Основные направления совершенствования денежного обращения в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является необходимость рассмотреть явление денег в экономике и их происхождение в Кыргызстане.
В ходе написания данной работы перед мной были поставлены задачи:
Рассмотреть сущность, функции и виды денег в экономике
Проанализировать и обосновать особенности формирования и функционирования денежного обращения
Дать оценку современного состояния денежного обращения в Кыргызстане, осуществить анализ применяемых методов и инструментов денежно-кредитной политики;
Проанализировать происхождение и современное состояние денег в Кыргызстане

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……..
ГЛАВА I. История происхождения денег и их значение в экономике…………..….…
1.1. Происхождение, сущность денег и его основные виды……………………………………....….
1.2. Денежная система и ее элементы …………………………………………………………..….
ГЛАВА II. Анализ денежной системы Кыргызской Республики
2.1 Денежная система Кыргызской Республики и ее эволюция……....
2.2. Ключевые показатели денежного обращения в Кыргызской Республике………………………………………………………………....

Глава III. Основные направления совершенствования денежного обращения в Кыргызской Республике…....
3.1. Проблемы денежного обращения и пути решения ……………...…
3.2. Основные тенденции денежно-кредитной политики Кыргызской
Республики ……………………………………………...
Заключение……………………………………………………………..…
Список литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

ДенежнаясистемаКР.doc

— 1.91 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

Рис. 2.1.4. Динамика доходности нот НБКР

 

Учетная ставка, определяемая как усредненное значение доходности 28-дневных нот НБКР, сложившейся на последних четырех аукционах, практически не изменилась, составив на конец марта 0,9 процента. Ставка по кредитам «овернайт» составила на конец периода 1,0 процента. В отчетном квартале Национальный банк выдал коммерческим банкам кредиты «овернайт» на общую сумму 550,0 млн. сомов со средней ставкой 1,0 процента.

В первом квартале Министерство финансов оставило объемы еженедельного предложения ГКО без изменений. При этом интерес на данные ценные бумаги со стороны инвесторов все еще оставался низким, и количество участников аукционов не превышало 6. В то же время уход одного из основных участников рынка отразился на снижении общего спроса на ГКО. Однако доходность ГКО в течение всего квартала росла. В целом за январь-март 2010 года было размещено ГКО на сумму 285,7 млн. сомов со средневзвешенной доходностью 12,0 процента (+2,9 п.п.).

На первичном рынке ГКВ эмитент несколько сократил объемы размещения ГКВ, в то время как спрос на них по сравнению с предыдущим кварталом заметно вырос. В результате, в течение всего квартала доходность ГКВ снижалась. Лишь в конце марта наблюдалось некоторое снижение спроса в связи с колебаниями ликвидности в отдельных банках, что вызвало незначительный рост доходности ГКВ в этот период. Общая средневзвешенная доходность ГКВ за период сложилась выше по сравнению с показателем предыдущего квартала на 0,8 п.п., составив 5,8 процента, что было обусловлено заметным повышением доходности ГКВ (в частности 12-месячных ГКВ) в конце 2009 года. Так, доходность 3-месячных ГКВ уменьшилась на 0,9 п.п., составив 1,7 процента, 6-месячных ГКВ - на 0,1 п.п., до 4,2 процента, а средневзвешенная доходность 12-месячных ГКВ выросла с 5,8 до 7,0 процента. Общий уровень доходности ГКВ в сравнении с этим показателем в соответствующем квартале 2009 года снизился на 13,5 п.п., уменьшение доходности наблюдалось во всех сегментах рынка.

Рис.2.1.5. Динамика доходности ГКВ

 

 

 

Активность коммерческих банков на межбанковском рынке кредитных ресурсов оставалась невысокой вследствие сохраняющегося высокого уровня ликвидности в банках. Все сделки в национальной валюте были заключены в сегменте репо-операций, ставки по которым продолжали снижаться, в основном, под влиянием изменения учетной ставки и ставок на других сегментах денежного рынка. Общий объем операций репо в первом квартале 2010 года составил 1 290,3 млн. сомов, сократившись в сравнении с аналогичным показателем предыдущего квартала на 38,6 процента, а средневзвешенная процентная ставка по ним снизилась на 1,3 п.п., до 2,1 процента.

В сегменте операций в иностранной валюте на внутреннем межбанковском кредитном рынке была заключена одна сделка со ставкой 1,0 процента, что ниже средневзвешенного значения данного показателя за предыдущий квартал на 2,7 п.п.

В рассматриваемом квартале НБКР не проводил аукционы по продаже ГКВ (у) на условиях репо, а также своп-операции с коммерческими банками. Коммерческие банки не размещали средства на срочные депозитные счета в НБКР.

 

Эволюция денежной системы КР после обретения независимости.

Став независимой, КР по её просьбе 8 мая 1992 года была принята в члены МВФ с первоначальной квотой 43 млн. СДР. С помощью МВФ правительство КР разработала и узаконила программу крупномасштабных экономических реформ, нацеленных на переход от государственной централизованной к социально ориентированной рыночной экономике. В ней было предусмотрено введение национальной валюты и 62 млн. под эту программу. В 1992 году наблюдался спад в экономике, инфляция. В свою очередь инфляция послужило причиной эмиссии денег, которая возросла в 5 раз по сравнению с 1991 г. Первая половина 1993 года в КР характеризовался дальнейшим спадом  производства и увеличение внешнего долга КР перед Россией. В этот период для поднятия экономики КР требовалось около 300 млрд. рублей. Финансовую поддержку гарантировала МВФ.

Во второй половине 1993 г.  была проведена денежная реформа. Была создана государственная комиссия по выработке концепции перехода республики на национальную валюту, которая состояла из экономистов, финансистов, банкиров и юристов. Национальным банком были разработаны нормативные документы по обмену денег, их перевозке и сохранности, организации обменных пунктов, а так же обеспечение их необходимой организационной техникой и охраной. Ведение национальной валюты в КР проходило в виде денежной реформы. Её смысл заключался, в замене российских  и союзных рублей  на национальную валюту – сом.

7 мая 1993 была введена нац. валюта—сом. 4 сома=1 доллару США, 1 сом=200 российским рублям. Из-за нехватки нац. валюты—сома — в первые месяцы — стоимость её, по сравнению с долларом США и российским рублём, повыси лась, затем снова понизилась по сравнению с долларом, но повысилась по сравнению с руб лём. Всё это было связано в основном с эконо микой Кыргызстана, к-рая временно находилась в кризисном состоянии. В республике введена нац. валюта—сом, банкноты достоинством в 1000, 500, 200, 100, 50, 20, 10, 5, 1 сомов и 50, 10 и 1 тыйынов.

Национальный банк республики ежедневно  публикует обменный курс сома по отношению  к доллару США и российскому  рублю на основе операционных ставок на валютном аукционе Бишкека.

Непосредственно перед началом  обмена денег и в его процессе был принят ряд указов, направленных на поддержку нац. валюты, включая указы об изменениях платежной системы и валютного регулирования. Столкнувшись с проблемой ограниченных запасов иностранной ва люты на момент введения нац. валюты, правительство решило ввести свободно плавающий обменный курс, организовать межбанковский рынок и направлять иностранную валюту коммерческим банкам через регулярные валютные аукционы, проводимые Национальным банком. Одновременно с этим были сняты все существо вавшие ограничения на операции с иностран ной валютой как по текущим счетам, так и по счетам движения капитала. На развитие ситуации на валютном рынке Кыргызстана в последние два года оказали влияние события конца 1998, характеризовавшиеся ухудшением внешних и внутренних условий функционирования эко номики. Значительная девальвация российского рубля в 1998 продолжала оказывать давление - на нац. валюту Кыргызстана, так как кыргызские товары ввиду более низких темпов сниже ния обменного курса сома в 1998, по сравнению с российским рублем, оказались менее кон курентоспособными по сравнению с товарами одного из основных торговых партнёров Кыргызской Республики.

С 1998 Национальный банк Кыргызской Рес  публики прекратил прямое кредитование Пра вительства Кыргызской Республики, в связи с чем основным источником внутреннего финансирования дефицита бюджета будут средства от продажи гос. казначейских векселей, перестал проводить валютный аукцион, начал осуществление валютных операций на межбанковском рынке.

В целях регулирования объёма и  структуры денежной массы Национальным банком используются: операции на открытом рынке (ре порт — операции, покупка-продажа гос. ценных бумаг), операции на валютном рынке; раз личные механизмы кредитования (кредиты «овернайт», кредиты последней инстанции и пр.); обязательные резервные требования; учётная ставка (политика определения учётной ставки остаётся неизменной на протяжении не скольких лет, учётная ставка привязана к средневзвешенной простой доходности, складывающейся на аукционах трёхмесячных гос. казначейских векселей). Динамика учётной ставки взаимосвязана с уровнем ликвидности в банковской системе и ставками на др. сегментах денежного рынка.

2.2. Ключевые показатели  денежного обращения в Кыргызской  Республике за 2009 год

Денежная база на конец июня 2011 года составила 50,0 млрд. сомов, увеличившись за отчетный период на 2,8 процента или 1,4 млрд. сомов (в аналогичном периоде 2010 года сокращение составило 0,1 процента). Рост денежной базы произошел за счет стимулирующей политики Правительства. Так, операции Правительства увеличили денежную базу на 4,1 млрд. сомов. В то же время операции НБКР снизили денежную базу на 2,7 млрд. сомов. В частности НБКР проводил операции по стерилизации избыточной ликвидности коммерческих банков (аукционы нот, операции репо), завершающие своп-операции, а также преимущественно продавал иностранную валюту на межбанковских валютных торгах.

В структуре денежной базы произошло увеличение доли наличных денег в обращении с 89,1 процента на конец 2010 года до 91,1 процента на конец июня 2011 года, соответственно, доля средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в Национальном банке уменьшилась с 10,9 процента до 8,9 процента.

Деньги вне банков М0 на конец июня 1-го полугодия 2011 года составили 43 459,7 млн. сомов, увеличившись за отчетный период на 4,8 процента (в аналогичном периоде 2010 года - на 4,3 процента).

Денежная масса М2, включающая деньги вне банков и депозиты в национальной валюте, на конец июня 2011 года составила 56 319,6 млн. сомов, увеличившись за отчетный период на 4,8 процента (в аналогичном периоде 2010 года - на 5,6 процента), при этом депозиты в национальной валюте увеличились на 4,8 процента.

Объем широкой денежной массы М2Х, включающей депозиты3 в иностранной валюте, на конец июня 2011 года составил 73 063,9 млн. сомов, увеличившись за отчетный период на 5,6 процента (в аналогичном периоде 2010 года денежная масса оставалась без изменений). При этом деньги вне банков за отчетный период увеличились на 4,8 процента. Вместе с тем общий объем депозитов, входящих в определение широкой денежной массы М2Х, увеличился на 6,7 процента, в том числе депозиты в национальной валюте увеличились на 4,8 процента, а депозиты в иностранной валюте - на 8,3 процента, что свидетельствует о сохранении доверия к банковской системе.

В структуре широкой денежной массы М2Х доля депозитов в иностранной валюте увеличилась за отчетный период на 0,6 п.п., до 22,9 процента. Доля депозитов в национальной валюте уменьшилась на 0,1 процента, до 17,7 процента, а наличная составляющая широких денег - на 0,4 п.п., до 59,9 процента.

Заметный вклад в рост денежной массы внесло расширение кредитования банками реального сектора экономики. Так, в отчетном периоде темпы прироста кредитов в экономику составили 9,8 процента. При этом рост кредитов в экономику был обеспечен за счет увеличения кредитования в национальной валюте на 15,5 процента, а в иностранной валюте - на 4,8 процента.

 Таблица  2.6  Анализ денежной базы за 2010-2011гг.4


Следует отметить, что на рост кредитования банками реального сектора, в том числе повлияла активизация деятельности ОсОО «Специализированный фонд рефинансирования банков», кредитный портфель которого увеличился с начала года в 2,4 раза (или на 1,2 млрд. сомов).

Таким образом, в отчетном периоде отмечалась положительная тенденция увеличения кредитной активности коммерческих банков, что в свою очередь способствовало восстановлению экономического роста.

Коэффициент монетизации экономики, рассчитанный по денежному агрегату М2Х, составил на конец отчетного периода 28,5 процента, увеличившись с начала года на 0,5 процентных пункта вследствие опережающих темпов прироста денежной массы над ВВП. Таким образом, скорость обращения широких денег М2Х за рассматриваемый период снизилась незначительно с 3,6 на начало года до 3,5 на конец июня 2011 года.

В результате опережающих темпов прироста широкой денежной массы по сравнению с темпами прироста денежной базы, мультипликатор широких денег М2Х, характеризующий степень финансового посредничества, увеличился с 1,424 на начало года до 1,462 на конец отчетного периода (в аналогичном периоде - 1,393).

Кредит в экономику  по состоянию на 24 июня 2011 года составил 29 826,5 млн. сомов, увеличившись с начала года на 8,2% (за январь-июнь 2010 года кредит в экономику увеличился на 2,6%).

Основной вклад (19,8 процента) в прирост широких денег М2Х внесли чистые, иностранные активы банковской системы за счет внешних поступлений в объеме 128,5 млн. долларов США и поступлений в бюджет от местных предприятий по разработке золоторудных месторождений в объеме 100,3 млн. долларов США и от «Центра транзитных перевозок» в объеме 60 млн. долларов США. Чистые внутренние активы внесли незначительный вклад (1,3 процента) в прирост широких денег М2Х.Таблица 2.7Источники формирования широкой денежной массы М2Х (на конец периода)5

 

2010 г.

2011 г.

Прирост, млн. сом.

Темпы прироста, %

Влияние на М2Х, %

Денежная масса М2Х

69 207,7

73 063,9

3856,2

21,1

21,1

Деньги вне банков

41 471,2

41 471,2

7 588,8

22,4

13,3

Депозиты других депозитных корпораций

27 736,6

27 736,6

4 492,5

19,3

7,9

Депозиты в нац.валюте

12 274,3

12 274,3

2 666,7

27,8

4,7

Депозиты в ин.валюте

15 462,3

15 462,3

1 825,8

13,4

3,2


 

Данные таблицы 2.4. показывают, что источники формирования широкой денежной массы М2Х в 2010 году составляют 69 207,7 млн.с., а в 2011 году 73 063,9 млн. сом, что 3856,2 млн. сом больше чем в 2010 году.

Изменение поступлений  наличных денег в кассы учреждений коммерческих банков представлено на графике 1:  

График 1. 

Из касс коммерческих банков в IY квартале 2009 года было выдано 74 052,9 млн. сом, что на 7 364,1 млн. сом, или 11,0 процента больше, чем за IY квартал 2008 года.  

Изменение выдач наличных денег из касс коммерческих банков представлено на графике 2: 

График 2. 

Возвратность наличных денег в кассы коммерческих банков за IY квартал 2009 года составила 94.3 процента (по сравнению с IY кварталом 2008 года уменьшилась на 5,6 процентных пункта). 

Изменение возвратности наличных денег в кассах коммерческих банков за IY квартал 2009 года в разрезе  областей показано в таблице 1. 

Таблица 1

Изменение возвратности наличных денег в кассах коммерческих банков  (в процентах)

 

2008 год 

2009 год 

Отклонение 

 

Всего по республике  

 

99,9 

 

94,3 

 

-5,6 

г.Бишкек 

105,8 

103,1 

-2,7 

Баткенская обл. 

54,5 

57,8 

3,3 

Жалал-Абадская обл. 

72,5 

77,9 

5,4 

Иссык-Кульская обл. 

81,0 

71,7 

-9,3 

Нарынская обл. 

72,3 

56,2 

-16,1 

Ошская обл.  

57,3 

58,0 

0,7 

г. Ош 

131,9 

107,2 

-24,7 

Таласская обл. 

60,0 

56,6 

-3,4 

Чуйская обл.  

94,8 

100,5 

5,7 

Информация о работе Основные направления совершенствования денежного обращения в Кыргызской Республике