Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 22:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение обязательного резервирования, как одного из инструментов денежно-кредитной политики и как его можно использовать в условиях финансового кризиса. Об актуальности данной тематики можно поспорить, т.к. с одной стороны обязательное резервирование считается одним из основных инструментов денежно-кредитной политики и с помощью него можно регулировать экономическое состояние страны, но с другой стороны обязательное резервирование является ,действительно, довольно грубым инструментом денежно-кредитной политики и даже малейшие изменения резервных ставок оказывает сильное воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и в конечном счете на размеры денежного предложения.
Введение………………………………………………………………….……3
1. Обязательное резервирование как инструмент денежно-кредитной политики…………………………………………………………………………4
1.1. Цели, сущность и инструменты
денежно-кредитной политики…………………………………………………4
1.2. Обязательное резервирование как инструмент
денежно-кредитной политики……………………………………………….....9
2. Особенности обязательного резервирования……………………………14
2.1. Особенности депонирования обязательных резервов
в Банке России…………………………………………………………………14
2.2. Особенности регулирования обязательных резервов в период финансового кризиса…………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………22
Список литературы………………………
На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.
После отзыва
у кредитной организации
При реорганизации
кредитной организации порядок
переоформления ее
Выполнение кредитной организацией обязательных резервных требований является одним из критериев допуска кредитной организации к операциям денежно-кредитной политики Банка России.
2.2. Особенности регулирования обязательных резервов в период финансового кризиса
Мировой финансовый кризис убедительно продемонстрировал несовершенство надзорных и регуляторных систем большинства стран мира, подтвердил необходимость совершенствования инструментов монетарной политики, а также функций регуляторов и центральных банков в обеспечении финансовой стабильности.
С началом финансовых потрясений центральные банки ряда стран (США, Великобритании, Евросоюза, Японии, Австралии, Швейцарии) с целью предотвращения последствий финансового кризиса предприняли экстренные меры в денежно-кредитной сфере, а именно:
- снижение базовых учетных ставок;
- расширение форм, методов и условий предоставления ликвидности;
- смягчение условий функционирования рынка финансовых ресурсов (расширение доступа к кредитам, увеличение срока предоставления средств, расширение перечня залогового имущества и т.п.).
С целью противодействия последствиям финансового кризиса ЕЦБ стал активнее использовать традиционные инструменты денежно-кредитной политики, к которым относятся операции на открытом рынке, операции постоянного действия (предоставление или изъятие ликвидности в режиме овернайт), а также установление нормативов минимальных резервов. В частности, для проведения операций на открытом рынке применялись операции обратного выкупа, операции аутрайт (прямая покупка или прямая продажа ценных бумаг), выпуск долговых сертификатов, валютные свопы, привлечение срочных депозитов.
В странах с развитой экономикой с целью противодействия кризисным явлениям базовые учетные ставки были снижены практически до нулевого уровня. Так, с декабря 2008 г. ставка ФРС по федеральным фондам находится в диапазоне 0,00-0,25%. С мая 2009 г. базовая ставка ЕЦБ по операциям рефинансирования установлена на уровне 1%, а базовая учетная ставка Банка Японии с октября 2008 г. - на уровне 0,30%3
Таким образом, использование инструментария денежно-кредитной политики приобретает особое значение в окончании спадов и укреплении подъемов в периоды финансовых потрясений, способствуя результативности макроэкономической политики, поддержанию совокупного спроса и экономического роста.4
Проведенный анализ особенностей регулирования денежно-кредитной сферы в период кризиса позволяет сделать следующие выводы:
1. В условиях финансовых потрясений существенно возрастает роль органов регулирования и надзора денежно-кредитной сферы, a центральные банки вынуждены совмещать функции реализации денежно-кредитной политики и обеспечения финансовой стабильности. При этом денежно-кредитная политика, в силу своей оперативности и более высокой эффективности, является одним из основных инструментов влияния на финансовою систему и экономические процессы.
2. Национальные системы обеспечения финансовой стабильности отстают от инноваций на финансовых рынках, что обуславливает необходимость интенсификации сотрудничества правительств, органов регулирования и надзора, международных финансовых организаций с целью разработки и внедрения мероприятий по устранению последствий финансовых кризисов.
3. С целью предотвращения кризисных ситуаций необходима фундаментальная реформа системы регулирования и надзора, создание действенных механизмов раннего предупреждения кризисных явлений, совершенствование инструментов и методов денежно-кредитной политики, согласование механизмов взаимодействия бюджетной, фискальной и монетарной политики, а также разработка комплекса долгосрочных мероприятий по обеспечению эффективного функционирования денежно-кредитной сферы.
Обязательные резервы кредитных организаций, депонированные в банке России (Приложение 2). Динамика изменения нормативов обязательных резервов (Приложение 3).
Как видно из
приведенных данных, Банк России
регулирует размеры
Заключение:
Таким образом, можно подвести итог: регулирование уровня требований обязательного резервирования приводит к изъятию или высвобождению значительных объемов ликвидности коммерческих банков. Это оказывает влияние на процесс мультипликации кредитов и депозитов и на создание денег. Поэтому "в вину" обязательным резервам их оппонентами обычно ставятся "дискриминация" кредитных операций, осуществляемых банками, ведь в конечном счете ставки по обязательным резервам (при данном уровне денежной базы) устанавливают верхний предел роста денежной массы.
Отвлечение значительных объемов свободных банковских резервов, которые, находясь на счетах в центральном банке, в большинстве случаев не приносят дохода, рассматривается как своеобразный налог на кредитные организации и как негативная черта обязательных резервов. При обязательном резервировании коммерческие банки несут альтернативные издержки, соответствующие доходу, недополученному от производительного вложения средств, равных по величине обязательным резервам в центральном банке. Это приводит к снижению рентабельности кредитных организаций, что в масштабах страны равноценно снижению конкурентоспособности национальной банковской системы или при дифференциации ставок резервных требований по различным типам коммерческих банков - ущемлению конкурентных позиций тех из них, для которых установлены более высокие резервные требования.
Ряд экономистов, как в России, так и за ее рубежом считают, что обязательные резервы - это старый, отживший инструмент в денежно-политическом арсенале центральных банков. Указывая на то, что в настоящее время у центральных банков большинства развитых стран имеются и другие более эффективные и гибкие инструменты, в частности операции открытого рынка.
Критика обязательных резервов обоснована, но полностью с ней соглашаться нельзя. Считается, что единственным способом воздействия на состояние денежной сферы является изменение резервных ставок. Обязательные резервы воздействуют на денежную сферу и при неизменных резервных ставках.
Путем совершенствования условий обязательного резервирования и превращения обязательных резервов в минимальные центральным банкам удается оказывать стабилизирующее воздействие на текущее состояние ликвидности кредитных организаций и динамику ставок денежного рынка.
Список литературы:
1. Федеральный закон «О банках и банковской
деятельности» от 02.12.1990 №395-1. (ред. От 15.02.2010,
с изм. от 08.05.2010.)
2. Федеральный закон от 10 мая 2002 г. №86-ФЗ «О центральном банке российской федерации (Банке России)».
3. Банковское дело. Занимательно о сложном / С.Л. Ермаков, М.К. Беляев. – М.: Вершина, 2008.
4. Выхрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2008 – 523с.
5. Деньги, кредит, банки / Под. Ред. Т.Н. Белоглазовой: учебник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 620с.
6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Л.Т. Литвиненко / Под ред. Проф. Е.Ф. Жукова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703с.
7. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / И.В. Меркулова, А.Ю. Лукьянова. – М.: КНОРУС, 2010. – 352с.
8. Лаврушин О.И. Банковское дело. – М.: КноРус, 2008.
9. Финансы: учебник / С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2010. – 640с.
10. Вестник Банка России - "Аналитические материалы: "Состояние внутреннего финансового рынка", "Денежный рынок"
11. Вестник Банка России - "Денежно-кредитная политика": "Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики"
12. www.bankir.ru
13. www.cbr.ru
14. www.ecb.ru
15. www.e-college.ru
16. www.imf.org
17. www.ippnou.ru
Приложения:
Приложение 1.
Приложение 2.
2008 год
1 января 221 620,8
2009 год
1 января 29 915,7
1 февраля 29 502,9
1 марта 31 221,5
1 апреля 33 306,2
1 мая 32 508,0
1 июня 31 527,8
1 июля 61 799,4
1 августа 93 157,4
1 сентября 125 257,4
1 октября 153 880,3
1 ноября 154 007,4
1 декабря 151 361,5
2010 год
1 января 151 430,2
1 февраля 156 466,0
1 марта 159 139,9
1 апреля 167 682,2
1 мая 183 128,2
1 июня 170 453,6
Приложение 3.
1 www.cbr.ru
2 www.cbr.ru
3 www.ecb.eu
4 www.imf.org