Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 23:43, реферат
Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
С точки зрения финансового права бюджетный процесс – это регламентированная правовыми нормами деятельность государства по формированию, утверждению и исполнению бюджета.
В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий. Понятие бюджетного года - это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря.
1 Основы бюджетного процесса……………………………………………....2
2 Основные задачи бюджетного процесса…………………………………....4
3 Цели бюджетного планирования ………………………………………….12
4 Научно-технический прогресс в РФ……………………………………….15
5 Развитие научно-технического потенциала России и его влияние на
экономический рост……………………………………………………….…..21
6 Список использованной литературы………………………………………25
Содержание
1 Основы бюджетного процесса……………………………………………....2
2 Основные задачи бюджетного процесса…………………………………....4
3 Цели бюджетного планирования ………………………………………….12
4 Научно-технический прогресс в РФ……………………………………….15
5 Развитие научно-технического потенциала России и его влияние на
экономический рост……………………………………………………….…..
6 Список использованной литературы………………………………………25
Основы бюджетного процесса
Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
С точки зрения финансового права бюджетный процесс – это регламентированная правовыми нормами деятельность государства по формированию, утверждению и исполнению бюджета.
В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий. Понятие бюджетного года - это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. Бюджетный период - это время, в течение которого проходят все стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный период составляет 3,5 года. Соотношение бюджетного периода и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего одной стадии бюджетного периода.
Средства, полученные бюджетными
учреждениями от предпринимательской
деятельности и не использованные по
состоянию на 31 декабря, зачисляются
в тех же суммах на вновь открываемые
соответствующим бюджетным
Ежегодно изменяются потребности
в денежных средствах каждой республики,
области и других субъектов РФ,
органов местного самоуправления в
зависимости от того, как будет
развиваться хозяйство и
Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем:
1. максимальное выявление
всех материальных и
2. определение доходов
бюджета по отдельным
3. установление расходов
бюджета по целевому
4. сокращение и ликвидация
бюджетного дефицита за счет
экономически оправданных
5. осуществление бюджетного
регулирования в целях
6. контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.
В основе бюджетного процесса
лежат определенные принципы, соблюдение
которых дает возможность изначально
правильно составить, утвердить
и исполнить бюджет, чтобы средства
государства были использованы экономно
и с максимальной пользой для
развития общества. В настоящее время
в бюджетном законодательстве РФ
для всей бюджетной системы
1) единства бюджетной системы;
2) принцип разграничения доходов и расходов бюджетов;
принцип самостоятельности;
сбалансированности;
гласности;
достоверности.
3) адресности и целевого характера бюджетных средств.
Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы.
1. Принцип последовательности
вступления в бюджетный
2. Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.
3. Принцип публичности
и гласности - имеет особое
значение, т.к. бюджетный процесс,
процедура абсолютно публичная
и гласная, бюджет обсуждается
в представительных органах
4. Принцип специализации
бюджетных показателей - он основан
на бюджетной классификации,
классификация доходов бюджетов РФ;
функциональная классификация расходов бюджетов РФ;
экономическая классификация расходов бюджетов РФ;
классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов, муниципального долга;
классификация видов государственных
внешних долгов РФ и субъектов
РФ, а также государственных
ведомственная классификация расходов РФ.
Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация — специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе материальных норм бюджетных права.
Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, то есть правами и обязанностями участников бюджетного процесса
Особенности бюджетных полномочий
участников бюджетного процесса, являющихся
федеральными органами государственной
власти (государственными органами), устанавливаются
настоящим Кодексом и (или) принятыми
в соответствии с ним нормативными
правовыми актами Президента Российской
Федерации и Правительства
Особенности бюджетных полномочий
участников бюджетного процесса, являющихся
органами местного самоуправления, устанавливаются
настоящим Кодексом и принятыми
в соответствии с ним муниципальными
правовыми актами представительных
органов муниципальных
Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.
Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.
Банк России совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
Главный распорядитель бюджетных
средств — это орган
Распорядитель бюджетных
средств — это орган
Бюджетополучатель (бюджетное
учреждение) — это организация, созданная
органом исполнительной власти для
осуществления функций
Контрольно-счетные органы (Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.
Составление проекта бюджета — один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета. Подготовка проекта бюджета в большинстве стран осуществляется аналогичным образом.
Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года, например (в ФРГ — за 6 месяцев, Японии — за 7, Франции — за 14, США — за 18, Италии — за 11 месяцев). Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, министерством финансов (казначейством), а в США — специальным органом — Административно-бюджетным управлением при президенте.
Вначале в течение первых
трех месяцев составляется прогноз
социально-экономического развития, сводный
баланс финансовых ресурсов, основные
направления бюджетной
Работа по составлению проекта бюджета продолжается подготовкой министерством финансов (или специальным органом в США) директивных указаний руководителям министерств и ведомств с предложением представить к определенной дате расчет сметы расходов и доходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований. Разработанные проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются в проект бюджета.
Полномочия министра финансов
в отношении сметных
Составление и исполнение бюджета — две стороны общего бюджетного процесса. Задачи, присущие составлению бюджета, получают дальнейшее развитие в период его исполнения. Они предусматривают: усиление работы по наиболее полному выявлению и использованию резервов для повышения темпов экономического роста, увеличения национального дохода и неденежных накоплений государства; мобилизацию денежных средств для обеспечения мероприятий по социально-экономическому развитию регионов; проведение эффективного контроля за правильным расходованием государственных средств.
В основе кассового исполнения
бюджета лежит принцип единства
кассы, означающий, что все собранные
на территории страны доходы поступают
на единый счет министерства финансов
в центральном банке, с которого
производятся все ассигнования в
соответствии с утвержденными расходами.
Центральный банк выступает кассиром
правительства. Единство кассы дает
возможность сосредоточить