Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 18:20, отчет по практике

Описание работы

Знакомство с организационной структурой банка на примере ОАО «Сбербанк России», изучение документооборота отдельного подразделения банка на примере Липецкого отделения №8593/001, области применения информационных технологий в банковской сфере на различных уровнях управления, знакомство с информационными ресурсами отдельного подразделения банка – с применяемыми аппаратными и программными средствами и телекоммуникационным оборудованием, изучение предлагаемые банком телекоммуникационных услуг – услуги в сети Интернет, услуги мобильной связи, электронный перевод денег, оплата различных услуг при помощи информационно-платежных терминалов.

Содержание работы

1. Цель………………………………………………………………………….…………....3
2. Введение ………………………………………………………………………………… 3
3. Общие вопросы обеспечения информационной технологии и систем...……………..4
4. Виды информационных банковских технологий………………………………………5
5. Особенности информационных банковских систем и технологий…………………....7
6. Организационная структура ОАО «Сбербанк России» ………………………………15
7. Перечень программных продуктов, используемых в ОАО «Сбербанк России»…...16
8. Документация и документооборот в банках …………………………………………..17
9. Заключение………………………………………………………………………………20
10. Литература ……………………………………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

otchet_po_praktike_bank.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

Модульный принцип

Модульный принцип  построения предусматривает разделение информационной банковской системы  на ряд элементов по функциональному или объектному принципу. Эти элементы принято называть блоками или модулями, каждый из которых представляет собой программно-информационный модуль. Например, по функциональному принципу можно выделить следующие модули: операционный день банка (банковский учет), расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, депозитарий и т.д.; по объектному принципу - модуль головного банка, филиала, отделения, представительства. Как правило, на практике чаще всего используется функциональное разделение, что позволяет пользователю связать отдельные модули в единую информационную систему, максимально отражающую специфику и потребности каждого банка. Однако набор модулей может варьироваться в зависимости от специфики банка, его направленности, масштаба деятельности, от перечня и характера операций, реально выполняемых банком.

В современных  банковских системах модульность сохраняется  прежде всего на лицензионном уровне и уровне группировки интерфейсов  взаимодействия с пользователем, внутри системы модули достаточно тесно связаны через единое информационное пространство.

Деление на функциональные модули может отличаться в системах разных производителей (фирм-разработчиков), однако в целом находится в  тесной зависимости от основных видов  банковской продукции. Рассмотрим основные модули на примере системы автоматизации банковской деятельности (рис.1.4).

Ядро  системы - базовый модуль

Центральным модулем (ядром) ИБС является «базовый» модуль (модуль ядра или финансового ядра), который обеспечивает проведение аналитического и синтетического учета, составление аналитических таблиц по требованию пользователя, архивацию учетно-аналитических данных, т.е. подготовку и взаимодействие в информационной базе для решения всех остальных задач банка. Все модули системы связаны между собой через ядро системы.

 

Рис. 1.4 Структура информационной банковской системы

 

Модуль  расчетно-кассового обслуживания (РКО)

Решаемые задачи:

  • учет данных о клиентах банка, включенных договорах банковского счета, открытие и ведение расчетных и валютных счетов клиентов;  
  • обработка банковских документов различных видов, в том числе платежных поручений в рублях и иностранной валюте, кассовых, конверсионных, мемориальных, внебалансовых и срочных документов;
  • проведение рублевых расчетов через расчетную сеть Банка России, валютных расчетов через сеть S.W.I.F.T., а также расчетов с использованием корреспондентских счетов, открытых в других банках;  
  • автоматизированное ведение картотек документов, в том числе внебалансовых картотек и картотек документов, поступивших на счета невыясненных сумм;  
  • автоматический расчет и взимание комиссии с клиентов за проведение операций;  
  • формирование бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Банка России.

Модуль  учета кассовых операций

Решаемые задачи: 

  • наличные и валютно-обменные операции в кассах банка;
  • автоматический учет бланков строгой отчетности (формы 0406007 и др.);  
  • взаимодействие касс и хранилища банка и учет наличных средств в разрезе рабочих мест кассиров (кассовых окон), подведение итогов по кассам.

Модуль  учета клиентских конверсионных  операций

Решаемые задачи:  

  • регистрация заявок клиентов на покупку/продажу валюты;
  • операции «обязательная продажа», «покупка/продажа за счет средств банка», «покупка/продажа на бирже»;
  • автоматическое формирование пакета бухгалтерских документов по заявке клиента;
  • автоматический расчет комиссий за операции конверсии и оформление паспорта сделки с учетом тарифов банка для конкретного клиента;
  • загрузка заявок на конверсию по системе «Клиент-Банк».

Модуль отчетности

Решаемые задачи:  

  • формирование обязательной отчетности в соответствии с требованиями инструкций Банка России;  
  • формирование широкого спектра оперативных отчетов, предоставляющих всевозможную информацию о процессах и операциях пользователям системы;  
  • обеспечение расчета в тысячах единиц и их консолидация на основе данных головной организации и филиалов при получении всех видов отчетности.

Подсистема  интернет-банкинга

  • Решаемые задачи:
  • организация защищенного электронного документооборота, включая разные типы документов:
  • платежное поручение в рублях;
  • поручение на перевод иностранной валюты;
  • поручение на продажу/покупку/конвертацию иностранной валюты, поручение на обязательную продажу валюты;
  • поручение на сделку с ценными бумагами;
  • депозитарные поручения;
  • сообщения свободного формата с возможностью прикрепления файла и др.;
  • просмотр выписок, остатков по счетам в режиме реального времени, в том числе каждого документа, входящего в выписку по счету;
  • интеграция с любыми внешними бухгалтерскими программами;
  • акцептование электронно-цифровой подписью банка полученных от клиента платежных документов.

Модуль  учета коммерческих кредитов

Решаемые задачи:

  • регистрация кредитных заявок клиентов, анализ кредитоспособности заемщиков, учет заключенных кредитных договоров различных видов, в том числе кредитных линий, овердрафтов, договоров ипотечного и потребительского кредитования;  
  • учет обеспечения по ссудам, расчет платежных календарей, начисление процентов и штрафов, расчет и урегулирование резервов под возможные потери по ссудам;
  • бухгалтерское отражение кредитных операций с автоматическим формированием платежных, внутренних и внебалансовых документов и ордеров в модуле РКО;
  • формирование внутренних документов различного вида и бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Банка России.

Модуль  учета депозитов

Решаемые задачи:

  • учет данных о клиентах и их доверенных лицах, открытие и ведение счетов клиентов;
  • ведение депозитных договоров клиентов по различным тарифным планам клиента, включая поддержку специфики банка по выплатам процентов, погашению, пролонгации вкладов и пр.;
  • бухгалтерский учет операций по договорам привлечения средств (наличных и безналичных), расчета процентов и налогов, пролонгации, погашения в срок и досрочного расторжения договора и др. с автоматическим формированием необходимых документов в модуле РКО, ведение текущих состояний договоров;
  • формирование отчетности в соответствии с требованиями Банка России.

Модуль  межбанковских кредитов

Решаемые задачи:

  • автоматизированный учет и оформление сделок, соответствующих обязательств, календарей платежей, выплат процентов, пролонгации и взаимозачетов по сделкам, заключенным на межбанковском денежном рынке;
  • обеспечение возможности совместного расчета лимитов по сделкам межбанковского кредита (МБК) и FOREX в случае, если в банке ведутся единые кредитные лимиты контрагентов;
  • формирование обязательной, внутренней и клиентской отчетности.

Модуль  обслуживания населения

Решаемые задачи:  

  1. обслуживание населения с проведением всего спектра необходимых операций «без открытия счета» и «по счету»;
  2. обеспечение возможности контроля и бухгалтерского отражения продуктовых операций в бэк-офисе, автоматическое формирование необходимых типов документов и ордеров в модуле РКО.

Услуги  «без открытия счета»: 

  • прием наличных денежных средств в пользу организаций (коммунальные платежи, оплата счетов за наличный расчет, продажа предоплаченных продуктов, например телефонных и интернет-карт);  
  • переводы средств без открытия счета;
  • операции с ценностями (покупка/продажа драгоценных металлов, камней, юбилейных монет, лотерейных билетов и др.);
  • депозитарные услуги (аренда клиентами депозитных сейфов с регистрацией договоров, расчетом оплаты, отслеживанием посещений хранилища);  
  • валютно-обменные операции.

Услуги  «по счету»:

•     оформление депозитных договоров, регистрация условий вкладов, изменение условий вклада, расчет процентов и автоматический бухгалтерский учет;

  • регулярные платежи в рублях и валюте со счета с заданием суммы, периодичности и других условий;
  • предоставление кредитов населению;  
  • безналичная конверсия (валютно-обменные операции по счетам по групповому, индивидуальному и другим типам курсов);
  • работа с организациями по обслуживанию сотрудников и населения (взаимодействие с муниципальными и государственными организациями, «зарплатные», «социальные» и иные проекты);
  • home- и интернет-банкинг, информационные киоски, удаленное обслуживание клиентов.

Модуль  работы с пластиковыми картами

Решаемые задачи:

•     автоматизация бэк-офисных операций банка по работе с дебетовыми и кредитными пластиковыми картами различных платежных систем. Поддержка всех бизнес-процессов банка по работе с пластиковыми картами;

•     настройка технологом банка новых банковских карточных продуктов, определяющая тарификацию операций, лимиты, набор и порядок открываемых по договору об обслуживании пластиковой карты счетов, правила начисления процентов и др.;

•     автоматизация работы по эквайрингу пластиковых карт;

•     поддержка «зарплатных» проектов;

•     выпуск и обслуживание большинства разновидностей пластаковыхкарт: VISA, Europay, MasterCard, Cirrus/Maestro, Diners Club, American Express, локальных и др.;

•     формирование обязательной и внутренней отчетности.

Модуль  депозитарного учета

Решаемые задачи:

•      автоматизация депозитарной деятельности в соответствии с требованиями ФКЦБ России, требованиями бухгалтерского учета депозитарных операций и правилами Банка России;

•      учет данных о депонентах и уполномоченных лицах (попечителях, распорядителях и операторах счетов ДЕПО), организация плана счетов ДЕПО;

•      ведение справочника финансовых инструментов (эмиссионных и неэмиссионных ценных бумаг документарных и бездокументарных форм выпуска);

•      организация открытого, закрытого, маркированного храпения ценных бумаг;

•      автоматизация учета и обработки депозитарных операций, обеспечивающая как ручной ввод, так и импорт депозитарных поручений клиентов;

•      ведение журналов бухгалтерских (инвентарных), административных, информационных операций, ведение картотеки первичных документов;

•      поддержка корпоративных действий эмитента - глобальных операций над выпусками ценных бумаг (дроблений, консолидации, конвертации, бонусов), начислений и выплат дивидендов, собраний акционеров. Оповещения клиентов о предстоящих корпоративных действиях эмитента и о результатах их проведения могут формироваться в виде сообщений S.W.I.F.T.;

•      начисление комиссии с клиентов за депозитарное обслуживание;

•      формирование основных видов отчетности.

Принцип единства информационного пространства

Следующей особенностью ИБС является единая информационная база. В современных условиях для  ведения единой информационной базы используются различного рода системы  управления базами данных (СУБД). СУБД имеют специальные механизмы  контроля целостности данных (триггеры, внешние ключи и т.д.), отличающиеся простотой и высокой надежностью. В подавляющем большинстве это системы управления реляционными БД.

Базу данных принято называть единой, если однотипные по смыслу данные хранятся единообразно в одном месте. Например, данные о физических лицах хранятся в одних и тех же таблицах и в кредитном модуле, и в модуле обслуживания физических лиц,

В отсутствие единой информационной базы усложняется поиск, обмен, а, следовательно, и получение любой информации встроенными средствами системы. При этом различные задачи в системе выполняются отдельно и являются информационно слабо связанными на уровне ИБС.

Современные банковские системы  ориентированы на использование  единой базы данных, являющейся совокупностью  структурированных данных, предназначенных для многоцелевого и многократного их применения, и методов доступа к ним.

Существует несколько  уровней программного обеспечения: операционная система, СУБД, прикладные программы, каждый из которых решает свои специфические задачи. Например, СУБД обеспечивает интерфейс доступа к данным на чтение и запись, блокирование записей в режиме многопользовательской работы, предоставляет средства архивации, восстановления и резервного копирования данных. Наиболее распространенным интерфейсом доступа к данным являются SQL-запросы, которые анализируются на СУБД, и различные программные средства, которые исполняют эти запросы.

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»