Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 07:30, курсовая работа
Денежно-кредитная политика является важным инструментом регулирования всех рыночных связей. Она является особым видом деятельности государства и заключается в разработке и осуществления системы мероприятий, с помощью которой регулируются денежно-кредитные процессы в стране. Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса.
В современной практике ФРС в качестве основного инструмента ДКП выступает ставка рефинансирования, значение которой корректируется в соответствии с «правилом Тейлора». Оно заключается в том, что целевой уровень процентной ставки составляет 2% годовых в реальном выражении, а текущее значение корректируется в зависимости от отклонений фактических темпов инфляции от целевого параметра роста цен, и реального ВВП от его потенциального уровня.
На сегодняшний день Конгресс проявляет
пристальное внимание к поддержанию
сбалансированного федерального бюджета
США, а рассматриваемая ДКП
Что касается Китая, то денежно- кредитная
политика сыграла решающую роль в
обеспечении макроэкономической стабильности,
содействии экономической реформе
и развитию, поддержке реформ в
конкретных областях в определенные
периоды времени в целях
На раннем этапе реформ Народный банк Китая реформировал в 1980 г. систему валютного курса. Позднее, в 1985 и 1988 гг. в ответ на перегрев экономики и высокую инфляцию, вызванную чрезмерными инвестициями и потреблением, Народный банк Китая своевременно сузил денежную массу с помощью денежно-кредитной политики и восстановил ценовую стабильность. В этот период денежно-кредитная политика была направлена на агрегированный контроль и структурную корректировку посредством сочетания прямого контроля и косвенной корректировки с использованием таких мер, как резервные требования, процентные ставки по депозитам и кредитам, введение специальных депозитов и т.п. В течение 1991 - 1992 г.г. Народный банк Китая расширял денежную массу для противодействия падению темпов экономического роста. Экономика быстро встала на ноги. С ускорением перехода от централизованно планируемой экономики к рыночной Народный банк Китая гибко применял денежно-кредитную политику в целях экономического развития, стремясь обеспечить ценовую и макроэкономическую стабильность и поддержать развитие и реформы в направлении открытия экономики Китая остальному миру. В 1994 г. Китай успешно реформировал свою валютную систему, введя механизм продажи и покупки валюты через уполномоченные банки и создав общенациональный единый межбанковский валютный рынок.
В 1993 - 1996 гг. быстрый рост экономики на местах, поспешность в создании свободных экономических зон, чрезмерные инвестиции в недвижимость и спекуляции на рынке капитала обернулись первыми признаками экономического «мыльного пузыря». Народный банк Китая ужесточил денежно-кредитную политику и принял ряд административных и правовых мер для восстановления финансового порядка, контроля за денежной базой и кредитованием. В результате денежные и кредитные агрегаты были взяты под эффективный контроль, и стоимость юаня сохранила устойчивость. Через три года исправлений, корректировок и абсорбции была успешно достигнута стабилизация экономики.
Когда в 1997 г. разразился азиатский финансовый кризис, валюты соседних с Китаем стран резко обесценились, а финансовые рынки региона вступили в полосу потрясений. В этих обстоятельствах Китай решил поддержать стабильность юаня как в собственных интересах, так и в интересах всего международного сообщества. Стабильность юаня стала якорем в стабилизации региональных финансовых рынков и заслужила аплодисменты всего мира.
Обусловленные ростом производственных мощностей чрезмерное предложение сельскохозяйственной продукции и снижение цен на нее стали тормозить прирост доходов крестьян. В результате в 2001- 2002 гг. в Китае появились некоторые признаки дефляции. В 2002 г. индекс потребительских цен (ИПЦ) составил -0,4%. Взяв на вооружение проактивную фискальную политику и эффективную денежно-кредитную политику в сочетании с курсом на развитие западных регионов страны, Китай смог не только преодолеть последствия азиатского финансового кризиса, увеличив в сравнительно короткий период внутренний спрос, но и снизить дефляционное давление. В течение второй половины 2001 г. уровень цен в Китае возрастал. В 2003 г. ИПЦ достиг положительных значений.
Таким образом, можно сделать вывод,
что меры денежно-кредитной политики
содействовали экономическому развитию
и позволили достичь
Анализируя опыт Китая, так и США можно с достоверностью утверждать, что благодаря денежно- кредитной политике и правильному применению ее главных инструментов можно выйти на уровень развитой как в социальном, так и экономическом плане страны.
4.2 Денежно-кредитная политика в стабилизации экономики стран с трансформационной экономикой
Сегодня практически все экономисты
рассматривают денежно-
При разработке и реализации денежно-кредитной политики центральные банки стран СНГ сталкиваются с рядом проблем, обусловленных спецификой переходного периода.
Проведение эффективной
Слабость банковской системы осложняет
проведение денежно-кредитной политики.
Банки, которые не в состоянии
контролировать свои балансы, менее
чувствительны к изменению норм
обязательных резервов или уровня процентных
ставок. При наличии неплатежеспособных
банков введение рыночных механизмов
может приводить к
В переходной экономике одна из основных проблем — создание рыночных (косвенных) инструментов денежно-кредитного регулирования. Их введение тормозится неразвитостью финансовых рынков, слабостью банковской системы, обшей макроэкономической нестабильностью. Так, недостаточное развитие фондового рынка не позволяет в полной мере использовать такой оперативный инструмент денежно-кредитной политики, как операции на открытом рынке.
Осуществление косвенного контроля над денежно-кредитной сферой достигается постепенно, причем темпы этого процесса в разных странах различны (следует учитывать, что немедленный переход к инструментам рыночного воздействия не всегда является лучшим решением для стран с переходной экономикой). Наибольших успехов в развитии финансовых рынков и введении косвенных инструментов достигла Россия. В некоторых странах СНГ контроль над денежно-кредитной сферой до сих пор в значительной мере осуществляется за счет резервных требований и механизмов рефинансирования.
В связи с инфляцией страны в
переходный период, как правило, проводят
жесткую денежно-кредитную
В последние годы темпы инфляции в странах СНГ резко снизились. Однако последствия высокой инфляции ощущаются до сих пор. Это проявляется в том числе и в высокой скорости обращения денег. Увеличение темпов инфляции сопровождается быстрым и неравномерным ростом скорости обращения денег. В такие периоды реальный спрос на деньги сокращается, как правило, до минимума, необходимого для проведения операций. При снижении темпов инфляции он какое-то время остается пониженным. Высокая скорость обращения денег затрудняет контроль над денежной массой.
Проведение денежно-кредитной
Во многих странах для активов
банков характерен большой объем
ссуд с длительными сроками
Большой объем в активах банков вышеперечисленных ссуд, а также высокие административные издержки, являющиеся следствием неэффективности банковской системы в период ее формирования, приводят к тому, что банки несут высокие издержки, обусловленные спецификой переходного периода. Банки стремятся переложить их на клиентов, что приводит к значительному разрыву между ставками депозитов и кредитов. Существует и множество других проблем, связанных с долларизацией экономики, особенно на первом этапе переходного периода; притоком капитала в страны СНГ и т.д., в решении которых денежно-кредитная политика играет огромную роль.
Многие небольшие страны, экономика
которых характеризуется
Иностранные инвестиции в экономику стран Балтии были довольно значительными, но в большой степени представлены краткосрочным капиталом, направляемым в финансовый, а не реальный сектор. Это представляет собой довольно опасную ситуацию, так как доверие иностранных инвесторов намного легче потерять, чем завоевать и поддерживать на протяжении длительного времени.
Несмотря на достижение положительных
темпов роста ВВП, в странах Балтии
сохраняется высокая
Некоторые государства идущие по направлению обеспечения стабильности национальной валюты идут на более радикальные меры, как отказ от собственной валюты (например, Эквадор переходит на доллар США). Однако во всех этих случаях исчезает возможность проведения самостоятельной денежно-кредитной политики.
Таким образом, на основе анализа современного
зарубежного опыта денежно-
Заключение
Таким образом, под денежно-кредитной
политикой понимают совокупность мероприятий,
предпринимаемых правительством в
денежно-кредитной сфере с
Приоритетная цель денежно-кредитной политики – стабилизация общего уровня цен. Промежуточные цели – объем денежной массы и уровень процентных ставок.
Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются: изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т. д.
Наряду с косвенными инструментами
могут применяться и
Виды денежно-кредитной
Информация о работе Обязательные резервы коммерческих банков: особенности формирования