Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 01:03, отчет по практике

Описание работы

Производственная практика – это форма учебных занятий в организациях различных форм собственности и организационно-правовых форм. Она является важной вехой учебного процесса, а так же необходимой частью подготовки высококвалифицированных специалистов.
Производственная практика проходила в период с 29 июня по 12 июля, в Тамбовском отделении Сбербанка России (№8594). Срок прохождения практики составил 2 недели. Руководителем практики была назначена Бабкина Ирина Алексеевна.

Файлы: 1 файл

praktika.docx

— 74.88 Кб (Скачать файл)
  • коэффициенты ликвидности;
  • коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
  • показатели оборачиваемости и рентабельности.

К коэффициентам ликвидности относятся:

К1 – коэффициент абсолютной ликвидности, который показывает какая часть краткосрочных долговых обязательств может быть при необходимости погашена за счёт имеющихся денежных средств.

 

К2 – промежуточный коэффициент покрытия (коэффициент быстрой ликвидности), характеризует способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства.

 

К3 – коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия), даёт общую оценку ликвидности предприятия, в расчёт которого в числителе включаются все оборотные активы, в том числе и материальные (итог раздела II баланса):

 

К4 – коэффициент автономии (наличия собственных средств), показывает долю собственных средств предприятия в общем объёме средств предприятия и определяется как отношение собственных средств ко всей сумме средств предприятия:

 

Показатели рентабельности определяются в процентах или долях, к ним  относятся:

К5 – рентабельность продукции (рентабельность продаж).

 

К6 – рентабельность деятельности предприятия

 

Достаточные значения показателей:

К1 = 0,1;

К2 = 0,8;

К3 = 1,5;

К4 = 0,4 – для всех предприятий, кроме предприятий торговли и лизинговых компаний; 0,25 – для предприятий торговли и лизинговых компаний;

К5 = 0,10;

К6 = 0,06

Таблица 1 «Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений»

Коэффициенты

1 категория

2 категория

3 категория

К1

0,1 и выше

0,05 – 0,1

менее 0,05

К2

0,8 и выше

0,5 – 0,8

менее 0,5

К3

1,5 и выше

1,0 – 1,5

менее 1,0

К4

     

Кроме торговых и лизинговых компаний

0,4 и выше

0,25 – 0,4

менее 0,25

Для торговых и лизинговых компаний

0,25 и выше

0,15 – 0,25

менее 0,15

К5

0,10 и выше

менее 0,10

нерентаб.

К6

0,06 и выше

менее 0,06

нерентаб.


 

Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга и класса кредитоспособности. Формула для расчёта суммы баллов S имеет следующий вид:

 

Устанавливается 3 класса кредитоспособности Заёмщика:

  • первоклассные – кредитование не вызывает сомнений (S = 1,25 и менее);
  • второго класса – кредитование требует взвешенного подхода (S находится в диапазоне от 1,25 не включительно, до 2,35 включительно);
  • третьего класса – кредитование связано с повышенным риском (S больше 2,35).

На этапе заключения кредитного договора происходят структурирование и разработка условий кредитования. Определяется позиция банка в отношении основных параметров ссуды: вид, сумма, срок, обеспечение, стоимость для заемщика, условия погашения и др. При этом учитываются результаты проведенной на предыдущем этапе оценки кредитоспособности клиентов.

После заключения кредитного договора банк формирует кредитное досье клиента, в котором должна быть сосредоточена вся документация по кредитной сделке и указаны все необходимые сведения о заемщике, включая информацию о его рисках.

Кредитный мониторинг – это работа банка после выдачи кредита по контролю выполнения условий кредитного договора. В процессе кредитования банк отслеживает: соблюдение лимита кредитования, целевое использование кредита, своевременность уплаты процентов за кредит, полноту и своевременность погашения кредита, а также изменение кредитоспособности клиента. Основная цель мониторинга – обеспечить погашение в срок основного долга и уплату процентов за кредит.

Мониторинг предполагает проведение анализа и контроля каждой отдельной ссуды, а также анализ кредитного портфеля в целом.

Взыскание кредита происходит по окончании срока действия договора либо при нарушении заемщиком условий кредитного договора.

Исходя из данных опубликованных в годовом отчёте за 2014 год, Сбербанк получил более 53 % процентных доходов по кредитам юридическим лицам.

Что касается корпоративного бизнеса, за 2014 год Сбербанком было выдано кредитов на сумму около 8 трлн. руб. Портфель кредитов юридическим лицам вырос на 36,3% до 11,6 трлн руб. На рост портфеля в течение 2014 года повлияла положительная переоценка ранее выданных валютных кредитов, возникшая из-за изменения курсов валют. В конце года валютные кредиты занимали треть портфеля кредитов корпоративным клиентам.

Таблица «Структура корпоративного кредитного портфеля в разрезе клиентских сегментов»

 

1 января 2015 г.

1 января 2014 г.

млрд. руб.

доля, %

млрд. руб.

доля, %

Крупнейший бизнес

7 118

61,1

4 720

55,2

Крупный и средний бизнес

3 079

26,4

2 571

30,1

Малый и микро бизнес

565

4,9

553

6,5

Региональный госсектор

756

6,5

558

6,5

Прочие

130

1,1

145

1,7

Всего

11 648

100

8 547

100


 

За 2014 год портфель кредитов крупнейшим клиентам вырос с 4,7 трлн руб. до 7,1 трлн руб. и на 1 января 2015 года составил более 60% всего портфеля корпоративных кредитов Сбербанка.

На нижеприведённой таблице мы можем проследить как изменялись основные показатели ОАО «Сбербанк России» по РПБУ за 3 квартала текущего года.

Таблица 4 «Основные показатели ОАО Сбербанк России по РПБУ, по состоянию на 1 августа 2015г. »

Показатели баланса (млн руб.)

1 августа  2015 г.

1 января 2015 г.

изменение

Кредиты юридическим лицам

11 230 126

11 699 387

- 4.0%

Кредиты физическим лицам

4 070 032

4 069 937

0,0%

Резервы на возможные потери по кредитам клиентам

926 697

810 593

14,3%

Средства физических лиц

9 377 461

8 514 243

10.1%

Средства юридических лиц

5 190 502

5 068 560

2,4%

Собственные средства

2 185 705

1 982 338

10,3%

Всего активов

20 661 158

21 850 568

-5,4%

Капитал базовый

1 707 948

1 627 563

4,9%

Капитал основной

1 707 948

1 627 563

4,9%

Капитал общий

2 531 103

2 311 530

9,5%

Достаточность капитала Н1.1 (мин. 5,0%)

8,2%

8,2%

 

Достаточность капитала Н1.2 (мин. 6,0%)

8,2%

8,2%

 

Достаточность капитала Н1.0 (мин. 10,0%)

12,2%

11,6%

 

 

Проведя небольшой анализ, относительно области кредитования физических и юридических лиц, можно сделать вывод, что несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране ОАО «Сбербанк России» по-прежнему остаётся надёжным и основным кредитором российской экономики. На его долю приходится 34,7% кредитов физическим лицам и 33,9% кредитов юридическим лицам.

Как и большинство других банков, и кредитных организаций, ОАО «Сбербанк России» руководствуется в своей деятельности следующими нормативными актами:

  • ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации»;
  • ФЗ «О банках и банковской деятельности»;
  • Устав Сбербанка России, утверждённый общим собранием акционеров от 29.05.2015 г.;
  • Регламент предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Сбербанком России и его филиалами;
  • Правила кредитования физических лиц Сбербанком России и его филиалами;
  • Положение об отделе безопасности;
  • и т.д.

 

2.2 Организационная структура  кредитного подразделения ОАО  «Сбербанк России»

 

Отдел кредитования является самостоятельным структурным подразделением. Отдел кредитования в своей деятельности руководствуется законодательными и правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами и другими документами Центрального банка Российской Федерации, Сбербанка России, Уставом Сбербанка России. Структура и штатная численность управления отдела утверждаются управляющим отделением.

Основными задачами кредитного отдела является организация в пределах своей компетенции вопросов связанных с кредитованием юридических и физических лиц, а так же осуществление комплексного анализа кредитоспособности заемщиков, оценки их финансовой устойчивости в целях обеспечения возврата заемных средств предоставленных клиенту.

В целом, работу кредитного отдела можно условно разделить на три этапа, связанных с процессом выдачи кредита: 

  1. Этап оформления кредитной заявки. 
  2. Этап рассмотрения заявления и принятия решения по нему. 
  3. Этап подписания кредитного договора и выдачи кредита. 

За каждый этап отвечают соответствующие сотрудники.  
На этапе оформления и подачи заявления на кредит первыми за работу принимаются кредитные консультанты. Как правило, они встречают потенциальных заемщиков в операционном зале, но могут находиться и непосредственно в отделе. Они помогают определиться с программой кредитования, подобрать оптимальный вариант, правильно заполнить необходимые документы, т.е. сделать процесс подачи заявления максимально комфортным и быстрым для обеих сторон.

Далее за работу берутся кредитные инспекторы, которые могут заниматься оформлением как отдельных видов займов, так и разных. Инспектор проверяет предоставленный заемщиком пакет документов; рассчитывает сумму и срок ссуды; определяет необходимость обеспечения и удостоверяется в наличии подтверждающих его документов. На плечи инспектора также ложится задача определения платежеспособности заемщика на основании предоставленной им информации. Кроме того, с согласия заемщика делается запрос в бюро кредитных историй с целью установления его благонадежности. 

Рассмотрение кредитной заявки может осуществляться достаточно долго, до 10 рабочих дней. Начинается оно с оформления кредитного дела заемщика, которое затем передается в службу безопасности. В этом отделе документы и данные, предоставленные клиентом, проходят тщательную проверку на подлинность и соответствие действительности. Кроме того, проверяется «криминальное прошлое» заемщика или его родственников. Вся собранная информация остается в деле и возвращается в руки кредитному инспектору. После полного оформления досье клиента передается на проверку начальнику кредитного отдела, а далее секретарю кредитного комитета для включения его в реестр дел на рассмотрение.  
В состав кредитного комитета банка входят представители (начальники или их заместители) и других отделов: экономического, юридического, безопасности, бухгалтерского учета, а также управляющий отделения. В филиале отделения, где есть кредитный отдел, но нет представителей соответствующих служб, устанавливается свой порядок принятия решения, но кредитное дело все равно проходит перед этим все установленные инстанции. На комитете каждый инспектор представляет дела своих клиентов. 

После принятия кредитным комитетом положительного решения инспектор извещает об этом заемщика, назначает ему дату выдачи ссуды и приступает к подготовке необходимых документов (кредитного договора, договора залога или поручительства и прочих). Формы всех договоров согласовываются с юристами банка и подписываются руководством. 

В день выдачи кредита происходит подписание договора. При этом и заемщик, и поручители должны явиться лично. После ознакомления, заключения и раздачи всех экземпляров договора заемщика провожают в операционную кассу банка, где он собственно и получает долгожданный кредит. После этого ему остается только исправно погашать его. Но работа кредитного инспектора на этом не заканчивается. Он передает сведения о заемщике в бюро кредитных историй, а затем начинает следить за своевременностью погашения ссуды своими клиентами вплоть до окончания срока действия договора. В крупных отделениях эти функции могут возлагаться на работников отдела сопровождения кредитных договоров. 

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»