Платежная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – сделать обобщение по изученной литературе по исследуемой проблеме, осуществить анализ фактических данных, отражающих состояние национальной платежной системы, выявить перспективы ее развития и сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
1 Теоретические основы функционирования платежной системы………….6
1.1 Платежная система Республики Беларусь и ее элементы………………..6
1.2 Виды платежных систем…………………………………………………...13
2 Анализ состояния АС МБР как ключевого компонента платежной системы Республики Беларусь…………………………………………………………..16
3. Перспективы развития платежной системы Республики Беларусь………23
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников…………………………………………30

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 389.50 Кб (Скачать файл)

* Показатель отражает готовность АС МБР осуществлять прием электронных платежных документов от участников системы BISS.

 

Межбанковский платежный оборот за 2010 г. составил 6,8% годовых ВВП страны (таблица 2.2).

Таблица 2.2 –  Межбанковский платежный оборот и ВВП Республики Беларусь за 2008-2011гг.

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

Январь-сентябрь 2011г.

ВВП РБ, млрд. рублей (ВВП)

129 790,8

137 442,2

162 963,6

186 700,0

Межбанковский платежный  оборот, млрд. рублей (МПО)

767 522,4

1 191 777,0

1 107 640,4

1 476 412,7

МПО/ВВП

5,9

8,7

6,8

7,9


 

В системе BISS в  январе — сентябре 2011 г. проведено 46 852,2 тыс. платежных инструкций (среднедневной оборот по количеству составил 245,3 тыс. платежных инструкций) на сумму 1 476 412,7 млрд. руб. (сумма среднедневного оборота — 7 729,9 млрд. руб.).

Количество проведенных платежных инструкций в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло на 5%, сумма платежей увеличилась в 2 раза, а также на 95,7% стал больше средний размер платежа. Аннулированных платежей нет.

Ценовая политика на услуги АС МБР направлена на покрытие издержек на ее функционирование и получение прибыли в размере, обеспечивающем потребности на ее поддержку и развитие (таблица 2.3).

Таблица 2.3 –  Финансово-экономические показатели АС МБР за 2007-2011гг., млн. рублей

№ п/п

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Январь-сентябрь 2011г.

1.

Доходы

11 641,3

14 534,6

18 655,9

21 703,1

19 844,2

2.

Расходы

10 096,0

12 111,0

13 902,3

17 809,5

17 410,5

3.

Прибыль (убыток)

1 545,3

2 423,6

4 753,6

3 893,6

2 433,7

4.

Рентабельность, %

15,3

20,0

34,2

21,9

14,0


 

Применение дифференцированных коэффициентов к установленным размерам платы за расчетные услуги способствует повышению сбалансированности и равномерности платежных потоков в течение операционного дня, нивелирует нагрузку на ПТК АС МБР (таблица 2.4).

Таблица 2.4 –  Дифференцированные коэффициенты к размеру платы за расчетные услуги Национального банка

Интервал

Время

Коэффициент

1

Начало операционного  дня-11:00

0,6

2

С 11:00 до 14:00

1,0

3

С 14:00 до 16:00

2,0

4

С 16:00 до 16:30

50

5

С 16:30 до закрытия текущего операционного  дня

10


 

 

Динамика размера платы за обработку 1 трансакции в АС МБР за 2009-2011гг.

Показатели

2009г.

2010г.

Январь-сентябрь 2011г.

Средний размер платы, рубли

407,3

355,8

412,0

Средний размер платы, доллары  США

0,15

0,12

0,11


 

Так, в январе — сентябре текущего года в систему BISS до 14.00 поступило 65,2% платежных документов (в 2009 г. — 62,5%, в 2010 г. — 64%)

Рисунок 2.1- Распределение  электронных платежных документов по временным интервалам поступления  в систему BISS

Анализ тарифов  на услуги АС МБР показывает, что они являются одними из самых низких на постсоветском пространстве. Это результат того, что функции разработки программного обеспечения, сопровождения и эксплуатации АС МБР в основном выполняются собственными силами высококвалифицированного персонала Расчетного центра. Однако некоторые коллеги, посетив Казахстан, пытаются пропагандировать его опыт в части обслуживания Межбанковской системы перевода денег (МСПД) на основе аутсорсинга информационных услуг от сторонних организаций. При этом не учитываются экономические аспекты. Так, сравнительный анализ тарифов на услуги МСПД Казахстана и тарифов на услуги АС МБР в долларах США показывает, что базовые тарифы в Казахстане почти в 6 раз выше, чем в Беларуси (39 центов и 6,6 цента соответственно).

Учитывая эти  аргументы, необходимо сохранить за Расчетным центром нынешние функции в полном объеме, что позволит и в дальнейшем обеспечивать надежное, безопасное и эффективное функционирование АС МБР как ключевого компонента платежной системы страны. Следует отметить, что наряду с общими положительными результатами, достигнутыми в области повышения эффективности обработки платежей в АС МБР, имеются и отдельные недостатки. Надо констатировать, что пока не обеспечен полный переход на безбумажный электронный документооборот между органами государственного управления и Национальным банком в части ведения нормативно-справочной информации, используемой в АС МБР. Решение этой проблемы позволит оперативно обновить справочники и снизить вероятность возникновения ошибок в электронных платежных документах. В целях нивелирования нагрузок на функциональные системы АС МБР и программно-технические комплексы банков в 2009 г. было внедрено программное обеспечение системы BISS, допускающее использование формата составного электронного платежного документа типа МТ 102 с системным кодом назначения 03 (далее — ЭПД МТ 102/3). На сегодняшний день банками достаточно активно используются ЭПД МТ 102/3. Однако следует отметить, что сложившиеся в настоящее время реалии их практического использования не совсем соотносимы с первоначальными целями. Анализ показал, что банки зачастую применяют данный тип электронного платежного документа для перечисления средств в уплату платежей в бюджет, принятых в кассу банка наличными. Это является нарушением, так как формат документа не позволяет включать содержащиеся в реестре сведения о плательщиках — физических лицах, и банки вынуждены сопровождать электронный перевод денежных средств досылкой реестров платежных документов на бумажном носителе. Кроме того, ЭПД МТ 102/3 имеет ряд недостатков, приводящих к задержке расчетов (пакетный принцип формирования сообщения, отсутствие возможности отзыва отдельной платежной инструкции, возврат без исполнения всех платежных инструкций в случае отбраковки одного электронного платежного документа). Отмеченные недостатки необходимо устранить. В рамках надзора за системой BISS силами ГУПС осуществляется мониторинг работоспособности ее программно-технических комплексов, сбойных ситуаций в функционировании автоматизированных систем банков, а также изменений регламента работы системы, проводятся надзорные мероприятия с ее участниками и оценка операционного риска. На протяжении нескольких последних лет просматривается тенденция постепенного снижения количества продлений работы системы BISS по техническим причинам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы  развития платежной системы Республики  Беларусь

 

Национальный банк в  перспективе останется собственником АС МБР и как регулятор платежной системы страны продолжит работу по совершенствованию ее правовой базы, разработке и применению стандартов и процедур осуществления платежных операций, выполнению функций расчетного банка и кредитора последней инстанции, формированию ценовой политики на расчетные услуги Национального банка, организации риск-ориентированного надзора за платежной системой с применением современных методик и инструментария.

Приоритетные задачи заключаются в определении общей  стратегии управления рисками в системе BISS, разработке и внедрении комплексной системы анализа (оценки) рисков и управления ими. Составной частью данной системы является разработка каталога угроз в аспекте операционного риска в целях его идентификации, оценки, управления и надзора за ним.

В развитие направления  по обеспечению непрерывного функционирования платежной системы в форс-мажорных обстоятельствах целесообразно разработать и реализовать концепции создания удаленного резервного центра АС МБР и структурированного резервного вычислительного центра банковской системы Республики Беларусь.

Национальному банку  необходимо продолжить работу по оптимизации и совершенствованию системы BISS с целью снижения затрат на ее эксплуатацию и сопровождение. Будет продолжена работа по совершенствованию ценовой политики на расчетные услуги Национального банка, направленной на обеспечение равномерности распределения платежного потока в течение операционного дня системы, покрытие издержек на ее функционирование доходами и получение прибыли в размере, обеспечивающем финансирование мероприятий по ее развитию.

Согласно Ключевым принципам для системно значимых платежных систем нормативная правовая база должна четко и полно определять права и обязанности сторон, вовлеченных в процесс платежа. Неопределенность нормативной правовой базы приводит к появлению правового риска.      Совершенствование нормативной правовой базы платежной системы Республики Беларусь в 2010 − 2015 годах будет направлено на урегулирование всех аспектов функционирования АС МБР и порядка взаимодействия между ее функциональными системами, дальнейшее совершенствование электронного документооборота и расширение типов электронных платежных документов в платежной системе, а также совершенствование механизма взаимодействия со смежными системами.

В условиях роста количества межбанковских платежей, обрабатываемых в системе BISS, архитектурные решения АС МБР должны поддерживать централизованную структуру управления, в рамках которой Национальному банку принадлежит основная роль в организации функционирования платежной системы. Развитие инфраструктуры АС МБР должно быть направлено на достижение эффективности платежной системы при условии снижения всех видов рисков. При этом формирование архитектуры АС МБР должно осуществляться по пути согласованного развития отдельных функциональных систем (система BISS, СПФИ и АС ЦА МБР), конечной целью которого является достижение высокого уровня сервисных услуг.

Архитектурные решения  АС МБР должны обеспечивать надежное взаимодействие со смежными системами, предусматривать адекватные механизмы расчетов с точки зрения оптимального соотношения по показателю ”риск – стоимость“, управления ликвидностью и процедуры передачи информации, что также является ключевым аспектом поддержания стабильности платежной системы Республики Беларусь. Проводимая Национальным банком ценовая политика будет оставаться максимально прозрачной, ориентированной на расширение сферы применения электронного документооборота в межбанковских расчетах, а также направленной на дальнейшее повышение качества оказываемых расчетных услуг. Использование инструментов ценовой политики будет способствовать и повышению ответственности банков при управлении собственными платежными потоками. Для выполнения основных показателей по обеспечению эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы на предстоящий год планируются работы по:

  • совершенствованию технологии разработки и применения новых форматов электронных платежных документов с целью расширения электронного документооборота;
  • модернизации средств электронной цифровой подписи и системы управления ключевой информацией;
  • совершенствованию системы управления программно-техническими комплексами АС МБР в части развития дополнительных элементов безопасности;
  • созданию полноценной системы тестирования АС МБР, позволяющей минимизировать риски возникновения ошибок в работе программного обеспечения за счет проведения испытаний на качественно новом уровне;
  • поддержке коэффициента доступности АС МБР для банков на уровне не ниже 99,5% дневного фонда рабочего времени.

Особое внимание Национальным банком будет уделено развитию системы резервирования и восстановления процесса межбанковских расчетов, включая построение удаленного резервного центра с учетом постоянного развития технологий в области электронной обработки информации.

В 2012—2014 гг. потребуется проведение модернизации центрального вычислительного комплекса с целью достижения высоких эксплуатационных характеристик по обработке всего межбанковского платежного потока и обеспечения работы АС МБР до 2021 г. Модернизации должен предшествовать этап разработки технико-экономического обоснования с подробным анализом стоимости внедрения и владения вариантами модернизированного центрального вычислительного комплекса на базе различных системно-технических платформ. Совершенствование надзора за системой BISS направлено на разработку и использование методик идентификации, оценки и контроля за операционным риском. В рамках реализации надзорной функции Национальным банком будет проводиться периодическая оценка соответствия системы BISS Ключевым принципам для системно значимых платежных систем. Сейчас Комитет по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (г. Базель, Швейцария) разрабатывает новые стандарты для инфраструктуры финансовых рынков — Принципы для инфраструктур финансового рынка. После выпуска эти принципы (конец 2012 г.) будут рассмотрены на предмет применения оценки системы BISS в 2013 г. Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит Национальному банку достичь основных целей по обеспечению эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы государства, предотвращению возникновения расчетного и системного рисков в ней, гарантированию безопасности платежных инструментов и защите интересов пользователей.

Информация о работе Платежная система Республики Беларусь