Основы рефинансирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Значимой функцией Национального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Национальный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы рефинансирования кредитных организаций.5
Сущность и инструменты рефинансирования…………………...5
1.2 Факторы, влияющие на величину ставки рефинансирования…..9
1.3 Зарубежный опыт использования рефинансирования центральным банком……………………………………………………………………...........12
2 Порядок и проблематика рефинансирования в Республике Беларусь…………………………………………………………………………17
2.1 Ставка рефинансирования в Республике Беларусь……………….17
2.2 Порядок рефинансирования Национальным банком Республики Беларусь………………………………………………………………………...19
2.3 Проблематика рефинансирования в Республике Беларусь……...22
2.4 Динамика ставки рефинансирования в Республике Беларусь…...25
Заключение……………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

СЕРГЕЙ - 1.docx

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Ожидаемое значение ставки рефинансирования фиксируется в разрабатываемых ежегодно Основных направлениях денежно-кредитной политики. Данный финансово-экономический документ, подготовленный Нацбанком совместно с Правительством, утверждается Указом Президента Республики Беларусь, что придает ему статус нормативного правового акта. При прогнозировании ставки рефинансирования учитываются показатели социально-экономического развития экономики (рост валового внутреннего продукта, состояние сальдо внешней торговли и баланса движения капиталов, инфляция, динамика валютного курса) и монетарные индикаторы (рост требований банков к экономике по кредитам, денежная масса, скорость обращения денег, международные резервы). Путем экономико-математических расчетов находится равновесное значение ставки рефинансирования, соответствующее тому или иному прогнозу экономического развития страны.

 

 

2.2 Порядок рефинансирования  Национальным банком Республики  Беларусь 

 

В целях регулирования ликвидности банков Республики Беларусь Национальный банк осуществляет:

- краткосрочное рефинансирование;

- среднесрочное рефинансирование.

 Условия предоставления  и погашения кредитов регулируются Правилами Нацбанка Республики Беларусь. Кредиты Национального банка предоставляются на условиях обеспеченности, срочности, возвратности и платности в соответствии с заключенным с банком генеральным кредитным договором. Обеспечением кредитов является залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список.

 Залог должен компенсировать  размер основного долга по  кредиту, проценты по кредиту, а  также расходы Национального  банка (при их наличии) по обслуживанию  этого кредита и реализации  залога.

В Ломбардный список могут быть включены только государственные ценные бумаги и ценные бумаги Национального банка (за исключением векселей).

 При наличии достаточного  обеспечения и  соблюдении определенных   условий,   банк   может   получить   несколько кредитов  в один день.

В рамках краткосрочного рефинансирования совершаются следующие операции:

1) покупка ценных бумаг на условиях РЕПО - коммерческий банк, нуждающийся в средствах, продает ценные бумаги, включенные в ломбардный список с обязательством их выкупа через определенный срок по более высокой цене.

2) покупка валюты на условиях СВОП - НБ РБ покупает валюту у коммерческого банка по курсу, действующему на дату совершения операции.

 

Впоследствии Нацбанк продает эту сумму валюты этому же банку по более высокому курсу. Срок такой сделки не должен быть менее 3-х дней.

3) кредиты овернайт – предоставляются Национальным банком для обеспечения бесперебойности расчетов. Кредиты овернайт предоставляются Национальным банком на срок, предусматривающий в качестве даты погашения кредита и уплаты процентов по нему следующий рабочий день за днем выдачи кредита (зачисления денежных средств на корреспондентский счет банка). [6]

Ломбардные кредиты предоставляются банкам в рамках среднесрочного рефинансирования на срок до 30 дней включительно. Ломбардные кредиты предоставляются двумя способами:

1) по заявлениям банков (ломбардный кредит предоставляется в любой рабочий день по фиксированной ломбардной процентной ставке; срок кредита определяется банком; кредит предоставляется по фиксированной процентной ставке, установленной Комитетом по операциям Национального банка.);

2) по результатам проведенного ломбардного кредитного аукциона (в этом случае ломбардные кредиты предоставляются после проведения аукциона по процентной ставке, определяемой условиями и итогами аукциона; сумма и срок кредита определяется Национальным банком). [6]

Ломбардные кредитные аукционы могут проводиться в двух формах:

- как конкурсы процентных ставок;

- по объявленной процентной ставке.

При проведении аукциона в форме конкурса процентных ставок заявки банков, принятые к аукциону, ранжируются по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной.

Ломбардные кредитные аукционы в форме конкурса процентных ставок проводятся по одному из следующих способов:

а) американскому – заявки удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках, которые равны или превышают ставку отсечения, устанавливаемую Национальным банком по результатам аукциона;

б) по голландскому – при котором заявки  удовлетворяются  по ставке отсечения, устанавливаемой   Национальным  банком  по  результатам  аукциона. [6]

 Для получении ломбардного кредита коммерческий банк должен открыть счет ДЕПО по учету ценных бумаг и перевести ценные бумаги со своего счета на счет Нацбанка. При погашении кредита Нацбанк возвращает коммерческому банку ценные бумаги таким же способом.

 При непогашении кредита  в случае реализации ценных  бумаг сумма, полученная свыше  задолженности, зачисляется на корсчет  банка-заемщика.

Целевые кредиты предоставляются банкам в текущую и инвестиционную деятельность их клиентов. Кредиты используются на финансирование государственных программ в проведение высокоэффективных и окупаемых проектов. Кредит выдается путем открытия банку кредитной линии. Предварительно банк предоставляет ходатайство на получение кредита, в котором указываются показатели, характеризующие финансовое состояние субъекта хозяйствования, которому предоставляется кредит, содержится обоснование потребности в кредите, сроки и источники погашения, а также доля собственных средств клиента и банка, участвующих в реализации проекта. Кредит выдается под залог любого имущества банка или под гарантии Правительства.

 Банк, получивший кредит  должен обеспечит надлежащий  контроль за целевым использованием ресурсов. В противном случае кредит подлежит досрочному возврату.

 

 

 

 

 

2.3 Проблематика  рефинансирования в Республике  Беларусь

 

В настоящее время, многие отечественные специалисты считают, что снижение ставки рефинансирования и как следствие удешевление кредитных ресурсов, стимулирующих внутренний спрос, могут создать серьезные проблемы для экономики Беларуси.

Ставка рефинансирования Нацбанка с 10 июня 2013 года составляет 23,5 процента годовых. [9] Напомним, с начала текущего года регулятор снизил данный индикатор уже в четвертый раз. Более того, в пресс-релизе Нацбанка выражается надежда на дальнейшее снижение ставки рефинансирования.

Данное решение Нацбанка было подвергнуто жесткой критике со стороны экспертов международных финансовых институтов, которые акцентируют внимание на ухудшении сальдо по внешнеторговым операциям и призывают к сдерживанию внутреннего спроса.

Действительно, отечественные аналитики отмечают, что сдерживание внутреннего спроса становится проблемой благодаря удешевлению потребительских кредитов и, соответственно, расширению платежеспособного спроса на уровне экономики. Несомненную выгоду в данной ситуации получает сетевой ритейл, который помимо создания совместных программ кредитования с коммерческими банками (сеть магазинов «5 элемент» и ЗАО «Дельтабанк»), сам активно обзаводится собственными финансовыми подразделениями (ОАО «Евроторг» и ОАО «ЕвроТоргИнвестБанк»).

Помимо этого, традиционно в Беларуси со снижением ставки рефинансирования связан рост цен на рынке недвижимости, связанный как с повышением доступности жилищного кредитования для населения, так и с удешевлением кредитных средств для девелоперов.

Тем не менее, существенного удешевления стоимости кредитования от снижения ставки рефинансирования вряд ли стоит ожидать из-за тенденции к расширению дельты между ставкой рефинансирования и ставками кредитного рынка.

Дело в том, что для поддержания рентабельности работы банков на должном уровне необходимо сохранять высокую маржу по кредитно-депозитным операциям, а значит, о заявленной высокой реальной доходности данных сделок для клиентов кредитно-финансовых учреждений однозначно утверждать нельзя.

В данной ситуации, частным инвесторам-вкладчикам решение о снижении ставки уже принесло разочарование, так как ставки по депозитам стали снижаться еще задолго до публикации решения о снижении ставки рефинансирования.

Снижение ставок по кредитованию частного бизнеса также является относительным, поскольку вряд ли в ближайшее время стоимость заемных средств снизится до уровня 2010 года.

Впрочем, статистика свидетельствует, что на рынке кредитования юридических лиц Беларуси важно даже незначительное снижение ставки по кредитам в условиях заявленного курса на модернизацию экономики.

В 2013 году, когда ставка в течение года снизилась с 30 до 25% годовых, в Беларуси зафиксированы высокие темпы кредитования национальной экономики. Заложенный в Основных направлениях денежно-кредитной политики Беларуси на 2014 год прогнозный показатель по приросту требований банков к экономике (не более 17-23%) был заметно превышен.

 Следует отметить, что  качество кредитного портфеля  банковского сектора находится  на приемлемом уровне. Доля проблемной  задолженности в общей кредитной задолженности за 1 квартал 2014 года по сравнению с началом года не изменилась и составила 0,47%.

Однако немаловажным ограничивающим условием в масштабе всей экономики является достаточно высокий уровень инфляции, который снижает эффективность всех стимулирующих мер денежно-кредитной политики.

Таким образом, действия регулятора по снижению ставки рефинансирования – необходимое условие роста кредитования экономики и населения, но далеко недостаточное. В сложившейся ситуации закономерно возникает вопрос, насколько целесообразно снижение ставки рефинансирования на текущий момент, если его эффективность фактически нивелируется рынком?

Действительно, снижение ставки рефинансирования не возымеет революционного значения для национальной экономики. Кредитно-финансовые учреждения будут хеджировать риски, сохраняя высокую маржу по операциям с населением и предприятиями. Среди отраслей и секторов положительный эффект от снижения ставки получит в целом потребительский сектор, а также сектор недвижимости из-за изъятия депозитов и наращивания объемов кредитования. Это будет нагнетать ситуацию с разрывом сальдо по внешнеторговым операциям. Промышленные предприятия будут активнее кредитоваться, но будут рассчитывать, прежде всего, на дальнейшее снижение ставки рефинансирования и удешевление обслуживания кредита.

На уровне экономической теории эффективность денежно-кредитной политики достигается при некоторых допущениях, в частности, предпосылке о развитом рынке, поэтому для повышения действенности снижения ставки рефинансирования в Республике Беларусь требуются дополнительные усилия по повышению «качества» самого реального сектора: укрепление конкуренции; формирование мотиваций у предприятий к снижению издержек, инвестициям и инновациям, в том числе средствами государственной экономической политики.

 

 

 

2.4 Динамика ставки  рефинансирования в Республике  Беларусь

 

Итак, как мы уяснили из отмеченного выше, – ставка рефинансирования – это размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств. Обычно под ставкой рефинансирования подразумевают ставку кредитования на одну ночь («овернайт», предоставляется кредитной организации в конце дня в сумме непогашенного внутридневного кредита), размер которой наибольший по сравнению с установленными ставками кредитования на другие сроки.

На протяжении всего текущего года ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь постепенно и периодически снижалась. В итоге последнее снижение было отмечено 16 марта, когда ставка рефинансирования стала равняться 22,5%. В последнем квартале прошлого года Национальный банк Республики Беларусь не пошел на существенное снижение ставки рефинансирования, что объяснялось прежде всего антиинфляционной денежно-кредитной политики, которую проводило главное финансовое учреждение страны.

Уменьшение процентной ставки рефинансирования в 2013 году (рис. 1) и связанных с ней ставок по различным методам регулирования ликвидности, а также анализ ситуации с ликвидностью в банковском секторе страны стали определяющими факторами для динамики изменений ставки по межбанковским займам и аналогичных инструментов депозитно-кредитного рынка Беларуси. Таким образом, обеспеченный уровень ставки рефинансирования придал больше привлекательности депозитным услугам белорусских банков в национальной валюте и содействовал привлечению свободных денежных средств от населения и юридических лиц. В итоге, согласно статистическим отчетам, рублевые вклады увеличились на почти 6 триллионов белорусских рублей, или на 62%.

Однако, учитывая тенденции по росту производительности труда и снижению инфляционных рисков, в Национальном банке Республики Беларусь не исключают дальнейшее снижение ставки рефинансирования, которая к концу текущего года может составить 13-15% годовых. При этом будут сохранены жесткие подходы к решению ряда финансовых и экономических вопросов. То есть вся динамика будет тесно связана с макроэкономическим состоянием Беларуси, ее инвестиционной привлекательностью. Важным остается и показатель по положительному внешнеторговому сальдо нашей страны. Но пока конкретных дат ближайших изменений ставки рефинансирования в Национальном банке Республики Беларусь не называют.

Информация о работе Основы рефинансирования в Республике Беларусь