Обязательные резервы коммерческих банков: особенности формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика является важным инструментом регулирования всех рыночных связей. Она является особым видом деятельности государства и заключается в разработке и осуществления системы мероприятий, с помощью которой регулируются денежно-кредитные процессы в стране. Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса.

Файлы: 1 файл

жопа вкус.docx

— 80.29 Кб (Скачать файл)

Банк России продолжит расширять  практику регулярного разъяснения  широкой общественности целей и  содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для  его решений. Развитие информационного  взаимодействия Банка России с обществом  будет способствовать улучшению  управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия экономических агентов к Банку России и проводимой денежно-кредитной политике.

 

  1. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2012 году

 

2.1. Инфляция и экономический  рост

В первом полугодии 2012 года объем ВВП  увеличился на 4,5%. Экономический рост преимущественно был обусловлен повышением внутреннего спроса. В  январе-сентябре темп прироста ВВП, по оценкам, составил около 4%.

Расходы населения на покупку товаров  и оплату услуг в январе-сентябре 2012 года выросли, по оценке, на 6,8%. Объем  инвестиций в основной капитал превысил уровень соответствующего периода  предыдущего года на 7,2% (в январе-сентябре 2011 года – на 5,0%).

В условиях роста экономики численность  занятого населения увеличивалась. Уровень безработицы в сентябре 2012 года составил 5,2% экономически активного  населения (6,0% годом ранее).

На фоне высоких мировых цен  на энергетические товары повышались доходы бюджета, при этом улучшалась равномерность расходования бюджетных  средств, в течение финансового  года. В результате профицит федерального бюджета в январе-сентябре 2012 года составил 1,4% ВВП (в январе-сентябре 2011 года – 2,9% ВВП).

В январе-мае 2012 года продолжалось замедление инфляции, начавшееся в сере-дине 2011 года (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года). В июне она начала расти и в сентябре превысила верхнюю границу целевого ориентира на 2012 год (5–6%).

По оценке, выпуск товаров и услуг  находился вблизи потенциального уровня. Рост цен на непродовольственные  товары без учета бензина, в наименьшей степени подверженный влиянию волатильных и административных факторов, замедлился; по оценке, темпы их прироста снизились с 5,9% в январе 2012 года до 5,4% в сентябре (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года).

Во второй половине 2011 – начале 2012 года на замедление роста потребительских  цен оказывала заметное воздействие  благоприятная конъюнктура на внутреннем и мировом аграрных рынках. В апреле 2012 года темпы прироста цен на продовольствие достигли своего исторического минимума (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года), составив 1,2%. Среди продуктов питания плодоовощная продукция была на 29,1% дешевле, чем  в апреле 2011 года.

2.2. Платежный баланс

Платежный баланс Российской Федерации  в январе-сентябре 2012 года1 формировался под воздействием благоприятной международной конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта. На фоне значительного профицита счета текущих операций в условиях умеренного инвестиционного спроса экономики сложились предпосылки для активизации вывоза частного капитала.

Положительное сальдо счета текущих  операций в январе-сентябре 2012 года равнялось 74,7 млрд. долларов США, его  прирост относительно того же периода 2011 года составил 6%. Профицит торгового баланса возрос со 144,0 до 150,4 млрд. долларов США.

Экспорт товаров в январе-сентябре 2012 года составил 391,3 млрд. долларов США, увеличившись на 14,0 млрд. долларов США, или на 4%. Почти две трети совокупного  вывоза было обеспечено поставками основных топливно-энергетических товаров. Прирост  их стоимости составил 9,9 млрд. долларов США при увеличении на 4% контрактных  цен и разнонаправленной динамике физических объемов. Поставки природного газа сократились на 6%, сырой нефти  – сохранились на близком к  январю-сентябрю 2011 года уровне, нефтепродуктов – повысились на 4%. Вывоз неэнергетических товаров вырос на 3%, до 133,9 млрд. долларов США.

 

  1. Роль денежно-кредитной политики в стабилизации экономики

 

3.1. Инструменты  денежно-кредитной политики

 

Денежная база. Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма денежной базы. Центральные банки используют операции на открытом рынке, чтобы изменить объём денежной базы. Центральный банк покупает или продаёт резервные активы (обычно финансовые инструменты, такие как облигации) в обмен на депозитные деньги в центральном банке. Эти депозиты могут быть конвертированы в наличные деньги. Вместе эти наличные деньги и депозиты составляют денежную базу, которая является обязательствами центрального банка, номинированными в его собственной денежной единице. Обычно другие банки могут использовать денежную базу в качестве частичного резерва и расширять общую денежную массу в обращении.

Норма обязательного резервирования. Монетарные власти осуществляют регулирующий контроль над коммерческими банками. Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма активов, которые банки должны хранить в резервах центрального банка. Лишь небольшую часть своих активов банки держат в наличных средствах, доступных для мгновенного снятия. Остаток инвертируется в неликвидные активы, такие как ипотеки и кредиты. Изменяя норму ликвидности, центральный банк изменяет объём доступных кредитных фондов. Центральный банк, как правило, часто не изменяет резервные требования, так как это создаёт волатильные изменения в предложении денег вследствие действия кредитного мультипликатора.

Учётная ставка. Кредитование по учётной ставке заключается в том, что коммерческие банки и другие депозитарные учреждения имеют право занимать резервы у Центрального банка по учетной ставке. Эта ставка обычно устанавливается ниже ставок рынка краткосрочного капитала (Казначейские векселя). Это позволяет институтам изменять условия кредитования (то есть, сумму денег, которую они могут выдать в виде кредитов), таким образом влияя на денежную массу.

Процентная ставка. Сокращение денежного предложения может быть достигнуто косвенно, посредством увеличения номинальных процентных ставок. Монетарные власти в различных странах имеют различные уровни контроля процентных ставок во всей экономике. В США Федеральная Резервная система может установить учетную ставку, а также достигнуть требуемой Ставки федеральных фондов операциями на открытом рынке. Эта ставка оказывает существенный эффект на другие рыночные процентные ставки, но совершенной связи не существует. В США операции на открытом рынке занимают относительно небольшую часть суммарного объема на рынке ценных бумаг. Нельзя поставить независимые ориентиры и для денежной базы и для процентной ставки, потому что они обе изменяются единственным инструментом — операциями на открытом рынке.

Методы денежно-кредитной  политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

  • Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
  • Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные  методы:

  • Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
  • Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Операции  на открытом рынке.

Продажа (покупка) ЦБ государственных  ценных бумаг на открытых рынках коммерческими  банками уменьшает (увеличивает) резервы  банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной  нормы.

Увеличение резервной нормы  центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в  ссуду), тем самым способность  банка расширять денежную массу  путем кредитования снижается. Это  средство регулирования денежной массы  обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной  ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается  и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в  стране возрастает. Наоборот, когда  нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную  ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с  инфляцией. В зависимости от экономической  ситуации центральный банк прибегает  к политике «дешёвых» и «дорогих»  денег.

Политика дешёвых денег.

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение  денег путём покупки государственных  ценных бумаг на открытом рынке, понижения  резервной нормы, понижения учётной  ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег.

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для  того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается  минимальная резервная норма, увеличивается  учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести  меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение  величины пошлины во внешней торговле.

 

  1. Роль денежно-кредитной политики в стабилизации экономики

 

4.1 Денежно-кредитная политика в  стабилизации экономики страны  с развитой рыночной экономикой

 

Денежно-кредитная полтика фактически явилась одной из первых форм регулирования экономики. Особый интерес к ней стал проявляться во время экономических кризисов и поисков оптимальных путей выходов из него. Так, подтверждением служит тот факт, что как проводник денежно-кредитной политики "Федеральная резервная система была учреждена в период, когда финансовой проблемой для страны была проблема нехватки кредита и денег и жесткого ограничения их экспансии". Каждое из государств, оказавшееся в такой ситуации, применяло свои методы. Тем не менее, при решении данной проблемы, начиная с первых десятилетий двадцатого века, приходилось опираться на использование денежно-кредитной политики в трактовке кейнсиантской либо монетаристской школ, дискуссия между представителями которых в настоящее время и является достаточно острой, поэтому совершенно не случайно такой специалист в области банковского дела и финансовых систем, как Ж.Матук, утверждает что для одних монетарная политика является исключительно средством регулирования цен, и, в частности борьбы с инфляцией. Для других монетарная политика должна сопровождать бюджетную политику в регулировании роста бюджета". Соответственно, различается с позиции названных выше двух теоретических течений роль денежно-кредитной политики в реализации общей экономической политики государства.

На мой взгляд, денежно-кредитная  политика является важнейшей составной  частью механизма управления экономикой любого вида. Поэтому вполне закономерно, что современные государства  с рыночной экономикой, используя  различные денежно-кредитные инструменты могут влиять на эффективность протекания большинства процессов общественного воспроизводства. Ярким примером того, что денежно-кредитная политика несомненно играет стабилизирующую роль в экономике являются США и Китай.

В США благодаря успешному применению монетарной политики большие успехи были достигнуты в 80-х и 90-х гг. Политики «дорогих денег» сбила темпы инфляции с 13,5 % до 3.2 % за три года. А недавно , вначале 90-х годов федеральная система используя ДКП помогла вывести экономику из спада в 1990-1991 гг. Эти успехи весьма знаменательны поскольку из-за огромного бюджетного дефицита, фискальная политика оказалась совершенно недейственной . Бюджетная деятельность Конгресса была направлена на сокращение этого дефицита , а не на стимулирование экономики. Повышение налоговых ставок и сокращение государственных расходов по общим меркам фискальной политики носили ограничительный характер. Но проводимая Федеральной резервной системой политика дешевых денег привела к снижению процентной ставки по коммерческим ссудам с 10% в 1990г. до 6% в 1993г. Результат этого: рост инвестиционных и чувствительных к процентной ставке потребительских расходов в следствии чего, увеличение реального ВВП. Рост ВВП в 1992г. продолжался несмотря на снижение уровня безработицы с 7,5 до 5% в 1997г. Чтобы обезопасить экономику от повторного витка инфляции ФРС сократила резервные требования к банкам с целью увеличения процентной ставки и замедления темпов роста заимствований и расходов. И такая стратегия сработала: на протяжении всего периода рост инфляции находился под контролем.

Информация о работе Обязательные резервы коммерческих банков: особенности формирования