Организация банковского кредитования предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:00, контрольная работа

Описание работы

Кредиторы, владеющие свободными ресурсами, только благодаря их передаче заемщику имеют возможность получить от него дополнительные денежные средства. При всей очевидности той пользы, которую приносит кредит, его воздействие на народное хозяйство оценивается неоднозначно. Зачастую одними специалистами считается, что кредит возникает от бедности, от нехватки имущества и ресурсов, имеющихся в распоряжении субъектов хозяйства. Кредит, по мнению других специалистов, разрушает экономику, поскольку за него надо платить, что подрывает финансовое положение заемщика, приводит к его банкротству. Столь разноплановое понимание воздействия кредита на экономику во многом связано с отсутствием о нем четкого представления.
Целью контрольной работы является теоретическое изучение сущности банковского кредитования предприятий, анализ организации кредитного процесса банками г. Архангельска.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 МЕХАНИЗМ КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БАНКОМ
1.1 Классификация банковских кредитов
1.2 Способы банковского кредитования
1.3 Основные этапы кредитного процесса
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЁМЩИКА
2.1 Оценка кредитоспособности заёмщика
2.2 Формы обеспечения кредита
3 ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ КРЕДИТА, КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР
3.1 Порядок оформления кредита
3.2 Кредитный договор
4 ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ ЗАЁМЩИКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Организация банковского кредитования предприятий.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

– кредит в форме учета векселей – бывает предъявительским и векселедательским. Предъявительский кредит предполагает, что банк выкупает у клиента вексель третьего лица с дисконтом – скидкой от номинала векселя, а погашает в указанный срок у векселедателя по номиналу. Разница в размере дисконта составляет доход банка. Векселедательский кредит предполагает, что клиент получает в банке ссуду под свои собственные коммерческие векселя,

– ссуды под обеспечение векселей – оформляются заемщику по специальному ссудному счету без установления срока или до наступления срока его погашения. Векселя обычно принимаются в обеспечение не на их полную стоимость, т.е. сумма кредита меньше стоимости векселя. Ссуда погашается в обычном порядке, после чего вексель возвращается заемщику.

– кредитование векселем банка – используется для ускорения расчетов при предоплате за поставляемый товар, снижения издержек заемщика, ускорения оборачиваемость оборотных средств.

По векселю начисляются  проценты по ставке, утверждаемой Правлением банка. Размер кредита определяется согласно заявке на получение кредита. Выдача банком кредита в форме векселя осуществляется со ссудного счета.

 

1.3 Основные этапы кредитного  процесса

 

Кредитный процесс –  это процесс предоставления банковской ссуды. Обычно процесс кредитования предприятий коммерческим банком включает пять основных этапов (Рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Схема кредитного процесса

 

Первый этап – рассмотрение заявки на получение ссуды.

В заявке содержатся главные  параметры ссудной операции: цель и сумма запрашиваемой ссуды, срок ссуды и порядок ее погашения, порядок уплаты процентов и др. Банк тщательно анализирует заявку, а также прилагаемый к ней пакет необходимых документов: анкета заемщика, правоустанавливающие документы, финансовые документы заемщика, документы по технико-экономическому обоснованию возвратности кредита, документы по предоставляемому обеспечению и др.

Второй этап – анализ и оценка кредитоспособности заёмщика.

Процесс рассмотрения заявки заключается в проведении экономистом  кредитного отдела проверки предоставляемых клиентом документов и сведений. Кредитный работник, прежде чем составить обобщающее заключение, проводит комплексный анализ кредитоспособности заемщика и изучает его кредитную историю.

Обобщающее заключение, завизированное начальником сектора кредитования, и заключения других служб прилагаются к пакету документов заемщика и направляются в Кредитный комитет. Кредитный комитет принимает решение о возможности выдаче ссуды.

3 этап – Оформление  кредитного договора.

В случае принятия Кредитным  комитетом положительного решения, сотрудник кредитующего подразделения: готовит и направляет письменное уведомление в адрес клиента за подписью руководителя кредитного подразделения и приступает к оформлению кредитной документации.

4 этап – Выдача  ссуды. 

Выдача ссуды допускается только при наличии расчетного счета клиента в банке или в одном из его структурных подразделений. Перечисление денежных средств на расчетный счет клиента, как и другие операции по кредитному продукту производятся ответственным работником подразделения по обслуживанию юридических лиц.

5 этап – мониторинг кредитного продукта – производится на протяжении всего срока его реализации работниками кредитного отдела, подразделения залогового обеспечения и мониторинга кредитных рисков.

 

 

 

 

 

 

 

2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЁМЩИКА

 

2.1 Оценка кредитоспособности  заёмщика

 

Кредитоспособность – способность и готовность заемщика вернуть в установленный срок и в полном объеме основную сумму долга и проценты. Анализ кредитоспособности предполагает анализ репутации заемщика и его платежеспособности. В данном контексте платежеспособность рассматривается, как способность погасить взятую ссуду за счет текущих денежных поступлений или от продажи части активов.

Способность вернуть  кредитный долг определяется исходя из анализа балансовых данных заемщика, его отчетов о прибылях и убытках, движении денежных средств, состоянии имущества, а также на основе оценки перспективности его бизнеса, предстоящих объемов продаж, денежных потоков, рентабельности производства и продаж и пр.

Анализ кредитоспособности проводится ответственным работником кредитного подразделения по всем клиентам банка с историей профильной деятельности не менее 1 года. Вновь созданные юридические лица, а также юридические лица-субъекты кредитования, использующие иные режимы налогообложения, чем налог на прибыль организаций, ИП, компании финансового сектора и страховые компании, оцениваются экспертно исходя из объема имеющейся информации.

Анализ (обычный) кредитоспособности включает в себя (как минимум):

– характеристику бизнеса клиента: сезонный характер реализации, характер и острота конкуренции, особенности регулирования отрасли, ключевые факторы успеха, факторы риска, доля рынка, конкурентные преимущества, опыт и срок деятельности клиента на рынке;

– характеристику управления: оценка управляемости компании, деловая репутация, наличие просроченных обязательств перед банками, государственными органами, наличие обязательств, исполняемых в соответствии с решением суда;

– характеристику операционного цикла: диверсификация бизнеса, оценка организации сбыта продукции, основные условия расчетов, схемы денежных и товарных потоков группы;

– основные финансовые показатели. Основная цель анализа финансовых показателей – осуществить оценку финансового положения и определить источники погашения кредитного продукта.

Основные направления  анализа финансовых показателей:

а) оценка структуры и динамиков активов и источников собственных средств заключается в определении изменений общей валюты баланса и основных причин этих изменений, динамики наиболее существенных статей активов и пассивов, основных структурных коэффициентов (доля оборотных активов, доля кредитов банка, коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств и другие);

б) анализ оборотных активов заключается в определении величины и динамики оборотного капитала, основных дебиторов и кредиторов клиента, состава и качества оборотных активов, состава кредиторской задолженности, показателей оборачиваемости;

в) оценка текущей ликвидности заключается в определении способности предприятия быстро погасить текущие обязательства за счет оборотных средств, основных показателей ликвидности;

г) анализ прибыли и рентабельности заключается в определении величины и динамики финансового результата компании в целом и в разрезе операционной прибыли.

По результатам анализа  ответственный сотрудник кредитного подразделения делает выводы и дает характеристику деятельности предприятия, тенденций анализируемых показателей, способности выполнять свой обязательства. Данный анализ кредитоспособности является приблизительным и обобщенным.

В оценке кредитоспособности заемщиков по любой методике (как российской, так и зарубежной) превалирующее и принципиальное значение имеет финансовый анализ. Он может проводиться на основе финансовых коэффициентов (показателей) и путем анализа денежных потоков (сопоставления притока и оттока денежных средств предприятия-заемщика).

Традиционно отечественные банки  используют так называемый метод  коэффициентов, которые можно разбить на 5 групп:

– коэффициенты ликвидности

– коэффициенты оборачиваемости

– коэффициенты финансовой устойчивости

– коэффициенты рентабельности

– коэффициенты обеспечения долга.

На основании значений этих показателей  строится кредитный рейтинг заемщика, который выражается в баллах и позволяет отнести каждого заемщика к определенному классу кредитоспособности, а соответственно и определить режим и условия кредитования.

Согласно общепринятой практике кредитования используются три класса кредитоспособности:

– заемщики, относимые к 1 классу характеризуются хорошим  финансовым положением, безупречной деловой репутацией и кредитной историей. Кредитование таких клиентов не вызывает сомнений. Таким клиентам банки открывают возобновляемые кредитные линии, предоставляют бланковые кредиты, устанавливают льготные процентные ставки,

– заемщики 2 класса кредитоспособности характеризуются средним финансовым положением и хорошим обслуживанием долга, либо хорошим финансовым положением и имеют несколько случаев просрочки по ранее выданным кредитам, что не позволяет отнести их в 1 класс: кредитование таких клиентов требует взвешенного подхода, поскольку существует вероятность просрочки по кредиту. Таким клиентам банки предоставляют кредиты только при наличии обеспечения, под средние процентные ставки, им открываются кредитные линии под лимит выдачи и разовые кредиты.

– кредитование клиентов 3 класса кредитоспособности связано для банка с повышенным риском невозврата кредита. Клиентам такого типа предоставляют кредиты на жестких условиях, под высокие ставки, обязательным условием является предоставление в залог ликвидного имущества; также могут устанавливаться другие условия (поручительства учредителей, неснижаемый остаток на счете клиента). В отношении таких клиентов проводится тщательный мониторинг, как финансового положения заемщика и залогодателя, так и предоставленного обеспечения по кредиту.

Клиентам, которых невозможно отнести ни к одному классу кредитоспособности (класс 4), как правило, отказывают в кредите.

Решение о выдаче кредита  и его параметрах в зависимости  от принятого в кредитной политике банка порядка санкционирования ссуд выносят либо начальник кредитного отдела, либо кредитный комитет филиала банка, либо Правление банка. Эти же органы выносят решение и в характере обеспечительных обязательств по кредиту.

 

2.2 Формы обеспечения  кредита

 

Существуют три основные формы обеспечения выдаваемых кредитов – залог, гарантия и поручительство. Рассмотрим кратко каждую из них.

Залог – способ обеспечения обязательств, при котором кредитор приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счёт залога имущества преимущественно перед другими кредиторами.

Залог должен обеспечивать не только возврат ссуды, но и уплату процентов и неустоек. Оформляется договором в письменной форме, который не носит самостоятельного характера, т.е. не может быть заключён вне связи с кредитным договором. Предметом залога может быть любое имущество, которое в соответствии с законодательством может быть отчуждено залогодателем, а также ценные бумаги и имущественные права. Залогодателем может быть лицо, которому предмет залога принадлежит либо на праве собственности, либо на праве хозяйственного ведения.

Требования к имуществу, передаваемому в залог:

– имущество должно быть реализуемо на рынке,

– должно иметь рыночную стоимость, достаточную для погашения,

– стоимость заложенного имущества должна сохраняться в течение всего срока ссуды.

Поручительство – по договору поручительства поручитель обязуется перед кредитором (банком) другого лица (заёмщика) отвечать за исполнение последним его обязательств. Поручителем может быть как физические, так и юридическое лицо. Поручитель и должник отвечают перед банком как солидарные должники – т.е. поручитель отвечает в том же объёме, что и должник. Поручительство вытекает из кредитного договора и непосредственно связано с ним. К поручителю, исполнившему обязательство, переходят все права кредитора, который отдаёт все документы по требованиям к должнику. При заключении договора поручитель обычно должен предоставить от своего банка извещение, которое подтверждает наличие счёта поручителя и его платёжеспособность.

Банковская гарантия – в силу банковской гарантии банк или иное кредитное учреждение (гарант) даёт по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару), в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства, денежную сумму по предоставлении бенефициаром письменного требования о её уплате.

Гарантия является самостоятельным  обязательством гаранта, не зависимо от обеспечиваемого им кредитного договора. Уменьшение обязательств заёмщика не влечёт за собой уменьшение объёма ответственности гаранта. Гарантия сохраняет силу и в случае недействительности основного обязательства, истечение срока давности по основному обязательству не влечёт истечение срока гарантии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ КРЕДИТА, КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР

 

3.1 Порядок оформления кредита

 

Каждый банк разрабатывает  свой собственный регламент работы с заёмщиками, однако в целом данный процесс может быть разделён на несколько этапов:

1 этап – формирование заявки на предоставление кредитного продукта и подбор кредитного продукта. На данном этапе специалистами кредитного отдела банка проводятся предварительные переговоры, осуществляется сбор и проверка пакета документов, идентификация клиента.

2 этап – регистрация заявки – подразумевает учет поступивших заявок в специальной информационной базе. Регистрация осуществляется специалистами кредитного отдела только при наличии полного пакета документов, после анализа правоспособности и идентификации клиента.

Информация о работе Организация банковского кредитования предприятий