Негосударственные пенсионные фонды РФ - особая форма организации личного страхования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2015 в 11:31, курсовая работа
Описание работы
Актуальность рассмотрения данной темы определяется тем, что проблема финансового кризиса пенсионной системы свидетельствует о необходимости проведения очередного радикального ее реформирования с целью наиболее полного ее приближения к особенностям функционирования в условиях рыночной экономики. Объектом исследования в курсовой работе выступают негосударственные пенсионные фонды.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. История создания, понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов. 1.1. История создания негосударственных пенсионных фондов…..5 1.2. Цели и задачи развития системы негосударственного пенсионного обеспечения……………………………………………………...10 1.3 Экономическая основа деятельности и роль НПФ в системе негосударственного пенсионного обеспечения.………………………………. ГЛАВА 2. Анализ деятельности негосударственного пенсионного фонда. 2.1 Характеристика деятельности ведущих НПФ……………….. .20 2.2 Проблемы и пути решения НПФ………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 32 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………... 34
- слабое развитие собственной
инфраструктуры (из 89 регионов России
НПФ пока есть только в 51 и
по этому показателю уступают
государственному пенсионному фонду,
который повсюду имеет отделения);
- осторожность населения по
отношению к финансовым институтам
после финансовых крахов 1994 - 1995 гг.;
- недостаточная информированность
населения об особенностях деятельности
негосударственных пенсионных фондов,
их месте и роли в пенсионной
системе России. [22]
1.2 Цели
и задачи развития системы негосударственного
пенсионного обеспечения.
Основной задачей развития
системы негосударственного пенсионного
обеспечения является повышение уровня
жизни и социальной защиты населения.
1.2.1 Социальные цели
– проведение государственной
социальной политики по реформированию
пенсионной системы, создание многоуровневой
системы пенсионного
обеспечения;
– формирование и развитие
новых рыночных институтов и механизмов
социальной защиты граждан;
– постепенное увеличение роли
дополнительных механизмов пенсионного
обеспечения граждан, в частности негосударственных
пенсионных фондов;
– внедрение новых форм и методов
негосударственного пенсионного обеспечения
различных социальных групп населения;
– вовлечение в систему негосударственного
пенсионного обеспечения работников предприятий
всех форм собственности, в том числе работников
бюджетной сферы.
1.2.2 Финансовая цель
– создание устойчивого источника
финансирования, позволяющего осуществлять
долгосрочные финансовые проекты.
– инвестирование пенсионных
активов в региональные проекты, ориентированные
на решение социальных задач, развитие
производства и инфраструктуры с определенными
финансовыми гарантиями со стороны органов
государственной власти;
– создание системы негосударственного
пенсионного обеспечения позволит хотя
бы частично решить стратегическую проблему,
связанную с созданием крупного внутреннего
инвестора в экономике на местах.
1.2.4 Интересы организаций
–решение проблемы закрепления
квалифицированных профессиональных
кадров;
–возможность материального
стимулирования отдельных категорий работников,
внесших наибольший вклад в развитие организаций;
–направление части аккумулированных
средств на финансирование внутрипроизводственных проектов,
что позволит улучшить положение организации,
создаст предпосылки для роста производства
и в конечном итоге скажется на положении
работающих.
1.2.5 Интересы работников
– сохранение постоянного и
гарантированного дохода при потере работником
трудоспособности по причине наступления
инвалидности или старости.
Система негосударственного
пенсионного обеспечения представляет
собой единую систему отношений и мероприятий
по формированию обязательных и добровольных
пенсионных резервов и накоплений, их
размещению и инвестированию в экономику,
учету пенсионных прав участников и застрахованных,
выплате обязательных и дополнительных
пенсий участникам, застрахованным лицам.
Экономическая основа
деятельности и роль НПФ в системе негосударственного
пенсионного обеспечения.
Негосударственные пенсионные
фонды появились в России в начале 1990-х
годов и вели деятельность исключительно
в рамках системы негосударственного
пенсионного обеспечения. С 2004 года НПФ
допущены к управлению средствами накопительной
пенсии: граждане могут выбрать альтернативный
способ для управления своими пенсионными
накоплениями перевести их в негосударственный
пенсионный фонд.
НПФ — особая организационно-правовая
форма некоммерческой организации социального
обеспечения, которая является страховщиком
по обязательному и профессиональному
пенсионному страхованию и ведет деятельность
по негосударственному пенсионному обеспечению.
Фонд вправе осуществлять деятельность
по негосударственному пенсионному обеспечению
со дня, следующего за днем принятия решения
о предоставлении лицензии, а деятельность
по обязательному пенсионному страхованию
со дня, следующего за днем внесения фонда
в реестр негосударственных пенсионных
фондов - участников системы гарантирования
прав застрахованных лиц.
Целью создания фонда является
осуществление им негосударственного
социального обеспечения. Фонд в соответствии
с целью создания может выполнять следующие
виды деятельности: деятельность по негосударственному
пенсионному обеспечению участников фонда
в соответствии с договорами негосударственного
пенсионного обеспечения; деятельность
в качестве страховщика по обязательному
пенсионному страхованию в соответствии
с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации" и договорами
об обязательном пенсионном страховании;
деятельность в качестве страховщика
по профессиональному пенсионному страхованию
в соответствии с федеральным законом
и договорами о создании профессиональных
пенсионных систем.
Перечисленные виды деятельности
относятся к исключительной деятельности,
которая может осуществляться только
специальным субъектом, созданным в качестве
негосударственного пенсионного фонда
в порядке, определенном гл. 2 комментируемого
Закона. Фонд создается специально и исключительно
для осуществления деятельности по пенсионному
обеспечению и страхованию и не может
заниматься никакой иной предпринимательской
деятельностью. Деятельность фонда по
негосударственному пенсионному обеспечению
осуществляется на добровольных началах.
Вкладчики имеют право по своему усмотрению
заключать пенсионные договоры в пользу
участников с любым негосударственным
пенсионным фондом. Именно пенсионный
договор определяет размер и порядок внесения
в фонд вкладчиком пенсионных взносов,
за счет которых будет осуществляться
выплата участнику негосударственной
пенсии. Предметом пенсионного договора
является осуществление фондом негосударственного
пенсионного обеспечения участника, включающее
в себя аккумулирование пенсионных взносов,
размещение и организацию размещения
пенсионных резервов, учет пенсионных
обязательств фонда, назначение и выплату
негосударственных пенсий участникам
фонда.
Фонды осуществляют деятельность
в качестве страховщика по обязательному
пенсионному страхованию независимо от
осуществления деятельности по негосударственному
пенсионному обеспечению и по профессиональному
пенсионному страхованию. Деятельность
по негосударственному пенсионному страхованию
и деятельность по негосударственному
пенсионному обеспечению не зависят друг
от друга. Однако на момент подачи заявления
о намерении осуществлять деятельность
по обязательному пенсионному страхованию
в качестве страховщика фонд должен иметь
опыт работы по осуществлению негосударственного
пенсионного обеспечения не менее двух
лет.
Деятельность фонда в качестве
страховщика по профессиональному пенсионному
страхованию не зависит от деятельности
фонда по негосударственному пенсионному
обеспечению и по обязательному пенсионному
страхованию и может осуществляться отдельно.
Деятельность по профессиональному пенсионному
страхованию осуществляется фондом в
соответствии с заключенным договором
о создании профессиональной пенсионной
системы.
НПФ, в отличие от управляющих
компаний, самостоятельно ведут учет пенсионных
накоплений и затем сами рассчитывают
и выплачивают накопительную пенсию. НПФ
размещают средства пенсионных накоплений
через управляющие компании, которые занимаются
инвестированием. Это позволяет им диверсифицировать
риски управления средствами пенсионных
накоплений и положительно влиять на уровень
доходности.
Для финансирования своей деятельности
НПФ формирует имущество для обеспечения
уставной деятельности (ИОУД) за счет:
совокупного вклада учредителей
(учредителя);
целевых взносов вкладчиков;
2) части дохода от размещения
пенсионных резервов и инвестирования
средств пенсионных накоплений (но не
более 15% от полученного дохода);
3) части сумм пенсионных взносов
по договорам негосударственного пенсионного
обеспечения (НПО), если эта возможность
оговорена в пенсионных правилах фонда
и зафиксирована в договоре НПО между
вкладчиком и фондом. При этом предельный
размер части суммы пенсионного взноса
не может превышать 3% от суммы взноса;
4) дохода фонда от использования,
в том числе размещения, имущества, предназначенного
для обеспечения уставной деятельности
фонда;
5) благотворительных взносов
и других законных поступлений.
НПФ, работающие в системе обязательного
пенсионного страхования, отвечают за
сохранность средств клиентов собственным
имуществом, размер которого не может
быть менее 100 миллионов рублей.
Сегодня в системе обязательного
пенсионного страхования в России работают
более 100 негосударственных пенсионных
фондов. Формирование накопительной пенсии
НПФ доверяют более 20 млн. человек (по данным
Пенсионного фонда России по итогам переходной
кампании 2012 года). [29]
ГЛАВА
2.Анализ деятельности
негосударственного пенсионного фонда.
2.1 Характеристика
деятельности ведущих НПФ.
По объёмам пенсионных накоплений,
наибольшими негосударственными пенсионными
фондами являются :
• НПФ «Лукойл-Гарант»
• НПФ «Сбербанка»
• НПФ «Норильский
Никель»
• НПФ «Благосостояние»
• НПФ «Газфонд»
НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»
Негосударственный пенсионный
фонд «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» - один из самых крупных
и надежных пенсионных фондов страны.
Фонд основан в 1994 году. За годы работы
успешно пережил все кризисы, ни разу не
нарушив своих обязательств перед клиентами
и не приостанавливая выплату пенсий,
которые получают более 60 тыс. человек.
Общее количество клиентов
Фонда - 2,5 млн. человек. Только в 2013 году
более 1 млн. человек доверили НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»
формирование своей будущей пенсии.
Миссия негосударственного
пенсионного фонда "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ"
заключается в повышении благосостояния
и обеспечении социальной защиты граждан
России путем формирования, сохранения
и приумножения их пенсионного капитала.
НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ"
формирует эффективную социальную
и кадровую инфраструктуру компаний
– корпоративных клиентов, –
путем создания преимуществ на
рынке труда, повышения эффективности
управления персоналом, решения, с
помощью современных пенсионных
технологий, социальных, репутационных,
корпоративных задач современного
предприятия.
НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ"
участвует в государственной
пенсионной реформе, проводит активную
разъяснительную работу, повышает
финансовую грамотность населения.
Аккумулируя значительные объемы
пенсионных средств, и выступая
институциональным инвестором, Фонд
создает основу для долгосрочного
развития российской экономики
и укрепления экономической стабильности
государства.
Показатели деятельности
ОАО "НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" по пенсионным
накоплениям.
2 483 660 человек – число
застрахованных лиц, формирующих
в фонде накопительную часть
трудовой пенсии на 31.12.2014
1,048 млн человек доверили
управление своими пенсионными
накоплениями НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»
в 2013 году (договоры одобрены ПФР).
81 775 человек – число
застрахованных лиц, которым произведена
единовременная выплата на 30.06.2014
855 человек – число
застрахованных лиц, которым установлена
накопительная часть трудовой
пенсии по старости на 30.06.2014
171 человек – число
застрахованных лиц, которым установлена
срочная пенсионная выплата на
30.06.2014
149 289 065 тысяч рублей –
размер средств пенсионных накоплений
на 31.12.2014
866 345,5 тысяч рублей - размер
резерва по обязательному пенсионному
страхованию на 31.12.2014
26 365,5 тысяч рублей - размер
средств пенсионных накоплений,
исходя их которых застрахованным
лицам установлена срочная пенсионная
выплата на 31.12.2014
226 462,3 тысяч рублей - размер
выплатного резерва для выплат
накопительной части трудовой
пенсии по старости на 31.12.2014.
Показатели деятельности
ОАО "НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" по пенсионным
резервам
141 129 человек – число
вкладчиков на 31.12.2014
230 713 человек – число
участников на 31.12.2014
70 145 человек – число
участников, получающих негосударственную
пенсию на 31.12.2014
20 912 775 тысяч рублей –
размер пенсионных резервов на
31.12.2014
1 862 076 тысяч рублей –
размер страхового резерва на
31.12.2014
Результаты размещения
средств пенсионных резервов в 2014 году:
Доход от размещения средств
пенсионных резервов , полученный по итогам
2014 года ( после вычета вознаграждения
управляющей компании и оплаты услуг специализированного
депозитария) – 2 208 469 ,1тыс. руб
Результаты инвестирования
средств пенсионных накоплений в 2014 году:
Доход от инвестирования пенсионных
накоплений, входящих в инвестиционный
портфель по обязательному пенсионному
страхованию, портфель средств выплатного
резерва и портфель средств пенсионных
накоплений застрахованных лиц, которым
установлена срочная пенсионная выплата
( совокупно по всем потрфелям средств
пенсионных накоплений) 11
407 674,9 тыс. руб
Pазмер дохода от размещения
средств пенсионных резервов, направляемого
на формирование страхового резерва:
- 816108,3тыс. руб. в 1 квартале
2015г.
«Европейский
пенсионный фонд»
Негосударственный пенсионный
фонд «Европейский пенсионный фонд» (Закрытое
акционерное общество) — один из крупнейших
пенсионных фондов России, успешно ведущий
свою деятельность с 1994 года. Фонд имеет
лицензию на осуществление деятельности
по обязательному пенсионному страхованию
и негосударственному пенсионному обеспечению
№ 375/2. Европейский пенсионный фонд входит
в тройку лидеров по долгосрочным результатам
инвестирования средств пенсионных накоплений
и является участником системы гарантирования
прав застрахованных лиц. Современные
технологии обслуживания Клиентов отвечают
лучшим международным практикам.
Доверие клиентов.
1 млн застрахованных лиц
заключили с Фондом договоры
об обязательном пенсионном страховании.
Более 20 000 счетов открыто участниками
по программам негосударственного
пенсионного обеспечения.
Надежность.
В 2015 году Фонд вошел в систему
гарантирования прав застрахованных лиц
на базе АСВ, что, вместе с рейтингом надежности
ведущего российского рейтингового агентства
«Эксперт РА» на уровне А+ «Очень высокий
уровень надежности», свидетельствует
о высоком уровне надежности Фонда и подтверждает
сохранность пенсионных накоплений граждан
России.