Основы бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 23:43, реферат

Описание работы

Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
С точки зрения финансового права бюджетный процесс – это регламентированная правовыми нормами деятельность государства по формированию, утверждению и исполнению бюджета.
В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий. Понятие бюджетного года - это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря.

Содержание работы

1 Основы бюджетного процесса……………………………………………....2
2 Основные задачи бюджетного процесса…………………………………....4
3 Цели бюджетного планирования ………………………………………….12
4 Научно-технический прогресс в РФ……………………………………….15
5 Развитие научно-технического потенциала России и его влияние на
экономический рост……………………………………………………….…..21
6 Список использованной литературы………………………………………25

Файлы: 1 файл

курсов..docx

— 42.02 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

1 Основы бюджетного процесса……………………………………………....2

 

2 Основные задачи бюджетного процесса…………………………………....4

 

3 Цели бюджетного планирования ………………………………………….12

 

4 Научно-технический прогресс в РФ……………………………………….15

 

5 Развитие научно-технического потенциала России и его влияние на

экономический рост……………………………………………………….…..21

 

6 Список использованной литературы………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению  финансово бюджетной политики и  управлению бюджетной системой.

С точки зрения финансового  права бюджетный процесс –  это регламентированная правовыми  нормами деятельность государства  по формированию, утверждению и исполнению бюджета.

В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий. Понятие бюджетного года - это календарный  год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. Бюджетный период - это время, в течение которого проходят все стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный период составляет 3,5 года. Соотношение бюджетного периода и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего одной стадии бюджетного периода.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской  деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются  в тех же суммах на вновь открываемые  соответствующим бюджетным учреждением  лицевые счета. Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и  этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем  национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период

Ежегодно изменяются потребности  в денежных средствах каждой республики, области и других субъектов РФ, органов местного самоуправления в  зависимости от того, как будет  развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем  году. Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, остается неизменным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные задачи бюджетного процесса заключаются в  следующем:

 

1.  максимальное выявление  всех материальных и финансовых  резервов в целях устойчивого  экономического роста;

2.  определение доходов  бюджета по отдельным налоговым  и другим платежам, а также  общего объема в соответствии  с прогнозами и целевыми программами  социально-экономического развития;

3.  установление расходов  бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя  из потребности бесперебойного  финансирования всех мероприятий  общегосударственного значения, предусмотренных  бюджетом;

4.  сокращение и ликвидация  бюджетного дефицита за счет  экономически оправданных источников;

5.  осуществление бюджетного  регулирования в целях сбалансированности  бюджетов разного уровня путем  перераспределения источников доходов  государства между ними;

6.  контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить  и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для  развития общества. В настоящее время  в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены  следующие общие принципы:

1)  единства бюджетной  системы;

2)  принцип разграничения  доходов и расходов бюджетов;

принцип самостоятельности;

сбалансированности;

гласности;

достоверности.

3)  адресности и целевого характера бюджетных средств.

Все эти принципы в той  или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы.

1.  Принцип последовательности  вступления в бюджетный процесс  органов исполнительной и представительной  власти. Стадии бюджетного процесса  делятся примерно поровну между  органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета  и исполняют бюджет) и представительной  власти (а они рассматривают и  утверждают проект бюджета и  после исполнения бюджета, рассматривают  и утверждают отчет об исполнении  бюджета - в этом и выражается  последовательность).

2.  Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.

3.  Принцип публичности  и гласности - имеет особое  значение, т.к. бюджетный процесс,  процедура абсолютно публичная  и гласная, бюджет обсуждается  в представительных органах открыто,  освещается в СМИ, существует  необходимость опубликовать закон  "О бюджете" того или иного  уровня, а также закон "Об  исполнении бюджета" того или  иного уровня. Гласным должно  быть и отклонение бюджета.  В случае принятия решения  об отклонении проекта бюджета  или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

4.  Принцип специализации  бюджетных показателей - он основан  на бюджетной классификации, на  документе, который группирует  все доходы и расходы бюджета  по определенным основаниям. В  состав бюджетной классификация  РФ входят:

классификация доходов бюджетов РФ;

функциональная классификация  расходов бюджетов РФ;

экономическая классификация  расходов бюджетов РФ;

классификация источников внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов РФ;

классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов  РФ;

классификация видов государственных  внутренних долгов РФ и субъектов  РФ, видов, муниципального долга;

классификация видов государственных  внешних долгов РФ и субъектов  РФ, а также государственных внешних  активов РФ;

ведомственная классификация  расходов РФ.

Принцип специализации показателей  бюджета осуществляется на всех стадиях  бюджетного процесса. Бюджетная классификация  — специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной  деятельности финансовых органов. Следует  иметь в виду, что бюджетная  классификация имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе материальных норм бюджетных права.

Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, то есть правами и  обязанностями участников бюджетного процесса

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной  власти (государственными органами), устанавливаются  настоящим Кодексом и (или) принятыми  в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются  настоящим Кодексом и принятыми  в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими  случаях муниципальными правовыми  актами местных администраций.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Банк России совместно  с Правительством России разрабатывает  и представляет на рассмотрение Государственной  Думы основные направления денежно-кредитной  политики государства, обслуживает  денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных  целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных  средств — это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных  средств, имеющий право распределять средства между распорядителями  и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных  расходов по распорядителям бюджетных  средств и бюджетополучателям, доводит  до них уведомления о бюджетных  назначениях, утверждает им сметы доходов  и расходов, изменяет в случае необходимости  распределение средств между  статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных  средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между  бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных  ассигнованиях, утверждает сметы доходов  и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное  учреждение) — это организация, созданная  органом исполнительной власти для  осуществления функций некоммерческого  характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая  в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы (Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Составление проекта бюджета  — один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие  вопросы, как объем бюджета, налоговая  и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета. Подготовка проекта бюджета в большинстве стран осуществляется аналогичным образом.

Работа по составлению  проекта государственного бюджета  начинается задолго до начала нового бюджетного года, например (в ФРГ  — за 6 месяцев, Японии — за 7, Франции  — за 14, США — за 18, Италии — за 11 месяцев). Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, министерством финансов (казначейством), а в США — специальным органом — Административно-бюджетным управлением при президенте.

Вначале в течение первых трех месяцев составляется прогноз  социально-экономического развития, сводный  баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры  проекта бюджета на соответствующий  период.

Работа по составлению  проекта бюджета продолжается подготовкой  министерством финансов (или специальным  органом в США) директивных указаний руководителям министерств и  ведомств с предложением представить к определенной дате расчет сметы расходов и доходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований. Разработанные проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются в проект бюджета.

Полномочия министра финансов в отношении сметных предложений  министерств (ведомств) варьируются. В  некоторых странах 6н имеет право  лишь принять их к сведению и включить в целом без изменений в  проект бюджета, вносить же изменения  может кабинет министров. В других государствах (Великобритания, Канада) министр финансов наделен полномочиями по собственной инициативе предлагать тем или иным министрам внести какие-либо изменения в их сметные предло­жения.

Составление и исполнение бюджета — две стороны общего бюджетного процесса. Задачи, присущие составлению бюджета, получают дальнейшее развитие в период его исполнения. Они предусматривают: усиление работы по наиболее полному выявлению и  использованию резервов для повышения  темпов экономического роста, увеличения национального дохода и неденежных накоплений государства; мобилизацию денежных средств для обеспечения мероприятий по социально-экономическому развитию регионов; проведение эффективного контроля за правильным расходованием государственных средств.

В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все собранные  на территории страны доходы поступают  на единый счет министерства финансов в центральном банке, с которого производятся все ассигнования в  соответствии с утвержденными расходами. Центральный банк выступает кассиром правительства. Единство кассы дает возможность сосредоточить средства каждого бюджета в одном центре, создавая, таким образом необходимые условия для планомерного распоряжения ими соответствующим органом государственного управления, исходя из общих задач и с учетом его финансовых возможностей. Концентрация бюджетных ресурсов в банке способствует также укреплению денежного обращения, поскольку исключает возможность распыления денежных средств по многочисленным каналам и облегчает маневрирование этими средствами.

Информация о работе Основы бюджетного процесса