Проблемы налогообложения на современном этапе……………………………………………………..
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО АК «БАЙКАЛБАНК»…………………………………………………………….
2.1. Краткая характеристика ОАО АК «Байкалбанк» ..…………………….
2.2. Анализ основных налогов уплачиваемых ОАО АК «Байкалбанк»…………………………………………………………………….
2.3. Оптимизация системы налогообложения….……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………...

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

При наличии всех документов, подтверждающих возможность получения  налогового вычета, налоговая база по НДФЛ уменьшается соответственно на сумму данного вычета. Если плательщик имеет право на несколько вычетов, предоставляется максимальный из них.

Ставка НДФЛ устанавливается  в размере 13 % для основной массы  плательщиков; 35 % - в отношении стоимости  любых выигрышей и призов, процентных доходов по депозитам в части  превышения размеров, указанных выше; 30 % - для нерезидентов РФ; 9 % - для доходов физических лиц от долевого участия в деятельности российских организаций.

5. Государственная пошлина.

Государственная пошлина уплачивается банками при  обращении в суды, арбитражные  суды, нотариальные конторы и иные государственные органы, уполномоченные совершать действия и выдавать документы, имеющие юридическое значение.

В частности, в суде и арбитражном суде государственная  пошлина взимается:

  • с подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений по преддоговорным спорам,  заявлений (жалоб) по делам особого производства, кассационных жалоб.
  • за выдачу копий (дубликатов) документов.
  • с подаваемых в арбитражный суд исковых заявлений имущественного характера, а также исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, контрактов.

   При обращении в нотариальные органы госпошлина взимается за совершение любых нотариальных действий в уполномоченных на то государственных учреждениях: за выдачу копий (дубликатов) нотариально удостоверенных документов и т.д.

Банки также  уплачивают лицензионные и регистрационные  сборы. Сбор за регистрацию банка  и его филиалов относится к  числу федеральных налогов. К примеру, за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка – взимается пошлина в размере 0,1 % заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 40 000 рублей.

Размер  платы за регистрацию банков и  их филиалов определяется Центральным  банком РФ.

Помимо федеральных  налогов, кредитные организации уплачивают также и некоторые региональные налоги:

1. Транспортный налог.

Плательщиками данного налога признаются банки, на которые зарегистрировано хотя бы одно транспортное средство (например, инкассаторский автомобиль или служебная машина руководства, оформленная на данную организацию).

Налоговая база определяется, исходя из мощности двигателя  данного транспорта (по количеству лошадиных сил), отдельно по каждому  транспортному средству. Налоговые  ставки различаются в зависимости от мощности мотора (Таблица 1.2)

 

 

 

 

Таблица 1.2

Ставки транспортного  налога

Наименование  объекта налогообложения

Налоговая ставка   (в рублях)

Автомобили  легковые с мощностью двигателя (с каждой

 лошадиной  силы):

  • до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно                    
  • свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до

110,33 кВт) включительно                                   

  • свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до

147,1 кВт) включительно                                  

  • свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до

183,9 кВт) включительно                                  

  • свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)          

 

 

5

7

 

10

 

15

 

30

Автобусы с  мощностью двигателя (с каждой лошадиной

 силы):

  • до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно                   
  • свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)                       

 

 

10

20

Грузовые автомобили с мощностью двигателя

(с каждой  лошадиной силы):

  • до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно                    
  • свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до

110,33 кВт) включительно

  • свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до

147,1 кВт) включительно                                   

  • свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до

183,9 кВт) включительно                                   

  • свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)                          

 

 

5

8

 

10

 

13

 

17


 

Налогоплательщики - организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Бухгалтерия банков исчисляет  суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного  периода в размере одной четвертой  произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Кредитные организации, имеющие в активе транспортные средства, по истечении налогового периода представляют в налоговую инспекцию по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу, а по истечении отчетного периода - налоговый расчет по авансовым платежам.

2. Налог на имущество  организаций.

Объектом  налогообложения для российских банков признается движимое и недвижимое имущество (включая объекты, переданные во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенные в совместную деятельность), учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.5

Налоговая база по налогу на имущество организаций (в том числе банков) устанавливается как среднегодовая стоимость имущества, определяемая исходя из его остаточной стоимости.

 

Таблица 1.3

Определение среднегодовой стоимости имущества

Период

Расчет

I квартал

Сср. = (стоимость имущества  на 1.01 +1.02+ 1.03+ 1.04)/4

I полугодие

Сср. = (стоимость имущества  на 1 число каждого месяца с января по июль) / 7

9 месяцев

Сср. = (стоимость имущества  на 1 число каждого месяца с января по октябрь) / 10

Год

Сср. = (стоимость имущества  на 1 число каждого месяца с января по январь) / 13


 

Льготы, связанные с освобождением от налога отдельных видов имущества, принадлежащих банку:

- объекты  социально-культурной сферы;

- памятники истории  и культуры федерального значения.

Установление  дифференцированных размеров налоговых  ставок по отдельным категориям, как имущества, так и налогоплательщиков отнесено к компетенции органов субъектов Российской Федерации.

Предельный  размер налоговой ставки на имущество организаций ограничен до 2,2 %.

Налоговая декларация по итогам налогового периода (календарного года) предоставляется не позднее 30 марта следующего года.

      Налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в порядке и сроки, определенные соответствующими законами субъектов РФ.

Так же в налоговой системе присутствуют местные и прочие налоги подлежащие уплате банками РФ:

1. Земельный налог.

Взимание платы за землю является обязательным на всей территории РФ. Поскольку в облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, банки становятся плательщиками платы за землю в двух случаях: когда они являются собственниками зданий, и, соответственно, земельных участков под этими зданиями или когда осуществляют свою деятельность в арендованном здании с участком, на котором оно расположено.6

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, рассчитанная в соответствии с земельным законодательством РФ.

Сумма уплаченного  земельного налога перечисляется в  местный бюджет, т.к. в соответствии с НК РФ данный налог является местным. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 1,5 % для коммерческих банков.

2. Налог на операции  с ценными бумагами.

Плательщиками данного  налога являются юридические лица - эмитенты ценных бумаг. Таким образом, коммерческие банки организационной  формы акционерного общества при  эмиссии собственных ценный бумаг  становится плательщиком этого налога.7

Объектом  налогообложения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. Налог на операции с ценными бумагами перечисляется в федеральный бюджет.

Налог на операции с ценными  бумагами взимается в размере 0,2 % номинальной суммы выпуска, но не более 100 000 рублей. В случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается.

По  налогу на операции с ценными бумагами имеются льготы. В облагаемый оборот не включаются:

1. Номинальная  сумма выпуска ценных бумаг  акционерных обществ, осуществляющих  первичную эмиссию ценных бумаг.

2. Номинальная  сумма выпуска ценных бумаг  АО, осуществляющих увеличение уставного  капитала на величину переоценок  основных фондов, производимых по  решению Правительства РФ.

Плательщик исчисляет  сумму налога самостоятельно, исходя из номинальной суммы выпуска и соответствующей налоговой ставки.

Налог на операции с ценными бумагами, осуществленные в иностранной валюте, исчисляется в рублях в пересчете  по курсу, устанавливаемому Центробанком и действующему на дату регистрации  эмиссии.

 

    1. Проблемы налогообложения на современном этапе

Проблема налогообложения  банков представляется достаточно интересной, поскольку включает в себя ряд  самых различных аспектов как  правового, так и экономического плана. Часто имеет место несоответствие роли банков, степени научной разработанности банковской системы, их налогообложения и выполнения функций посредника между налогоплательщиками и государством. Такие несоответствия затрудняют процесс приспособления банков к задаваемым государством налоговым условиям и ограничивают положительное влияние, которое это приспособление может оказать и оказывает на макроэкономическое поведение банковского сектора. Без этого невозможно усилить мотивационное, регулирующее воздействие системы налогообложения на банковский сектор с целью повышения его надежности и активизации участия в обеспечении экономического роста.

Реформирование налоговой  системы Российской Федерации привело  к тому, что налоговый метод  стал основным методом мобилизации  доходов бюджетной системы страны. Однако процесс реформирования налоговой системы еще не завершен и в отдельных отраслях экономики все еще остаются проблемы в сфере налогообложения, что в значительной мере относится к банковской деятельности. Налоговые методы регулирования призваны формировать макроэкономические условия, наиболее благоприятные для функционирования денежно-кредитной системы, что будет способствовать ее устойчивости к конъюнктурным колебаниям, превращению в активный инструмент инвестиционных процессов и экономического роста.

Необходимо отметить, что система налогообложения должна рассматриваться не только как средство изъятия в бюджет денежных средств, а как способ регулирования деятельности коммерческих банков. Нельзя забывать, что бесперебойное функционирование банковской системы имеет принципиальное значение для экономики в целом. Цель налогообложения коммерческих банков должна состоять в том, чтобы они оставались крупными, экономически сильными налогоплательщиками, надежным источником доходов бюджета.

Основная задача налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе заключается в переориентации вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные инструменты банковской деятельности (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности).

Налогообложение коммерческих банков - проблема чрезвычайно сложная, поскольку коммерческие банки являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение.

От того, как будут  развиваться, и функционировать коммерческие банки, во многом зависит их прибыль, а значит и увеличение доходов федерального, региональных и местных бюджетов.

Наиболее отражаются на деятельности банков налог на прибыль  и единый социальный налог. Но с точки  зрения налогового регулирования банковской деятельности особое значение имеют налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.

В целях повышения заинтересованности банков в предоставлении долгосрочных инвестиций для развития производства в реальном секторе экономики  предлагается освободить от налогообложения  прибыль банков, полученную от предоставления долгосрочных кредитов (на срок более года) на развитие производства. Освобождение доходов коммерческих банков, полученных от предоставления кредитов на развитие производства, создание новых рабочих мест, существенно не увеличит инвестиции в реальный сектор экономики, если не будут внесены изменения в налоговое законодательство производителей, т.е. тех, кто будет брать кредиты.

Информация о работе Налогообложение банковской деятельности