Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:01, курсовая работа
Цель данной работы – сделать обобщение по изученной литературе по исследуемой проблеме, осуществить анализ фактических данных, отражающих состояние национальной платежной системы, выявить перспективы ее развития и сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.
Введение…………………………………………………………………………4
1 Теоретические основы функционирования платежной системы………….6
1.1 Платежная система Республики Беларусь и ее элементы………………..6
1.2 Виды платежных систем…………………………………………………...13
2 Анализ состояния АС МБР как ключевого компонента платежной системы Республики Беларусь…………………………………………………………..16
3. Перспективы развития платежной системы Республики Беларусь………23
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников…………………………………………30
В клиринговой системе расчетов осуществлялись так называемые «прочие платежи» (несрочные и по сумме не относящиеся к категории крупных платежей, включая расчеты по сделкам купли-продажи ценных бумаг и с использованием банковских пластиковых карточек). Они проводились в течение дня на чистой основе с различными интервалами и завершались в системе BISS с отражением результатов по корреспондентским счетам участников. Оборот по клиринговой системе составлял порядка 10 % общей суммы платежей посредством АС МБР и 90 % их количества.
При расчетах на
основе клиринга каждый
Каждая из систем
имеет свои достоинства и
Помимо АС МБР национальная система включает совокупность взаимодействующих систем и средств автоматизации процессов денежных переводов:
• систему расчетов
по сделкам купли-продажи
• системы безналичных расчетов на основе банковских пластиковых карточек;
• программно-техническую
инфраструктуру платежной
• локальные
Все вышеперечисленные
подсистемы различаются как
Связующими элементами платежной системы являются правила и процедуры, которые характеризуют ее как целостное образование, и каждая составляющая функционирует в определенных пределах и в интересах всех участников. Правила и процедуры национальной платежной системы определяются ее правовой базой, которая включает два уровня. Первый уровень содержит законы Республики Беларусь, второй — инструкции и другие нормативные документы Национального банка.
Основными платежными
средствами в платежных
1) обязательства банков перед клиентами (депозиты клиентов);
2) обязательства банков
перед другими банками (
3) средства на корсчетах в Национальном банке;
4) обязательные резервы в Национальном банке.
Последние три группы депозитов образуют средства межбанковских расчетов.
Под платежными
инструментами подразумеваются
технические средства передачи
информации о платеже между
участниками расчетно-
Таким образом, все перечисленные составляющие платежной системы должны четко взаимодействовать друг с другом. Только в этом случае может быть достигнута эффективность ее функционирования. Под последней подразумевается своевременность и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведение платежей. Непредвиденные сбои в системе или неожиданные задержки в платежах негативно сказываются на имидже платежной системы, вызывая недоверие участников расчетов и возможность возникновения платежного кризиса, в то время как при эффективном ее функционировании существенно сокращаются операционные издержки, улучшается качество управления ликвидностью в банках и на предприятиях.
1.2 Виды платежных систем
Основным назначением платежной системы является организация межбанковских расчетов. Под ними понимаются расчеты по выполнению денежных требований и обязательств, возникающих между банками, а также банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями относительно исполнения платежей, инициированных как самими банками, так и клиентами. Основная часть расчетов, как правило, инициирована клиентами.
В зависимости от
организации межбанковских
Форма собственности применительно к платежным системам отражает правовой статус ее собственника и оператора, то есть показывает, кому принадлежат права распоряжения и управления системой. В государственных системах собственником и оператором выступает центральный банк, выполняющий одновременно и роль участника (например, в Беларуси, ФРГ, США и других). В частных системах собственником и оператором системы выступает группа крупных коммерческих банков в лице банковских ассоциаций и клиринговых палат, где центральный банк выполняет функцию расчетного агента последней инстанции, не являясь фактически ее участником (Канада). Смешанная платежная система находится либо в совместной собственности коммерческих банков и центрального банка, либо действует на основе разделения функций собственника и оператора между центральным банком и частными агентами (Бельгия, Великобритания) [11, c.94].
По степени подчинения
различают централизованные и
децентрализованные системы.
По условиям приема
участников выделяют системы
с равными требованиями и
По порядку резервирования средств различают платежные системы, операции в которых проводятся только после предварительного резервирования участниками расчетов денежных средств на отдельных счетах, и системы без предварительного резервирования средств. Так, расчеты на валовой основе по корреспондентским счетам банков в Национальном банке Республики Беларусь проводятся в пределах имеющихся средств. В начале осуществления расчетов по прочим банковским переводам в системе клиринг ее участники могут иметь нулевые остатки по счетам.
По размерам сумм и срочности платежей различают системы, в рамках которых платежи производятся на равных условиях независимо от их суммы и сроков, и системы перевода крупных и мелких сумм денежных средств, а также срочных платежей [16, c.87].
При оценке способа завершения расчетов принципиальное значение имеет не только способ проведения расчетов, который может быть валовым, то есть в полной сумме или на нетто-основе с учетом встречных требований и обязательств, но и время достижения окончательного расчета. Расчет может производиться в режиме дискретного времени, то есть один или несколько раз в течение дня, и в режиме реального времени. Последний вариант предусматривает расчеты в течение всего дня, при этом предполагается их высокая скорость, гибкость и надежность, чему гарантией — прямое участие центрального банка. Такой порядок завершения расчетов по крупным и срочным платежам характерен для нашей национальной платежной системе.
Таким образом,
платежные системы могут
2 Анализ состояния
АС МБР как ключевого
Платежная система — это по сути своей кровеносная система экономики. В развитых странах Запада выделяют четыре критически важные системы, выход которых из строя приведет к непоправимым последствиям, - это системы водо- и энергоснабжения, защита атомных объектов и платежная система. Поэтому обеспечение надежной работы платежной системы – одна из главных задач Национального банка. Автоматизированная система межбанковских расчетов (АС МБР) является ключевым компонентом платежной системы страны, который находится в собственности Национального банка и обеспечивает проведение межбанковских расчетов в белорусских рублях. В состав АС МБР входят следующие функциональные системы: система BISS, система передачи финансовой информации, автоматизированная система “Центральный архив межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь”. Учитывая роль и место АС МБР в платежной системе, вопросы ее состояния и развития регулярно рассматривает Правление Национального банка. Постановлением Правления Национально банка от 24.07.2009 № 118 Главному управлению платежной системы (ГУПС) совместно с заинтересованными, было поручено продолжить работу по повышению надежности, безопасности и эффективности функционирования платежной системы, достижению полного соответствия Ключевым принципам для системно значимых платежных систем. Банкам было рекомендовано принять дополнительные меры по повышению уровня управления ликвидностью, организации надлежащей работы с обслуживаемой клиентурой и обеспечению передачи в АС МБР электронных платежных документов в строгом соответствии с Графиком приема и обработки системой BISS электронных платежных документов и электронных сообщений. А также до конца 2009 г. разработать планы обеспечения непрерывной работы и восстановления работоспособности участников АС МБР. Необходимо отметить, что за прошедший период Национальным банком реализованы организационно экономические и технические мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование функционирования АС МБР и расширение сферы применения электронного документооборота. Весь межбанковский платежный поток обрабатывается в системе BISS, сокращен бумажный документооборот, увеличена доступность платежных услуг конечным пользователям за счет расширения каналов доставки платежных инструкций в банк. Обеспечиваются потребности реального сектора экономики, бюджета, банковской системы в своевременном и качественном проведении расчетов на территории Республики Беларусь. Разработан ряд нормативных правовых актов, которыми уточнены отдельные аспекты проведения межбанковских расчетов в системе BISS:
Программно-технический комплекс АС МБР соответствует требованиям руководящих документов и стандартов Республики Беларусь по обеспечению технической возможности проведения межбанковских расчетов. Случаев несанкционированного доступа в платежную систему не допущено[18, с.10-15].
Коэффициент доступности АС МБР для банков в 2010 г. составил 99,71% дневного фонда рабочего времени, за 9 месяцев 2011 г. — 100 % (при нормативном значении не ниже 99,5%). Показатели, характеризующие работу АС МБР, отображены в таблице 2.1
Таблица 2.1 – Основные показатели работы системы BISS
Показатели |
Январь-сентябрь 2010г. |
Январь-сентябрь 2011г. |
Отклонение | |
(гр.3-гр.2) |
(гр.3/гр.2)*100 | |||
1. Проведено платежных инструкций 1.1. По количеству, тыс. единиц 1.2. По сумме, млрд. рублей |
44 610,5 716 456,6 |
46 852,2 1 476 412,7 |
2 241,7 759 956,1 |
105,0 206,1 |
2. Среднедневной оборот 2.1. По количеству, тыс. единиц 2.2. По сумме, млрд. рублей |
233,6 3 751,1 |
245,3 7 729,9 |
11,7 3 978,8 |
105,0 206,1 |
3. Средний размер платежной инструкции, млн. рублей |
16,1 |
31,5 |
15,4 |
195,7 |
4. Аннулировано платежных инструкций 4.1. По количеству, тыс. единиц В процентах
к общему количеству 4.2. По сумме, млрд. рублей В процентах
к общему количеству отправленн |
1 0,0
2 700,0 0,0 |
0 0,0
0,0 0,0 |
-1
-2 700,0 |
0
0,0 |
5. Коэффициент доступности, процентов* |
99,6 |
100,0 |