Оценка коммерческими банками кредитоспособности клиента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность указанной темы обуславливается тем, что на определённых этапах производственного процесса почти все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций, то есть возникает необходимость в привлечении средств извне. В такой ситуации самый, казалось бы, логичный выход - получение банковского кредита, однако на практике такая задача оказывается для предприятий зачастую непосильной. Причина кроется в том, что российские предприятия в основной своей массе не соответствуют критериям кредитоспособности, одним из них является показатель рентабельности производства, который должен превышать ставку процента. Для принятия банками решения о выдаче кредита, они разрабатывают методики основанные на определении кредитоспособности предприятия нуждающегося в краткосрочном кредитовании.

Содержание работы

Введение 3
1 Система оценки коммерческими банками кредитоспособности клиента 5
1.1 Понятие и критерии кредитоспособности заемщика 5
1.2 Система показателей, характеризующих кредитоспособность заемщика
1.3 Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности 9
23
2 Расчетная часть 28
2.1 Оценка структуры собственных, привлеченных и заемных средств 28
2.2 Анализ активов коммерческого банка 31
2.3 Анализ структуры доходов и расходов коммерческого банка 34
2.4 Анализ выполнения экономических нормативов деятельности коммерческого банка 35
2.5 Анализ финансовых результатов коммерческого банка 39
3 Направления повышения прибыли коммерческого банка 42
Заключение 44
Список использованных источников 45

Файлы: 1 файл

КП БД.docx

— 108.69 Кб (Скачать файл)

     Н12 = 34029 : 384600 · 100 = 8,9 %

     Максимально допустимое числовое значение норматива  Н12 устанавливается в размере 25 процентов. Рассчитанный  коэффициент не  превышает максимальное  допустимое  значение  норматива.

     Рассчитанные  экономические  нормативы  деятельности  коммерческого  банка  соответствуют  нормативным  значениям. 

     2.5  Анализ  финансовых  результатов коммерческого банка 

     Прибыль коммерческого банка – это  основной финансовый результат деятельности банка, определяемый как разница  между всеми доходами и расходами. Если расходы превышают доходы, то этот результат имеет отрицательное значение и его называют убытком.

     Данные  для  анализа  финансовых  показателей  приведены  в  таблице  9.

     Таблица 9 -  Анализ  финансовых  показателей

Показатели Значение
1.Активы  коммерческого  банка, всего 11650654
   в  т.ч.  финансовые активы  банка 7235810
2. Финансовые  обязательства  банка 4917119
3. Кредиты 3998563
4. Депозиты 6347774
5. Процентные  доходы        538724
6. Процентные  расходы      254824
7. Непроцентные  доходы 1795324
8. Непроцентные  расходы 1942690
9. Чистый  спрэд, % 9,46
10. Чистая  операционная (посредническая)  маржа, % 9,39
11. Процентная  маржа 283900
12. Непроцентная  маржа - 147366
13. Банковская  маржа, % 2,00
14. Отношение   процентной  маржи  к  финансовым  активам 0,04
15. Отношение   процентной  маржи  к    активам  банка 0,04
16. Отношение   непроцентной  маржи  к   активам  банка - 0,02
17. Соотношение   непроцентной  и  процентной  маржи - 0,52
18. Уровень   доходности  активов 0,325
19. Уровень   расходов  на  аппарат  управления  банка 0,02
20. Уровень   расходов  по  отношению  к   активам  банка 0,31
21. Уровень   прибыльности  банка 0,058
22. Уровень   прибыльности  банка  без   учета  доходов  и  расходов  по  ценным  бумагам 0,053
23. Уровень   прибыльности  финансовых  активов   банка 0,343
24. Уровень   прибыльности  финансовых  активов   банка  без  учета  доходов   и  расходов  по  ценным  бумагам 0,341
25. Уровень   прибыльности  капитала  банка 0,355
26. Уровень   прибыльности  акционерного  капитала  банка 0,8
27. Уровень   прибыльности  акционерного  капитала  банка  без  учета  доходов   и  расходов  по  ценным  бумагам 0,723

     Как   видно  из  таблицы  9, финансовые  активы  банка составляют  62,1 %  от  общих активов,  из  которых 55,3 %  приходится  на  кредиты. В финансовых  обязательствах  банка 88,3 %  приходится  на  депозиты.

     Процентные  доходы  составляют  86 %  доходов  банка, т.е.  на  непроцентные  доходы  приходится  14 %. В  расходах  банка  процентные  расходы  составляют  74,2 %,  непроцентные – 25,8 %.

     Чистый  спрэд  составил  9,46 %, что  свидетельствует  об эффективной  деятельности  банка. Для  стабильно  работающего  банка  значение  чистого  спрэда  должно  быть  положительно.  Непроцентные  расходы  превышают  непроцентные  доходы  на  147366  тыс. руб., что  свидетельствует  о  неэффективной  инвестиционной  деятельности  банка.

     Уровень  расходов  на  аппарат  управления  банка  составляет  0,02  д.ед., т.е.  на  каждый  рубль  средних  остатков  по  активным  операциям  приходится  0,02  руб.  управленческих  расходов. Уровень  расходов  по  отношению  к  активам  банка  составляет  0,31  д.ед., т.е  на  каждый  рубль  средних  остатков  по  активным  операциям  приходится  0,31  руб.  расходов  банка.

     Уровень  прибыльности  банка – 0,058  д.ед., т.е. на  каждый  рубль  банковских  доходов  приходится  0,058  руб.  прибыли.  Основным  показателем  доходности  банка  является  показатель, отражающий  отдачу  собственного  капитала  банка. В  нашем  примере  данный показатель  составляет  80 %, т.е.  на  каждый  рубль  акционерного  капитала  приходится  0,8  руб.  прибыли.  Показатель  доходности  банка  находится  в  прямой  зависимости  от  работоспособности  активов. Прибыльность активов  банка  составляет  34,3 %,  т.е.  на  1 руб.  финансовых  активов  приходится  0,343  руб.  прибыли.

     Таким  образом, проведенный  анализ  деятельности  банка  показал, что  основными  клиентами  банка  являются  коммерческие  организации  и  физические  лица. В  структуре  кредитного портфеля  преобладают  краткосрочные  кредиты, а  инвестиционный  портфель  банка  можно  считать  консервативным, т.к.  в  его  структуре  преобладают  долговые  бумаги. Проведенный  анализ  показал, что  непроцентные  расходы  банка  выше  непроцентных  доходов, что  приводит  к  снижению  прибыли  банка.

     Проведенный  анализ  показал, что основным видом  расходов банка являются расходы   не  связанные с выплатой процентов, что отрицательно характеризует деятельность банка с учетом однозначного изменения уровня доходов по данным операциям. Как отмечено выше, дополнительной основной составляющей расходов банка являются расходы, связанные с проведением операций на валютном рынке и рынке ценных бумаг, но данная статья покрывается существенным доходом.  Превышение непроцентных  расходов над  процентными  не только отражает неблагоприятное состояние конъюнктуры рынка, на котором банк привлекает ресурсы, но и может свидетельствовать об ухудшении менеджмента.

 

     3  Направления  повышения   прибыли  коммерческого   банка 

     Для повышения прибыли банка необходимо  обеспечить максимальную стабильность и эффективность своих операций за счет поддержания необходимого уровня ликвидности, капитализации и прибыльности.

     Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:

  • привлечь необходимый объём обязательств;
  • повысить уровень клиентского сервиса и увеличить количество клиентов;
  • нарастить капитал;
  • оптимизировать расходы;
  • не допустить существенного роста просроченной задолженности;
  • совершенствовать бизнес-процессы на основе автоматизации и развития информационных технологий;
  • перейти на международные стандарты бухгалтерского отчета и отчетности;
  • совершенствовать систему внутреннего контроля банка;
  • сохранить лучших сотрудников и обеспечить позитивный моральный климат в коллективе.

     Особое  внимание необходимо уделять управлению рисками. Цель - создать систему управления рисками, соответствующую рекомендациям «Базель II» и лучшим мировым практикам.

     Минимизация кредитных рисков - одна из первоочередных задач банков. Для снижения кредитных рисков необходимо осуществить комплекс мер, направленных на улучшение качества кредитного портфеля, снижение доли проблемных кредитов и совершенствование работы по минимизации кредитных рисков.

     Стратегическими задачами, связанными с управлением  активами и обязательствами банка являются обеспечение роста валюты баланса, улучшение ликвидности баланса банка, увеличение рентабельности, совершенствование системы управления активами и пассивами, а также соблюдение экономических нормативов.

     Рост  активов банка можно обеспечить за счет расширения продуктового ряда, увеличения депозитной базы в национальной и иностранных валютах, осуществления эмиссии акций, повышения бизнес - активности на всех уровнях.

     Увеличение  рентабельности, прибыльности банка может быть достигнуто путем увеличения банковских операций, улучшения качества кредитного портфеля, своевременного регулирования ценовой политики в зависимости от состояния денежного рынка, потребности банка в депозитных ресурсах, а также состояния и перспектив макроэкономики.

     Для улучшения качества обслуживания клиентов, оптимизации банковских процессов и совершенствования менеджмента в целом, необходимо  обеспечивать повышение квалификации персонала, а также совершенствование информационно-технической базы банка.

 

     Заключение 

     В процессе проведения активных кредитных  операций с целью получения прибыли  банки сталкиваются с кредитным  риском, то есть риском неуплаты заёмщиком  суммы основного долга и процентов, причитающихся кредитору. Для каждого  вида кредитной сделки характерны свои причины и факторы, определяющие степень кредитного риска.

     Задачи  улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают необходимость использования экономических методов управления кредитом, ориентированных на соблюдение экономических границ кредита. Это позволит предотвратить неоправданные кредитные вложения, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, снизить риск неплатежа.

     При анализе кредитоспособности банки  должны проводить  анализ финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.

     Результаты анализа финансового состояния коммерческого банка, позволили установить, что анализируемый банк является стабильным и рентабельным. Хотя имеется и целый ряд недостатков в финансовой деятельности. При анализе обязательных экономических нормативов регулирования деятельности коммерческих банков установлено, что большинство показателей соответствуют нормативному уровню, в том числе нормативы ликвидности. Для повышения  прибыли  коммерческому банку необходимо  расширять виды  банковских  операций  и сокращать непроцентные  расходы.  
 

     Список  использованных  источников 

     
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации  от 30.11.94г. №51-ФЗ, М : Юридическая литература, 2008   
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1- ФЗ, М Юридическая литература, 2008
  3. Инструкция ЦБ РФ от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков»  (в  редакции  указаний  ЦБ РФ  от  31.03.08  № 1991- У)
  4. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: Учебное  пособие / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет - М.: Дело  и  Сервис, 2009.- 416 с
  5. Банковское дело: Учебное  пособие / О. И. Лаврушин. – М.: «Финансы и статистика», 2000. – 576 с.
  6. Банковское дело: Учебное  пособие / Г.Г. Коробова.- М.: Экономистъ, 2003.-751 с.
  7. Банковское дело: Учебное  пособие / Г.Н.Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 592 с.
  8. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебное  пособие / Под редакцией Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 491 с.
  9. Батракова, Л.Г. Экономический анализ деятельности КБ / Л.Г. Батракова. – М.: Логос, 2002.-344 с.
  10. Бородич, С.А. Эконометрика: учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2004. – 416 с.
  11. Банки и банковское дело: Учебное пособие / И.Т.Балабанов. – СПб.: Питер, 2007. –  304 с.
  12. Банковское дело: управление и технологии: Учебное пособие для вузов / Под ред  А.М.Тавасиева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. –  863 с.
  13. Банковское дело: Учебник – 2-е изд. / Под ред.В.И.Колесникова, Л.П.Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 480 с.
  14. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Е.Ф.Жуков, Л.М.Максимова, О.М.Маркова и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 471 с.
  15. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 448 с.
  16. Жеглов, А. В.: Балансовый анализ. Методика оценки стоимости банка, основанная на его официальной отчетности // Финансы и кредит. – 2003. - №17.
  17. Иванов, И.В. Анализ  надежности  банка // Бизнес  и  банки. -2007 - №8. – с. 22 – 26.
  18. Панова, Г.С. Анализ  финансового состояния  коммерческого  банка. / Г.С. Панова. – М.: Дело  и Сервис, 2007., 272 с.
  19. Финансово-кредитный словарь. — М., Финансы и статистика, 2008. - Т. I. – 586 с.
  20. Экономический  анализ  деятельности  банка : Учебное  пособие./ Л.Г. Батракова. – Инфра – М, 2007. – 342 с.

Информация о работе Оценка коммерческими банками кредитоспособности клиента