Основы бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 23:43, реферат

Описание работы

Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
С точки зрения финансового права бюджетный процесс – это регламентированная правовыми нормами деятельность государства по формированию, утверждению и исполнению бюджета.
В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий. Понятие бюджетного года - это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря.

Содержание работы

1 Основы бюджетного процесса……………………………………………....2
2 Основные задачи бюджетного процесса…………………………………....4
3 Цели бюджетного планирования ………………………………………….12
4 Научно-технический прогресс в РФ……………………………………….15
5 Развитие научно-технического потенциала России и его влияние на
экономический рост……………………………………………………….…..21
6 Список использованной литературы………………………………………25

Файлы: 1 файл

курсов..docx

— 42.02 Кб (Скачать файл)

Исполнение бюджета совпадает  с бюджетным годом и длится 1 год. Исполнение возложено на соответствующие  органы исполнительной власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении  полного и своевременного поступления  предусмотренных в бюджетах доходов  и финансировании соответствующих  расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим  финансовым органом. Исполнение бюджета завершается 31 декабря.

Рассмотрение и утверждение  отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти. Отчет  об исполнении федерального бюджета  должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.

После окончания финансового  года начинается последний этап бюджетного процесса — составление отчета об исполнении бюджета министерством  финансов и утверждение его парламентом. На этом заканчивается общий цикл бюджетного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целями бюджетного планирования является:

 

1.          Определение общего объема расходов  бюджета и отдельных направлений  использования средств в соответствии с экономической, функциональной и ведомственной классификацией расходов. Поиск путей наиболее эффективного использования бюджетных средств на основе максимально возможного обеспечения государственных бюджетных стандартов.

 

2.          Определение максимально возможного  объема доходов бюджета и отдельных  источников образования доходов  с учетом возможного роста  поступлений налогов и других  доходов. 

 

3.          Определение бюджетного результата (дефицита или профицита бюджета). При этом установление возможных  источников финансирования бюджетного  дефицита на основе оптимального  сочетания внутренних и внешних  кредитных ресурсов. При бюджетном профиците – определение возможных путей его использования и распределения по дополнительным расходам государства.

 

4.          Установление необходимых форм  и методов организации межбюджетных  отношений и расчет нормативов  распределения регулирующих доходов  и выделяемых в нижестоящие  бюджеты направлений финансовой  помощи.

 

5.          Определение параметров обслуживания  государственного долга и установления  предельной величины общего государственного  долга, и, в том числе, внешнего  государственного долга.

 

6.          Контроль за деятельностью государственных органов и бюджетных учреждений в процессе планирования доходов и расходов бюджета.

 

Бюджетный процесс включает кроме бюджетного планирования еще исполнение бюджетов. Исполнение бюджетов имеет следующие основные цели:

 

1.          Сбор и получение предусмотренных  законом о бюджете доходов  в целом и по каждому источнику.

 

2.          Полное финансирование расходов  бюджета в общей сумме и  по каждому направлению использования  средств в соответствии со сроками и целями, установленными в законе о бюджете.

 

3.          Составление и утверждение отчета  об исполнении бюджета.

 

4.          Контроль за сбором доходов и финансированием расходов со стороны государства.

 

Бюджетные процедуры, связанные  с организацией бюджетного процесса, осуществляют органы, наделенные соответствующими полномочиями, т.е. правами и обязанностями  участников бюджетного процесса. Такими полномочиями наделены:

 

•        органы представительной и исполнительной власти;

 

•        финансовые и налоговые органы;

 

•        органы денежно-кредитного регулирования  и государственного финансового  контроля;

 

•        главные  распорядители бюджетных средств  и распорядители бюджетных средств;

 

•        государственные  целевые внебюджетные фонды.

 

К финансовым органам относится  министерство финансов РФ, федеральная  налоговая служба, федеральная таможенная служба и региональные и местные финансовые органы.

Центральный банк РФ совместно  с Правительством разрабатывает  и предоставляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления  денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, счета государственных целевых  внебюджетных фондов счета территориальных бюджетов.

Государственный финансовый контроль возложен на счетную палату РФ, на контрольно-счетные палаты субъектов  РФ и муниципальных образований  и на контрольные финансовые органы в федеральных, региональных и местных  исполнительных органах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-технический прогресс в РФ

 

 Сущность научно-технического  прогресса и его виды

Решающим средством повышения  эффективности общественного производства, совершенствования структуры экономики, обеспечения экономического роста  и решения социальных задач является научно-технический прогресс (НТП).

Научно-технический прогресс – это непрерывный процесс  приобретения и накопления научных  знаний об окружающем мире и на их основе совершенствование действующих, создание и внедрение прогрессивных средств  и предметов труда, технологических  процессов и форм организации производства

Научно-технический прогресс включает научно-техническую революцию как свое особое состояние, как фазу развития, как одну из своих форм. Если научные революции подготавливают технические перевороты, то последние создают материальные условия и обусловливают потребность дальнейшего развития науки, техники и технологии. Сущностью научно-технического прогресса (его современной стадии научно-технической революции) является изменение места и роли человека в трудовом процессе, передача функций человека машине НТП рассматривается как цикл "наука - производство", включающий в себя ряд стадий:

- Фундаментальные исследования. Цель этой стадии – получить  новые знания о закономерностях  развития природы и общества, на основе которых выявляются  новые пути прогресса техники,  экономики, организации производства. В результате фундаментальных  исследований появляются гипотезы, теории.

- Поисковые исследования. Это исследования по выбору  идей, представляющих интерес общества  на современном этапе его развития, т.е. выявляются технико-экономические  возможности и конкретные пути  практического применения в соответствующих  областях экономики принципиально  новых для них способов и  средств производства продукции.

- Прикладные исследования. На этой стадии проводятся  теоретические и экспериментальные  исследования, появляется информация  о возможностях создания новой  техники, технологии и продукта, создается схема конкретного  образца изделия.

- Опытно – конструкторские  работы. Изготавливается опытный  образец или установка для  производства новой продукции,  подготавливается соответствующая  документация.

- Освоение и внедрение  в производство. Технология производства  нового изделия приспосабливается  к условиям предприятия. Проводятся  проектные, строительно-монтажные  и пусконаладочные работы В учебной и специальной литературе нет однозначного толкования сущности НТП. Но в обобщенном плане можно дать следующее определение этому понятию: НТП — это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний.

Выделяют девять важнейших  видов НТП: открытие, изобретение, рационализаторское предложение, промышленный образец, полезная модель, товарный знак, ноу-хау, инжиниринг и проектное решение Открытие – обнаружение того, что объективно существует, но ранее не было известно. То есть это установление неизвестных раньше, но существующих закономерностей, свойств, явлений материального мира, которые вносят изменения в наши знания о мире.

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил  американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления

Приступая к разработке и  осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования  денежного капитала. Существеннейшая  специфика такого рода вложений состоит  в том, что она связана с  резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой  идеи в новом продукте достигает  только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней  стадии массового производства и  массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции

Выясним, какие побудительные  силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск. Эти силы для любой экономической системы (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; "объединения" промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий в разных комбинациях и т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на имеющие объективную и субъективную природу. Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компании и в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном процессе. Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место на рынке .

Государственная инновационная  политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления  инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между  сферой "чистой" (академической) науки  и задачами производства. В целом  роль государства в области поддержки  инноваций можно свести, никак  не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам: государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей); государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны; фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм; государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

Эффективность научно-технического прогресса

Научно-технический прогресс оказывает весьма существенное влияние  на повышение темпов экономического роста, обеспечивая сбережение энергоносителей  и сырья, высвобождение рабочей  силы, решение социальных задач путем  улучшения условий труда и  быта, повышения качества потребительских  товаров.

Эффективность научно-технического прогресса – степень достижения цели НТП, измеряемая отношением эффекта  к обусловившим его затратам. В  соответствии с целью НТП эта  эффективность по своему содержанию является социально-экономической.

Специфика планирования издержек в сфере НТП обусловлена их особенностями. По своей экономической  природе все эти издержки, как  единовременные, так и текущие, являются авансированными, т.е. отвлекают на длительный период ресурсы от непосредственного  производства. Лаг времени – период от вложения средств до получения  конечного эффекта – составляет примерно 10 лет. Здесь велика доля сопряженных  затрат – на производственные капиталовложения, подготовку и переподготовку кадров, охрану природы. Издержки включают расходы  в сфере производства новой техники  и ее использования за расчетный  период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Развитие научно-технического  потенциала России и его влияние  на экономический рост

 

В настоящее время экономический  рост в большей мере, чем ранее, связан с эффективностью производства. Для этого необходимо качественно  преобразовать производительные силы путем внедрения в них новейших достижений науки и техники.

Основные направления  экономического роста и средства достижения этих целей следующие:

- Эффективное использование  накопленного производственного  потенциала, всесторонняя рационализация  и сбалансированность процессов  воспроизводства во всех отраслях  промышленности.

- Внедрение во все отрасли  экономики новейших научных достижений, роли коренное преобразование  управленческого аппарата.

- Активизация социальной  политики, повышение человеческого  фактора в направлении влияния  на эффективность производства, путем внедрения более рациональной  структуры занятости, эффективное  использование образовательно-квалификационного  потенциала при подготовке и  повышении квалификации

В современном мире экономическая  мощь страны определяется не столько  объемом произведенного ВНП и  наличием у нее ресурсов капитала и рабочей силы, сколько размерами  ее научно-технического потенциала, эффективностью его использования, выражающейся в  количестве изобретений и открытий, новых видов продукции, прежде всего  техники и технологий. Научно-технический  потенциал стал сегодня ресурсом особого рода, без него современное  конкурентоспособное производство становится невозможным. Научно-технический  потенциал страны — это совокупный ресурс ее научно-технической сферы, создающий новые продукты и технологии. Он неразрывно связан с экономическим  ресурсом, хотя относительно может  быть больше или меньше последнего. Можно говорить о национальном научно-техническом  потенциале, о научно-техническом  потенциале отрасли, фирмы, университета, исследовательского института, лаборатории  и, наконец, отдельного ученого, конструктора или творческого инженера. Научно-технический  потенциал, однако, определяется не только количеством имеющихся научно-технических  ресурсов, но и их качеством, умением  управлять этими ресурсами, правильно  оценивать перспективы, внутренней заинтересованностью ученых в открытиях  и изобретениях. Например, две лаборатории, имеющие равные финансовые и кадровые ресурсы, работающие на одинаковом оборудовании, могут обладать существенно разными потенциалами, если в одной собрались кадры, состоящие из "средних ученых" со слабой трудовой мотивацией и низкими творческими способностями, а в другой — блестящий творческий персонал, нацеленный на реальное изобретение и возглавляемый талантливым руководителем. И наоборот, сколько ни наделяй ресурсами "среднего ученого", он вряд ли вообще совершит когда-нибудь открытие, которое сделает талантливый исследователь, не имеющий, казалось бы, самого необходимого оборудования и поддержки [13, с. 400].

Информация о работе Основы бюджетного процесса