Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 06:29, курсовая работа
Целью работы заключается в выявлении современных проблем авто кредитования в РФ и оценка перспектив его развития. Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
рассмотреть сущность автокредитования;
охарактеризовать виды автокредитования;
Глава 1 теоретические аспекты автокредитования
Сущность автокредитования и его виды
Законодательные основы организации автокредитования
Условия автокредитования
Глава 2 Перспективы развития рынка автокредитования в России
2.1 Анализ современных видов автокредитования
2.2 Перспективы развития автокредита в РФ
Стабилизация процентных ставок. В 2006-2007 годах снижение стабилизация процентных ставок по кредитам практически прекратилось.
Конкуренция на двух крупнейших российских рынках (Москва и Санкт-Петербург) стала очень высокой, и дальнейшее развитие идет в основном за счет развития крупных сетевых игроков и «нишевых» проектов. Развитие региональных программ столичными банками приводит к дополнительной конкуренции на местном уровне. Тем не менее, по некоторым данным потребность в кредитах в российских регионах сейчас удовлетворяется пока еще не в полном объеме.
Если раньше банки, стремясь получить свою выгоду, маскировали затраты по кредиту, взимая различные комиссии, обязывая покупать страховку только у «своих» страховых компаний, то теперь программы автокредитования видоизменяются в интересах покупателя.
Усилению конкуренции на рынке автокредитования способствует приход новых игроков в лице банков иностранных автопроизводителей.
Автокредитование продолжает оставаться основной движущей силой российского автомобильного рынка. Объем продаж новых легковых автомобилей, как в количественном, так и в денежном выражении достаточно быстро растет именно за счет притока на рынок кредитных ресурсов.
В 2006 году автокредитование охватило более 60% рынка - 750 тыс. автомобилей, а финансовая ёмкость этого сегмента бизнеса выросла до 10 млрд. USD, то есть почти в два раза больше, чем в 2005 году. Фактически тогда автокредитование приобрело черты цивилизованного рынка [18].
В 2007 году все основные тенденции сохранились. В 2007 году из 2,4 млн. проданных на российском рынке автомобилей - 1,15 млн. были приобретены с использованием различных кредитных схем. Суммарная емкость рынка автокредитования составила 16 млрд. USD, а стоимость одного «среднестатистического» кредита выросла до 13,9 тыс. USD [30].
К концу 2008 года незначительно возрос объем продаж-1,65 млн. авто. Суммарная емкость рынка-32,7 млрд. USD [30].
На первоначальном этапе развития рынка автокредитования в России (2000-2002гг), когда кредиты предоставляли всего несколько банков, выбор программ был ограничен. В основном предлагался «классический» вариант с достаточно жесткими условиями. С развитием рынка и роста числа игроков, усиливалась конкуренция, увеличивалось количество различных программ.
В годы начала формирования рынка автокредитования в России доминировали банки с иностранным капиталом. Со временем ситуация начала меняться. Банки, поставившие цель развивать розничное кредитование и, в частности, автокредитование, стали «набирать обороты».
Стремительное развитие авторынка в России потянуло за собой и развитие рынка автокредитования. Российские автопроизводители начали развивать собственные кредитные программы, большинство иностранных производителей выдают кредиты, заключая партнерские соглашения с российскими банками или филиалами крупнейших западных банков.
Крупные отечественные производители автомобилей начали выходить на рынок с собственными продуктами автокредитования в 2006 году: «Кредит на ГАЗ», «Новая формула внедорожника-5Х5»; «Лада Финанс».
Одной из первых иностранных компаний в России, предоставивших частным лицам возможность приобретать свои автомобили в кредит (2000г.), стала компания Ford. В конце 2006 года сразу несколько мировых автопроизводителей запустили в России свои финансовые сервисы совместно с российскими банками - «Renault Finance», «GM Finance», DaimlerChrysler Financial Services Russia.
Компания Toyota первой из мировых производителей открыла собственный банк в России. 21 июня 2007 г.
За время становления российскогог рынка автокредитования многое изменилось количество банков, предлагаемых этот вид кредитования, условия, количество и качество программ автокредитования, пакет документов, необходимый для оформления кредита и т. д.
2.2 Перспективы развития
Развитие рынка автокредитования, как и любого другого, зависит от многих условий - макроэкономических показателей, состояния автомобильного рынка, а также внутренних системных факторов.
Приобретение товаров, в том числе автомобилей, в кредит давно стало распространенной практикой для российских потребителей. Данные Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) свидетельствуют о растущей востребованности кредитов на отечественном рынке.
О растущей востребованности автокредитования также говорят и другие данные, полученные НАФИ в ходе проводимых исследований. Если в 2011 г. приобрести автомобиль в кредит планировали только 38%, то в 2014 г. этот показатель вырос до 58%.
Стимулом для российского рынка автокредитования послужила государственная программа льготного кредитования. По данным Минпромторга, в 2013 г. льготные кредиты на автомобили выдавали 65 банков. Всего для участия в программе было аккредитовано 150 банков.
Кроме поддержки продаж, ощутимый эффект от реализации программы получил и федеральный бюджет: в 2013 г. в виде налогов от реализации программы льготного автокредитования поступило 24 млрд. руб.
В настоящее время автокредитование попрежнему остается одним из крупнейших сегментов на российском кредитном рынке, занимая существенную долю. Если в 2010 г. доля кредитных продаж новых и подержанных автомобилей составляла только 34%, то к 2014 г. она достигла 55%.
До последнего времени российский рынок автокредитования демонстрировал уверенный рост. Увеличивались кредитные продажи как новых, так и подержанных автомобилей. Локомотивом российского автокредитования, как раньше, так и сейчас, осталась новая автомобильная техника. По итогам 2013 г. на ее долю приходилось 66,8% проданных в кредит автомобилей.
Весомой остается доля кредитов по новым автомобилям и на фоне всего российского кредитного рынка. В 2013 г. им принадлежало 45% российского рынка кредитования, и это максимальный показатель за последние четыре года.
Рис. Динамика российского рынка автокредитования, 2013-2014 гг.
В то же время на фоне очевидной положительной динамики автокредитования в 2014 г. на этом рынке стали проявляться другие тенденции. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), количество выданных кредитов на рынке сокращается, тогда как средняя сумма займа увеличивается.
Несмотря на снижение темпов развития автокредитования, займы на покупку автомобилей имеют большое значение для российских потребителей. О важности кредитного механизма свидетельствует низкий уровень просроченной потребительской задолженности по автомобильным займам.
По данным НБКИ, по состоянию на начало второго квартала 2014 г. коэффициент просроченной потребительской задолженности на 01.07.2014 г. по автокредитам составлял 3,9%. Для сравнения, на 01.01.2014 г. этот показатель был равен 4,5%.
Кроме того, коэффициент просроченной потребительской задолженности по автокредитам оказался существенно ниже коэффициентов потребительской задолженности по другим сегментам кредитного рынка. Например, коэффициент просроченной потребительской задолженности по кредитам с использованием кредитных карт по состоянию на 01.01.2014 г. составлял 4,1%. Аналогичный показатель по кредитам на покупку потребительских товаров оказался еще выше и достиг 6,7%.
При этом показатель просроченной задолженности по автокредитам на протяжении последнего времени в целом по России постепенно снижался. По данным НБКИ, если в первом квартале 2011 г. просроченная задолженность по автокредитам достигала 19,16%, то за аналогичный период 2014 г. она составила лишь 13,51%.
Между тем на фоне относительно невысокого коэффициента просроченной задолженности по автокредитам по России в целом ситуация в некоторых регионах вызывает опасения. Например, в Приморском крае просроченная задолженность по автокредитам растет быстрее, чем объемы автокредитования.
Одной из значимых тенденций современного рынка автокредитования в России является увеличение доли подержанных автомобилей, оформленных в кредит. Это связано с общей экономической ситуацией и состоянием рынка подержанной автомобильной техники, который в последнее время стал развиваться более активно.
Причины такого роста эксперты связывают с несколькими факторами, которые имеют кумулятивный эффект для рынка подержанной техники и для рынка кредитования таких автомобилей.
Во-первых, рынок бывших в эксплуатации автомобилей менее чувствителен к ситуации в экономике. Даже в сложных экономических условиях, когда сегмент новых автомобилей падает, сектор подержанной техники остается стабильным.
Во-вторых, положительно отражается на рынке подержанных автомобилей и развитие программ trade-in среди официальных дилеров.
В-третьих, парк подержанной техники растет, что создает хорошие предпосылки для дальнейшего развития автокредитования таких автомобилей. Кроме того, современный рынок автомобилей с пробегом характеризуется широким выбором и в определенной степени способен конкурировать с рынком новых автомобилей. В особенности, это касается автомобилей с небольшим сроком эксплуатации. Именно в этот сегмент - автомобили со сроком эксплуатации от 3 до 5 лет - смещается современный спрос на рынке подержанной техники.
Одна из тенденций современного рынка автокредитования связана с переоценкой данного направления со стороны некоторых финансовых организаций. Те кредиторы, которые ранее не дооценивали сегмент автокредитования, изменили свою политику и стали оценивать свою рыночную нишу по-новому. Такие банки концентрируют все большие усилия на автокредитовании и увеличивают ресурсы на развитие этого вида финансовых услуг.
Существует и ряд факторов, тормозящих развитие российского рынка автокредитования. Связаны они с особенностями потребительского поведения.
Рис. Основные барьеры на российском рынке автокредитования, %
По данным НАФИ, потенциальных заемщиков, отказавшихся оформить автокредит, больше всего беспокоят высокий размер ставки и большой процент переплаты. Другие причины отказа от автокредита со стороны потребителей связаны с нежеланием «жить в долг», низкими доходами, отсутствием уверенности в будущем, большим первоначальным взносом и т.д.
Еще один важный момент касается порядка совершения сделки и оформления кредитного договора. Нередки такие случаи, когда заемщики оказываются в затруднительном положении. После заключения договора клиенты обнаруживают, что реальные процентные ставки и, соответственно, выплаты по договору оказываются выше тех, на которые они рассчитывали в момент заключения сделки. Информация о реальных ставках могла быть предоставлена устно не в полной мере или недостаточно подробно.
Подобное недопонимание между клиентом и банком становится возможным также из-за особенностей оформления самого кредитного договора, в котором реальная процентная ставка по кредиту или другим важным условиям, например, максимальной ставке, прописывается мелким шрифтом. Клиенты на момент заключения сделки не всегда обращают внимание на трудночитаемый текст договора.
В результате, с одной стороны, клиент становится заложником собственной невнимательности, а с другой стороны, позиция самих банков вызывает вопросы.
Возникающие проблемные ситуации в определенной степени дискредитировали рынок автокредитования. Эксперты в этой связи рекомендуют кредиторам не вводить потребителей в заблуждение.
Для повышения эффективности автокредитования кредиторы разрабатывают новые кредитные продукты, внедряют новые схемы работы.
Большое внимание в работе по повышению эффективности автокредитования банки также уделяют борьбе за клиента. Кредиторы стремятся использовать при этом весь арсенал средств, начиная от создания более привлекательных кредитных условий и заканчивая разработкой новой системы взаимоотношения с клиентом. Особый акцент банки делают на качестве обслуживания.
В кредитных организациях прекрасно понимают, что современный клиент обращает внимание практически на все. Для некоторых потенциальных покупателей особенно значимым является временной ресурс. Поэтому банки стремятся сократить до минимума время на рассмотрение заявки и принятие решения, которое может быть вынесено даже в течение одного часа.
Для эффективной борьбы за клиента кредиторам важно правильно оценивать факторы, которыми руководствуются потенциальные потребители при выборе банка. По данным НАФИ, ключевым моментом для клиентов являются привлекательные условия кредита – это величина процентной ставки, отсутствие комиссионных сборов, дополнительные бонусы и т.д.
Важными для заемщика являются опыт сотрудничества с конкретным банком, а также статус банка. Предпочтение отдается финансовым организациям с государственным участием. В то же время эти факторы имеют важное значение для гораздо меньшего количества потенциальных заемщиков.
Также желающие получить кредит при выборе банка учитывают рекомендации друзей или родственников. Кроме того, близость банка и его отделений к месту проживания или работы играет определенную роль для потенциальных заемщиков.
Для некоторых потенциальных заемщиков определяющее значение имеют такие характеристики банка, как его размер (желательно, чтобы он был крупный), а также статус – часто клиенты предпочитают сотрудничать с иностранными банками.
Существует, правда, и такая группа потребителей, для которых названные факторы не имеют существенного значения.
Увеличить эффективность направления автокредитования кредиторы стремятся и за счет расширения клиентской базы. Для этого банки ведут более активную работу в регионах. Перспективы этого канала большие, но пока работа в этом направлении осложняется невысокими доходами потенциальных заемщиков на периферии.
Информация о работе Перспективы развития рынка автокредитования в России