Пластиковые карты в банковском деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:11, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение настоящей ситуации рынка пластиковых карт, а также проанализировать внедрение карточного проекта в одном из территориальных банков самого крупного банка России – Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка Российской Федерации. Объектом исследования является Южное отделение №7004/0491 Сбербанка России. Предмет – пластиковые карты на примере Южного отделения Сбербанка России №7004/0491. В ходе работы были поставлены задачи: Изучение теоретических аспектов, касательно сущности пластиковых карт. Анализ деятельности Южного отделения Сбербанка России №7004/0491 с пластиковыми картами
Выявление проблем современного рынка пластиковых карт. Разработка возможных решений выявленных проблем.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 279.04 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Переход на новые формы  экономических отношений повлек за собой реструктуризацию банковской системы и внедрение новых  программных форм расчетов, к числу  которых относят и расчеты  пластиковыми картами. Банковская пластиковая  карта – это один из инструментов безналичных расчетов, получивший широкое распространение, особенно в последние годы и являющийся важным инструментом не только банковской системы, но и повседневной жизни. В современном мире пластиковые карточки широко распространены и нашли свое применение в банковской сфере и торговле. Тема пластиковых карт актуальна,  последние исследование показывают что пластиковые карты развиваются, расширяется спектр услуг, которые предоставляют пластиковые карты. Очевидны преимущества, получаемые от использования пластиковых карточек предприятиями торговли и сервиса: уменьшение расходов на инкассацию, транспортировку и обналичивание средств, упрощение расчетов с покупателями. Как видно, сфера применения данного платежного инструмента чрезвычайно широка. Экономисты называют пластиковую карту «услугой века», одним из ключевых «технологической революции в банковском деле». Операции с пластиковыми карточками открыли новые перспективы финансового обслуживания клиентов и, соответственно, расширили возможности получения банковской прибыли за счет получения комиссионных, взимаемых с операций по картам: увеличения числа клиентов за счет предоставления услуг нового типа, уменьшения расходов на обслуживание наличного оборота и др. Преимущества, связанные с внедрением пластиковых карточек на российском рынке, очевидны. Для клиентов – это возможность иметь при себе только карточку, а не крупную сумму денег, что позволяет уменьшить риск потери денег. Держателям карт предоставляются льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшаются затраты при проведении финансовых операций, в том числе и покупок с использованием различных валют (поскольку конвертация производится по курсу биржи, а не по завышенному курсу магазина). Очевидны преимущества, получаемые от использования пластиковых карточек предприятиями торговли и сервиса. Это и уменьшение расходов на инкассацию, транспортировку и обналичивание средств, и возможность уменьшения цен при продаже «валютных» товаров, и упрощение расчетов с покупателем (отсутствие сдачи и подсчета денег покупателем и кассиром), а также реклама предприятия и т. д. Безусловный интерес представляет пластиковая карточка и для крупных предприятий при выдаче зарплаты своим сотрудникам. Разносторонний интерес к данному инструменту способствует быстрому распространению банковских карт,  свидетельствуя о том, что эта форма расчетов выгодна основным  участникам системы.

Целью данной работы является изучение настоящей ситуации рынка пластиковых карт, а также проанализировать внедрение карточного проекта в одном из территориальных банков самого крупного банка России – Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка Российской Федерации.

Объектом исследования является Южное отделение №7004/0491 Сбербанка России. Предмет – пластиковые карты на примере Южного  отделения Сбербанка России №7004/0491.

В ходе работы были поставлены задачи:

  • Изучение теоретических аспектов, касательно сущности пластиковых карт
  • Анализ деятельности Южного отделения Сбербанка России №7004/0491 с пластиковыми картами
  • Выявление проблем современного рынка пластиковых карт
  • Разработка возможных решений выявленных проблем

Данная работа состоит  из трех глав.

В первой главе представлена теоретическая информация, раскрывающая суть пластиковых карт, существующие виды, риски связанные с организацией процессов по пластиковым картам, так же рассматриваются преимущества и недостатки использования пластиковых  карт;

Во второй главе на основе фактических данных представлен анализ деятельности Южного отделения Сбербанка России №7004/0491 в сфере пластиковых карт, выявляются существующие проблемы.

В третей главе представлены возможные пути решения выявленных проблем и перспективы развития рынка пластиковых карт, а также внедрение нового проекта по пластиковым картам.

Методы исследования –  аналитический, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей,  обобщения.

При написании дипломной  работы использовались такие источники  информации как:

  • переводная зарубежная литература, составляющая теоретическую базу работы;
  • действующее российское законодательство;
  • материалы российской печати по изучаемой проблеме;

Практическую основу работы составляют материал предоставленный Южным отделением Сбербанка России № 7004/0491.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоритические и методические основы применения банковских пластиковых карт

 

1.1 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ

История развития хозяйственных  систем  представляет собой  бесконечную  цепь попыток упростить, облегчить  и ускорить платежи и расчеты  между участниками экономического оборота. Под расчетами мы понимаем обмен информацией между плательщиком и получателем денег, а также между финансовыми посредниками (банками) о порядке и способах погашения обязательств. Что касается платежа, то это безотзывная и безусловная передача денег плательщиком получателю, завершающая процесс расчетов. Кроме  налично-денежного обращения с появлением и развитием банков начала складываться система безналичных расчетов. Банки принимали депозиты и открывали счета фирмам и частным лицам. Это позволило осуществлять платежи не только путем передачи наличных денег, но и посредством перевода средств с одного счета на другой. Одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов  в сфере денежного обращения является пластиковая банковская карта.

Прежде чем перейти  непосредственно к описанию пластиковых  карт необходимо разобраться в вопросе  «что  такое финансовый инструмент». В словаре по экономике и финансам дается следующее определение: «Финансовый  инструмент – это финансовый документ (валюта, ценная бумага, денежное обязательство, фьючерс, опцион и т. п.), продажа или передача которого обеспечивает получение денежных средств». По мнению авторов словаря бизнес-терминов Финансовые инструменты – это финансовые обязательства и права, обращающиеся на рынке, как правило, в документарной форме. Т.е. по сути, финансовый инструмент – это любой контракт, результатом которого является появление определенной статьи в активах одной стороны контракта и статьи в пассивах другой стороны контракта. [ 28] Кредитные организации наделены правом осуществлять эмиссию банковских карт. Все это вызывает необходимость в четком определении понятия банковской карты, договора о выдаче банковской карты и порядке расчетов с ее использованием.

Банковская карта представляет собой документ, выдаваемый кредитной  организацией в подтверждение размещения на банковском счете денежных средств  в указанной в договоре валюте, на основании которого держатель  карты получает возможность неоднократно снимать со счета наличные денежные средства и (или) осуществлять оплату услуг (произведенных работ, приобретенного товара). Банковские карты называют также платежными.[17] т.е. можно смело сказать, что пластиковая карта – это универсальный платежный (финансовый) инструмент, представляющий собой контракт между кредитной организацией и ее клиентом, с правом держателя карты распоряжаться размещенными на открытом счете в этом банке средствами. Так же можно сказать, что пластиковая карта – это обобщающий термин, который обозначает все виды карточек, различающихся по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, по своим техническим возможностям и организациям.

В отечественной и зарубежной практике различают несколько видов  карт в зависимости от классификации. Существуют различные критерии для классификации пластиковых карт. Самой очевидной классификацией является разделение пластиковых карт приведенных в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация пластиковых карт

Классификация

Карты

  1. По эмитентам

Банковские, торговые, топливные, транспортные и др.

  1. По материалу

Бумажные (картонные), пластиковые, металлические 

 

  1. По общему назначению

Идентификационные, информационные, для финансовых операций

  1. От экономического содержания операций на карте

Дебетовая, кредитовая

 

Окончание таблицы 1

Классификация

Карты

  1. От юридического статуса   владельцев

Корпоративные, личные

  1. По категории клиентуры на которую ориентируется эмитент

 

Обычные, серебряные, золотые

  1. По характеру использования

Индивидуальная, семейная, корпоративная

  1. По территориальной принадлежности

Международные, национальные, локальные

 

  1. По времени использования

Ограниченные временные  промежутком, неограниченные(бессрочные)


Далее рассмотрим классификацию  пластиковых карт более подробно.

    1. по организациям, которые их выпускают (эмитентам):
  • банковские карты
  • торговые карты
  • топливные карты
  • транспортные карты и др.

Это наиболее очевидная классификация, из названия карт очевидно, что банковские карты выпускают банки, торговые карты – магазины, сети АЗС выпускают топливные карты, транспортные организации (метро, железная дорога) – транспортные карты. Список можно продолжить.

  1. По материалу, из которого они изготовлены:
  • бумажные (картонные)
  • пластиковые
  • металлические

В настоящее время наибольшее распространение получили пластиковые карты. Однако для идентификации держателя карты часто используются бумажные (картонные) карты, запаянные в прозрачную пленку. Это ламинированные карты. Ламинирование является довольно дешевой и легкодоступной процедурой и поэтому, если карта используется для расчетов, то с целью повышения защищенности от подделок применяют более совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика. В то же время, в отличие от металла пластик легко поддается термической обработке и давлению (эмбоссированию – нанесение текста на карту путем выдавливания пластика. Обычно используется для нанесения номера или имени владельца карты. Выдавленный текст может быть покрашен в цвет, отличный от цвета пластика, в том числе золотистый или серебристый.), что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту.

  1. По общему назначению:
  • идентификационные
  • информационные
  • для финансовых операций

Однако это разделение не является взаимоисключающим, т.е. к  примеру, крупная компания может  выдавать каждому своему сотруднику карту, которая:

а) является пропуском, разрешающим проход в определенные зоны предприятия  – идентификационная функция

б) на той же карте может быть записана в кодированном виде какая-либо важная информация о держателе карты – информационная функция

в) кроме того, такая карта может использоваться еще для расчетов в магазинах данной компании – расчетная функция

  1. В зависимости от экономического содержания операций по карте:
  • дебетовая;
  • кредитная.

При осуществлении расчетов держатель карты ограничен рядом  лимитов.

Держатель дебетовой карты  должен заранее внести на свой счет в банке-эмитенте некоторую сумму. Ее размер и определяет лимит доступных  средств. При осуществлении расчетов при помощи карты синхронно уменьшается  и лимит. Контроль лимита осуществляется при проведении авторизации, которая  при использовании дебетовой  карты обязательна всегда. Для  возобновления (или увеличения) лимита держателю карты необходимо вновь  внести средства на свой счет. Посредством кредитной карты держатель может не вносить кредит. В этом случае лимит связан с величиной предоставленного кредита, в рамках которого держатель карты может расходовать средства. Кредит может быть как однократным, так и возобновляемым. Возобновление кредита после погашения либо всей суммы задолженности, либо некоторой ее части в зависимости от договора с держателем карты. Помимо этого, кредитные карты можно подразделить на три категории:

а)  расчётные или так называемые чардж-карты (тип лицевого карточного   счёта – расчётный счёт, но режим ведения счёта таков, что позволяет производить расчёты по карте не только в пределах свободного остатка, но и в пределах разрешённого овердрафта по счёту, размер которого оговаривается в договоре или тарифах банка, при этом задолженность должна ежемесячно погашаться держателем карты в полном объёме);

 б)  револьверные кредитные (тип лицевого карточного счёта – ссудный, однако жёсткое требование ежемесячного погашения ссудной задолженности в полном объёме отсутствует);

 в) револьверные овердрафтные (тип лицевого счёта – расчётный счёт с допущением овердрафта, требование ежемесячного погашения ссудной задолженности в полном объёме отсутствует).

  1. В зависимости от юридического статуса владельцев карт:
  • корпоративные;
  • личные.

Корпоративные карты предназначены  для физических лиц и подразделяются на: «зарплатные карты» (эмитент заключает договор с организацией, а держателями карт являются ее сотрудники в качестве частных лиц) и «бензиновые» карты (эмитент заключает договор с организацией для расчетов за ГСМ одним или несколькими сотрудниками).

Информация о работе Пластиковые карты в банковском деле