Негосударственные пенсионные фонды РФ - особая форма организации личного страхования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2015 в 11:31, курсовая работа
Описание работы
Актуальность рассмотрения данной темы определяется тем, что проблема финансового кризиса пенсионной системы свидетельствует о необходимости проведения очередного радикального ее реформирования с целью наиболее полного ее приближения к особенностям функционирования в условиях рыночной экономики. Объектом исследования в курсовой работе выступают негосударственные пенсионные фонды.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. История создания, понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов. 1.1. История создания негосударственных пенсионных фондов…..5 1.2. Цели и задачи развития системы негосударственного пенсионного обеспечения……………………………………………………...10 1.3 Экономическая основа деятельности и роль НПФ в системе негосударственного пенсионного обеспечения.………………………………. ГЛАВА 2. Анализ деятельности негосударственного пенсионного фонда. 2.1 Характеристика деятельности ведущих НПФ……………….. .20 2.2 Проблемы и пути решения НПФ………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 32 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………... 34
101,96% – накопленная доходность
инвестирования средств пенсионных
накоплений, начисленная на счета
Клиентов по договорам об обязательном
пенсионном страховании в 2009–2014
гг.
Федеральная сеть обслуживания
клиентов
Услуги Фонда представляются
более чем в 50 городах Российской Федерации.
Активы под управлением.
Объем пенсионных средств под
управлением Фонда 16,3 млрд. рублей*.
Европейский пенсионный фонд
является членом Национальной ассоциации
негосударственных пенсионных фондов
(НАПФ) — саморегулируемой организацией
негосударственных пенсионных фондов
в России.
НПФ «Благосостояние»
НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» работает
на рынке пенсионных услуг 19 лет. Исключительными
видами деятельности Фонда являются пенсионное
обеспечение и пенсионное страхование
(лицензия № 234/2 от 22 марта 2005 года).
В числе организаций, внесших
взносы в совокупный вклад учредителей
Фонда:
ОАО «Российские железные дороги»;
Общественная организация «Российский
профессиональный союз железнодорожников
и транспортных строителей» и другие.
Миссия и ценности
Миссия НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»
– содействие клиентам в обеспечении
материальной независимости по окончании
трудовой деятельности за счет эффективных
технологий сохранения и приумножения
пенсионного капитала.
НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» является
лидером среди НПФ по негосударственному
пенсионному обеспечению: число участников
Фонда по программам НПО составляет 1,18
млн человек, число получающих негосударственную
пенсию – 312 тыс. человек.
По итогам 3 квартала 2014 года
собственное имущество Фонда составило
239 млрд рублей, объем пенсионных резервов
превысил 234 млрд рублей.
НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» управляет пенсионными
средствами своих клиентов, руководствуясь
двумя ключевыми принципами – сохранности
и доходности. Исходя из этих принципов,
фонд выстраивает сбалансированную инвестиционную
стратегию. Значительную часть портфеля
пенсионных резервов составляют инструменты
с фиксированной доходностью. Приоритетом
для фонда являются качественные активы.
Следование жестким критериям отбора
направлений размещения средств и нацеленность
на эффективное использование существующих
инвестиционных возможностей позволяют
НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» стабильно приумножать
средства своих клиентов.
Эффективность инвестиционного
процесса
Ключевая задача фонда – своевременно
и в полном объеме выполнять обязательства
перед клиентами. Чтобы эффективно ее
решать, мы уделяем особое внимание следующим
направлениям работы:
1. Разработка стратегии инвестирования
средств – мы распределяем инвестиционный
портфель по отдельным классам активов
(акции, облигации, депозиты и т.д.), предъявляем
требования к качеству и, самое главное,
приемлемому для НПФа соотношению риска
и доходности.
2. Фонд продолжает совершенствовать последовательность
принятия инвестиционных решений – это
дает возможность проводить более четкую
оценку качества инвестиций и рисков,
давать более качественный прогноз.
3. Надзор и учет – НПФ обязаны внимательно
следить за работой своих управляющих
компаний, которые и осуществляют непосредственное
управление активами. Поэтому мы максимально
автоматизируем систему внутренней отчетности,
тем самым обеспечивая самый оперативный
доступ к информации, связанной со структурой
и составом активов, включая оценку рисков.
4. Риск-менеджмент – в настоящее время
в фонде выстроена система риск-менеджмента,
позволяющая отслеживать риски рыночного
портфеля в ежедневном режиме, разрабатываются
подходы к адаптации отдельных элементов
риск-ориентированного управления активами.
Высокий уровень существующей системы
риск-менеджмента фонда был неоднократно
отмечен рейтинговым агентством «Эксперт
РА» и Национальным рейтинговым агентством.
Пенсионные резервы
Существует строго ограниченный
перечень объектов инвестирования, в которых
могут быть размещены пенсионные резервы.
Регулирование этой сферы очень жесткое
– использование каких-то других инструментов,
не предусмотренных законом, невозможно.
НПФ «Газфонд»
НПФ «ГАЗФОНД» основан в 1994
году и в настоящее время осуществляет
деятельность по негосударственному пенсионному
обеспечению (лицензия ФСФР № 274/2 от 21
мая 2004 г.). Фонд является соучредителем
Национальной ассоциации негосударственных
пенсионных фондов (НАПФ) — профессионального
объединения участников российского пенсионного
рынка, членом Ассоциации менеджеров России,
ТПП РФ и Ленинградской (областной) ТПП.
4 марта 2014 года на основании
решения Совета НПФ «ГАЗФОНД»
о реорганизации Негосударственного
пенсионного Фонда «ГАЗФОНД»
в форме выделения некоммерческого
пенсионного фонда с одновременным
его преобразованием в акционерный
пенсионный фонд с переходом
прав и обязанностей по обязательному
пенсионному страхованию от НПФ
«ГАЗФОНД» к создаваемому акционерному
пенсионному фонду создано Открытое
акционерное общество «НПФ ГАЗФОНД
пенсионные накопления», основным
видом деятельности которого
является деятельность по обязательному
пенсионному страхованию.
НПФ «ГАЗФОНД» - один из самых
крупных и надежных негосударственных
пенсионных фондов страны. Со времени
основания в 1994 году НПФ «ГАЗФОНД» успешно
пережил все кризисы, ни разу не нарушив
своих обязательств перед клиентами. Наивысшую
степень надежности Фонда ежегодно, начиная
с 2004 года подтверждает ведущее рейтинговое
агентство «Эксперт РА».
НПФ «ГАЗФОНД» — Ваш надежный
партнер на пути к достойному будущему.
НПФ «ГАЗФОНД» всегда ставит
акцент на надежность, и сохраняет позицию
крупнейшего российского негосударственного
пенсионного фонда.
Учредителями фонда являются
крупнейшие предприятия:
ОАО «Газпром»;
«Газпромбанк» (Акционерное
общество);
ООО «Газпром добыча Уренгой»;
ООО «Газпром добыча Ямбург»;
ООО «Газпром трансгаз Саратов».
В марте 2015 года рейтинговое
агентство Эксперт РА подтвердило НПФ «ГАЗФОНД» рейтинг А++ «Исключительно
высокий (наивысший) уровень надежности»,
который присваивается НПФ «ГАЗФОНД» с 2004
года.
К размещению средств пенсионных
резервов привлекаются управляющие компании,
обладающие многолетним опытом работы
и высокой степенью надежности. Основной
объем пенсионных резервов размещается
фондом через УК ЗАО «Лидер» — компанию,
которая имеет 20-летний опыт работы на
фондовом рынке. Для хранения и учета прав
на ценные бумаги, в которые инвестированы
полученные средства, НПФ «ГАЗФОНД» пользуется
услугами ОАО «Специализированный депозитарий
«ИНФИНИТУМ», занимающего ведущие позиции
по количеству обслуживаемых фондов и
по стоимости контролируемого имущества.
Пенсионными накоплениями вкладчиков
ОАО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления»
управляют крупнейшие на рынке управления
активами компании.
В условиях возросшей нестабильности
фондовых рынков и мирового финансового
кризиса для сохранения и приумножения
средств пенсионных накоплений и резервов
возрастает необходимость использования
специальных рыночных стратегий, а также
использование новых инвестиционных инструментов.
Основу портфелей НПФ «ГАЗФОНД»
составляют высоколиквидные ценные бумаги
эмитентов, являющихся флагманами российской
экономики, относящиеся к ведущим отраслям
промышленности и крупным представителям
банковского сектора. Кроме того, часть
портфелей инвестируется в акции с высоким
уровнем дивидендной доходности. Эти активы
играют роль защитных в период кризиса,
показывая лучшую по сравнению с рыночной
динамику.
Деятельность негосударственного
пенсионного фонда будет успешной только
в случае, если в ее основе будут лежать
четкие и ясные принципы инвестирования
средств. Мы следуем этому правилу, и это
дает нам возможность быть признанным
лидером пенсионного рынка, Фондом, которому
Вы можете без страха и сомнений доверить
свое будущее. Каковы же наши принципы?
Прежде всего — это обеспечение
сохранности Ваших средств. Это и принцип,
и одна из главных задач нашей деятельности.
Вы должны быть уверены в том, что Ваши
сбережения вернутся к Вам при любой рыночной
ситуации, даже в случае, если Вам придется
выходить на пенсию во времена жесточайшего
финансового кризиса.
Принцип номер два — обеспечение
доходности, диверсификации и ликвидности
инвестиционных вложений. Он сложно формулируется,
но суть его проста. Фонд не ограничивает
себя задачей сохранения Ваших накоплений
- мы стремимся преумножить их, чтобы Ваша
старость была достойной и обеспеченной.
Но при этом мы не забываем о рисках, которые
всегда присутствуют на фондовом рынке.
Чтобы избежать и свести их к минимуму,
мы вкладываем Ваши средства в различные
финансовые инструменты (в разрешенный
законодательством перечень активов).
Принцип номер три — информационная
открытость процесса размещения средств.
Вы сами понимаете, как это важно и для
Вас, и для Фонда. Деятельность НПФ будет
успешной только в случае, если она основана
на взаимном доверии между Фондом и вкладчиками.
А для того, чтобы такое доверие возникло,
Фонд должен, прежде всего, быть максимально
открытым и «прозрачным» в своей инвестиционной
деятельности. Все основные показатели
деятельности НПФ «ГАЗФОНД» доступны
на нашем сайте.
Четвертый принцип, тесно «примыкающий»
к третьему — прозрачность процесса размещения
для органов государственного надзора,
специализированного депозитария, подконтрольность
этим органам. В разделе «Инвестиционная
политика» мы уже отмечали, что деятельность
Фонда контролируется различными государственными
структурами, в числе которых Банк России,
Минфин РФ, Пенсионный Фонд России и др.
Пятый принцип — профессиональное
управление инвестиционным процессом.
В НПФ «ГАЗФОНД» работает высокопрофессиональная
команда. Это не случайность, а результат
следования вышеприведенному принципу.
2.2 Проблемы
и пути решения НПФ.
Опыт функционирования НПФ
в России свидетельствует, что для полноценного
развития требуется затратить еще достаточно
много усилий государству, работодателям,
работникам, самим фондам. О потенциальных
возможностях рынка негосударственных
пенсионных услуг говорит тот факт, что
в промышленно-развитых странах вкладчиками
в негосударственные пенсионные планы
являются около 70% работающего населения.
По данным Росстата численность экономически
активного населения России в 2013 году
составила примерно 75 млн. человек. Если
ориентироваться на практику развитых
стран, то вкладчиками НПФ могут стать
около 50 млн. человек.
В нашей стране для дальнейшего
развития частного пенсионного обеспечения
настоятельно необходимо совершенствование
операций, связанных с пенсионным обеспечением.
В первую очередь это отмена налога на
прибыль по доходу от размещения пенсионных
резервов, а также предоставление налогового
вычета по налогу на доходы физических
лиц при выплатах негосударственных пенсий,
не превышающих десять тысяч рублей в
месяц. В накопительной части пенсионной
системы России, включающей пенсионные
накопления государственной и частных
управляющих компаний, и негосударственных
пенсионных фондов, а также пенсионные
резервы НПФ сосредоточены значительные
инвестиционные ресурсы, позволяющие
решать долгосрочные стратегические задачи.
К сожалению, этот инвестиционный потенциал
в полной мере не реализуется. Управляющие
компании фактически преобразуют долгосрочные
ресурсы в краткосрочные активы: почти
70% активов НПФ размещены на сроки менее
одного года, что обусловлено отсутствием
надежных долгосрочных инструментов инвестирования.
Вместе с тем, потребность в долгосрочных
инструментах испытывают как компании,
реализующие инфраструктурные проекты,
так и НПФ, нуждающиеся в надежном размещении
«длинных» денег.
Необходимо незамедлительно
улучшить сложившееся положение, перестроив
сложившуюся систему инвестирования пенсионных
резервов и накоплений. Совершенствование
системы должно опираться на реализацию
разумной финансовой политики и предполагать
переход к широко распространенному в
мире принципу «ответственного поведения»,
который позволяет НПФ более адекватно
реагировать на рыночные вызовы при сохранении
прозрачности и надежности инвестиций.
Для развития отрасли НПФ необходимо развитие
финансового рынка, а именно создание
долгосрочных инструментов с гарантированной
доходностью (например, пенсионных облигаций).
Чтобы максимально защитить интересы
вкладчиков, участников и застрахованных
лиц фондов требуется создание системы
риск-менеджмента в самих фондах. В настоящее
время существуют две модели взаимодействия
НПФ и УК в области контроля за осуществлением
инвестиций. Первая - предполагает создание
в НПФ отдельного подразделения, отвечающего
за управление финансовыми рисками (риск-менеджмент).
При этом фонд самостоятельно разрабатывает
свою инвестиционную стратегию и транслирует
ее в УК, проводит жесткий аудит методик
УК и осуществляет контроль за исполнением
переданной в УК инвестиционной декларации.
Однако в настоящее время существует небольшое
количество фондов, где действует такая
модель. Большинство фондов систему управления
рисками перекладывает на УК -- вторая
модель.
Для успешного развития НПФ
необходимо усовершенствовать пенсионное
законодательство в направлении модернизации
накопительного компонента, определив
гарантии и права собственности на средства
пенсионных накоплений, принять, наконец,
зависший на долгие годы закон, определяющий
порядок расчета и выплаты накопительной
части трудовой пенсии. Представляется
целесообразным объединить в одном нормативном
акте регулирование инвестирования средств
накопительной части обязательной и добровольной
пенсионных систем.
Широкие перспективы роста
НПФ в рамках обязательного пенсионного
страхования (ОПС) у системы профессионального
пенсионного страхования (ППС), где потенциальными
застрахованными могут быть около 20% всех
работающих. В отличие от ОПС, уже в начальном
периоде становления профессионального
пенсионного страхования НПФ смогут составить
конкуренцию ПФР, поскольку им в настоящее
время отводится ключевая роль в функционировании
ППС. На развитие частного сектора пенсионного
обеспечения существенное влияние, несомненно
окажет становление в России культуры
личного финансового планирования, его
распространение на период всего жизненного
цикла, развитие пенсионного планирования
как его важнейшего (и, возможно, наиболее
трудоемкого) элемента. Несмотря на то,
что уровень финансовой грамотности в
стране невысок, наблюдается тенденция
к ее росту. Ряд представителей среднего
класса перестает полагаться, исключительно
на государство и связывает свое пенсионное
будущее с негосударственными пенсионными
фондами.
Переработка профильного
законодательства.
Единственный закон
№ 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных
фондах» уже недостаточен с
точки зрения оптимальной техники
регулирования усложнившейся пенсионной
сферы. Его должна заменить целая
система из 4 или 5 законов:
- рамочный закон «О
накопительном пенсионном страховании»,
регулирующий отрасль в целом;
- закон о НПФ как
особой организационно-правовой
форме юридического лица;
- закон о добровольном
НПС, развивающий нынешний закон
№ 75-ФЗ;
- закон об обязательном
(трудовом) НПС, заменяющий законы
№ 167–ФЗ (частично), № 111-ФЗ и № 75-ФЗ
(в части главы Х.1);
- возможно также отдельный
закон о профессиональном и
территориальном НПС, заменяющий
пока не принятый закон «О
профессиональных пенсионных системах».
Необходимо совершенствование
базового понятийного аппарата и юридической
техники, уточнение терминологии. В частности,
предлагается уйти от самого термина «негосударственный
пенсионный фонд», заменив его на «накопительный
пенсионный фонд» (с сохранением той же
аббревиатуры НПФ), а «негосударственное
пенсионное обеспечение» заменить на
«накопительное пенсионное страхование».