Основы рефинансирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Значимой функцией Национального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Национальный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы рефинансирования кредитных организаций.5
Сущность и инструменты рефинансирования…………………...5
1.2 Факторы, влияющие на величину ставки рефинансирования…..9
1.3 Зарубежный опыт использования рефинансирования центральным банком……………………………………………………………………...........12
2 Порядок и проблематика рефинансирования в Республике Беларусь…………………………………………………………………………17
2.1 Ставка рефинансирования в Республике Беларусь……………….17
2.2 Порядок рефинансирования Национальным банком Республики Беларусь………………………………………………………………………...19
2.3 Проблематика рефинансирования в Республике Беларусь……...22
2.4 Динамика ставки рефинансирования в Республике Беларусь…...25
Заключение……………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

СЕРГЕЙ - 1.docx

— 60.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………….3

1 Теоретические основы  рефинансирования кредитных организаций.5

    1. Сущность и инструменты рефинансирования…………………...5

1.2   Факторы, влияющие на величину ставки рефинансирования…..9

1.3    Зарубежный опыт использования рефинансирования центральным банком……………………………………………………………………...........12

2 Порядок и проблематика  рефинансирования в Республике  Беларусь…………………………………………………………………………17

2.1 Ставка рефинансирования  в Республике Беларусь……………….17

2.2 Порядок рефинансирования  Национальным банком Республики  Беларусь………………………………………………………………………...19

2.3 Проблематика рефинансирования  в Республике Беларусь……...22

2.4 Динамика ставки рефинансирования  в Республике Беларусь…...25

Заключение……………………………………………………………….27

Список использованной литературы…………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Введение

 

Значимой функцией Национального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Национальный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении.

Ставка рефинансирования является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики государства, позволяющим регулировать количество денег в стране, а соответственно – уровень инфляции. Чем ниже ставка рефинансирования – тем надежнее финансовая система страны. Изменение ставки рефинансирования, как правило, осуществляется Национальным банком Республики Беларусь с целью согласования номинальных процентных ставок с уровнем инфляции, а также воздействия на параметры денежного обращения и валютный курс. Повышение ставки приводит к «удорожанию» денег, снижению спроса на централизованные кредиты и «сжимает» размеры денежного обращения, что, в свою очередь, должно приводить к укреплению национальной валюты. В долгосрочном периоде ставка рефинансирования выступает в роли якоря для рыночных процентных ставок и оказывает влияние на объемные показатели кредитно-депозитных операций коммерческих банков.

Именно, исходя из роли рефинансирования, в национальной экономике страны, и вытекает актуальность темы данной работы.

Целью же данной работы является изучение проблемы рефинансирования.

Для этого необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть сущность ставки рефинансирования;

- проанализировать порядок и проблематику рефинансирования в Республике Беларусь;

- обобщить выводы по  исследуемой тематике.

В ходе изучения проблем рефинансирования банков применялись такие методы исследования, как системный анализ теоретического и практического материала, общенаучные методы и приемы (научная абстракция, анализ и синтез, группировки, сравнения, обобщения).

Предметом исследования в данной работе выступает один из основных видов пополнения средств банков – рефинансирование.

Объектом же исследования является проблематика рефинансирования в Республике Беларусь.

По структуре работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы рефинансирования кредитных  организаций

1.1 Сущность и  инструменты рефинансирования 

 

Термин «рефинансирование» означает погашение старой задолженности посредством принятия новых обязательств. [11, с.146]

В современной практике известны три основные сферы использования рефинансирования:

- рефинансирование использует государство в лице министерства финансов (в отдельных странах — казначейства), когда с согласия держателей обязательств заменяет обязательства с истекшими сроками на новые или одни обязательства на другие с более длительным сроком погашения;

- рефинансирование могут проводить коммерческие банки путем замены одного межбанковского кредита на другой, выпуска еврооблигаций на международных финансовых рынках, замены ипотечного кредита на ипотечные ценные бумаги;

- рефинансирование широко используется центральными банками для поддержания ликвидности и регулирования денежного оборота. [4, с. 218]

 При этом инструменты  рефинансирования, используемые центральными  банками, постоянно расширяются  и совершенствуются.

 В настоящее время  к инструментам рефинансирования  относятся:

- кредиты, выдаваемые центральными банками коммерческим банкам под залог ценных бумаг;

- краткосрочные двусторонние сделки на валютном и фондовом рынках. [4, с. 218 – 219]

 При различии в механизме  организации этих инструментов  общим между ними, позволяющим  относить их к инструментам  рефинансирования, является:

- возможность коммерческих банков иметь временные заимствования у центральных банков в случаях, когда они остро нуждаются в дополнительных денежных средствах (рублях или иностранной валюте);

- наличие замены одного обязательства на другие (например, при выдаче кредита: вместо обязательств по ценным бумагам возникает обязательство по ссуде).

 Предоставление кредита  есть прямое увеличение высоколиквидных  средств коммерческих банков, используемых  для погашения текущих обязательств.

 Назначение рефинансирования  центральными банками коммерческих  банков можно рассматривать на  макро- и микроуровнях.

 На макроуровне политика  рефинансирования банковских институтов прежде всего используется для оказания воздействия на состояние денежно-кредитной сферы путем выдаваемых центральными банками кредитов и посредством ставки рефинансирования.

 Механизм воздействия  кредитов центральных банков  на денежно-кредитный оборот состоит  в следующем. Коммерческий банк, получив от центрального банка  денежные средства, увеличивает  свои инвестиции и мультипликативно расширяет денежную массу.

 Для предотвращения  неожиданных последствий от выдачи  кредитов центральным банком  кредитованию подлежат только  финансово устойчивые банки, способные  своевременно возвратить полученные  кредиты, при этом выдаются такие  кредиты в строго определенных  размерах, т.е. в пределах лимитов.

 Регулирование ставок  денежного рынка также осуществляется  посредством установления центральным  банком ставок рефинансирования. Под ставкой рефинансирования  понимается процент, под который  центральный банк предоставляет  кредиты финансово устойчивым  банкам, выступая кредитором в  последней инстанции.

 Поскольку рефинансирование  может проводиться путем учета (переучета) векселей, существует также  понятие «учетная ставка», под  которой понимается процент (дисконт), по которому центральный банк  учитывает векселя коммерческих  банков. Таким образом, учетная ставка  является разновидностью ставки  рефинансирования. Учетную ставку (ставку  рефинансирования) устанавливает центральный  банк.

Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлеченных кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем больше учетная ставка, тем выше стоимость кредитов рефинансирования. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка — стоимости банковских кредитов.

 Посредством манипуляции  с официальной учетной ставкой  центральный банк воздействует  на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост  учетной ставки влечет за собой  повышение ставок по кредитам  и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обуславливает  уменьшение спроса на ценные  бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает  со стороны как небанковских учреждений, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодно прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

 Такое влияние на  ставки денежного рынка инструментов  рефинансирования обеспечивается  благодаря как организации по  инициативе центральных банков  кредитных аукционов и операций  на открытом рынке, так и проведению  кредитных и других операций  по инициативе банков, но по  ставкам, установленным центральными  банками. [3, с. 186]

 Намикроуровне механизм рефинансирования главным образом способствует обеспечению ликвидности коммерческих банков. Кредитно-финансовые институты в случае возникновения у них недостатка ликвидных средств для погашения своих обязательств могут обратиться в центральный банк за ссудой. Наличие механизма рефинансирования позволяет банкам сводить до минимума запасы высоколиквидных средств и в то же время обеспечивать свою ликвидность. В этой связи рефинансирование способствует предотвращению банковских кризисов, поскольку получаемые от центрального банка временные заимствования пополняют денежные резервы коммерческих банков, устраняя эффект «домино» в банковской системе.

 С учетом того, что  кредиты центральных банков обладают  потенциальной возможностью стимулировать  инфляционные процессы, если не  будут возвращены своевременно, условием их выдачи является  предоставление их под ликвидное  обеспечение финансово устойчивыми  клиентами. [3, с. 187]

Таким образом, можно отметить, что под рефинансированием, в широком смысле этого слова, понимается предоставление кредитным организациям временных заимствований в тех случаях, когда они остро нуждаются в дополнительных ресурсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Факторы, влияющие на величину ставки рефинансирования

 

Учетный процент – ставка по рефинансированию, уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые Центральным банком другим банкам.

Учетный процент – это, в сущности, не рыночная ставка, но регулируемая величина, которая изменяется в соответствии с рыночной с учетом торгов по межбанковским рынкам, т.е. с учетом спроса на кредит и предложения ресурсов, также с учетом темпов инфляции. На его размер влияют также факторы, вытекающие из особого статуса кредитора — Центрального банка, использующего учетную политику как инструмент денежно-кредитной политики.

Центральные банки могут изменять (увеличивать, уменьшать) банковскую учетную ставку. Может быть снижена учетная ставка при направлении кредитов коммерческим банком на правительственные программы, приоритетные направления развития экономики, для компенсации сокращения объемов депозитов и др. Такая кредитная помощь банкам осуществляется и в целях поддержания их ликвидности, если такие меры помощи соответствуют общественным интересам.

Предлагая тот или иной уровень учетного процента, Центральный банк воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставленных кредитов, регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность, объем денежной массы в стране. Повышение размера учетного процента вынуждает коммерческие банки сокращать размеры кредитов, получаемых от Центрального банка, и, следовательно, уменьшать кредитные вложения в экономику и возможности расширения операций с клиентами. Повышение учетного процента соответствует стремлению Центрального банка ограничить предложение денег, ограничить кредиты.

Снижение уровня платы за ресурсы Центрального банка (ниже расчетного уровня) может быть инструментом кредитной экспансии. Это позволяет коммерческим банкам приобретать дополнительные ресурсы путем заимствования их у центральных банков, увеличивать денежные предложения субъектам хозяйствования, расширять объемы кредитных вложений в экономику. Кроме того, увеличение маржи позволяет коммерческим банкам в рамках того же уровня доходов больше тратить на оплату привлеченных ресурсов, т.е. увеличивать депозитный процент, расширять депозитные операции.

Тесная связь уровня процентов по ресурсам и процентов по депозитам определяет необходимость поиска экономических критериев обоснования величины платы за заимствуемые у Центрального банка средства. Учетная ставка должна выступать минимальным пределом оплаты кредитов (в том числе и депозитов). Депозитная и учетная процентная ставка должны быть взаимосвязаны (близки по размерам). С одной стороны, это будет сдерживать стремление банков к кредитной экспансии за счет увеличения своих ресурсов повышением ставок платы по депозитам, а с другой стороны, не позволит им снижать расходы удешевлением платы за депозиты. Таким образом, целью установления определенного размера учетной ставки является также воздействие на уровень процентов (ссудных, депозитных). Учетная ставка является базовым инструментом для процентного регулирования.

Информация о работе Основы рефинансирования в Республике Беларусь