Обязательное резервирование как инструмент денежно-кредитной политики и его применение в условиях финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение обязательного резервирования, как одного из инструментов денежно-кредитной политики и как его можно использовать в условиях финансового кризиса. Об актуальности данной тематики можно поспорить, т.к. с одной стороны обязательное резервирование считается одним из основных инструментов денежно-кредитной политики и с помощью него можно регулировать экономическое состояние страны, но с другой стороны обязательное резервирование является ,действительно, довольно грубым инструментом денежно-кредитной политики и даже малейшие изменения резервных ставок оказывает сильное воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и в конечном счете на размеры денежного предложения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……3
1. Обязательное резервирование как инструмент денежно-кредитной политики…………………………………………………………………………4
1.1. Цели, сущность и инструменты
денежно-кредитной политики…………………………………………………4
1.2. Обязательное резервирование как инструмент
денежно-кредитной политики……………………………………………….....9
2. Особенности обязательного резервирования……………………………14
2.1. Особенности депонирования обязательных резервов
в Банке России…………………………………………………………………14
2.2. Особенности регулирования обязательных резервов в период финансового кризиса…………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………22
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Костромской государственный  технологический университет

 

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

Курсовая работа

по предмету: «Деньги. Кредит. Банки»

 

 

на тему: «Обязательное резервирование как инструмент денежно-кредитной политики и его применение в условиях финансового кризиса.»

 

 

 

Выполнила:

Берёзина М.А.

05-ЗФ-003

Проверила: 
Данилевская О.Д.

 

 

 

г. Кострома, 2010г.

 

Содержание: 

   Введение………………………………………………………………….……3

   1. Обязательное резервирование как инструмент денежно-кредитной политики…………………………………………………………………………4

       1.1. Цели, сущность и инструменты

 денежно-кредитной политики…………………………………………………4

       1.2. Обязательное резервирование как инструмент

денежно-кредитной политики……………………………………………….....9

  2.  Особенности обязательного резервирования……………………………14

        2.1. Особенности депонирования обязательных резервов

 в Банке России…………………………………………………………………14

       2.2. Особенности регулирования обязательных резервов в период финансового кризиса…………………………………………………………..19

   Заключение……………………………………………………………………22

   Список литературы…………………………………………………………...24

   Приложения…………………………………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение: 

   Ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть и речи об эффективной рыночной экономике. Одним из таких инструментов денежно-кредитной политики является обязательное резервирование

   Целью курсовой  работы является изучение обязательного резервирования, как одного из инструментов денежно-кредитной политики и как его можно использовать в условиях финансового кризиса. Об актуальности данной тематики можно поспорить, т.к. с одной стороны обязательное резервирование считается одним из основных инструментов денежно-кредитной политики и с помощью него можно регулировать экономическое состояние страны, но с другой стороны обязательное резервирование является ,действительно, довольно грубым инструментом денежно-кредитной политики и даже малейшие изменения резервных ставок оказывает сильное воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и в конечном счете на размеры денежного предложения.

    При написании данной курсовой работы ставились следующие задачи: рассмотреть денежно-кредитную политику и ее инструменты, понять сущность обязательного резервирования и его особенностей; изучить действующий механизм обязательного резервирования и его влияние на банки.

   Для написания курсовой работы был использован материал по организации банковской деятельности, а также для подкрепления был использован материал Федеральных Законов по изучаемой тематике.

1. Обязательное резервирование как инструмент денежно-кредитной политики.

1.1. Цели, сущность и инструменты

 денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика – это важнейшее направление экономической политики государства, представляющая собой совокупность разработанных центральным банком совместной с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей и решение других стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.

   Основным направлением  денежно-кредитной политики как  составной части современной  экономической политики России  является постепенное снижение  уровня инфляции и поддержание ее на определенном уровне. Такой подход к формированию основной (конечной) цели единой государственной политики на ближайшие годы предусмотрен Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу.

    В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики: 
   1. Политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег – центральный банк увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте; 
   2. Политика кредитной рестрикации, или «дорогих» денег, которая влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами.

   Специфика экономических  и организационных основ денежно-кредитной  политики определяется спецификой  ее объектов и субъектов. Объектами  денежно-кредитной политики являются  спрос и предложение на денежном  рынке. Субъектами выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

   Воздействие субъектов  денежно-кредитной политики на  ее объекты осуществляются с  помощью набора специфических  инструментов. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

   Согласно ст. 35 Закона о Банке России, основными  инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: 
   1) процентные ставки по операциям Банка России; 
   2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 
   3) операции на открытом рынке; 
   4) рефинансирование кредитных организаций; 
   5) валютные интервенции;

   6) установление  ориентиров роста денежной массы; 
   7) прямые количественные ограничения: 
   8) эмиссия облигаций от своего имени

   Процентная политика центрального банка может быть представлена двумя направлениями: как политика регулирования займов коммерческих банков у центрального банка и как депозитная политика центрального банка. Иначе ее можно назвать политикой учетной ставки, или ставки рефинансирования. Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов денежно-кредитной политики, а ее изменение является показателем перемен в области кредитно-денежного регулирования. Когда центральный банк намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Согласно ст. 37 Закона о Банке России банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки служит коммерческим банкам ориентиром при проведении кредитных операций.

   Обязательные резервы – это процентная доля от обязательств коммерческого банка, которые они должны хранить в центральном банке.

   Механизм действия  этого инструмента денежно-кредитной  политики заключается в следующем: 
- если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора; 
- при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

   Операции центрального банка на открытом рынке   в настоящее время являются основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственный, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким при регулировании кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

   Операции центрального банка  на открытом рынке оказывают  прямое воздействие на объем  свободных ресурсов, имеющихся у  коммерческих банков, что стимулирует  либо сокращение, либо расширение  кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения цены покупки у коммерческих банков или продажи ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк снижает цену продажи или поднимает цену покупки, тем самым соответственно увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса.

   Если центральный банк  покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, тем самым увеличивая кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращая свои кредитные  и эмиссионные возможности.

   Операции на открытом  рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков  и других финансово-кредитных учреждений.

   Рефинансирование банков - это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки - к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка.

  Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики стало применяться центральными банками с 30х годов 20го века.

   Под валютным  регулированием понимается управление  валютными потоками и внешними  платежами, формирование валютного  курса национальной денежной единицы.

   На валютный  курс оказывает влияние множество  факторов: состояние платежного  баланса, экспорта и импорта,  доля внешней торговли и ВВП,  дефицит бюджета и источников  его покрытия, экономическая и  политическая ситуации и др.

   Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция.

   Согласно ст. 41 Закона о Банке России, под  валютными интервенциями понимается  купля-продажа им иностранной  валюты на валютном рынке для  воздействия на курс рубля  или на суммарный спрос и предложение денег.

   Для повышения  курса иностранной валюты центральный  банк продает иностранную валюту, для снижения – скупает ее  в обмен на иностранную валюту.

   Согласно ст. 42 Закона о Банке России, Банк России может устанавливать ориентиры роста денежной массы одного или нескольких показателей, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

   Согласно ст. 43 Закона о Банке России, под прямыми количественными ограничениями Банка России понимаются установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

   Банк России  в праве применять количественные  ограничения, в равной степени  касающиеся всех кредитных организаций,  в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с правительством РФ.

   Согласно ст. 44 Закона о Банке России, Банк  России в целях реализации  денежно-кредитной политики может  осуществлять эмиссию облигаций от своего имени, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

   Предельный размер  общей номинальной стоимости  облигаций Банка России всех  выпусков, не погашенных на дату  принятия советом директоров  решения об утверждении выпуска  (дополнительного выпуска) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

 

 

 

1.2. Обязательное резервирование как инструмент

денежно-кредитной  политики.

   Повсеместно распространенным  методом денежного регулирования  является регулирование норм  обязательных резервов, т.е. уровня  резервов, которые коммерческие  банки в обязательном порядке  должны держать на резервном счете в центральном банке.

   Распространено  мнение, что впервые нормы резервов  были введены в США в 1913г.  при создании Федеральной резервной  системы. Однако еще в 1874г.  в США была введена норма  резервирования в размере 5% на  такой вид пассива, как эмитированные банкноты. Позднее сложилась многоступенчатая система резервного обеспечения обязательств по депозитам, при которой провинциальные банки хранили резервы на счетах в городских банках, а те в свою очередь – в банках основных финансовых центров. Эта система требовала нормативного резервного покрытия банковских депозитов. С образованием ФРС функция хранения резервов перешла к региональным федеральным банкам. Таким образом, исторически резервирование банками определенной части средств было обусловлено необходимостью иметь ликвидные резервы для бесперебойного осуществления платежей. Длительное время нормы обязательных резервов рассматривались лишь в качестве способа резервного покрытия банковских депозитов. Введенные ФРС нормы обязательных резервов для банков – членов ФРС не изменялись и не пересматривались вплоть до 1933г.

Информация о работе Обязательное резервирование как инструмент денежно-кредитной политики и его применение в условиях финансового кризиса