Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:54, контрольная работа
Реакция на такую позицию Банка России последовала со стороны арбитражных судов и получила свое выражение в принимаемых ими судебных актах по делам об обжаловании решений и действий Центрального банка Российской Федерации. В связи с чем, меры воздействия, применяемые Банном России в порядке надзора, и предусмотренные ст.74 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", неоднократно были признаны названными органами судебной власти недействительными. Прежде всего, в силу несоблюдения установленной КоАП РФ процедуры для привлечения кредитных организаций к административной ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности.
Ответственность кредитных организаций за нарушения банковского законодательства 3
Банковская тайна 17
Список используемой литературы 23
Следовательно, Банк России может налагать на кредитную организацию штраф практически в любом размере, он лишь не должен превышать максимальный предел, который установлен ст.74 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Причем определяет размеры штрафа служащий Банка России исходя из субъективного отношения к совершенному кредитной организацией деянию. Поэтому, даже при выявленном нарушении законодательства о банках и банковской деятельности от имени Банка России его служащий может произвольно применить или не применить, штраф, а также заменить его другой мерой, предусмотренной федеральным банковским законодательством. Например, Национальным банком Удмуртской Республики в ходе комплексной инспекционной проверки ОАО "Мобилбанк" был отмечен повышенный уровень кредитного риска, риска потери капитала и ликвидности, наличие операционного и правового рисков, а также выявлены повторные факты непредставления и несвоевременного представления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Однако штрафы за данные нарушения на кредитную организацию не налагались, а лишь была проведена деловая встреча с руководством и направлено предписание. Кроме этого, в 1 и 2 кварталах 2006г. Московское Главное Территориальное Управление (далее по тексту - МГТУ) Банка России не применило штрафы к кредитным организациям за нарушение сроков направления отчетности, хотя факты наличия таких правонарушений были выявлены. В других же случаях за нарушения законодательства о банках и банковской деятельности МГТУ Банка России неоднократно применяет принудительные меры. Например, в период с 1 октября 2005г. по 5 октября 2006г. к ОАО "БАНК УРАЛСИБ" принудительные меры воздействия применялись Банком России 68 раз, к ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" - 48 раз, к ОАО Банк "Возрождение" - 32 раза, к ООО Коммерческий банк "Боровицкие ворота" - 30 раз(23).
Такой неравнозначный подход, нарушающий принцип равенства кредитных организаций перед законом(24), и принцип законности при применении Банком России штрафов(25) является недопустимым. Тем более в силу того, что эти меры применяются органом, обладающим властными полномочиями (Банком России), за нарушение обязательных требований и нормативов в сфере публичных правоотношений и по своей правовой природе они обладают административным характером(26). Следовательно, штрафы, применяемые к кредитным организациям Банком России не могут превышать установленный ст.15.26 КоАП РФ размер административного штрафа, и должны налагаться по правилам и в процессуальном порядке, установленном административным законодательством(27) для назначения административного наказания, которое требует строгого соблюдения закона, и осуществляется исходя из принципов законности, справедливости и индивидуализации административных наказаний.
Применение административного наказания, может быть признано законным и обоснованным, только при установлении таких обстоятельств как: наличие вины; была ли создана угроза интересам кредиторов и вкладчиков; привлекалась ли кредитная организация к административной ответственности ранее и др. Поэтому, при решении вопроса о назначении предупреждения или административного штрафа и при определении его размера обязательно учитывается характер совершенного кредитной организацией административного правонарушения, ее финансовое положение, а также обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность. Причем за одно и тоже административное правонарушение на банк или небанковскую кредитную организацию не может быть дважды наложено административное наказание (ч.5 ст.4.1 КоАП РФ), а при совершении кредитной организацией двух или более административных правонарушений наказание назначается за каждое из них в отдельности.
Однако, несмотря на установленные административным законодательством правила назначения административных наказаний, административные штрафы и предупреждения за нарушение федерального банковского законодательства к кредитным организациям не применяются, поскольку Банк России уже длительный период времени(28) налагает штрафы в размерах и порядке, установленном банковским законодательством. Более того, вместо установленных ст.15.26 КоАП РФ предупреждения и административного штрафа за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности к кредитным организациям применяются также меры, большая часть которых вовсе не установлена КоАП РФ в качестве административных наказаний. А по своей правовой природе, как уже было отмечено, они обладают административным характером. Среди таких мер принудительного воздействия - предъявление требований о замене руководителя кредитной организации; отзыв лицензии на осуществление банковских операций; запрет на осуществление отдельных банковских операций.
Следует отметить, что отзыв лицензии на осуществление банковских операций - это исключительная мера, применяемая к кредитным организациям за неоднократные нарушения. Сам по себе отзыв лицензии не влечет прекращение деятельности кредитных организаций как юридического лица, однако в силу особенностей их правового статуса, применение этой меры является начальным этапом процедуры банкротства банка или небанковской кредитной организации. Ведь лицензия предоставляет право юридическому лицу именоваться банком или небанковской кредитной организацией и осуществлять банковские операции, установленные федеральным банковским законодательством, поэтому совершенно очевидно, что отзыв Банком России этой лицензии не позволяет юридическому лицу дальнейшее осуществление банковских операций(29), и влечет его ликвидацию. Это может причинить существенный вред не только самой кредитной организации, но и интересам ее кредиторов и вкладчиков, и, прежде всего, в силу неравнозначного подхода Банка России к кредитным организациям и проявления субъективизма в действиях его служащих при применении принудительных мер. То есть, у той кредитной организации, в отношении которой достаточно наложения штрафа Банк России может отозвать лицензию, или применить другие меры в порядке банковского надзора в случае, если за совершенное правонарушение необходимо отозвать лицензию.
Но в силу социальной значимости осуществляемой кредитными организациями деятельности и возможности причинения существенного вреда интересам кредиторов и вкладчиков, применение меры, предполагающей невозможность осуществления банковских операций, должно быть реализовано в соответствующем порядке, который обеспечил бы соблюдение прав этих лиц. И в качестве такового, может выступать, установленный КоАП РФ процессуальный порядок привлечения кредитных организаций к административной ответственности.
Однако, отзыв лицензии, являющийся по своему характеру наказанием, КоАП РФ в качестве такового не предусмотрен. Административное законодательство вообще не знает такого наказания как лишение специального права юридического лица, в тоже время лишение физического лица такого права в соответствии с нормами КоАП РФ допускается. Более того аннулирование лицензии юридического лица в соответствии с Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности(30). Но предупредительные меры лишь указывают на недостатки в деятельности и их применение не влечет существенных последствий для кредитной организации, ее кредиторов и вкладчиков. Тогда как отзыв лицензии на осуществление банковских операций применяется принудительно за правонарушения, которые носят, как правило, грубый или систематический характер, и предполагает прекращение деятельности кредитной организации, что причиняет существенный вред не только экономическим интересам тех или иных лиц, но и государству в целом. Поэтому отсутствие в административном законодательстве такого наказания как лишение специального права юридического лица, которое могло бы применяться и к кредитным организациям по нашему мнению является неоправданным.
Равно как и то, что в качестве наказания за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, не установлены административное приостановление деятельности или дисквалификация. Хотя федеральное банковское законодательство позволяет применять за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности принудительные меры в виде временного запрета на осуществление банковских операций и предъявление требований о замене руководителей к кредитным организациям, которые по своей правовой природе обладают административным характером.
Например, запрет
на осуществление отдельных
Кроме этого
было бы полезно исключить
В целях совершенствования
процессуального порядка
Во-первых, исключить из ст.74 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" такую меру воздействия, применяемую к кредитным организациям за нарушение установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований, как штраф(32).
Во-вторых, поскольку
размеры административных штрафов,
предусмотренных санкциями ст.
В-третьих, установить в качестве административного наказания лишение специального права юридических лиц.
В-четвертых, установить за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности такие наказания как дисквалификация и административное приостановление деятельности.
Банковская тайна
Банковская тайна и ее соблюдение включают несколько аспектов: юридический, организационный (охрана банка), технический (применение мер защиты к самим документам). Юридический аспект банковской тайны подразумевает законодательное определение самого понятия, выявление субъектов, обязанных хранить эту тайну, установление содержания правомочий клиентов и пределы их осуществления, ответственность за нарушение тайны.
Исходя из практики можно предложить считать коммерческой тайной совокупность конфиденциальных сведений, имеющих действительную или потенциальную материальную или нематериальную ценность, не являющихся общедоступными третьим лицам и объявляемых предпринимателем (физическим лицом) или руководителем предприятия таковыми, но в пределах, установленных законодательством.
Банк в соответствии с законодательством Российской Федерации, гарантирует сохранение банковской тайны о данных своих клиентов, их операциях и счетах.
К банковской тайне относятся сведения касающиеся:
• Клиентов банка - их паспортные данные, сведения о местонахождении (местожительстве), банковских реквизитах юридического лица, сведения о его руководстве;
• Банковского счета клиента – вид счета, дата его открытия, номер счета, данные о суммах на счете, количество счетов клиента, сведения о владельце счета;
• Банковского вклада – вид вклада, сумма вклада, порядок начисления и размер процентов, срок вклада;
• Операция по счетам и вкладам клиентов – валюта счета, суммы, зачисляемые и списываемые со счета, документы на основании которых проводятся операции по счету, выписки со счетов;
• Корреспондентов банка – валюта и сумма операций, условия и даты сделок;
• Иной деятельности банка, связанной с управлением финансами, внутренними технологическими процессами, имеющие ценность для банка в силу неизвестности их третьим лицам.
Банковская тайна должна строго соблюдаться банком и не подлежит разглашению, а также опубликованию в средствах массовой информации и передаче третьим лицам.
В соответствии с законодательством не могут составлять тайны нижеперечисленные сведения о банке:
1. Учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;
2. Документы,
дающие право заниматься
3. Сведения по
установленным формам
4. Документы о платежеспособности;
5. Сведения о
численности, составе
6. Документы
об уплате налогов и
7. Сведения о
загрязнении окружающей среды,
нарушении антимонопольного
Информация о работе Ответственность кредитных организаций за нарушения банковского законодательства