Негосударственные пенсионные фонды РФ - особая форма организации личного страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2015 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассмотрения данной темы определяется тем, что проблема финансового кризиса пенсионной системы свидетельствует о необходимости проведения очередного радикального ее реформирования с целью наиболее полного ее приближения к особенностям функционирования в условиях рыночной экономики.
Объектом исследования в курсовой работе выступают негосударственные пенсионные фонды.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. История создания, понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов.
1.1. История создания негосударственных пенсионных фондов…..5
1.2. Цели и задачи развития системы негосударственного пенсионного обеспечения……………………………………………………...10
1.3 Экономическая основа деятельности и роль НПФ в системе негосударственного пенсионного обеспечения.……………………………….
ГЛАВА 2. Анализ деятельности негосударственного пенсионного фонда.
2.1 Характеристика деятельности ведущих НПФ……………….. .20
2.2 Проблемы и пути решения НПФ…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 32
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………... 34

Файлы: 1 файл

курсовая НПФ.docx

— 52.47 Кб (Скачать файл)

Высокая доходность.

101,96% – накопленная доходность  инвестирования средств пенсионных  накоплений, начисленная на счета  Клиентов по договорам об обязательном  пенсионном страховании в 2009–2014 гг.

Федеральная сеть обслуживания клиентов

Услуги Фонда представляются более чем в 50 городах Российской Федерации.

Активы под управлением.

Объем пенсионных средств под управлением Фонда 16,3 млрд. рублей*.

Европейский пенсионный фонд является членом Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) — саморегулируемой организацией негосударственных пенсионных фондов в России.

 

 

 

НПФ «Благосостояние»

НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» работает на рынке пенсионных услуг 19 лет. Исключительными видами деятельности Фонда являются пенсионное обеспечение и пенсионное страхование (лицензия № 234/2 от 22 марта 2005 года).

В числе организаций, внесших взносы в совокупный вклад учредителей

Фонда:

ОАО «Российские железные дороги»;

Общественная организация «Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей» и другие.

Миссия и ценности

Миссия НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» – содействие клиентам в обеспечении материальной независимости по окончании трудовой деятельности за счет эффективных технологий сохранения и приумножения пенсионного капитала.

Корпоративные ценности – ответственность, клиентоориентированность, эффективность, профессионализм, новаторство, сотрудничество.

Показатели деятельности

НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» является лидером среди НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению: число участников Фонда по программам НПО составляет 1,18 млн человек, число получающих негосударственную пенсию – 312 тыс. человек.

По итогам 3 квартала 2014 года собственное имущество Фонда составило 239 млрд рублей, объем пенсионных резервов превысил 234 млрд рублей.

 

 НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» управляет пенсионными средствами своих клиентов, руководствуясь двумя ключевыми принципами – сохранности и доходности. Исходя из этих принципов, фонд выстраивает сбалансированную инвестиционную стратегию. Значительную часть портфеля пенсионных резервов составляют инструменты с фиксированной доходностью. Приоритетом для фонда являются качественные активы. Следование жестким критериям отбора направлений размещения средств и нацеленность на эффективное использование существующих инвестиционных возможностей позволяют НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» стабильно приумножать средства своих клиентов.

Эффективность инвестиционного процесса

Ключевая задача фонда – своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед клиентами. Чтобы эффективно ее решать, мы уделяем особое внимание следующим направлениям работы:   
1. Разработка стратегии инвестирования средств – мы распределяем инвестиционный портфель по отдельным классам активов (акции, облигации, депозиты и т.д.), предъявляем требования к качеству и, самое главное, приемлемому для НПФа соотношению риска и доходности.  
2. Фонд продолжает совершенствовать последовательность принятия инвестиционных решений – это дает возможность проводить более четкую оценку качества инвестиций и рисков, давать более качественный прогноз.  
3. Надзор и учет – НПФ обязаны внимательно следить за работой своих управляющих компаний, которые и осуществляют непосредственное управление активами. Поэтому мы максимально автоматизируем систему внутренней отчетности, тем самым обеспечивая самый оперативный доступ к информации, связанной со структурой и составом активов, включая оценку рисков.  
4. Риск-менеджмент – в настоящее время в фонде выстроена система риск-менеджмента, позволяющая отслеживать риски рыночного портфеля в ежедневном режиме, разрабатываются подходы к адаптации отдельных элементов риск-ориентированного управления активами. Высокий уровень существующей системы риск-менеджмента фонда был неоднократно отмечен рейтинговым агентством «Эксперт РА» и Национальным рейтинговым агентством.

Пенсионные резервы

Существует строго ограниченный перечень объектов инвестирования, в которых могут быть размещены пенсионные резервы. Регулирование этой сферы очень жесткое – использование каких-то других инструментов, не предусмотренных законом, невозможно.

 

НПФ «Газфонд»

НПФ «ГАЗФОНД» основан в 1994 году и в настоящее время осуществляет деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению (лицензия ФСФР № 274/2 от 21 мая 2004 г.). Фонд является соучредителем Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) — профессионального объединения участников российского пенсионного рынка, членом Ассоциации менеджеров России, ТПП РФ и Ленинградской (областной) ТПП.

4 марта 2014 года на основании  решения Совета НПФ «ГАЗФОНД»  о реорганизации Негосударственного  пенсионного Фонда «ГАЗФОНД»  в форме выделения некоммерческого  пенсионного фонда с одновременным  его преобразованием в акционерный  пенсионный фонд с переходом  прав и обязанностей по обязательному  пенсионному страхованию от НПФ  «ГАЗФОНД» к создаваемому акционерному  пенсионному фонду создано Открытое  акционерное общество «НПФ ГАЗФОНД  пенсионные накопления», основным  видом деятельности которого  является деятельность по обязательному  пенсионному страхованию.

НПФ «ГАЗФОНД» - один из самых крупных и надежных негосударственных пенсионных фондов страны. Со времени основания в 1994 году НПФ «ГАЗФОНД» успешно пережил все кризисы, ни разу не нарушив своих обязательств перед клиентами. Наивысшую степень надежности Фонда ежегодно, начиная с 2004 года подтверждает ведущее рейтинговое агентство «Эксперт РА».

НПФ «ГАЗФОНД» — Ваш надежный партнер на пути к достойному будущему.

НПФ «ГАЗФОНД» всегда ставит акцент на надежность, и сохраняет позицию крупнейшего российского негосударственного пенсионного фонда.

Учредителями фонда являются крупнейшие предприятия:

  • ОАО «Газпром»;

  • «Газпромбанк» (Акционерное общество);

  • ООО «Газпром добыча Уренгой»;

  • ООО «Газпром добыча Ямбург»;

  • ООО «Газпром трансгаз Саратов».

В марте 2015 года рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило НПФ «ГАЗФОНД» рейтинг А++ «Исключительно высокий (наивысший) уровень надежности», который присваивается НПФ «ГАЗФОНД» с 2004 года.

  К размещению средств пенсионных резервов привлекаются управляющие компании, обладающие многолетним опытом работы и высокой степенью надежности. Основной объем пенсионных резервов размещается фондом через УК ЗАО «Лидер» — компанию, которая имеет 20-летний опыт работы на фондовом рынке. Для хранения и учета прав на ценные бумаги, в которые инвестированы полученные средства, НПФ «ГАЗФОНД» пользуется услугами ОАО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ», занимающего ведущие позиции по количеству обслуживаемых фондов и по стоимости контролируемого имущества.

Пенсионными накоплениями вкладчиков ОАО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» управляют крупнейшие на рынке управления активами компании.

  В условиях возросшей нестабильности фондовых рынков и мирового финансового кризиса для сохранения и приумножения средств пенсионных накоплений и резервов возрастает необходимость использования специальных рыночных стратегий, а также использование новых инвестиционных инструментов.

Основу портфелей НПФ «ГАЗФОНД» составляют высоколиквидные ценные бумаги эмитентов, являющихся флагманами российской экономики, относящиеся к ведущим отраслям промышленности и крупным представителям банковского сектора. Кроме того, часть портфелей инвестируется в акции с высоким уровнем дивидендной доходности. Эти активы играют роль защитных в период кризиса, показывая лучшую по сравнению с рыночной динамику.

Деятельность негосударственного пенсионного фонда будет успешной только в случае, если в ее основе будут лежать четкие и ясные принципы инвестирования средств. Мы следуем этому правилу, и это дает нам возможность быть признанным лидером пенсионного рынка, Фондом, которому Вы можете без страха и сомнений доверить свое будущее. Каковы же наши принципы?

Прежде всего — это обеспечение сохранности Ваших средств. Это и принцип, и одна из главных задач нашей деятельности. Вы должны быть уверены в том, что Ваши сбережения вернутся к Вам при любой рыночной ситуации, даже в случае, если Вам придется выходить на пенсию во времена жесточайшего финансового кризиса.

Принцип номер два — обеспечение доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных вложений. Он сложно формулируется, но суть его проста. Фонд не ограничивает себя задачей сохранения Ваших накоплений - мы стремимся преумножить их, чтобы Ваша старость была достойной и обеспеченной. Но при этом мы не забываем о рисках, которые всегда присутствуют на фондовом рынке. Чтобы избежать и свести их к минимуму, мы вкладываем Ваши средства в различные финансовые инструменты (в разрешенный законодательством перечень активов).

Принцип номер три — информационная открытость процесса размещения средств. Вы сами понимаете, как это важно и для Вас, и для Фонда. Деятельность НПФ будет успешной только в случае, если она основана на взаимном доверии между Фондом и вкладчиками. А для того, чтобы такое доверие возникло, Фонд должен, прежде всего, быть максимально открытым и «прозрачным» в своей инвестиционной деятельности. Все основные показатели деятельности НПФ «ГАЗФОНД» доступны на нашем сайте.

Четвертый принцип, тесно «примыкающий» к третьему — прозрачность процесса размещения для органов государственного надзора, специализированного депозитария, подконтрольность этим органам. В разделе «Инвестиционная политика» мы уже отмечали, что деятельность Фонда контролируется различными государственными структурами, в числе которых Банк России, Минфин РФ, Пенсионный Фонд России и др.

Пятый принцип — профессиональное управление инвестиционным процессом. В НПФ «ГАЗФОНД» работает высокопрофессиональная команда. Это не случайность, а результат следования вышеприведенному принципу.

 

 

 

2.2 Проблемы и пути решения НПФ.

Опыт функционирования НПФ в России свидетельствует, что для полноценного развития требуется затратить еще достаточно много усилий государству, работодателям, работникам, самим фондам. О потенциальных возможностях рынка негосударственных пенсионных услуг говорит тот факт, что в промышленно-развитых странах вкладчиками в негосударственные пенсионные планы являются около 70% работающего населения. По данным Росстата численность экономически активного населения России в 2013 году составила примерно 75 млн. человек. Если ориентироваться на практику развитых стран, то вкладчиками НПФ могут стать около 50 млн. человек.

В нашей стране для дальнейшего развития частного пенсионного обеспечения настоятельно необходимо совершенствование операций, связанных с пенсионным обеспечением. В первую очередь это отмена налога на прибыль по доходу от размещения пенсионных резервов, а также предоставление налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при выплатах негосударственных пенсий, не превышающих десять тысяч рублей в месяц. В накопительной части пенсионной системы России, включающей пенсионные накопления государственной и частных управляющих компаний, и негосударственных пенсионных фондов, а также пенсионные резервы НПФ сосредоточены значительные инвестиционные ресурсы, позволяющие решать долгосрочные стратегические задачи. К сожалению, этот инвестиционный потенциал в полной мере не реализуется. Управляющие компании фактически преобразуют долгосрочные ресурсы в краткосрочные активы: почти 70% активов НПФ размещены на сроки менее одного года, что обусловлено отсутствием надежных долгосрочных инструментов инвестирования. Вместе с тем, потребность в долгосрочных инструментах испытывают как компании, реализующие инфраструктурные проекты, так и НПФ, нуждающиеся в надежном размещении «длинных» денег.

Необходимо незамедлительно улучшить сложившееся положение, перестроив сложившуюся систему инвестирования пенсионных резервов и накоплений. Совершенствование системы должно опираться на реализацию разумной финансовой политики и предполагать переход к широко распространенному в мире принципу «ответственного поведения», который позволяет НПФ более адекватно реагировать на рыночные вызовы при сохранении прозрачности и надежности инвестиций. Для развития отрасли НПФ необходимо развитие финансового рынка, а именно создание долгосрочных инструментов с гарантированной доходностью (например, пенсионных облигаций). Чтобы максимально защитить интересы вкладчиков, участников и застрахованных лиц фондов требуется создание системы риск-менеджмента в самих фондах. В настоящее время существуют две модели взаимодействия НПФ и УК в области контроля за осуществлением инвестиций. Первая - предполагает создание в НПФ отдельного подразделения, отвечающего за управление финансовыми рисками (риск-менеджмент). При этом фонд самостоятельно разрабатывает свою инвестиционную стратегию и транслирует ее в УК, проводит жесткий аудит методик УК и осуществляет контроль за исполнением переданной в УК инвестиционной декларации. Однако в настоящее время существует небольшое количество фондов, где действует такая модель. Большинство фондов систему управления рисками перекладывает на УК -- вторая модель.

Для успешного развития НПФ необходимо усовершенствовать пенсионное законодательство в направлении модернизации накопительного компонента, определив гарантии и права собственности на средства пенсионных накоплений, принять, наконец, зависший на долгие годы закон, определяющий порядок расчета и выплаты накопительной части трудовой пенсии. Представляется целесообразным объединить в одном нормативном акте регулирование инвестирования средств накопительной части обязательной и добровольной пенсионных систем.

Широкие перспективы роста НПФ в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) у системы профессионального пенсионного страхования (ППС), где потенциальными застрахованными могут быть около 20% всех работающих. В отличие от ОПС, уже в начальном периоде становления профессионального пенсионного страхования НПФ смогут составить конкуренцию ПФР, поскольку им в настоящее время отводится ключевая роль в функционировании ППС. На развитие частного сектора пенсионного обеспечения существенное влияние, несомненно окажет становление в России культуры личного финансового планирования, его распространение на период всего жизненного цикла, развитие пенсионного планирования как его важнейшего (и, возможно, наиболее трудоемкого) элемента. Несмотря на то, что уровень финансовой грамотности в стране невысок, наблюдается тенденция к ее росту. Ряд представителей среднего класса перестает полагаться, исключительно на государство и связывает свое пенсионное будущее с негосударственными пенсионными фондами.

Переработка профильного законодательства.

 Единственный закон  № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных  фондах» уже недостаточен с  точки зрения оптимальной техники  регулирования усложнившейся пенсионной  сферы. Его должна заменить целая  система из 4 или 5 законов:

- рамочный закон «О  накопительном пенсионном страховании», регулирующий отрасль в целом;

- закон о НПФ как  особой организационно-правовой  форме юридического лица;

- закон о добровольном  НПС, развивающий нынешний закон  № 75-ФЗ;

- закон об обязательном (трудовом) НПС, заменяющий законы  № 167–ФЗ (частично), № 111-ФЗ и № 75-ФЗ (в части главы Х.1);

- возможно также отдельный  закон о профессиональном и  территориальном НПС, заменяющий  пока не принятый закон «О  профессиональных пенсионных системах».

Необходимо совершенствование базового понятийного аппарата и юридической техники, уточнение терминологии. В частности, предлагается уйти от самого термина «негосударственный пенсионный фонд», заменив его на «накопительный пенсионный фонд» (с сохранением той же аббревиатуры НПФ), а «негосударственное пенсионное обеспечение» заменить на «накопительное пенсионное страхование».

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды РФ - особая форма организации личного страхования