Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 12:44, дипломная работа
Потребительский кредит это одна из наиболее удобных для физических лиц форм кредитования, которая заключается в продаже торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставления банками кредитов на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера.
Для населения потребительский кредит предоставляет возможность:
- получить те вещи, которых без использования кредита пришлось бы очень долго ждать или которые были бы просто не доступны;
- делать покупки в удобное время, на распродажах, при снижении цен и совершать выгодные сделки, даже если в этот момент мы не располагаем нужной суммой наличных.
- оплачивать непредвиденные срочные расходы (например, ремонт автомобиля после аварии).
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
Понятие потребительского кредитования и его роль
1.2 Виды потребительских кредитов
1.3 Зарубежный опыт потребительского кредитования (на примере Франции)
2. ПРАКТИКА ВЫДАЧИ КОМЕРЧЕСКИМ БАНКОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КРЕДИТОВ НАСЕЛЕНИЮ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БПС-БАНК»
2.1 Процедура выдачи потребительского кредита в ОАО «БПС-Банк»
2.2 Анализ розничного кредитного портфеля отделения ОАО «БПС-Банк»
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Развитие розничного банковского кредитования в Республике Беларусь
3.2 Проблемы и перспективы потребительского кредитования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Как следует из таблицы 2.7, наибольший темп прироста характерен для кредитов с использованием банковской пластиковой карточки – 499,3%. Так, если по состоянию на 01.01.2007г. удельный вес данной статьи составлял 16,4%, то к 01.01.2009г. произошло его увеличение на 20,2 п.п. В абсолютном выражении данный вид кредитов увеличился с 860,9 млн. руб. на начало 2007 года до 5159,8 млн. руб. на начало 2009 года или на 4298,9 млн. руб.
Получив кредитную карточку в банке кредитополучатель сразу может снять наличные: как всю сумму, так и ее часть. Также можно воспользоваться банкоматной сетью ОАО «БПС-Банк» и АСБ «Беларусбанк» для снятия наличных или рассчитаться карточкой в предприятиях торговли и сервиса, где установлены платежные терминалы, принимающие к оплате карточки. Наибольший удельный вес в структуре кредитов на потребительские нужды, выданных Октябрьским отделением ОАО «БПС-Банк» принадлежит кредитам на приобретение транспортных средств – 56,4% на 01.01.2009 г., что на 21,5 п.п. выше аналогичного показателя начала 2007 года. В абсолютном выражении данная статья выросла на 6128,0 млн. руб., что составило прирост в 334,4%.Самой незначительной статьей в потребительском кредитовании выступают кредиты на прочие потребительские нужды – 7 % на начало 2009 года. Темп прироста данного вида кредитов по сравнению с 01.01.2007 снизился на 23,1% (рисунок 2.7).
Рисунок 2.7 - Динамика состава и структуры кредитов на потребительские нужды, выданных Октябрьским отделением ОАО «БПС-Банк» с г.Минске
Таким образом, одним из стратегических направлений кредитной политики ОАО «БПС-Банк» в 2008 году являлось развитие услуг по кредитованию населения. Порядок предоставления кредитов физическим лицам в ОАО "БПС-Банк" отвечает требованиям Национального банка и является достаточно эффективным.
Рассматривая розничный кредитный портфель филиала ОАО «БПС-Банк», отметим, что кредиты населению занимают наименьший удельный вес в структуре кредитов отделения банка, тем не менее, нельзя не обратить внимание на их высокий темп прироста – 108,4%. В относительном выражении кредиты населению также увеличиваются – с 14,5% до 21,2% по состоянию на 01.01.2008 г.
Самый высокий темп прироста наблюдается по кредитам на потребительские нужды – 181,1%. Тем не менее, потребительские кредиты занимают второй по величине удельный вес в кредитном портфеле населения. Кредитование недвижимости также развивалось довольно быстрыми темпами – увеличение составило 73,6% или 657,4 млн. руб. за анализируемый период. Удельный вес данной статьи является лидирующим среди кредитования населения и по состоянию на 01.01.2008г. составил 56,3%. Кредиты, выданные в национальной валюте по состоянию на 01.01.2008г. занимали 20,1% розничного кредитного портфеля финансирования недвижимости. В основном население отдает предпочтение кредитам в иностранной валюте, о чем свидетельствует их удельный вес в 79,9% на 01.01.2008г.
Основная масса кредитов, выданных на финансирование недвижимости приходится на кредитование сроком от 10 до 15 лет.
Наибольший удельный вес в структуре кредитов на потребительские нужды, выданных филиалом ОАО «БПС-Банк» принадлежит кредитам на приобретение транспортных средств - 48,3% на 01.01.2008 г., а наибольший темп прироста характерен для кредитов с использованием банковской пластиковой карточки – 235,7%.
3 Проблемы
и перспективы
3.1 Развитие розничного банковского кредитования в Республике Беларусь
До недавнего времени в Беларуси фактически отсутствовал рынок кредитования физических лиц, и население не могло приобретать дорогостоящие товары длительного пользования в кредит, производители и продавцы регулярно сталкивались с проблемами ограниченности спроса, вызванной как раз отсутствием возможности эффективной продажи в рассрочку. Банки предпочитали работать с юридическими лицами, а гражданам, для того чтобы приобрести удобное и комфортабельное жилье, современную машину, качественную мебель или бытовую технику, приходилось годами, а то и десятилетиями откладывать заработанные деньги. Но в настоящее время ситуация изменилась. В настоящее время одной из самых заметных новых тенденций на рынке банковских услуг является резкий рост интереса банков к частным кредитополучателям.
О приоритетности развития кредитования физических лиц как одного из основных сегментов рынка розничных банковских услуг свидетельствует рост доли кредитной задолженности населения в кредитных портфелях банков. Значение этого показателя увеличилось c 26,3% на начало 2006 года до 27,5 % на 01.01.2008г.
Нужно отметить, что темп прироста кредитов населению за 2006-2007 гг. оказался выше аналогичного показателя по прочим кредитным вложениям – 142,9% против 128,5% (таблица 3.1).
Таблица 3.1 - Динамика кредитных вложений банков Республики Беларусь
Показатели |
01.01.2007г. |
01.01.2008г. |
01.01.2009г. |
Изменение (+,-) | |||||
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
темп прироста % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
Населению |
3279,4 |
26,3 |
5464,9 |
27,8 |
7966,8 |
27,5 |
4687,4 |
142,9 | |
Прочие |
9193,6 |
73,7 |
14192,9 |
72,2 |
21009,8 |
72,5 |
11816,2 |
128,5 | |
Всего |
12473,0 |
100,0 |
19657,8 |
100,0 |
28976,6 |
100,0 |
16503,6 |
132,3 |
Белорусские банки предоставляют кредиты физическим лицам на потребительские цели и финансирование недвижимости. Отметим, что за прошедшие годы в Республике Беларусь отмечается устойчивая положительная тенденция к росту подобных кредитов.
В настоящее время основной удельный вес кредитов, выдаваемых населению приходится на долгосрочные кредитные вложения, к которым относятся кредиты со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным договором, свыше одного года (таблица 3.2).
Таблица 3.2 - Состав и структура кредитов, выданных населению банками Республики Беларусь по срочности
Показатели |
01.01.2007г. |
01.01.2008г. |
01.01.2009г. |
Изменение (+,-) | ||||||||
сумма, млрд руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд руб. |
темп прироста % | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||||
Краткосрочные |
1237,1 |
37,7 |
2395,8 |
43,8 |
138,8 |
1,7 |
-1098,3 |
-88,8 | ||||
Долгосрочные |
2042,3 |
62,3 |
3069,1 |
56,2 |
7828,0 |
98,3 |
5785,7 |
283,3 | ||||
Всего |
3279,4 |
100 |
5464,9 |
100 |
7966,8 |
100,0 |
4687,4 |
142,9 |
Данные таблицы 3.2 свидетельствуют о том, что за анализируемый период долгосрочные кредиты увеличились почти в 3 раза. Однако это не является показателем, характеризующим рост долгосрочных кредитных вложений (ведь до 2008 года долгосрочными кредитами считали только кредиты на финансирование недвижимости, а с 2008 года – все кредиты со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным договором, свыше одного года) поэтому и произошел такой «бурный рост» долгосрочных кредитных вложений.
Основной удельный вес задолженности населения приходится на долгосрочные кредиты в национальной валюте (таблица 3.3), причем их доля постоянно повышается (с 76,3% по состоянию на начало 2006г. до 78,1% на 01.01.2008г.).
Таблица 3.3 - Структура долгосрочных кредитов выданных населению банками Республики Беларусь по видам валют, млрд. руб.
Показатели |
01.01.2007г. |
01.01.2008г. |
01.01.2009г. |
Изменение (+,-) | |||||
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
темп прироста % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
Национальная |
1557,5 |
76,3 |
2526 |
82,3 |
6220 |
78,1 |
4662,5 |
299,4 | |
Иностранная |
484,8 |
23,7 |
543,1 |
17,7 |
1746,8 |
21,9 |
1262,0 |
260,3 | |
Всего |
2042,3 |
100 |
3069,1 |
100 |
7966,8 |
100,0 |
5924,5 |
290,1 |
В абсолютном выражении сумма задолженности по долгосрочным кредитам в национальной валюте за анализируемый период увеличилась на 4662,5 млрд. руб. или на 299,4%.
Долгосрочные кредиты в иностранной валюте увеличились с 484,8 млрд. руб. до 1746,8 млрд. руб., т.е. на 1262 млрд. руб. или на 260%, а удельный вес данной статьи снизился с 23,7% до 21,9%.
Что касается краткосрочной задолженности, то виду вышеуказанных причин отмечено ее снижение почти на 1,1 трлн. руб. или на 88,8%. Всего к началу 2009 года краткосрочная задолженность населения перед банками составляла 138,8 млрд. руб.
Рассматривая валютную составляющую краткосрочных кредитов, необходимо отметить, что по состоянию на 01.01.2008г. более 93% задолженности было представлено в национальной валюте (таблица 3.4).
Таблица 3.4 - Структура краткосрочных кредитов выданных населению банками Республики Беларусь по видам валют
Показатели |
01.01.2007г. |
01.01.2008г. |
01.01.2009г. |
Изменение (+,-) | ||||
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млрд. руб. |
темп прироста % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Национальная |
926,2 |
74,9 |
1875,3 |
78,3 |
130,2 |
93,8 |
-796,0 |
-85,9 |
Иностранная |
310,9 |
25,1 |
520,5 |
21,7 |
8,6 |
6,2 |
-302,3 |
-97,2 |
Всего |
1237,1 |
100 |
2395,8 |
100 |
138,8 |
100,0 |
-1098,3 |
-88,8 |
Краткосрочные кредиты в иностранной валюте в относительном выражении за анализируемый период снизились с 25,1% по состоянию на 01.01.2007г. до 21,7 % по состоянию на 1 января 2008 года и до 6,2% к началу 2009 года.
По информации банков наибольшим спросом у населения пользуются кредиты на приобретение автомобилей, бытовой техники, отдых и туризм, медицинские услуги, оплату образования, а также кредиты молодым семьям, молодым специалистам и другие. Дальнейшее развитие получили традиционные виды кредитов, ориентированные на менее защищенные категории граждан, в том числе сельских жителей и многодетных семей. Проводя процентную политику в области кредитования, для граждан, проживающих в сельской местности, банки применяют практику установления процентов по пониженной шкале.
Банками внедряются новые виды кредитования на приобретение мобильных телефонов, бытовой и компьютерной техники. При этом внедряются скоринг–процессы, что позволяет осуществлять экспресс–кредитование покупателей. Расширяется перечень банков, предоставляющих населению кредиты на обучение и лечение.
Расширяется перечень предлагаемых видов потребительских кредитов для населения за счет внедрения банками отдельных целевых программ, в том числе поддерживающих отечественных товаропроизводителей. Так, ОАО "БПС-Банк" в 2008 году осуществлял совместные программы по организации кредитования населения с крупнейшими отечественными производителями потребительских товаров, такими как ОАО "Гомельдрев", ЗАО "Атлант", РУПП "Витязь", ОАО "Мотовело", ЗАО "Пинскдрев". Кроме того, с дилерскими центрами автопроизводителей (СП ЗАО "Миллениум Групп", СП "Юнион–Моторс", ОАО "Минск–Лада", СООО "Эмир Моторс", ООО "Ланкор"), ИП "Цептер Интернационал" ООО.
В рамках продвижения целевой программы кредитования на приобретение автотранспортных средств ОАО "Белагропромбанк" в 2007 году заключил 20 договоров с автодилерами.
С учетом спроса населения на данный вид кредита разработана и утверждена постановлением Правления ОАО "Белвнешэкономбанк" от 21.05.2007 № 76 отдельная Инструкция по предоставлению ОАО "Белвнешэкономбанк" кредитов на приобретение новых автомобилей в автосалонах. Инструкция предусматривает упрощенный порядок получения таких кредитов. С 01.06.2007 проводилась апробация действия Инструкции Минскими филиалами при кредитовании физических лиц, приобретающих автомобили у ООО "Автопромсервис". По результатам апробации Правлением ОАО "Белвнешэкономбанк" принято решение распространить действие указанной Инструкции на все структурные подразделения банка и предоставить им возможность заключать договоры с другими автодилерами.
Информация о работе Организация потребительского кредитования