Ответственность кредитных организаций за нарушения банковского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:54, контрольная работа

Описание работы

Реакция на такую позицию Банка России последовала со стороны арбитражных судов и получила свое выражение в принимаемых ими судебных актах по делам об обжаловании решений и действий Центрального банка Российской Федерации. В связи с чем, меры воздействия, применяемые Банном России в порядке надзора, и предусмотренные ст.74 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", неоднократно были признаны названными органами судебной власти недействительными. Прежде всего, в силу несоблюдения установленной КоАП РФ процедуры для привлечения кредитных организаций к административной ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности.

Содержание работы

Ответственность кредитных организаций за нарушения банковского законодательства 3
Банковская тайна 17
Список используемой литературы 23

Файлы: 1 файл

готовая контрольная работа.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

                            КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант №6

По «Банковскому праву»

     студентки  190  группы   V  курса

специальности «Юриспруденция»

               ФЗО ТСХИ «НГАУ»

       Чуркиной Елены Николаевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2013г

 

Содержание

  1. Ответственность кредитных организаций за нарушения банковского законодательства 3
  2. Банковская тайна 17
  3. Список используемой литературы 23
  4. Приложение 24

 

 

 

Ответственность кредитных организаций за нарушения  банковского законодательства

Действующее законодательство не содержит единого перечня мер, применяемых к кредитным организациям за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности. Эти меры установлены, как санкциями статей КоАП РФ, так и ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ФЗ "О банках и банковской деятельности". То есть за одно и тоже правонарушение в действующем законодательстве предусмотрены не только административные наказания, но и другие меры. Вместе с тем, в соответствии со ст.3.1 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, которым и является нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, налагается только административное наказание и только на основании законодательства об административных правонарушениях, состоящего из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Поскольку федеральное банковское законодательство не относится к источникам административного права(1), оно не может регулировать порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности и устанавливать санкции, отличные от тех, которые предусмотрены КоАП РФ. Однако, и в законодательной и в правоприменительной деятельности ситуация складывается иначе: Банк России налагает на кредитные организации за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности те меры, которые установлены ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и актами Банка России(2) в рамках определяемой ими процедуры. При этом Центральный банк Российской Федерации мотивирует свои действия, во-первых, тем, что на основании ст.56 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" он является органом банковского регулирования и банковского надзора, и уполномочен ст.74 этого же нормативно-правового акта и ст.19 ФЗ "О банках и банковской деятельности" на применение различных мер к кредитным организациям за нарушение федеральных законов и актов Банка России. А, во-вторых, по мнению Центрального банка Российской Федерации, привлечение кредитных организаций к административной ответственности в рамках ст.15.26 КоАП РФ, является нецелесообразным, так как размер, установленного санкцией этой нормы административного наказания, не будет являться действенной мерой, которая в дальнейшем позволила бы предупредить совершение новых правонарушений(3).

Реакция на такую позицию  Банка России последовала со стороны  арбитражных судов и получила свое выражение в принимаемых  ими судебных актах по делам об обжаловании решений и действий Центрального банка Российской Федерации. В связи с чем, меры воздействия, применяемые Банном России в порядке надзора, и предусмотренные ст.74 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", неоднократно были признаны названными органами судебной власти недействительными. Прежде всего, в силу несоблюдения установленной КоАП РФ процедуры для привлечения кредитных организаций к административной ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности.

Сложившуюся судебную практику арбитражных судов в 2007г. поддержала и Генеральная прокуратура Российской Федерации, которая при проведении проверки исполнения законодательства о банках и банковской деятельности, обратила внимание Центрального банка Российской Федерации на различные нарушения в его деятельности при осуществлении банковского надзора. В том числе, было установлено, что централизованная система территориальных учреждений Банка России не в достаточной степени обеспечивает действенный надзор за кредитными организациями, полноту принятия мер за совершенные ими нарушения, и предупреждение негативных последствий, созданных противоправными деяниями кредитных организаций.

Более того, Генеральная прокуратура Российской Федерации, в адресованных Банку России предписаниях, особо отметила, что с 1 июля 2002г. в ст.15.26 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (в том числе ч.2 ст.15.26 - за нарушение установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований). При этом полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с п.81 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ предоставлены должностным лицам Банка России. Но «в ходе проверки установлено, что Банком России и его территориальными учреждениями предоставленное кодексом право на возбуждение административного производства по ст.15.26 КоАП РФ не используется, тогда, как признаки названного правонарушения выявляются практически в ходе каждой инспекционной проверки»(4).

И действительно, в период с 2002-2009гг., за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности к кредитным организациям применялись в рамках банковского надзора различные меры:

1) предупредительные,  среди которых: направление письменной  информации руководству и (или)  совету директоров; проведение совещаний с руководителями банков; рекомендации о разработке плана мероприятий по устранению выявленных нарушений, об усилении контроля за представляемой отчетностью, об адекватной оценке кредитных рисков, о недопущении искажений в отчетности и др.

2) принудительные, такие как: введение запретов и ограничений на осуществление отдельных банковских операций; введение запретов на открытие филиалов; предъявление требований о приведении к установленному Банком России уровню значений обязательных нормативов; предъявление требований о замене руководителей; назначение временной администрации; отзыв (аннулирование) лицензии на осуществление банковских операций; взыскание с кредитных организаций штрафов и др.(5)

В то время как, административные наказания за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (ст.15.26 КоАП РФ) в период с 2002-2009гг. вовсе не налагались, а производство по делам об административных правонарушениях, если и было начато, то прекращалось по различным основаниям(6). Поэтому, несмотря на то, что санкциями ст.15.26 КоАП РФ установлено административное наказание за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности в правоприменительной деятельности данная норма не применяется. Прежде всего, в силу того, что Банк России, нарушая процедуру привлечения к административной ответственности кредитных организаций, за аналогичные правонарушения применяет меры в порядке банковского надзора.

Административное наказание в соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ представляет собой установленную государством меру административной ответственности за совершение противоправного деяния, и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Причем, ст.3.2 КоАП РФ установлен исчерпывающий перечень административных наказаний, не предполагающий возможность применения Банком России иных мер, за совершение кредитной организацией административного правонарушения, наряду или вместо административного наказания.

За совершение административного  правонарушения могут применяться  только те виды наказаний, которые предусмотрены ст.3.2 КоАП РФ, к ним относятся: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.

Причем из приведенного перечня  административных наказаний к юридическим  лицам, (к которым и относятся  кредитные организации) применимы  лишь предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, и административное приостановление деятельности. Но не все эти наказания установлены в качестве меры ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, предусмотренного ст.15.26 КоАП РФ, а к таковым относятся лишь предупреждение и административный штраф.

Наказание в виде предупреждения налагается не за все виды нарушений  законодательства о банках и банковской деятельности, а лишь за нарушение  установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований (ч.2 ст.15.26 КоАП РФ). Этот вид административного наказания согласно, нормам КоАП РФ выражается в официальном порицании кредитной организации и выносится в письменной форме судьей(7). То есть, по своему содержанию предупреждение обладает, прежде всего "воспитательно-превентивной"(8) функцией, оно не влечет существенных ограничений для кредитной организации, а лишь призвано указывать на недостатки в ее деятельности. Предупреждение как вид административного наказания не исключает применение Банком России к кредитным организациям предупредительных мер(9), но, так как предупреждение является основным наказанием, назначение его в дополнение к другому административному наказанию, в том числе и к административному штрафу (также предусмотренному санкцией ч.2 ст.15.26 КоАП РФ) невозможно. Однако, если в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения кредитная организация совершит правонарушение, за которое санкцией - ст.15.26 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, то в таком случае к кредитной организации может быть применено более суровое административное наказание, например административный штраф. Он предусматривается санкциями ст.15.26 КоАП РФ за: осуществление кредитной организацией производственной, торговой, или страховой деятельности (ч.1 ст.15.26 КоАП РФ); нарушение установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований (ч2 ст.15.26 КоАП РФ); а также, в случае если нарушения банковских нормативов и иных обязательных требований создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) (ч.3 ст.15.26 КоАП РФ).

В отличие от предупреждения административный штраф, согласно ст.3.5 КоАП РФ, предполагает изменение материального состояния лица, поскольку является денежным взысканием, и может быть выражен различными способами, в зависимости от вида правонарушения и его субъекта. Так, административный штраф, за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, налагается на кредитные организации по правилам, предусмотренным для юридических лиц, выражается в рублях, устанавливается в конкретном размере, который в полном объеме подлежит зачислению в федеральный бюджет(11): от 40 до 50тыс.руб. за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.26 КоАП РФ; от 10 до 30тыс.руб. за правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.15.26 КоАП РФ; от 40 до 50тыс.руб. за правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.15.26 КоАП РФ.

Как отметил, Председатель Банка России С.М. Игнатьев: "Штраф..., который может быть предусмотрен КоАП РФ... банку, что слону дробина. С удовольствием, никаких проблем, заплатит хоть каждый месяц и гораздо большую сумму"(11). Тем не менее, низкие размеры административных штрафов не являются основанием для нарушения установленного КоАП РФ процессуального порядка привлечения кредитных организаций к административной ответственности и замены административного наказания мерами, применяемыми Банком России при осуществлении банковского надзора.

Причем наиболее часто  среди них налагаются именно штрафы, установленные ст.74 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В соответствии с этой нормой за нарушение банковских нормативов и иных обязательных требований Центральный банк Российской Федерации может взыскать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала или до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала.

Более серьезные штрафы до 1% минимального размера уставного капитала Банк России налагает, например, за неоднократное невыполнение в течение года установленных предписанием требований.

Таким образом, при исчислении размеров штрафов установленных  банковским законодательством Банк России исходит из значения минимального размера уставного капитала для банка или небанковской кредитной организации. В соответствии со ст.11 ФЗ "О банках и банковской деятельности" минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка устанавливается в сумме 180млн.руб.; минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, устанавливается в сумме 90млн.руб.; минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии, устанавливается в сумме 18млн.руб.(12)

И руководствуясь данными  значениями мы приходим к выводу, что  налагаемый Банком России штраф может достигать не 50тыс.руб., как это предусмотрено ст.15.26 КоАП РФ, а 1млн. 800тыс.руб. для банков и 900тыс.руб. для небанковских кредитных организаций. И стоит ли говорить, что такие размеры штрафов весьма существенно отличаются от предусмотренных в КоАП РФ предельных размеров штрафов, налагаемых на кредитные организации, а их необоснованное применение способно причинить существенный вред финансовому состоянию банков и небанковских кредитных организаций, а также интересам вкладчиков и кредиторов. Тем более, что применение штрафа Центральным банком Российской Федерации в столь значительных размерах, осуществляется им в порядке надзора, где "выбор меры воздействия... всецело отнесен к ведению служащего Банка России... и за любое реальное или мнимое нарушение нормативных актов... может быть определена... любая санкция... исходя из фактически революционного правосознания лица, которое применяет эту норму"(13).

Но, несмотря на это за нарушение  законодательства о банках и банковской деятельности (в том числе нарушение  нормативов, установленных Банком России и иных обязательных требований) применяются штрафы в размерах и порядке установленном федеральным банковским законодательством. Например, согласно имеющейся судебной практике арбитражных судов, на основании ст.74 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" были применены штрафы к: ОАО "Российская финансовая корпорация" в размере 83тыс. 966руб. 25коп. (2003г.)(14); АКБ "Русский банк имущественной опеки" в размере 174тыс. 2руб. 50коп. (2004г.)(15); ОАО "Акционерный коммерческий Классик банк" в размере 170тыс. 868руб. 50коп. (2006г.)(16); ООО КБ "ЭПИН-БАНК" в размере 172тыс. 620руб. 50коп. (2006г.)(17); ЗАО Коммерческий банк "Сибирский купеческий банк" в размере 170тыс. 142руб. (2006г.)(18); ЗАО Акционерный Банк "Банк проектного финансирования" в размере 17тыс. 87руб. (2006г.)(19); ОАО "ВИП-БАНК" в размере 17тыс. 191руб. (2006г.)(20); ЗАО АКИБ "Церих" в размере 34тыс. 174руб. (2006г.)(21); ОАО "ТЭМБР-Банк" в размере 85тыс. 71руб. (2007г.)(22).

Информация о работе Ответственность кредитных организаций за нарушения банковского законодательства