Особенности управления банковской деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 14:24, реферат

Описание работы

Банковский менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов,функций и методов.
Банковский менеджмент — управление банком в условиях рыночной экономики — строится на использовании следующих основных принципов:
• ориентация любого банка на спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую прибыль;

Содержание работы

1.Особенности банковского менеджмента 3
2.Содержание процесса управления банковской деятельностью 6
3. Качество управления банковской деятельностью 10
Заключение 14
Список использованных источников 15

Файлы: 1 файл

реферат особен управления банк деят.docx

— 45.27 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Особенности банковского менеджмента 3

2.Содержание процесса управления банковской деятельностью 6

3. Качество  управления банковской деятельностью 10

Заключение 14

Список использованных источников 15

 

 

1.ОСОБЕННОСТИ  БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 Банковский  менеджмент  —  это  самостоятельный  вид  профессиональной деятельности, направленный  в  условиях  рынка  на  достижение определенных конкретных целей  посредством  рационального (прагматичного)  использования банковских  и  трудовых  ресурсов  с  применением  своих  особых  принципов,функций и методов.

 Банковский  менеджмент  —  управление  банком  в   условиях   рыночной экономики — строится на использовании следующих основных принципов:

      • ориентация  любого банка на спрос и   потребность  рынка,  на  запросы клиентов  и  организацию  таких  банковских  продуктов  и   услуг,   которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую прибыль;

      •  постоянное  стремление   к   повышению   эффективности   банковской деятельности  с  целью   уменьшения   издержек   и   получения   оптимальных результатов;

      • корректировка   целей,  задач  и  программ  банка  в  зависимости   от состояния рынка (кредитного, депозитного, процентного, рынка ценных бумаг);

           •   обязательное   использование   современной   информационной   базы (компьютерных  сетей и связей  с валютной  и фондовой  биржами,  другими кредитно-финансовыми институтами) с целью принятия оптимальных решений;

      • рациональный  подбор персонала и его эффективное  использование.

      Под понятием  "банковская  деятельность"  подразумевается  организация технологической цепочки банковского цикла (пассивные  и  активные  операции, финансовые  услуги  и  т  д.),  обеспечение  процесса  работы  банка   всеми необходимыми ресурсами.

      Банковская  деятельность  включает  разработку   и   совершенствование банковской технологии, обеспечение  требуемого  уровня  качества  банковских продуктов и услуг, выполнение банковских операций  и  всех  видов  расчетов, техническое   обслуживание   операций,   материально-техническое   снабжение банковской деятельности, обеспечение  персоналом,  поддержание  стабильности ликвидности.

      При этом  от  банка  требуется  такой   стиль  работы,  который   должен предусматривать постоянный поиск новых  возможностей,  умение  привлекать  и использовать  средства  для  решения   поставленных   задач   из   различных источников, добиваться повышения эффективности  и  максимальных  результатов при минимальных затратах.

      Конкретные  цели деятельности банка могут  быть ближними  и  на  дальнюю перспективу  Управление  банком  путем определения целей производится с учетом оценки потенциальных возможностей банка и ею обеспеченности соответствующими ресурсами Банк определяет  цели  общие  и специфические.  Общие  —  это  общая  концепция  развития  банка  в   целом, специфические — разработка задач по основным видам деятельности и  в  рамках общих целей.

Использование банковских и  трудовых ресурсов подразумевает  достижение целей путем минимизации затрат  и  максимальной  эффективности  деятельности персонала банка на основе мотивации его труда.

Под  "банковским  механизмом"  следует  понимать  три  взаимосвязанных звена:  внутрибанковское  управление,  управление   операциями,   управление персоналом.  Использование  банковского  механизма  предусматривает  решение конкретных  банковских,  финансовых   и   социально-психологических   задач, возникающих  в  процессе  хозяйственной  деятельности  и   направленных   на получение  прибыли.  Он  обусловлен  банковской  деятельностью  в   рыночных условиях,  когда  результаты  управленческой   и   банковской   деятельности получают оценку в процессе проведения различных банковских операций.

Структура  внутрибанковского  управления базируется  на  принципах,  функциях   и   банковских   методах . Рассмотрим содержание каждой из этих составляющих.

      Принципы:

      • Принцип  централизации означает, что основные  стратегические  цели  в банковской политике формируются в высшем звене управления, т.е. в  Правлении и Совете директоров.

      • Принцип  децентрализации означает, что отдельные   конкретные  цели  и элементы  политики  разрабатываются  на  уровне  отделов  или  департаментов банков.

      • Принцип  сочетания централизации и децентрализации   содержит  в  себе разграничение   полномочий   между   высшим   и    средним    звеньями    во внутрибанковском управлении.

      • Принцип  ориентации  на  долгосрочные  цели  развития  означает,  что внутрибанковское   управление   должно   ориентироваться    на    длительную перспективу, и  цели  его  должны  носить  долгосрочный  характер,  т.е.  на несколько лет вперед.

      • Демократизация  управления представляет собой  участие персонала банка в высшем звене управления путем подготовки рекомендаций в выработке целей  и стратегии их достижения.

      Функции  внутрибанковского управления:

      • Функция  маркетинга предусматривает изучение  рынка и спроса на нем   в целях удовлетворения клиентов в банковских продуктах и услугах.

      • Функция  планирования и прогнозирования  включает  в  себя  разработку банковской политики и деятельности на ближайшее и перспективное будущее.

      • Функция  организации означает разработку  таких структуры банка и   его механизма, которые отвечали бы требованиям поставленных  целей  и  стратегии банка.

      • Функция  контроля и  учета  предусматривает   постоянный  контроль  за внутрибанковской деятельностью через внутренний  аудит и проверку  работы банковских подразделений с целью поддержания оптимальной ликвидности.

      Банковские  методы:

      • Пассивные  и активные операции — это  основные операции банка, которые являются  стержнем  всех  банковских  методов  в  рамках   внутрибанковского управления.

      •  Внутрибанковский  расчет  предусматривает   организацию   расчетных операций внутри банка  между  его  различными  отделами  и  подразделениями, отделениями, филиалами, агентствами.

      • Процентная  политика — важный элемент  банковских методов, так как   от размера процентов, взимаемых по пассивным  и  активным  операциям,  а  также финансовым услугам, зависит расширение банковских операций  и  повышение  их доходности.

      • Банковская  стратегия и политика — это  система  разработки  различных целей,  стратегия  их  выполнения  и  конкретные   методы   ее   реализации.

Составными элементами политики и стратегии выступают  маркетинг,  процентная политика, расширение  зарубежной  деятельности,  информационное  обеспечение банковской деятельности, расширение банковских операций.

Содержание банковского  менеджмента  находит  конкретное  выражение  в работе сферы управления.

      Сфера банковского  менеджмента подразделяется на  два блока:  финансовый менеджмент и управление персоналом.

      Особенностью  финансового менеджмента является  отсутствие единообразной технологии управления экономическими  процессами  и организации банковских процедур в рамках единой  банковской  системы.  В  условиях  конкуренции  на денежном рынке  каждый  банк  вырабатывает  собственные  правила  поведения; постоянно  изменяющаяся  экономическая  ситуация  требует  корректировки   и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела.

      Второй  сферой банковского менеджмента  является управление  персоналом, которое направлено на рациональное использование знаний и  опыта  банковских служащих, как необходимое  условие  эффективности  финансового  менеджмента.Оно  включает:  мотивацию труда,  организацию труда   сотрудников   банка, расстановку кадров; систему подготовки и переподготовки  банковских  кадров; механизм оплаты труда, поощрений  и  стимулирования;  организацию  контроля; систему продвижения по службе; принципы общения в коллективе.

      Научной  основной управления персоналом  является психология  и  деловая

этика, позволяющая найти  дифференцированные подходы  к  каждому  сотруднику, планировать служебную карьеру и организовать материальное стимулирование.

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА  УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

Банковскую систему (банковский сектор) страны составляют центральный банк, коммерческие банки, небанковские кредитные организации (НКФО), а также в качестве ее вспомогательного элемента, выполняющего роль инфраструктуры, — предприятия и организации, сами не проводящие банковских операций, но обеспечивающие деятельность кредитных организаций поставками специального оборудования и материалов, путем оказания им различных специализированных услуг (информационных, аудиторских и др.).

В управлении банковской деятельностью (в банковском управлении в широком  смысле слова) необходимо различать  два тесно связанных уровня: 1) управление банковской системой в целом  и отдельными ее элементами со стороны  национального банка и иных специализированных органов централизованного управления банковской сферой; 2) управление коммерческими банками (и иными кредитными организациями) собой.

Управление банковской деятельностью  НБ включает в себя:

• всестороннее управление им собственной деятельностью как  головным элементом банковской системы (сектора);

• стратегическое (рассчитанное на ряд лет вперед) управление развитием  банковской системы (сектора) страны в  целом;

• управление текущим функционированием  и развитием всех коммерческих банков и НКФО (без вмешательства в их оперативную деятельность) путем формулирования обязательных для всех кредитных организаций конкретных правил и ряда ключевых параметров (качественных и количественных ограничений) их деятельности, а также оказания им соответствующей методической помощи;

• в особых случаях, предусмотренных  в законодательстве или не противоречащих ему нормативных актах — оперативное  управление деятельностью отдельных  кредитных организаций.

Помимо НБ в централизованном управлении банковской деятельностью прямо или косвенно участвуют в рамках своих полномочий общие органы государственного управления, такие, как налоговые, судебные (прежде всего арбитраж), таможенные, внутренних дел и др.

Кроме того, в этом управлении могут участвовать (хотя это и  не строго обязательно для конкретной страны) специально для этого создаваемые  органы и/или организации, которым  вменяется в обязанность исполнение отдельных функций, связанных с  управлением банковской системой (сектора) или отдельными ее (его) звеньями либо отдельными важными для системы (сектора) процессами, которые в иных обстоятельствах мог бы выполнять  сам центральный банк. В РБ—Агентство по гарантированному возмещению вкладов.

Например, в США помимо центрального банка, многие функции  которого выполняет Федеральная  резервная система, действуют: Управление контролера денежного обращения (подразделение  Министерства финансов); Федеральная  корпорация по страхованию депозитов; Ведомство по наблюдению за сберегательными  институтами; 50 банковских отделов  при правительствах штатов и др.

Часто отдельному органу поручается надзор за кредитными организациями. В  одном случае такие органы исполняют  функции надзора совместно с  центральным банком (в Бельгии  — Министерство финансов и Банковская комиссия; Германии — Федеральное  ведомство по надзору за кредитными организациями; Греции — Валютный комитет; Франции — Банковская комиссия; Швейцарии — Федеральная банковская комиссия; Японии — Бюро банков при Министерстве финансов), в другом — выступают как независимые от центрального банка учреждения, подотчетные парламенту или президенту (в Дании — Управление финансового надзора, Канаде — Бюро надзора за финансовыми учреждениями, а также в Норвегии, Швеции).

Управление банками собой  — это самоуправление (саморегулирование), т.е. управление, которое ведется  не извне, не внешними по отношению  к банкам субъектами, а элементами самой банковской системы (сектора), исходящими из собственных представлений, оценок и интересов, на основе использования  доступных им самим механизмов. Оно  реализуется на двух уровнях —  отдельно взятого банка и банковского  сектора в целом (или его крупных  частей, представленных масштабными  ассоциациями или союзами кредитных  организаций). В первом случае речь идет о судьбе каждого конкретного  банка, во втором — о здоровом развитии банковской системы в целом. Этот последний вариант предполагает, что банки (и иные кредитные организации) добровольно образуют саморегулируемые общественные организации, в идеальном  случае — одну на всю страну такую  организацию, формулирующую и выражающую консолидированную позицию банковского  сообщества в отношениях с властями. В этом случае саморегулирование  банков предстает как способ управления общебанковскими делами на основе самоорганизации, самоуправления и самоопределения, существующий не параллельно власти, а во взаимодействии с нею.

Информация о работе Особенности управления банковской деятельностью