Новые формы банковского обслуживания юридических лиц (интернет-банкинг) на примере ОАО «Альфа-Банк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Развитее процессов глобализации и интеграции является отличительной особенностью экономической системы в целом и банковской системы в частности.
Универсальным средством, с помощью которого возможно ускорить взаимодействие экономических субъектов и обеспечить безопасность, мобильность и комфорт, является глобальная компьютерная сеть Интернет. Количество пользователей сети Интернет увеличивается с каждым днем.
Развитие информационных технологий позволило «сократить дистанцию» между непосредственно банком и клиентом, а так же существенно увеличило межбанковскую конкуренцию, что способствовало развитию банковского обслуживания.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические аспекты дистанционного банковского обслуживания 5
1.1История возникновения интернет-банкинга 5
1.2Интернет-банкинг как форма ДБО 7
2. Анализ дистанционного банковского обслуживания на примере ОАО «Альфа-Банк» 10
2.1 Краткая характеристика ОАО «Альфа-Банк» 10
2.2 Интернет-банкинг для юридических лиц в ОАО «Альфа-Банк» 13
2.3 Безопасность дистанционного банковского обслуживания для юридических лиц 15
Заключение 20
Список источников 22

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 169.24 Кб (Скачать файл)

 

 

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

образовательное учреждение среднего профессионального образования

 «Петровский  колледж»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по профессиональному модулю ПМ № 01 «Ведение расчетных операций»

 

Тема: Новые формы банковского обслуживания юридических лиц (интернет-банкинг) на примере ОАО «Альфа-Банк»

Специальность: № 080110 «Банковское дело»

 

 

Исполнитель                                                    Потарушина Ксения Евгеньевна

                                                                           Группа 1237

 

 

Руководитель                                                    Титова Анна Владимировна

                                                                      

 

 

                                                                            Оценка _______________  ______________

                                                                                                                                                                   подпись преподавателя

 

 

                                                                                                      « ______________» ________________________ 20     г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт- Петербург

2014

Содержание

 

 

 

Введение

 

Развитее процессов глобализации и интеграции является отличительной особенностью экономической системы в целом и банковской системы в частности.

Универсальным средством, с помощью которого возможно ускорить взаимодействие экономических субъектов и обеспечить безопасность, мобильность и комфорт, является глобальная компьютерная сеть Интернет. Количество пользователей сети Интернет увеличивается с каждым днем.

Развитие информационных технологий позволило «сократить дистанцию» между непосредственно банком и клиентом, а так же существенно увеличило межбанковскую конкуренцию, что способствовало развитию банковского обслуживания.

Создание в 90-х годах всемирной паутины дало толчок в развитии интернет-технологий и сделало интернет-банкинг лидером среди систем удаленного управления счетом, значительно повысив эффективность банковских операций.

Интернет-банкинг как разновидность дистанционного   банковского обслуживания является наиболее прогрессивным направлением развития банковского дела. Он считается одним из быстро развивающихся секторов рынка электронной коммерции.

Интерес к развитию Интернет-банкинга, в основном, определяется вопросом стратегического развития. Вложение средств банками в подобные проекты начинает приносить прибыль только через определенное время, которое требует обучение персонала и адаптация системы обслуживания. Важную роль так же играет снижение вероятности ошибки при обработке и высокий уровень секретности. С помощью интернет-банкинга клиенты могут обслуживаться практически в любой точке земного шара.

Зарубежные крупнейшие банки предлагают большой комплекс интернет-услуг. В России практика обслуживания клиентов по сети Интернет находится на стадии формирования. Чтобы выйти на современный уровень развития банковской сферы, России необходимо сформировать национальный рынок интернет-банкинга.  Промедление в данном вопросе может повлечь за собой отток клиентов, а, следовательно, снижение прибыли.

Таким образом, развитие интернет-банкинга дает хорошую возможность в развитии электронного банковского обслуживания в банковском деле.

Целью данной курсовой работы является анализ  развития интернет-банкинга, как новой и перспективной формы дистанционного банковского обслуживания.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность понятия «интернет-банкинг» и его место в системе банковского обслуживания;
  • выявить основные факторы, влияющие на необходимость создания и развития интернет-банкинга
  • проанализировать  использование интернет-технологий в обслуживании юридических лиц в ОАО «Альфа-Банк»

 

Раздел 1.Теоретические аспекты дистанционного банковского обслуживания

1.1История возникновения интернет-банкинга

 

Переход на новые формы экономического развития повлек за собой  изменения в структуре банковской системы и внедрение новых программных форм расчетов.

 Первые системы, позволявшие удаленно просматривать банковские счета и управлять ими, появились в США еще в середине 80-х годов ХХ века – они носили характерное название Home Banking («Домашний банк») и были призваны обходить законодательное ограничение на открытие банками филиалов в других штатах. Позднее, с развитием интернет-технологий, системы онлайн-банкинга развивались еще более активно, а в 1997 году в США появился первый в мире виртуальный банк – Security First Network Bank, который, правда, не получил массового распространения из-за тотального недоверия потенциальных клиентов к полностью электронной системе.

В России подобные системы появились позже. В 1998 году Автобанк запустил первый в нашей стране интернет-банкинг – систему «Интернет Сервис Банк», с которой и началось активное проникновение банковских интернет-технологий на рынок финансовых услуг. По расчетам Всемирного банка в 2010 году число пользователей интернет-банкинга превысило 300 млн.

В настоящее время чаще всего Интернет-банкинг встречается в качестве дополнительной услуги, которую предлагают почти все ведущие банки страны.

Российские банки не уступают сегодня своим западным коллегам в освоении WAP-банкинга – удаленное управление счетами с помощью мобильного телефона, оснащенного специальным программным обеспечением на базе протокола беспроводной передачи данных. Еще одна услуга банков для мобильных устройств – это SMS-банкинг. С помощью услуги SMS, которая есть у каждого оператора сотовой связи, клиент может получить всю информацию о состоянии расчетного счета, а также выписки по счету за требуемый период.

Всеобщее использование услуг Интернет–банкинга в России затруднено по причине того, что население привыкло хранить сбережения не в финансовых учреждениях, а дома в наличной валюте.  В результате этого в стране сложилась ситуация, когда потенциальные конкуренты выступают скорее  в качестве партнеров. Именно поэтому речь идет о создании нового рынка, его инфраструктуры и о формировании спроса на новые услуги.

Для сложившейся в настоящий момент ситуации в российском Интернет-банкинге характерны следующие тенденции:

  • большинство действующих систем явно не охватывают весь спектр банковских операций, причем некоторые системы усечены до чисто информационного уровня, без возможности проведения клиентом каких-либо транзакций;
  • системы электронного банкинга недостаточно интегрированы: имеются примеры, когда в банке действуют системы интернет-банкинга и интернет-трейдинга, но между собой они практически никак не связаны;
  • большинство банков не желают вводить в действие системы интернет-банкинга комплексно: для обслуживания и физических, и юридических лиц.

Названные проблемы являются российской спецификой. В основном же тенденции развития российского интернет-банкинга схожи с общемировыми.

 

 

 

1.2 Интернет-банкинг как форма ДБО

 

Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) - общий термин для технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом (то есть без его визита в банк), чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей.

Банковское обслуживание – это, прежде всего клиентский сервис. Сейчас, чтобы завоевать и удержать клиента, банк должен предложить что-то новое, интересное, предоставить дополнительные услуги и новые возможности.

В настоящее время банки проявляют все большую заинтересованность в увеличении количества операций, которые могут быть вынесены на уровень пользователя услуг. Понятно, что для этого надо не только наращивать каналы связи, чтобы предоставить клиенту возможность использования самого широкого набора банковских операций, но и предпринимать меры по обеспечению дополнительного уровня информационной безопасности.

В настоящее время нет сомнений в том, что необходимо использовать более гибкие решения при переходе к расширению каналов связи с клиентами (как с помощью интернет-банкинга, так и мобильного банкинга).

Дистанционное банковское обслуживание позволяет не только существенно сэкономить расходы банка на онлайн-обслуживание, но и способствует повышению лояльности и привлечению новых клиентов. Поэтому этот очень привлекательный продукт так востребован современными банками. Задача разработчиков ДБО – обеспечить клиентов качественной поддержкой: развивать продукт, внедрять инновации, расширять каналы связи, работать над упрощением и удобством интерфейса, включать дополнительные опции

Интернет-банкинг – это предоставление клиентам различных банковских услуг посредством сети Интернет с помощью специального программно-аппаратного комплекса. В широком смысле под Интернет-банкингом можно понимать самые разнообразные системы, начиная от обычных web-страниц банков в Интернете и заканчивая сложными виртуальными платежными системами. В более узком смысле Интернет-банкинг – это аналог системы «клиент – банк», работающий через Интернет.

Систему интернет-банкинга можно представить в виде модели представленной на рисунке 1.

Рисунок 1, Модель системы интернет-банкинг

Существуют системы, в которых Интернет используется только как средство передачи данных (так называемый «толстый клиент») и системы, в которых Интернет используется как самостоятельная информационная технология (их называют «тонкий клиент»). В первом случае Интернет – лишь органичное дополнение классических систем «клиент – банк», решающее вопрос коммуникации с банком. Такие системы по сравнению с традиционной «клиент – банк» повышают мобильность и оперативность связи, но при этом несколько снижается уровень безопасности, поскольку Интернет – это открытая сеть.

Преимущество связи интернет становиться очевидным, когда, например, резко начинает расти курс конвертируемой валюты. Несколько сотен юридических лиц пытаются осуществить переводы денежных средств по старым курсам, одновременно дозваниваясь до банка.  Число модемных пулов банка ограничено, поэтому не всем клиентам удается быстро провести операции. Когда для связи используется Интернет, это ограничение снимается.

В системах второго типа прикладное программное обеспечение является Интернет-приложением, функционирующим только в сеансе связи банка с клиентом. При использовании таких систем клиенту не нужно устанавливать программное обеспечение и хранить базы данных на своем компьютере. Он может получить доступ к своему банковскому счету, войдя на сервер банка в Интернете с любого компьютера и введя свой пароль и идентификационный номер. Для повышения безопасности могут использоваться различные методы защиты: сеансовые пароли, выбираемые с помощью специальной таблицы или генерируемые электронным устройством; ключевые дискеты и аппаратные ключи, идентифицирующие клиента и др.

Системы первого типа предпочтительнее для клиентов, желающих иметь более высокий уровень безопасности. Системы второго типа более дешёвы и экономичны в эксплуатации для клиента, а так же мобильны. Пока эти две технологии взаимодополняют друг друга, но с развитием систем защиты информации в сети Интернет вторые полностью вытеснят первые.

Иногда через Интернет предоставляются не все услуги, предусмотренные системой «клиент – банк», а только их информационная составляющая (возможность получать выписки по счетам и обмениваться с банком иными сообщениями, не связанных с движением  денежных средств по счетам).

 

Раздел 2. Анализ дистанционного банковского обслуживания на примере ОАО «Альфа-Банк»

2.1 Краткая характеристика ОАО «Альфа-Банк»

 

Альфа-Банк – открытое акционерное общество с частной формой собственности.

Альфа-Банк является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами. Банк входит в число самых надежных и диверсифицированных финансовых структур России.

ОАО «Альфа-Банк» предоставляет следующие банковские услуги юридическим лицам:

  • Управление инвестициями корпоративных клиентов 

  • Расчетно-кассовое обслуживание 

  • Валютный контроль 

  • Векселя Альфа-Банка 

  • Международные корреспондентские отношения 

  • Операции с драгоценными металлами 

  • Оценка залогового имущества 

  • Операции с пластиковыми картами 

  • Долговые программы 

  • Программное обеспечение 

  • Услуги спецдепозитария 

В соответствии с Уставом и Учредительными документами в Альфа-Банке существует три основных органа корпоративного управления: Общее собрание акционеров, Совет директоров и Правление (см. рисунок 2).

Рисунок 2, Органы корпоративного управления

Информация о работе Новые формы банковского обслуживания юридических лиц (интернет-банкинг) на примере ОАО «Альфа-Банк»