Основные направления совершенствования денежного обращения в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является необходимость рассмотреть явление денег в экономике и их происхождение в Кыргызстане.
В ходе написания данной работы перед мной были поставлены задачи:
Рассмотреть сущность, функции и виды денег в экономике
Проанализировать и обосновать особенности формирования и функционирования денежного обращения
Дать оценку современного состояния денежного обращения в Кыргызстане, осуществить анализ применяемых методов и инструментов денежно-кредитной политики;
Проанализировать происхождение и современное состояние денег в Кыргызстане

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……..
ГЛАВА I. История происхождения денег и их значение в экономике…………..….…
1.1. Происхождение, сущность денег и его основные виды……………………………………....….
1.2. Денежная система и ее элементы …………………………………………………………..….
ГЛАВА II. Анализ денежной системы Кыргызской Республики
2.1 Денежная система Кыргызской Республики и ее эволюция……....
2.2. Ключевые показатели денежного обращения в Кыргызской Республике………………………………………………………………....

Глава III. Основные направления совершенствования денежного обращения в Кыргызской Республике…....
3.1. Проблемы денежного обращения и пути решения ……………...…
3.2. Основные тенденции денежно-кредитной политики Кыргызской
Республики ……………………………………………...
Заключение……………………………………………………………..…
Список литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

ДенежнаясистемаКР.doc

— 1.91 Мб (Скачать файл)

3) Виды  денег - это в основном представлены  в виде кредитных банковских  билетов, а так же бумажные  деньги и разменная монета.

4) Эмиссионная система. Главным каналом эмиссии денег в развитых странах депозитно-чековая эмиссия, т.е увеличение депозита на счетах клиентов и массы чеков, обслуживающий платежный оборот.

5) Государственный или кредитный  аппарат. В связи с тем, что  денежная политика тесно связана с кредитной, осуществляется государственное, денежно-кредитное регулирование экономики. Во многих развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование (т.е установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита), которого придерживаются в своей политике Центральный Банк страны.

 

 

ГЛАВА II.   Анализ денежной системы Кыргызской Республики

2.1 Денежная система Кыргызской Республики и её эволюция

Денежная система Кыргызстана  функционирует в соответствии с Законом о Национальном Банке КР  от 16 июня  1997 г., определившим правовые ее основы.

Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является сом. Введение на территории КР других денежных единиц запрещено. Соотношение  между сомом и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс сома к иностранным денежным единицам определяется Национальным Банком КР  и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации  их обращения и изъятия на территории КР обладает Национальный Банк КР. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты, которые обеспечиваются всеми активами Банка Кыргызстана, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Национальный  банка Кыргызской Республики. На территории Кыргыстана функционируют наличные деньги (банкноты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях).

В связи с тем, что  денежная единица – сом по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен  отсутствует. Официальный масштаб  цен сома  устанавливается государством.

Регулирование денежного  обращения, возлагаемое на Национальный Банк КР, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной  политики, которая разрабатывается  и утверждается в порядке, установленном  банковским законодательством.  Национальный Банк КР, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Национальный Банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Используя денежно-кредитную  политику как средство регулирования  экономики Национальный банк привлекает следующие инструменты:

  • Ставки учетного процента (дисконтную политику);
  • Нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
  • Операции на открытом рынке;
  • Регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории КР создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка Кыргызстана. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче билетов. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах Национального банка Кыргызстана имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и  при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот  и монет создаются по распоряжению Нац.Банка КР, который устанавливает  их величину исходя из размера оборотной  кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.

Наличные деньги выпускаются в  обращение на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право Нац.банку  КР подкреплять оборотную кассу  за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка КР в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством КР.

Выпуск  как  бумажных    так  и кредитных денег оказался  в  современных  условиях  монополизирован  государством.  Национальный  банк, находящийся  в  собственности  государства,  иногда  пытается  компенсировать  нехватку  денежных  накоплений  путем  увеличения  денежной  массы,  эмиссии  избыточных  знаков  стоимости.  Денежная  масса  -  это  совокупность  наличных  и  безналичных  покупательных  и  платежных  средств,  обеспечивающих  обращение  товаров  и  услуг  в  народном  хозяйстве,  которым  располагают  частные  лица,  институциональные  собственники  и  государство.  В  структуре  денежной  массы  выделяется  активная  часть,  к  которой  относятся  денежные  средства,  реально  обслуживающие  хозяйственный  оборот,  и  пассивная  часть,  включающая  денежные  накопления,  остатки  на  счетах,  которые  потенциально  могут  служить  расчетными  средствами (см.рисунок).

Схема№1   Структура денежной массы

Таким образом,  структура  денежной  массы  достаточно  сложна  и  не  совпадает  со  стереотипом,  который  сложился  в  сознании  рядового  потребителя,  считающего  деньгами  прежде  всего  наличные  средства -  бумажные  деньги  и  мелкую  разменочную  монету.  На  деле  доля  бумажных  денег  в  денежной массе  весьма  низка  (менее  25%),  а  основная  часть  сделок  между  предпринимателями  и  организациями,  даже  в  розничной  торговле,  совершается  в  развитой  рыночной  экономике  путем  использования  банковских  счетов.  В  результате  наступила  эра  банковских  денег-чеков,  кредитных  карточек,  чеков  для  путешественников  и  т. п.  Эти  инструменты  расчетов  позволяют  распоряжаться  денежными  депозитами, т. е.  безналичными  деньгами.  При  оплате  товара  и  услуги  покупатель,  используя  чек  или  кредитную  карточку,  приказывает  банку  перевести  сумму  покупки  со  своего  депозита  на  счет  продавца  или  выдать  ему  наличные.

По  данным НБКР в 2010 год объем ВВП в текущих ценах составил 38,8 млрд. сомов, увеличившись в реальном выражении по сравнению с объемом ВВП за тот же период 2009 года на 16,4 процента (в январе-марте 2009 года ВВП сократился на 1,3 процента).

Изменения в структуре ВВП по видам расходов за 2009 год также свидетельствуют о постепенном восстановлении совокупного спроса. Так, по предварительным итогам 2009 года1, расходы на конечное потребление в целом за год сократились на 2,6 процента. Таким образом, одной из основных причин снижения потребительского спроса в 2009 году стала негативная экономическая конъюнктура в регионе, пик которой пришелся на первое полугодие 2009 года.

Таблица 2.1.

Реальные темпы прироста ВВП по видам расходов

(квартал/период к соответствующему кварталу/периоду предыдущего года, проценты)

Дефлятор ВВП в январе-марте 2010 года составил 103,5 процента.

 

Таблица 2.2.

Структура дефлятора ВВП

(с начала года, проценты к соответствующему периоду предыдущего года)

В январе-феврале 2010 года прирост реальной заработной платы по предварительным данным составил 10,4 процента против 5,0 процента за тот же период 2009 года.

Рис.2. Структура денежных доходов населения по квинтильным группам (с начала года)

Дифференциация доходов населения по-прежнему остается высокой. Распределение общего объема денежных доходов по 20-ти процентным группам населения складывается в пользу высокодоходных групп. Так, доля доходов наиболее обеспеченной группы по итогам первого полугодия 2009 года составила 38,6 процента от общего объема доходов населения, снизившись на 0,6 п.п. по сравнению с этим показателем в аналогичном периоде 2008 года. Доля доходов 20 процентов наименее обеспеченного населения выросла на 2,0 п.п. и составила 8,2 процента.

Достижение подобных темпов экономического роста обусловлено, в основном, активной добычей золота в первом квартале текущего года (значительная доля роста ВВП, около 45 процентов, была обеспечена плановым увеличением объема добычи золота на месторождении «Кумтор»), а также низкими темпами роста экономики в предыдущем году, вызванные спадом в промышленности и общим замедлением в сфере услуг (эффект «низкой базы»).

Таблица 2.1.3.

Денежные переводы физических лиц по системам переводов (млн. долл. США)

По НБКР данным в 2010 году отмечен рост притока денежных средств физических лиц по системам переводов. Общий объем чистого притока в январе-марте 2010 года по отношению к этому показателю в 2009 году вырос на 45,4 млн. долларов С1ПА или на 30,9 процента.

Тенденция увеличения бюджетных расходов на текущее потребление. Так, расходы на заработную плату и отчисления в Социальный фонд Кыргызской Республики, а также на социальные пособия в первом квартале 2010 года составили 49,7 процента от общего объема государственных расходов на операционную деятельность.

В рассматриваемом периоде чистый отток денежных средств по операциям приобретения нефинансовых активов составил 792,8 млн. сомов, что на 10,4 процента ниже, чем в первом квартале 2009 года.

Доходы и полученные официальные трансферты государственного бюджета составили 13,9 млрд. сомов или 35,8 процента к ВВП. По сравнению с этим показателем соответствующего периода предыдущего года прирост составил 41,9 процента. При этом положительные темпы прироста доходов государственного бюджета были обеспечены, в основном, поступлением средств от налога на валовый доход Кумтора в размере 1,8 млрд. сомов.

Деньги в обращении на 1 апреля 2010 года составили 34,5 млрд. сомов, снизившись в первом квартале 2010 года на 3,4 процента (в первом квартале 2009 года уменьшение составляло 16,3 процента). Прирост денег в обращении в годовом исчислении составил 33,9 процента.

В структуре денежной базы по сравнению с началом 2010 года произошло увеличение доли наличных денег в обращении с 87,0 до 87,7 процента на конец марта 2010 года. Соответственно, доля средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в Национальном банке уменьшилась с 13,0 до 12,3 процента.

Агрегат М2

Денежная масса М2 на 1 апреля 2010 года составила 42,8 млрд. сомов и уменьшилась в первом квартале 2010 года на 1,7 процента (в первом квартале 2009 года уменьшение М2 составляло 17,5 процента). В годовом выражении прирост денежной массы М2 составил 35,7 процента.

Уменьшение объема денежного агрегата М2 было обусловлено сокращением денег вне банков на 3,9 процента при увеличении депозитов в национальной валюте на 6,2 процента, в том числе других депозитов (срочных) на 16,5 процента, а переводных депозитов (до востребования) - на 0,8 процента.

Агрегат М2Х

Объем широкой денежной массы М2Х, включающей депозиты в иностранной валюте, на 1 апреля 2010 года составил 56,3 млрд. сомов, снизившись в первом квартале 2010 года на 1,4 процента (в аналогичном периоде 2009 года уменьшение М2Х составляло 15,1 процента); в годовом выражении широкая денежная масса М2Х, напротив, увеличилась на 37,0 процента.

Изменение широкой денежной массы М2Х в первом квартале 2010 года произошло за счет сокращения денег вне банков на 3,9 процента, при увеличении общего объема депозитов2 на 2,3 процента, при этом увеличение депозитов в национальной валюте составило 6,2 процента, а депозиты в иностранной валюте уменьшились на 0,5 процента (в первом квартале 2009 года изменение М2Х наблюдалось за счет уменьшения наличных денег вне банков на 16,3 процента и общего объема депозитов на 13,3 процента).

Структура денежной массы М2Х на конец марта 2010 года по сравнению с началом 2010 года изменилась следующим образом:

  • доля наличных денег вне банков уменьшилась с 59,3 до 57,8 процента;
  • доля депозитов в национальной валюте увеличилась с 16,8 до 18,1 процента;
  • доля депозитов в иностранной валюте увеличилась с 23,9 до 24,1 процента.

Мультипликатор широких денег М2Х, характеризующий степень финансового посредничества, увеличился по сравнению с началом года и на 1 апреля 2010 года составил 1,431 (на 1 января 2010 года - 1,391).

Скорость обращения широких денег М2Х на 1 апреля 2010 года осталась без изменений с начала года и составила 4,2. Коэффициент монетизации экономики, рассчитанный по денежному агрегату М2Х, также не изменился с начала года и на 1 апреля 2010 года составил 23,9 процента.

Рис.2.3. Годовые номинальные темпы прироста денежных агрегатов

 

 

В первом квартале 2010 года ситуация на финансовом рынке, как и прежде, формировалась под влиянием колебаний уровня избыточных резервов в коммерческих банках. На фоне высокой ликвидности в банках спрос на государственные ценные бумаги оставался высоким, а на межбанковские заемные ресурсы снижался.

 

Рис. 2.4. Динамика ставок денежного рынка

 

В 2010 году Национальный банк продолжал использовать ноты НБКР как инструмент денежно-кредитной политики по изъятию избыточной ликвидности из банковской системы, оставив неизменным объемы их продаж. В то же время, спрос на ноты колебался в зависимости от изменения уровня ликвидности в отдельных коммерческих банках. В результате динамика доходности нот имела разнонаправленный характер в течение рассматриваемого периода. Однако, в целом, отмечалось снижение доходности на всех сегментах данного рынка. Средневзвешенная доходность 7-дневных нот по отношению к доходности в четвертом квартале 2009 года снизилась на 0,9 п.п., до 0,4 процента, 14-дневных нот НБКР - на 0,9 п.п., до 0,6 процента, в сегменте 28-дневных нот - на 0,7 п.п., до 1,0 процента. По сравнению с показателем в аналогичном периоде 2009 года доходность 7-дневных нот НБКР уменьшилась на 7,6 п.п., 14-дневных нот - на 11,3 п.п., 28-дневных нот - на 12,6 п.п. Аукционы по размещению 91- и 182-дневных нот НБКР не проводились.

Информация о работе Основные направления совершенствования денежного обращения в Кыргызской Республике