Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 00:00, контрольная работа
Начало 70-ых годов XX века характеризовалось ростом финансовых нововведений, стремительным развитием новейших технологий, компьютеризацией банковского бизнеса, форсированной либерализацией движения капиталов, что привело к возрастанию зависимости банковских систем от "внешних шоков". Банковский сектор стал принимать на себя дополнительные риски. В связи с этим возникла идея создания глобальной системы безопасности, т.е. единых принципов в организации банковского регулирования и надзора. С этой целью Базельский комитет по банковскому надзору в 2004 г. принял свод стандартов оценки рисков финансовых институтов и организации банковского надзора, широко известный как Новое Базельское Соглашение по капиталу, или Базель II.
Основными участниками рынков CRM являются коммерческие банки как покупатели защиты (избавляясь от риска) и как провайдеры защиты (принимая на себя риск за плату). На растущем самыми быстрыми темпами рынке CRM – рынке кредитных деривативов – на коммерческие банки приходится более половины рынка покупателей и 40% рынка продавцов. Одна треть операций по продаже защиты в виде кредитных деривативов приходится на страховые компании.
Обследование, проведенное ЕЦБ в 15 странах ЕС до его расширения, показало, что в последние годы использование инструментов передачи кредитного риска быстро возросло, но что в целом они по-прежнему имеют ограниченное применение в ЕС. Вместе с тем эта картина меняется от страны в стране и от инструмента к инструменту. Наиболее активно СRМ используются в Испании, Португалии и Франции. Активы, охваченные продажей или покупкой защиты, в общих активах банков могут достигать 30%. Наиболее популярны структурированные продукты (SР), но растет и использование кредитных деривативов (СD). К наиболее часто используемым продуктам СRМ в ЕС относятся: (i) кредитные деривативы (кредитные дефолтные свопы, свопы полного возврата, опционы кредитных спредов, кредитные ноты); (ii) структурированные продукты (ценные бумаги, обеспеченные активами, например, ценные бумаги, обеспеченные ипотекой или обеспеченные залогом долговые обязательства и синтетические продукты); и (iii) синдицированные кредиты.
Данное обследование высветило основные причины использования банками ЕС инструментов передачи кредитного риска, которые могут представлять интерес для нас. Во-первых, банки используют их для целей управления портфелем. Они покупают защиту (избавляются от риска): для (i) снижения риска перед одним заемщиком; (ii) снижения требований к капиталу; (iii) получения доступа к финансированию посредством секьюритизации. Они продают защиту (принимают на себя риск), прежде всего, в целях диверсификации, приобретая требования к фирмам, к которым в противном случае доступа они бы не имели; они также делают это для получения дохода. Во-вторых, некоторые крупные банки осуществляют деятельность на рынке деривативов исключительно ради получения дохода в виде комиссионных за риск. Следует отметить, что рынок передачи кредитного риска в Европе является очень региональным: свыше 80% всей деятельности банков ЕС по передаче кредитного риска осуществляется с контрагентами за пределами их внутренних рынков (основным центром является Лондон).
Секьюритизация
Базель-2 уточняет подход к секьюритизации, предусмотренный ныне действующим соглашением, в соответствующих разделах. Такое внимание к ней объясняется, среди прочего, ростом обеспокоенности органов надзора по поводу подхода к секьюритизации, предусмотренного Базелем-1. Во-первых, они считают, что некоторые банки неправомерно воспользовались «регулятивным арбитражем»: согласно ныне действующему соглашению, они используют секьюритизацию для сброса высококачественных активов при сохранении низкокачественных, поскольку отчисление регулятивного капитала может быть таким же для активов более низкого качества. Во-вторых, они озабочены тем обстоятельством, что, по ныне действующему соглашению, даже когда операция по секьюритизации не предусматривает реальной экономической передачи риска, банки тем не менее могут воспользоваться неясностью подхода к секьюритизации, предусмотренного Базелем-1, и уменьшить свой регулятивный капитал. Действительно, по оценкам «S & Р», примерно одна треть всего объема секьюритизации не достигает подлинной передачи кредитного риска, поскольку в этих операциях банки были склонны сохранять самые рискованные транши, которые обычно абсорбируют убытки, что позволяет утверждать, что произошел перевод не очень большого риска.
Исходя из этого, Базелем-2 предусмотрены изменения, значительно уточняющие регулятивное признание секьюритизации и делающие ее более выгодной для высококачественного и чистого перевода риска:
В операционном плане существует два метода расчета требований к капиталу для секьюритизованной позиции. Стандартизованный подход увязывает отчисления капитала к внешнему рейтингу секьюритизованной позиции (аналогично стандартизованному подходу к несекьюритизованным корпоративным активам). В этом случае стандартизованные отчисления под кредиты инвестиционного класса (т.е. ВВВ и выше) одинаковы для секьюритизованных и несекьюритизованных активов. Вместе с тем широко распространено мнение, что более детальные рейтинги для структурированных продуктов, согласно Базелю-2, на практике приведут к большей дифференциации рисков по сравнению с Базелем-1 и, соответственно, понизят требования к капиталу для высококачественных позиций.
Согласно подходу IRВ к секьюритизации, банки сначала определяют кредитный риск соответствующих активов (так называемый показатель КIRB), предполагая, что эти активы не секьюритизованы, а затем ранжируют позиции от самых субординированных до самых старших и применяют требования к капиталу к каждой позиции. Применительно к оригинаторам установлен верхний предел показателя КIRB для отчисления капитала, т.е. секьюритизация не должна привести к увеличению требований к капиталу банка.
После введения в действие Базеля-2 секьюритизация станет предметом более пристального анализа, однако банки могут расценить участие ЕБРР в таких операциях как особенно перспективное по двум причинам. Во-первых, статус ЕБРР, как кредитора ААА, является первоклассным дополнительным обеспечением кредита, что признается в большей мере, чем при Базеле-1. Во-вторых, ЕБРР может разработать структуры секьюритизации, которые воплотят в себе реальную передачу риска и при использовании которых банк-оригинатор не будет обязан или вынужден сохранять у себя самые рискованные младшие транши ради защиты старших траншей. Такие чистые переводы риска поощряются Базелем-2, а менее чистые операции по передаче риска отныне поощряться не будут.
Операционный риск
Убытки,
связанные с операционным риском,
неадекватными или негодными
процедурами внутреннего
Операционный риск, по определению, плохо поддается количественной оценке. Представляется, что основная цель Базельского комитета состоит в постановке этой проблемы, а предлагаемые конкретные методики его расчета являются весьма сырыми. Поскольку для банка в целом речь идет о совершенно новом требовании к капиталу, такой подход повысит требования к капиталу всех без исключения банков, применяющих Базель-2.
Базелем-2 предусмотрено три метода расчета отчислений под операционный риск. Первые два устанавливают величину отчисления капитала как фиксированную долю валового дохода, исходя из той логики, что доходная деятельность банка связана с риском. Третий метод основан на собственных вводных данных банка при оценке операционных рисков:
Второй
компонент: надзорный
процесс
Второй компонент касается сложных процедур банковского надзора. Согласно Базелю-2 установлено четыре основных принципа такого надзора:
В
более конкретном плане, вторым компонентом
предусматриваются общие
Вторым компонентом также установлены официальные инструкции в области международной координации между органами надзора по так называемой проблеме «страна происхождения – страна пребывания» . Как отмечалось ранее, согласно Базелю-2, регулирующий орган страны происхождения несет ответственность за осуществление надзора за банковской группой на консолидированной основе и руководит координацией с органами надзора страны пребывания. На практике это вызвало озабоченности у органов надзора стран пребывания, в банковской системе которых преобладающую роль играют дочерние предприятия иностранных банков. Эта проблема особенно остро стоит в регионе ЦВЕ, где, за исключением Словении, контрольные пакеты акций в банковском секторе принадлежат иностранным инвесторам.
Существует три причины, по которым в ЦВЕ органы надзора стран пребывания испытывают озабоченности:
Информация о работе Новое соглашение по капиталу (Базель 2). Характеристика основных компонентов