Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:37, курсовая работа
Цель работы - изучение денежно-кредитной политики России в период экономического кризиса.
Задачи:
1. Обосновать сущность денежно-кредитной политики;
2. Определить понятие и роль Центрального банка в разработке денежно-кредитной политики;
3. Изучить направления денежно-кредитного регулирования Центрального банка
Введение…………………………………………………………………….
3
1.
Денежно-кредитная политика государства.…………………………..
6
1.1. Сущность денежно-кредитной политики ………………………..
11
1.2. Роль Центрального банка в разработке денежно-кредитной политики………………………………………………………………...
15
1.3. Направления денежно-кредитного регулирования……………...
15
2.
Особенности осуществления денежно-кредитной политики России в период экономического кризиса…………………………………….
18
2.1. Анализ состояния денежно-кредитной системы России………..
25
2.2. Направления денежно-кредитной политики России в период кризиса…………………………………………………………………..
28
2.3. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы в России…………………………………………………………………...
32
Заключение………………………………………………………………….
37
Список использованной литературы……………………………………...
38
Процесс разработки денежно-кредитной политики осуществляется непосредственно ЦБ РФ и организован следующим образом. Разработанный Банком России проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год передается на рассмотрение Национальному банковскому совету, который дает по нему заключение. Далее уточненный по рекомендациям Совета проект представляется Президенту и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Они содержат анализ состояния и прогноз развития экономики России, основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики. Государственная Дума рассматривает их и принимает решение. Председатель Банка России ежегодно представляет Государственной Думе годовой отчет, в котором содержится перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России. Реализация утвержденной денежно-кредитной политики также целиком возложена на Банк России.
1.3. Направления денежно-кредитного регулирования.
Под денежно-кредитным
Реализация денежно-кредитной политики осуществляется при помощи различных методов, при выработке которых Центральный Банк страны, в первую очередь, стремится воздействовать на объем предложения денег, или денежную массу. Они классифицируются по ряду признаков:
- в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);
- по срокам воздействия
(краткосрочные и долгосрочные)
- по характеру параметров регулирования (количественные, например, границы кредитования коммерческих банков, и качественные, например, цена кредита);
- по форме воздействия (прямые и косвенные);
- по числу объектов
воздействия (общие и
При помощи прямых (административных)
методов в кредитных
Основные инструменты, которыми может пользоваться Банк России при разработке и реализации денежно-кредитной политики, определены Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». К ним относятся:
- ставки процента по операциям Банка России;
- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование кредитных организаций;
- валютные интервенции;
- установление ориентиров роста денежной массы;
- прямые количественные ограничения;
- эмиссия облигаций от своего имени.
Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит, прежде всего, от задач, которые решает Центральный банк в определенный отрезок времени. При выборе конкретных инструментов воздействия на денежное предложение в соответствии с текущими целями денежно-кредитной политики возникает ряд практических трудностей, обусловленных тем, что отдельные инструменты используются по другим важным направлениям регулирования.
Объектом воздействия инструментов денежно-кредитной политики является денежное предложение и денежный мультипликатор.
Воздействие на денежный мультипликатор обеспечивается в основном путем регулирования норм обязательных резервов, т. е. уровня резервов, которые коммерческие банки в обязательном порядке должны держать на резервном счете в ЦБ. Политику резервных требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов. Резервные требования устанавливаются для ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Центральный банк, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, оказывает влияние на их кредитную политику. Уменьшение Центральным банком норм резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные кредитные ресурсы, что ведет к росту денежной массы, а в условиях спада производства стимулирует инфляционные процессы в экономике.
Основным направлением денежно-кредитного регулирования, воздействующим на объем денежного предложения, является политика рефинансирования, которая предполагает использование различных инструментов. Рефинансирование национальной банковской системы может осуществляться тремя путями: покупка иностранной валюты, покупка ценных бумаг и предоставление кредитов в порядке переучета или под залог ценных бумаг и других активов. В рамках политики рефинансирования Центральный банк определяет:
- инструменты рефинансирования;
- ставки рефинансирования;
- объем рефинансирования.
Основными инструментами рефинансирования являются валютные интервенции, операции на открытом рынке, кредиты рефинансирования.
Валютные интервенции являются частью валютной политики, цель которой - поддержание стабильности курса национальной валюты, что необходимо для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Валютные интервенции - это операции по покупке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках для воздействия на курс рубля и суммарный спрос и предложение денег. Осуществление интервенций на валютном рынке преследует цели удержания курса на заданном уровне (в диапазоне), сглаживания его резких колебаний, обеспечения требуемой динамики курса, пополнения валютных резервов Банка России.
Операции на открытом рынке - это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Они подразделяются на операции купли-продажи и с обратным выкупом Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, ЦБ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. При продаже ценных бумаг, происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики. Этот метод регулирования удобен для поглощения малых объемов избыточной денежной массы.
В политике рефинансирования важное место занимает процентная политика - регулирование ставок процента, по которым ЦБ проводит данные операции. Основная ставка, по которой осуществляется рефинансирование - официальная (учетная) ставка, т.е. плата, взимаемая Центральным банком при покупке у коммерческих банков краткосрочных государственных облигаций и переучете коммерческих векселей. Ее повышение снижает возможности коммерческих банков в получении кредитов у ЦБ, что ведет к сокращению денежной массы и увеличивает величину рыночных ставок процента. Политика воздействия на денежную массу путем регулирования этих ставок является учетной (или дисконтной) политикой.
Объем рефинансирования определяется исходя из целей денежно-кредитной политики. ЦБ определяет лимиты по операциям рефинансирования, в рамках которых устанавливаются лимиты по отдельным банкам или их группам и исходя из которых определяются ставки по операциям, требования к банкам для получения кредитов рефинансирования.
Установление объемов рефинансирования является важным элементом таргетирования - установления ориентиров роста денежной массы. В качестве ориентиров денежной массы может быть выбран «широкий» или «узкий» показатель денег. Определение их оптимальности исходит из предпосылки роста денежной массы по мере увеличения валового внутреннего продукта (ВВП), в этом случае ориентиры роста денежной массы устанавливаются в соответствии с прогнозируемым ростом объема производства с учетом предполагаемого увеличения цен.
Таким образом, денежно-кредитная политика, как часть экономической политики представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок, укрепления денежной единицы и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов с целью поддержания общего макроэкономического равновесия в государстве путем воздействия на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Разработку денежно-кредитной политики проводит ЦБ, реализация которой осуществляется при помощи различных методов и инструментов.
2. Особенности осуществления денежно-кредитной политики России в период экономического кризиса.
2.1. Анализ состояния денежно-кредитной системы России.
Денежно-кредитная система, как сложнейшее социальное, экономическое, политическое и правовое явление, без которой функционирование современного общества невозможно обеспечивает перераспределение денежных средств в целях экономического воспроизводства и достижения обществом социально-экономического роста. Участникам общественных отношений оказываются инвестиционные, страховые, пенсионные, банковские и иные услуги на денежно-кредитном рынке. В рамках денежно-кредитной сферы устойчивость финансовой системы государства обеспечивается за счет стабильного функционирования ее отдельных элементов.
Отечественная экономика испытывает слабость финансовой системы, что определяется, как внутренними причинами, так и особенностями ее структуры: сильная зависимость сырьевых отраслей от экспорта, неразвитость частной финансовой системы, наличие нерешенных проблем в области экономической политики.
Главная проблема российской
экономики заключается в том,
что благоприятная мировая
К поступающей в Россию иностранной валюте тесно привязана форма денежной эмиссии Банка России - валютные интервенции. Получателями таких «эмиссионных» безналичных рублей становятся в основном крупные резиденты-экспортеры, обязанные продавать часть своей валютной выручки, которые становятся владельцами избыточных денежных сумм в рублях. Такие организации-резиденты и обслуживающие их кредитные организации испытывают определенные трудности с размещением на денежно-кредитном рынке или реинвестированием принадлежащих им свободных рублевых ресурсов. В то же время существует масса иных предприятий, не допущенных к экспорту сырья или иных особо ликвидных на международном рынке товаров и не имеющих значительных валютных поступлений, но испытывающих дефицит именно в российских рублях для инвестиций в саморазвитие и совершенствование своего бизнеса. Однако при сложившемся в России механизме денежно-кредитного регулирования необходимые денежные средства на достаточный для осуществления инвестиционного процесса срок они получить не могут. Рубли, эмитируемые Банком России в процессе валютных интервенций, до них не доходят, а несовершенство банковской системы, недоверие между кредитными организациями и небольшими предприятиями, дороговизна банковского кредита не позволяют им приобрести необходимые кредитные денежные средства на рынке банковских услуг.
В последние годы уровень ликвидности в российской банковской системе был нестабильным. В результате низкой капитализации банковской системы, опоры на самофинансирование, недостаточного развития рынка корпоративных облигаций отсутствовало активное использование национальных сбережений. Поэтому, как государственные, так и частные сбережения уходили за рубеж, в том числе и в виде накопленных государственных резервов, которые впоследствии заимствовались для инвестирования в российские компании. Т.е. в связи с тем, что отечественный межбанковский рынок был ориентирован на внешнее рефинансирование (доля кредитов от банков-нерезидентов превышала 70% общего объема кредитов, полученных банками от других кредитных организаций), почти полная приостановка предоставления внешних займов российским банкам в результате мирового финансового кризиса негативно сказалась на функционировании всего денежного рынка.
Ещё одна из слабостей денежно-кредитной системы России заключается в переоценке рубля по отношению к другим валютам, в том числе в долларах (проблема «валютного коридора»). Из-за серьезной переоценки рубля при снижении цен на нефть и сокращении притока валютной выручки в страну возникла необходимость пойти на значительное ослабление рубля по отношению к иностранной валюте. Такое ослабление вызвало тенденцию долларизации страны, частичному отказу от рубля из-за его обесценивания в расчетах и к другим нежелательным явлениям. За последние 4 месяца кризиса население приобрело 70 млрд долларов, а 1/4 вкладов в банки стали валютными. Попытки сдерживать такое обесценивание рубля привели в затратам больших сумм золотовалютных резервов. Поэтому необходимо постепенно и осторожно привести рубль к рыночному валютному курсу и не допускать в перспективе сильных перекосов.