Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 21:29, отчет по практике
Целью прохождения практики является закрепление теоретических знаний непосредственно на практике, исследование в области организации и осуществления деятельности ОАО «Сбербанк России». В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с общими принципами организации и функционирования банка;
- изучить экономическую и нормативную документацию;
- оценить организационно-экономический уровень деятельности банка;
Введение
Становление рыночной экономики в нашей стране открыло новый этап и поставило новые задачи в развитии банковского дела. В настоящее время в России функционирует огромное количество банков, при этом важной особенностью современного банка является его универсальность, т. е. практически каждый банк стремится оказывать все виды банковских и небанковских операций, поскольку совершаемые им операции - это доходообразующие факторы в его деятельности. Для более подробного изучения деятельности банка я проходила производственную практику в Курском отделении № 8596/0148 ОАО «Сбербанк России».
Целью прохождения практики является закрепление теоретических знаний непосредственно на практике, исследование в области организации и осуществления деятельности ОАО «Сбербанк России». В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с общими
- изучить экономическую и
- оценить организационно-
- ознакомиться с деятельностью отделения;
- ознакомиться с
- изучить характеристику
- овладеть практическими
- приобрести опыт работы в банке.
В качестве информационной базы для анализа использована годовая отчетность по МСФО ОАО " Сбербанк России " за 2012 и 2013 годы, доступная через локальную сеть Интернет.
Глава 1. Организационная характеристика ОАО «Сбербанк России»
1.1.История развития ОАО «Сбербанк России»
На сегодняшний день Сбербанк России является наиболее крупным банком не только в стране, но и на территории всего СНГ. Активы финучреждения охватывают четвертую часть банковской системы Российской Федерации. При этом, доля в банковском капитале составляет порядка 30%. Авторитетный журнал «The Banker» провел исследование, согласно которому на 1 июля 2008 года Сбербанк занял 33 позицию в списке крупнейших мировых банков по показателям основного капитала. Рассмотрим основные периоды развития банка, которые позволили ему утвердиться на таких высоких местах.
Началось все с повеления императора Николая I в 1841 году учредить сберегательные кассы при сохранных казнах Петербурга и Москвы. С учетом зарубежного опыта они были рассчитаны на незначительные вклады широких слоев населения, которые Сохранная казна не принимала. Уже в следующем году, 1 марта в столице империи в доме № 7 по улице Казанской начала функционировать первая сберкасса. Предварительно выпускались рекламные плакаты, призванные разъяснить простому народу пользу и необходимость таких учреждений. В тот день счета открыли 76 человек. Общая сумма вкладов составила 426,5рублей. Заметки об этом событии опубликовали популярные петербургские газеты. Также сберкасса была открыта и во второй столице — Москве.
Самым первым клиентом сберегательной кассы стал Николай Кристофари, который внес 10 рублей. Следует сказать, что на то время эта сумма была довольно значительной. Ведь за 20 копеек можно было купить десять яиц. Кристофари был очень трудолюбивой и прозорливой личностью, прошедшей все ступени карьерной лестницы в ссудной казне Санкт-Петербурга. Появление именно этого успешного человека на пороге сберкассы является показательным.
Изначально сумма вклада должна была
составлять не менее 50 копеек и не более
300 рублей. Но за один раз на сберегательную
книжку можно было внести максимально
10 рублей. Первым руководителем сберкассы стал
А. Лавинский. А непосредственными операциями
заведовал Я. Корчаковский. Зарплата его
составляла 700 рублей за год. В то время
согласно Уставу 1841 года сберегательная
касса имела право только принимать и
выдавать деньги с учетом начисленных
процентов. Позже был разработан первый
общегосударственный устав для сберегательных
касс. Его автором стал И. Чертков. Свой
проект он составил на основе подобных
уставов, которые бытовали в западноевропейских
странах. Больше всего элементов он заимствовал
из немецкого образца. Этот Устав отобразил
тогдашние понятия о месте и назначении
сберкасс в социально-экономической сфере
функционирования государства. Успешная
деятельность столичных сберкасс повлекла
за собой их открытие и в других городах
Российской империи. Так, например, за 30
лет количество касс возросло в несколько
десятков раз. В 1865 году их насчитывалось
— 47, а в 1895 — уже 3875. Но не все было гладко.
Вторая половина XIX века принесла множество
изменений в различные отрасли жизни страны.
Разумеется, это коснулось и сберегательных
касс. В 1957 году процент по вкладам снизился
с 4% до 3, поэтому число клиентов снизилось.
В 1960 году оны были переданы в подчинение
министерства финансов, что тесно связало
их с Государственным банком, основанным
тогда же. Именно в этот банк передавались
свободные денежные суммы сберкасс. Финансовая
политика государства привела к тому,
что только эти учреждения могли сосредотачивать
у себя и мелких и крупных вкладчиков.
Это повлекло за собой необходимость масштабного
реформирования сберкасс. Они начали открываться
при почтовом ведомстве, а также при заводах
и фабриках. К 80-м годам XIX века сберегательные
кассы стали не только учреждениями, призванными
организовать финансовую самопомощь населения,
но и использовались правительством как
источник получения государством кредита.
Это стало следствием политики, проводимой
министром финансов Ю. Витте. 1895 год стал
знаменательным для развития сберкасс.
Император Николай II подписал новый Устав.
Теперь их официально стали называть «государственными».
Но главным было то, что клиентам гарантировалась
тайна вкладов. Лишь они, их наследники
и чиновники по специальному постановлению
властей могли получать информацию о состоянии
счета. Кроме того, было установлено несколько
новых типов вкладом, среди которых вклад
на имя детей, который они могли получить,
достигнув совершеннолетия, вклад на похороны
и т. п. Также было создано государственное
Управление сберкасс. Таким образом, рубеж
XIX — XX столетий оказался периодом расцвета
деятельности сберегательных касс. Октябрьская
революция принесла в страну кардинальные
изменения всех отраслей жизни, положила
начало новому витку развития России.
В том числе изменения претерпела и финансовая
политика. Ликвидировались многие учреждения,
в том числе ипотечные банки, кредитные
кооперативы, ломбарды, запрещался обиход
ценных бумаг, аннулировались договоры
страховки, ипотеки, частные банки были
национализированы. Большевики отменили
весь государственный долг. А вот сберегательных
касс продолжили работать. Но при этом,
правительство взяло на себя право конфисковать
так называемые «нетрудовые прибыли»
или «излишки» денежных накоплений. Речь
о ранее незыблемой тайне вкладов уже
не велась. «Военный коммунизм» привел
к изменениям и ограничениям в функционировании
сберкасс. С ноября 1918 года кассы должны
были страховать жизнь граждан, но уже
к концу следующего года такая практика
вообще была свернута. В общем же, глубокий
кризис, высочайший уровень инфляции, по сути, свел к нолю все дореволюционные
сбережения населения. Финансовая сфера
требовала скорейшей реанимации. В конце
декабря Совет Народных Комисаров постановил
учредить «трудовые» сберегательные кассы.
После чего делу сбережения денег власть
уделяла достаточно большое внимание.
Правительство пыталось использовать
средства вкладчиков для потребностей
индустриального развития страны. Первоначальное
назначение сберкасс — надежное хранение
денег и получение с них прибыли стало
теперь второстепенным. Процесс открытия
счета значительно упростился, а в совокупности
с массовой агиткампанией это привело
к росту популярности сберегательного
дела. Положение о государственных трудовых
сберкассах от 1925 года существенно расширило
перечень услуг, которые они предоставляли.
К ним относилась выплата некоторых видов
пенсий, прием коммунальных платежей,
денежные переводы и другие операции. В
последующие годы расширялась сеть сберегательных
касс, росли их функциональные характеристики. С
1929 года кассы стали единственным в стране
кредитным учреждением.
1.2. Миссия ОАО «Сбербанк России», его цели и задачи.
Каждой организации и каждому члену коллектива необходима цель, которая бы определяла смысл и содержание их деятельности. Новые горизонты развития Сбербанка, новые качественные задачи предъявляют особые требования к коллективу сотрудников, осознанию и разделению ими философии и ценностей, пониманию смысла и важнейших принципиальных основ и содержания деятельности Сбербанка, которые выражены в его миссии. Основное в жизни каждого человека — желание и стремление быть счастливым. Команда Сбербанка состоит из людей, для которых путь к счастью лежит через совершенствование себя. Изменение организации возможно только через изменение и личностный рост членов ее команды. Путь к изменению команды лежит через личностный рост ее лидеров. Сбербанк дает людям уверенность и надежность, делает их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты. Работники Сберегательного банка России строят одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников.
Миссия Сбербанка подчеркивает его важнейшую роль в экономике России и особую социальную роль в обществе — поддержание в нем уверенности, надежности и стабильности. Миссия Сбербанка однозначно определяет, что его клиенты, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности Сбербанка как организации.
Миссия устанавливает амбициозную цель устремлений Сбербанка — стремление стать одной из лучших финансовых компаний мира. Она также подчеркивает, насколько важны для Сбербанка его сотрудники и насколько реализация его целей невозможна без реализации личных и профессиональных целей людей, работающих в нем.
Высокие цели достигаются командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей. Ценности Сбербанка определяют тот набор правил, критериев и требований, которые будем предъявлять к каждому человеку, который является или хочет стать членом команды Сбербанка.
Ценности Сбербанка — это свод принципов, исходя из которых руководители банка будут ставить цели и определять, достигнуты ли они. На основе этих ценностей будут создаваться и поддерживаться взаимоотношения между сотрудниками, строиться системы управления внутри банка, а также взаимоотношения банка с клиентами, обществом, акционерами и инвесторами.
Выполнение миссии Сбербанка и реализация сценария «модернизации»
требует существенной перестройки модели ведения бизнеса, формирования качественно новой технологической базы, изменения менталитета сотрудников и внедрения новых управленческих и мотивационных механизмов.
Для достижения этих целей дальнейшее развитие банка будет сфокусировано на четырех основных направлениях преобразований, которые предполагают значимые изменения во всех областях его деятельности:
1. Принципиально важным направлением развития банка станут максимальная ориентация на клиента и в этом смысле превращение Сбербанка в «сервисную» компанию.
2. Реализация выбранного
3. «Индустриализация» позволит повысить эффективность, управляемость и качество, принципиально и «разово» меняя логику работы систем и процессов «сверху вниз».
4. Осознавая важность и
1.3. Организационная структура ОАО "Сбербанк России"
По организационной структуре Сберегательный банк РФ является крупной кредитной организацией. Поскольку он имеет помимо головного офиса в г. Москве сеть филиалов и представительств по России.
Органы управления Сбербанка включают: общее собрание акционеров, Наблюдательный Совет, Правление (совет директоров банка во главе с президентом). Компетенция органов управления банка определена в его уставе.
Непосредственное руководство т
Заседания Правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим. Решения Правления оформляются в форме приказа Председателя правления банка. При Правлении банка создается Кредитный комитет.
В функции Кредитного комитета входят:
ˉ разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения;
ˉ подготовка заключений по предоставлению ссуд;
ˉ рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием и ведением трастовых операций.
Ревизионная комиссия избирается Общим собранием акционеров. Порядок деятельности комиссии определяется внутренними документами общества, утверждается общим собранием собственников банка. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены Совета банка и Правления банка. Правление банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизии материалы. Ревизионная комиссия подотчетна общему собранию акционеров.
Для обеспечения гласности в работе коммерческих банков и доступности информации об их финансовом положении годовые балансы банков, утвержденные Общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны (после подтверждения достоверности предоставленных в них сведений аудиторской организацией) публиковаться в печати.
Центральный аппарат имеет множество структурных подразделений, каждый из которых выполняет определенный вид работ:
- казначейство Сбербанка России включает управления
- кредитный блок (разработка кредитной политики банка,
- управление валютных и неторговых операций (операции, связанные с переходом права
собственности и иных прав на валютные ценности,
вы том числе операции, связанные с использованием
в качестве средства платежа иностранной валюты и
- управление банковских карт (осуществляется обслуживание
клиентов по пластиковым
- операционное управление, управление кассовой работы и управление инкассации (проводит расчетно-кассовое обслуживание населения и юридических лиц);
- управление ценных бумаг (ведение личных
- депозитарий (обеспечение удобства использования и
- управление стратегического планирования (разработка текущих, перспективных, долгосрочных планов дальнейшего развития Банка);
- финансовое управление и налоговое планирование
(учет финансово-хозяйственной
Информация о работе Отчет по практике на примере "Сбербанка"