Обязательные резервы коммерческих банков: особенности формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика является важным инструментом регулирования всех рыночных связей. Она является особым видом деятельности государства и заключается в разработке и осуществления системы мероприятий, с помощью которой регулируются денежно-кредитные процессы в стране. Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса.

Файлы: 1 файл

жопа вкус.docx

— 80.29 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт  Экономики Управления и права

 

Кафедра Мировой  экономики

  

 

  Допускаю  к защите

                                         Руководитель к.т.н., доц. И.А. Серебряник

                                                                              И.О. Фамилия

  

___________________________________________________

 

 

 

 

 

 

«Обязательные резервы коммерческих банков: особенности формирования»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

к курсовой работе по дисциплине

«Деньги Кредит Банки»

 

 

Выполнил студент группы  ЭПОб 12 -1       _________             Радионова М.О.

                                      шифр                  подпись             И.О. Фамилия

 

 

Нормоконтроль                                                ________             И.А. Серебряник

                                                                подпись            И.О. Фамилия 

 

 

 

Курсовая работа защищена с оценкой __________________________________

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2013 г.

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ЗАДАНИЕ

НА  КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

 

По курсу «Деньги Кредит Банки»

 

Студенту Радионовой М.О.

 

Тема курсовой работы: Обязательные резервы коммерческих банков.

 

Исходные данные: учебно-методическая литература, периодическая печать, Интернет-ресурсы.

 

Рекомендуемая литература:

Положение Банка  России

Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум. – М.: Астрель, 2011, 68 – 69 с.

Малкина М.Ю., Иванова А.Ю. Анализ институтов регулирования  банковской системы РФ.: Финансы  и Кредит. 2008. №37. – 2-12 с.

Обязательные  резервы коммерческих банков - [Электронный  ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru/wikibank/obyazatelnyie_rezervyi_kommercheskih_bankov/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата выдачи задания  «17»  сентября   2013г.

 

Дата представления проекта руководителю «10»  декабря  2013г.

 

Руководитель  курсовой работы к.т.н., доц. Серебряник И.А.

 

 

Введение

 

Денежно-кредитная политика является важным инструментом регулирования  всех рыночных связей. Она является особым видом деятельности государства  и заключается в разработке и  осуществления системы мероприятий, с помощью которой регулируются денежно-кредитные процессы в стране. Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. И эффективность денежно-кредитной политики в конечном счете определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой и разнонаправленных мероприятий.

В условиях экономики переходного  периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной  политики особенно сложны в связи  с тем, что рыночные механизмы  экономического регулирования, как  правило, в недостаточной степени  отработаны, а банковская система  не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим  потенциалом. Кроме того, специфика  социально-политической ситуации, деловая  культура, сложившиеся стереотипы отношений  между различными социальными группами также в значительной степени  определяют спектр возможных альтернатив  как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной  в частности, эффективность (или  неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования  экономических процессов.

Достижение стратегических целей  и задач денежно-кредитной политики должно осуществляться поэтапно, путем  постепенного расширения сферы действия рыночных подходов к государственному регулированию денежно-кредитной  сферы.

Основной вектор преобразований денежно-кредитной  сферы — переход к зрелым рыночным институтам и механизмам. Одновременно будет совершенствоваться методологическая база регулирования и надзора за банками, координация деятельности Национального банка с другими органами денежно-кредитного регулирования.

В целом денежно-кредитная политика будет проводиться в четком соответствии с макроэкономическими параметрами  социального и экономического развития страны.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь как неотъемлемая часть  общегосударственной социально-экономической  политики имеет многофункциональную  природу. Она должна способствовать решению различных задач —  общих, возникающих в контексте  развития страны и макроэкономической ситуации, и специфических, связанных  с особенностями банковского  сектора, обеспечивающего сохранность  и эффективное размещение активов  предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи являются одинаково  важными и взаимосвязанными. В  конечном счете эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой разнонаправленных мероприятий. Достижение такого баланса в условиях экономики переходного периода существенно усложняется в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, отработаны недостаточно, а банковская система не обладает необходимым финансовым и организационно-технологическим потенциалом.

Основная цель данной работы –  проанализировать проблемы денежно-кредитной  политики и инструментов, с помощью  которых она осуществляется. Для  достижения этой цели ставятся задачи:

1. Дать понятие сущности денежно-кредитной  политики;

2. Дать понятие инструментов, видов  и типов денежно-кредитной политики;

3. Показать особенности денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь  и перспективы её развития.

Для написания курсовой работы были использованы источники: учебники, учебные  пособия, статьи из периодической печати.

 

  1. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу

 

Банк России в предстоящий трехлетний период сохранит преемственность реализуемых  принципов денежно-кредитной политики и планирует к 2015 году завершить  переход к режиму таргетирования инфляции.

В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности, то есть поддержание стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная  политика, направленная на контроль над  инфляцией, будет способствовать достижению более общих экономических целей, таких как обеспечение условий  для устойчивого и сбалансированного  экономического роста и поддержание  финансовой стабильности.

Реализация денежно-кредитной политики Банка России предполагает установление целевого значения изменения индекса  потребительских цен. В качестве главной цели денежно-кредитной  политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских  цен в 2013 году до 5 – 6%, в 2014 и 2015 годах  – до 4 – 5%. Решения в области  денежно-кредитной политики Банк России продолжит принимать, как правило, на ежемесячной основе. Будет учитываться, что воздействие мер политики на экономику распределено во времени. В основе решений будут лежать прогнозы инфляции и оценки перспектив экономического роста, а также динамика инфляционных ожиданий и особенности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Оценка рисков для достижения цели по инфляции включает анализ факторов как со стороны совокупного спроса и предложения, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны денежного предложения, динамика которого определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции.

Реализация денежно-кредитной политики будет основана на управлении процентными  ставками денежного рынка с помощью  инструментов предоставления и изъятия  ликвидности. Изменения краткосрочных  рыночных ставок вследствие пересмотра Банком России ставок по своим инструментам и применения других мер денежно-кредитного регулирования влияют через различные  каналы трансмиссионного механизма  на средне - и долгосрочные процентные ставки и в конечном итоге на уровень  деловой активности и инфляционное давление в экономике. Таким образом, процентная политика будет играть ключевую роль в процессе реализации денежно-кредитной  политики.

Благодаря реализации Банком России в последние годы комплекса мер, направленных на совершенствование  системы инструментов, а также  на повышение гибкости валютного  курса рубля, была достигнута большая  управляемость процентными ставками денежного рынка. В среднесрочной  перспективе важной стратегической задачей будет выстраивание более  действенного трансмиссионного механизма  денежно-кредитной политики, а также  повышение доверия к Банку  России как органу, отвечаю-4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов за ценовую стабильность, что создаст основу для лучшего управления инфляционными ожиданиями субъектов экономики.

В целях дальнейшего повышения  действенности процентной политики Банк России в предстоящий трехлетний период продолжит постепенно увеличивать  гибкость механизма курсообразования и к 2015 году предполагает осуществить переход к плавающему валютному курсу, отказавшись от использования связанных с уровнем курса операционных ориентиров курсовой политики. Соответственно, в рамках данного режима проведение регулярных валютных интервенций с целью воздействия на динамику курса рубля будет прекращено.

Одной из основных задач Банка России в среднесрочной перспективе  будет оставаться обеспечение финансовой стабильности. Банковская система является основным звеном передачи сигналов процентной политики в реальный сектор экономики. Таким образом, финансовая стабильность выступает необходимым условием нормального функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. При этом от степени устойчивости и эффективности работы системы  финансового посредничества зависит  не только выполнение главной цели денежно-кредитной политики по поддержанию  ценовой стабильности, но и состояние  общего макроэкономического равновесия. Банк России будет продолжать совершенствовать инструменты мониторинга системы  финансового посредничества (в том  числе постоянный анализ движения цен  на рынках активов, тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной  активности), чтобы при возникновении  угрозы финансовой стабильности иметь  возможность оперативно принять  соответствующие меры в области  денежно-кредитной политики и банковского  регулирования и надзора.

В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделять  повышенное внимание своевременной  идентификации и оценке системных  рисков в банковском секторе и  на иных сегментах финансовых рынков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие риск ориентированных  подходов при осуществлении надзора, базирующихся на луч- шей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.

Достигнутые условия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) позволят сохранить сложившиеся  условия конкуренции в банковском секторе и создать дополнительные механизмы доверия к равенству  регулятивных условий деятельности российских банков вне зависимости  от источника происхождения капитала.

Успешность реализации стратегии  денежно-кредитной политики во многом будет определяться эффективностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Од- ним из важных направлений деятельности Банка России останется содействие развитию рынка производных финансовых инструментов, предоставляющего субъектам экономики возможности по хеджированию курсового и процентного рисков, одновременно с формированием современных механизмов регулирования и надзора за рисками кредитных организаций на указанных сегментах финансового рынка.

Банк России также продолжит  уделять внимание совершенствованию  российской национальной платежной  системы, эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения  действенности мер денежно- кредитного регулирования и развития внутреннего  финансового рынка.

Важное значение с точки зрения успешности реализации единой государственной денежно-кредитной политики имеют принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу динация усилий Банка России и Правительства Российской Федерации. Высокая степень влияния регулируемых цен и тарифов на темпы роста потребительских цен обусловливает целесообразность принятия решений об их индексации с учетом целевых ориентиров по инфляции. Результативность денежно-кредитной политики также во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение не нефтегазового дефицита бюджета и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для экономического роста и достижения целей денежно-кредитной политики.

Информация о работе Обязательные резервы коммерческих банков: особенности формирования