Обязательное резервирование как инструмент денежно-кредитной политики и его применение в условиях финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение обязательного резервирования, как одного из инструментов денежно-кредитной политики и как его можно использовать в условиях финансового кризиса. Об актуальности данной тематики можно поспорить, т.к. с одной стороны обязательное резервирование считается одним из основных инструментов денежно-кредитной политики и с помощью него можно регулировать экономическое состояние страны, но с другой стороны обязательное резервирование является ,действительно, довольно грубым инструментом денежно-кредитной политики и даже малейшие изменения резервных ставок оказывает сильное воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и в конечном счете на размеры денежного предложения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……3
1. Обязательное резервирование как инструмент денежно-кредитной политики…………………………………………………………………………4
1.1. Цели, сущность и инструменты
денежно-кредитной политики…………………………………………………4
1.2. Обязательное резервирование как инструмент
денежно-кредитной политики……………………………………………….....9
2. Особенности обязательного резервирования……………………………14
2.1. Особенности депонирования обязательных резервов
в Банке России…………………………………………………………………14
2.2. Особенности регулирования обязательных резервов в период финансового кризиса…………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………22
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

   Закон о ФРС  установил уровень обязательных  резервов по вкладам до востребования  в размере 13% для федеральных  резервных банков Нью-Йорка и  Чикаго, 10% для федеральных резервных банков других округов и 7% для банков – членов ФРС. Для срочных вкладов обязательные  резервы были установлены на уровне 3%. В 1933г. произошел резкий рост избыточных резервов в банковской системе США, что могла привести к инфляционному взрыву. Это вызвало серьезную обеспокоенность официальных лиц ФРС. Для устранения такой угрозы Конгресс США в 1933г. наделил ФРС полномочиями изменять требования к уровню обязательных резервов банков – членов ФРС, при этом каждое конкретное решение по изменению норм резервирования должно было утверждаться президентом США. Закон о банках 1935г. отменил президентский контроль за изменением норм резервирования, превратив их в обычный инструмент регулирования банковской ликвидности. В результате значение гарантийно-страховой роли резервов уменьшилось. Минимальные резервы стали основой механизма централизованного регулирования денежного рынка.

   В последующие  годы этот инструмент начали  использовать во многих странах,  в том числе в Германии и  Италии после Второй мировой войны, во Франции с 1967г., Испании с 1979г. В Великобритании он был введен в 1961г. и применялся гораздо реже, чем в других государствах.

   Политику резервных требований  Банк России использует как  механизм регулирования общей  ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются для ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

   Центральный банк РФ, устанавливая  и изменяя нормативы обязательных  резервов, воздействует на объем  и структуру привлеченных кредитными  организациями ресурсов, а следовательно,  оказывает влияние на их кредитную  политику. Уменьшение Центральным  банком РФ норма резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные кредитные ресурсы; увеличение ими кредитных вложений ведет к росту денежной массы, а в условиях спада производства стимулирует инфляционные процессы в экономике. Если объем денежной массы превышает установленные Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики ориентиры, то Центральный банк РФ проводит политику кредитной рестрикации путем увеличения нормативов обязательных резервов, вынуждая банки сократить объем активных операций.

   Механизм обязательного  резервирования, заключающийся в  депонировании части привлеченных  кредитной организацией средств  на отдельном счете в Центральном  банке РФ и фактическом их  блокировании на этом счете  в течение всего периода функционирования банка, позволяет говорить о том, что обязательные резервы выполняют также и функцию страхового резерва. В случае кредитной ликвидации кредитной организации они служат источником погашения обязательств по возврату привлеченных денежных средств вкладчиков и кредиторов.

   Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и вызывать значительные изменения в кредитной политике коммерческих банков, поэтому повышение уровня обязательных резервов в периоды экономического подъема опасны тем, что банковская система может в этих условиях не выдержать возрастающего спроса на краткосрочную ликвидность со стороны рыночных субъектов.

   Практика использования  норм обязательных резервов свидетельствует  о том, что это сильно воздействующее  средство и оно не пригодно для повседневных корректировок. Поэтому изменяются нормы обязательных резервов достаточно редко, при этом воздействие оказывается не столько на текущее состояние денежного рынка, сколько на кредитные операции банка в будущем, в связи с чем частые корректировки послужили бы фактором, усложняющим финансовое планирование участников рынка и дестабилизирующим денежно-кредитную систему в целом. Во избежание возможного негативного влияния изменения норм резервов на денежный рынок введение новых нормативов, как правило, уравновешивается операциями центрального банка на открытом рынке.

   Согласно ст. 38 Закона о  Банке России размер обязательных  резервов в процентном отношении  к обязательствам кредитной организации  (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются советом директоров.

   Нормативы обязательных  резервов не могут превышать  20% обязательств кредитной организации  и должны быть дифференцированными  для различных кредитных организаций. 

   В соответствии со статьей  25 Федерального закона "О банках  и банковской деятельности" кредитная  организация обязана выполнять  норматив обязательных резервов, в том числе по срокам, объемам  и видам привлеченных средств.

  Совокупные банковские  резервы (без учета наличных денег в кассах кредитных организаций) за январь—март 2010 г. увеличились на 5,9%,

а их средний дневной объем был  равен 1708,5 млрд. руб. (в IV квартале 2009 г. — 1136,2 млрд. руб.)

  В I квартале 2010 г. ситуация на денежном рынке оставалась стабильной и характеризовалась достаточно высоким уровнем ликвидности банковского сектора. Средний уровень совокупных банковских резервов по сравнению с IV кварталом 2009 г. увеличился на 39,7%.

   В условиях сохранения тенденции к снижению инфляции Банк России в I квартале 2010 г. продолжил смягчение процентной политики, учитывая необходимость дополнительного стимулирования кредитной активности банковского сектора, способствующей восстановлению экономического роста.

   В январе—марте 2010 г. нормативы обязательных резервов, установленные Банком России, составляли 2,5% по каждой категории резервируемых обязательств. В соответствии со вступившим в силу с 1.01.2010 нормативным актом Банка России из состава резервируемых обязательств кредитных организаций были исключены долгосрочные обязательства (свыше трех лет) по выпущенным кредитными организациями облигациям.

    Сумма обязательных  резервов, депонированных кредитными  организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, на 1.04.2010 составила 167,7 млрд. руб., увеличившись в I квартале 2010 г. на 16,3 млрд. рублей. Обязательные резервы по обязательствам в валюте Российской Федерации составили 105,3 млрд. руб., по обязательствам в иностранной валюте — 62,4 млрд. рублей.1

   Обязательные  резервы кредитных организаций,  депонированные на отдельных  счетах в Банке России в  апреле 2010 г. (см. схему в Приложении  №1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Особенности обязательного резервирования.

2.1. Особенности депонирования обязательных резервов

 в Банке  России

   Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает со дня получения лицензии на осуществление банковских операций. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

   Депонирование обязательных резервов осуществляется денежными средствами в валюте Российской Федерации (путем перечисления в безналичном порядке) на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и одновременно на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов).2

   Существуют следующие категории резервируемых обязательств коммерческих банков:

- "обязательства кредитной организации перед юридическими лицами-нерезидентами" – включает обязательства перед юридическими лицами-нерезидентами (в том числе обязательства перед банками-нерезидентами), а также обязательства перед индивидуальными предпринимателями-нерезидентами, в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского (корреспондентского) счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными, депозитными и иными договорами);

- "обязательства кредитной организации перед физическими лицами" – включает обязательства перед физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского вклада (в том числе удостоверенные сберегательными сертификатами), банковского счета;

- "иные обязательства" кредитной организации в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте.

   В состав резервируемых  обязательств не включаются следующие  обязательства: 
- денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее 3 лет;

 - облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;

 - обязательства, выраженные в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг);

- задолженность, возникающая между обособленными подразделениями кредитной организации.

    Регулирование  размера обязательных резервов  осуществляется Банком России  ежемесячно. В соответствии с  решением Совета директоров Банка  России может проводиться внеочередное  регулирование размера обязательных  резервов. Существуют определенные сроки, установленные для проведения регулирования размера обязательных резервов для коммерческих организаций:

    1. Ежемесячное  регулирование обязательных резервов  – проводится на 10-й рабочий  день месяца, следующего за отчетным  месяцем

  2. Регулирование обязательных резервов при проведении проверок - Проводится в День утверждения акта проверки + два рабочих дня, следующих за ним

   3. Внеочередное регулирование обязательных резервов - Устанавливаются Советом директоров Банка России и в Указании Банка России

   4. Период усреднения обязательных резервов - С 10-го числа месяца, следующего за отчетным, по 10-е число второго месяца, следующего за отчетным, включительно

  Рассмотрим порядок составления и представления Расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России

    Расчет размера  обязательных резервов составляется  за отчетный период с 1 числа  отчетного месяца по 1 число месяца, следующего за отчетным месяцем,  включительно.

     Расчет  и документы, представляемые в комплекте с ним:

   1. Расчет по форме приложения 1 к Положению Банка России от 7 августа 2009 года № 342-П;

   2. документы, представляемые в составе Расчета, по форме приложений 2-6 к Положению Банка России от 7 августа 2009 года № 342-П;

   3. сообщение об отсутствии остатков в произвольной форме;

   4. необходимые пояснения.

   Расчет представляется в территориальное учреждение Банка России по месту открытия корреспондентского счета кредитной организации в установленный срок.

   Расчет и документы, представляемые в комплекте с ним, а так же документы, составляемые уполномоченным учреждением Банка России при проведении регулирования размера обязательных резервов, направляются в уполномоченное подразделение Банка России, кредитную организацию, соответственно, на бумажных носителях и в виде электронных сообщений, в том числе снабженных кодом аутентификации. Документы, направляемые в виде электронных сообщений, не снабженных кодом аутентификации, подлежат досылке (представлению) на бумажном носителе.

   При составлении Расчета для его представления в электронном виде кредитной организацией указываются балансовые счета второго порядка по учету резервируемых обязательств. При отсутствии остатка по балансовому счету проставляется ноль.

   При составлении Расчета для его представления на бумажном носителе могут указываться балансовые счета второго порядка, определенные рабочим планом счетов бухгалтерского учета в кредитной организации, за исключением тех, по которым остатки в течение отчетного периода равны нулю.

   В период регулирования обязательных резервов допускается исправление кредитной организацией Расчета и документов, представляемых в комплекте с ним (при обнаружении ошибок территориальным учреждением Банка России либо кредитной организацией). Исправленный Расчет сопровождается объяснениями, содержащими сведения о произведенных изменениях, подписанными уполномоченными лицами кредитной организации, или содержащими код аутентификации электронного сообщения.

   В случае исправления кредитной организацией Расчета и документов представляемых в комплекте с ним, период регулирования размера обязательных резервов не продлевается.

   Представление кредитной организацией Расчета позднее срока, установленного пунктом 3.9 Положения Банка России от 7 августа 2009 года № 342-П, является нарушением установленного срока представления отчетности и основанием для принятия Банком России мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации".

   Также осуществляется уменьшение по счетам обязательных резервов, то есть их использование в следующих случаях: 
   1. В результате регулирования размера обязательных резервов (при снижении величины резервируемых обязательств кредитной организации и снижении нормативов обязательных резервов и (или) увеличении коэффициента усреднения, установленного Банком России);

   2. При предоставлении кредитной организации права на усреднение обязательных резервов (т.е. на поддержание усредненной величины обязательных резервов на корреспондентском счете кредитной организации, открытом в Банке России);

   3. После аннулирования лицензии Банка России на осуществление банковских операций средства обязательных резервов перечисляются на корреспондентский счет кредитной организации и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами.

   Не всегда бывает  так, что все банки соблюдают  нормативы обязательных резервов, поэтому Банк России вынужден принимать меры воздействия.

   При нарушении кредитной организацией нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Штрафы за нарушение нормативов обязательных резервов, уплаченные кредитными организациями (взысканные Банком России в установленном порядке) поступают в доход федерального бюджета.

Информация о работе Обязательное резервирование как инструмент денежно-кредитной политики и его применение в условиях финансового кризиса