Особенности управления банковской деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 14:24, реферат

Описание работы

Банковский менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов,функций и методов.
Банковский менеджмент — управление банком в условиях рыночной экономики — строится на использовании следующих основных принципов:
• ориентация любого банка на спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую прибыль;

Содержание работы

1.Особенности банковского менеджмента 3
2.Содержание процесса управления банковской деятельностью 6
3. Качество управления банковской деятельностью 10
Заключение 14
Список использованных источников 15

Файлы: 1 файл

реферат особен управления банк деят.docx

— 45.27 Кб (Скачать файл)

На разных уровнях банковской системы возможности для самоуправления неодинаковы (как, впрочем, и решаемые на них задачи); они могут отличаться даже на одном «этаже» системы. К  примеру, центральный банк может  предписать особые параметры действий для каждого из банков или для  некоторых из них; высшее руководство  отдельно взятого коммерческого  банка — для конкретного подразделения  своей организации

Для банковского сектора  экономики саморегулирование (негосударственное  регулирование) имеет особо важное значение: без формирования эффективных институтов саморегулирования рынок банковских услуг не может нормально развиваться.

Управление банками извне  и их самоуправление не осуществляются автономно и параллельно ни на одном уровне банковской системы.

Напротив, на каждом из них  элементы управления извне и самоуправления сочетаются. Получается своеобразный «слоеный пирог», в котором элементы каждого из видов чередуются. При  этом «слои» не просто располагаются  рядом, а диалектически взаимодействуют  друг с другом, причем значительно  глубже и плотнее, чем в других сферах экономики. Управление извне  и самоуправление в банковской сфере  оказываются процессами, находящимися в тесной и неразрывной связи, перетекающими, входящими один в  другой, производными друг от друга. Это  едва ли не важнейшая особенность  современного банковского управления, характерная практически для  всех стран.

Особое   внимание   уделяется   выявлению    факторов    неправильного менеджмента. К ним относят: технические ошибки в процессе  управления  из-за слабой  компетентности  руководителей  банка  и  его  сотрудников;   попытка завуалировать создавшееся тяжелое  финансовое  положение  путем  привлечения временных источников (межбанковских кредитов), попытки  исказить  отчетность путем сокрытия нереальных активов и убытков, прямой обман  и  мошенничество.

Своевременное выявление  фактов неправильного  менеджмента  является  задачей органов государственного надзора, которые обладают  правами  воздействия  на подобные банки, вплоть до снятия руководства, ликвидации  или  реорганизации банка.

Банковское самоуправление вообще и самоуправление на уровне отдельно взятого коммерческого  банка можно представить себе в виде процесса принятия управленческих решений, протекающего внутри некоего  коридора действий, параметры которого определяются факторами, не подвластными (за небольшими исключениями) самим  банкам. Факторов данного рода великое  множество, но важнейшие из них следующие:

• объективное состояние  и тенденции развития национальной экономики;

• экономическая, бюджетная, денежная и кредитная политика государства (фактически проводимая, а не декларируемая);

• степень самостоятельности  центрального банка;

• объективное состояние  и тенденции развития денежного  хозяйства страны, устойчивость национальной денежной единицы;

• качество гражданского и  уголовного законодательства, практика их применения;

• уровень правопорядка в обществе, экономике, банковской сфере;

• качество банковского  законодательства и практика его  применения;

• уровень монополизации  в банковском секторе;

• качество подзаконных  нормативных актов многочисленных государственных органов управления;

• качество нормативных  актов центрального банка и его  действительных отношений с коммерческими  банками.

Все перечисленные факторы  постоянно меняют интенсивность, направление, а подчас даже свой знак, причем это  редко происходит согласованно. В  результате всех этих разнонаправленных  изменений, означающих расширение и/или  сужение поля для маневра, улучшение  и/или ухудшение условий для  самоуправления, более или менее  серьезное обновление «правил игры»  и т.д., непрерывно меняются «очертания», параметры коридора действий, внутри которого каждый банк должен прокладывать собственный маршрут движения.

 

 

3. КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ  БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Вопрос о качестве или  уровне управления банковской деятельностью  в нашей стране, впервые поставленный в научном плане совсем недавно, представляет самостоятельный интерес.

Качество есть определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом, и отличается от других предметов. В социально-экономических  координатах понятие качества используется как характеристика качества труда, производственной деятельности, продукции. Здесь качество отражает назначение продукции (услуги, деятельности), качество деятельности определяет качество продукции (услуги), качество продукции и качество деятельности выражаются системой показателей, характеризующих отдельные его стороны, качество — это цель производственно-хозяйственной деятельности, что обусловливает потребность формирования механизмов управления им.

Исходя из этого под  качеством управления следует понимать совокупность существенных свойств, характеризующих способность управления удовлетворять потребности управляемого объекта, в моем случае — потребности, возникающие в процессе деятельности банка. Таким образом, к банковскому управлению в любом его аспекте в самом общем плане может быть предъявлено следующее качественное требование: оно должно быть адекватно тем целям и задачам, которые отвечают потребностям объекта управления и стоят перед органом управления. Это значит, что цели и задачи банковской системы (групп банков, отдельного банка) должны быть ясно осознаны, идентифицированы, определены качественно и количественно, зафиксированы в форме документов. В противном случае будет весьма затруднительно объективно судить не только о качестве управления, но даже о том, есть ли оно вообще.

Стратегическое управление банковской системой (сектором) в целом, если это делается цивилизованно, умно и эффективно, предполагает своевременное и качественное обновление банковского законодательства.

Ключевым моментом организации эффективного управления со стороны НБ развитием банковской системы страны является научно обоснованное определение критериев прогрессивного, здорового развития указанной системы. В качестве таковых можно рассмотреть воспроизводимые ниже принципы формирования и функционирования банковской системы, уже предложенные специалистами.

Принцип управляемости

Процесс создания и последующего развития банковской системы должен идти под сознательным контролем  общества, государства, самого банковского  сообщества. Эффективная, социально  ориентированная рыночная экономика и банковская система как ее неотъемлемый элемент «сами собою» возникнуть не могут, их нужно создавать целенаправленно. Это предполагает наличие коллективно разработанной, принятой большинством концепции развития банковской системы, соответствующих рабочих программ и планов, их реализацию при согласовании усилий всех заинтересованных участников процесса. При этом концепция, конкретные программы и способы их реализации должны периодически уточняться, при необходимости корректироваться, изменяться.

Принцип эволюционности

Превращение имеющейся совокупности банков, кредитных учреждений (т.е. НКФО) и вспомогательных организаций в элементы банковской системы, ее последующее развитие следует направлять путем постепенного совершенствования имеющихся структур и их параметров, традиций, путем последовательного накопления количественных и качественных изменений, основательного освоения новых операций, технологий, достижения нового качества работы, новых отношений между элементами системы и клиентами, без «прыжков» через закономерные ступени развития (они часто эффектны, но всегда в конечном счете неэффективны).

Принцип адекватности

Данный принцип имеет  два главных аспекта. Во-первых, банковская система и каждый ее элемент на любом конкретном этапе развития должны соответствовать окружающей их действительности, тому, что может предложить и чего ждет от них реальная экономика, общество.Во-вторых, принцип говорит о необходимости достижения и поддержания соответствия между элементами самой банковской системы (согласованность действий, взаимодополняемость, единство принципов и способов работы, совместимость). Особое значение здесь имеет единство или совместимость применяемых технологий, без чего система либо не сможет сформироваться, либо обречена развалиться на «разноязычные» локальные части. Отсюда следует, что концепция формирования и развития национальной банковской системы должна включать идею единой политики в области банковской техники и технологий и конкретные представления относительно механизмов ее реализации на практике.

Принцип функциональной полноты

Система может нормально  функционировать и развиваться  по восходящей только в том случае, когда она содержит все необходимые  элементы в нужных количествах (пропорциях) — самые разнообразные коммерческие банки, кредитные учреждения и вспомогательные  организации.

Принцип саморазвития

Банковская система должна обладать способностью совершенствоваться, что предполагает отлаживание механизмов реагирования на неблагоприятные факторы, предотвращения кризисных явлений, проведения санационных мероприятий, соблюдения ответственности обеспечения безопасности, распространения передового опыта.

Принцип открытости

В соответствии с этим принципом  признается необходимость: свободы  входа и выхода из банковской системы  в рамках законности... развития разнообразных  форм цивилизованных отношений между  элементами банковской системы; информационной прозрачности действий всех участников рынка банковских услуг... развития отношений конкурсности на базе строго определенных правил проведения конкурсов, минимизации влияния личных отношений на соответствующие решения государственных органов управления.

Принцип эффективности

Поскольку коммерческие банки, кредитные учреждения и вспомогательные  организации являются организациями  коммерческими, принцип эффективности (прибыльности, рентабельности) естественен  для их деятельности. Вместе с тем  данный принцип включает и другие аспекты. В соответствии с ним деятельность банковских учреждений должна быть эффективной не только для них самих, но и для их клиентов и для народного хозяйства. Наконец, деятельность элементов банковской системы должна быть эффективной и в социальном плане.

Принцип адекватного правового  сопровождения

Особое значение имеют: адекватность принимаемых законов, иных нормативных  актов реальным процессам в экономике  и обществе; полнота охвата реальных процессов нормами права; внутренняя непротиворечивость и своевременность  разработки правовой базы банковской деятельности.

Основным признаком качества управленческой деятельности выступает качество соответствующего труда. Качество труда, в свою очередь, проявляется в качестве его результата — продукта (результата) труда. Именно качество последнего есть функциональное назначение управленческого труда.

Качественными особенностями  банковского управленческого труда  выступают:

1) общие особенности управленческого  труда — творчество как форма умственного труда; инновационность; жесткие временные ограничения; коллективный характер (партнерство, корпоративность); рисковость;

2) специфические особенности  управленческого труда в банковской  сфере — высокие квалификационные  требования по абсолютному большинству  направлений трудовой деятельности; предпринимательский характер; преимущественно индивидуальный характер труда; особые требования к ресурсному (в первую очередь к информационному) обеспечению труда работников (полная и достоверная информация); выраженный элемент стрессовости в труде ряда категорий банковских руководителей и служащих.

Таким образом, качественные характеристики управленческого труда многогранны, среди них есть экономические, социальные, организационные и др. Их оценка предполагает обязательное сопоставление значений качественных характеристик с требованиями реальной банковской деятельности.

К названным характеристикам  качества труда следует добавить требования к информационным ресурсам, техническим средствам управления, качественные характеристики отношений между работниками и коллективами, условий и мотивации труда и др.

Непосредственным продуктом  труда в управлении является воздействие, рассматриваемое как реализованное решение. Качество управленческого труда выражается в качестве этого решения, в его адекватности тем или иным потребностям банковской деятельности. Под управленческим решением обычно понимают определенным образом зафиксированный план, вариант, способ необходимых или возможных действий, направленных на достижение поставленных целей, доведенный до исполнителей в однозначной форме. Соответственно принятие управленческого решения понимается как процесс выявления проблемы, определения способов ее решения и принятия определенной программы действий, которая фиксируется в письменной или устной форме и имеет обязательную силу.

Эффективность управленческих решений определяется тем, что их реализация должна принести организации  больше средств, чем было затрачено  на их разработку и воплощение в  практику.

Качество управления как  результат воздействия проявляется в его активизирующей, организующей, направляющей, мотивирующей силе, и определяется правильным выбором используемых средств и методов воздействия, правильной процедурой их реализации. О качестве воздействия можно судить после его реализации. До этого можно говорить только о соблюдении принципов и методов воздействия и предполагаемом качестве. Качество воздействия отражается в его реализуемости, своевременности, правильности выбора путей и средств решения проблемы.

При оценке управленческого  решения как процесса используются такие качественные характеристики, как оптимальность, экономичность, оперативность, эффективность, уровень рисковости, социальная значимость, правовая защищенность.

Информация о работе Особенности управления банковской деятельностью