Платежная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать общее представление о платежной системе Российской Федерации, предложить способы ее совершенствования, ускорения роста объемов электронных платежей, а также найти пути наиболее полного удовлетворения потребностей России в этой сфере.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 Понятие платежной системы…………………….…………………………...5
2 Анализ основных показателей развития платежной системы России……20
Заключение……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы……………………………………………37

Файлы: 1 файл

Готовая.docx

— 152.85 Кб (Скачать файл)
    • Используемые для расчетов активы предпочтительно должны быть требованиями к центральному банку; если используются другие активы, они должны нести небольшой или нулевой кредитный риск и небольшой или нулевой риск нехватки ликвидности.

Большинство систем предполагают передачу актива между участниками  системы для расчета по платежным  обязательствам. Наиболее общепринятой и предпочтительной формой такого актива является остаток на счете в центральном  банке, представляющий требование к  центральному банку. Расчетный актив  должен приниматься всеми участниками системы. Если используется актив, отличный от требования к центральному банку, безопасность системы частично зависит от того, не накладывает ли этот актив на своего держателя существенный кредитный риск или риск нехватки ликвидности.

В некоторых платежных  системах предусматривается минимальное  использование расчетного актива. Например, они могут производить расчеты  путем взаимозачета требований.

    • Система должна обладать высокой степенью безопасности и операционной надежности и иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день.

Участники рынка зависят  от платежных систем при расчетах по операциям на финансовых рынках. Для обеспечения точности и честности  этих операций система должна включать разумные с коммерческой точки зрения стандарты безопасности, отвечающие стоимости проводимых операций. Эти  стандарты повышаются с развитием  технологий. Для обеспечения завершения ежедневной обработки система должна поддерживать высокий уровень операционной эластичности. Для этого следует  располагать не только надежной технологией  и надлежащим дублированием всего  оборудования, программного обеспечения  и сетей, но и эффективными операционными  процедурами и хорошо подготовленным и компетентным персоналом, который  может обеспечить надежное и эффективное  управление системой и соблюдение всех надлежащих процедур. Вместе с качественной технологией это поможет правильной и быстрой обработке платежей и соблюдению процедур управления рисками, например, определенных лимитов.

Требующийся для обеспечения  адекватной безопасности и эффективности  уровень надежности зависит от важности системы, а также от других факторов. Уровень надежности может, например, зависеть от доступности альтернативных механизмов проведения платежей в чрезвычайных ситуациях.

    • Средства осуществления платежей, предлагаемые системой, должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики.

Операторы, пользователи (т.е. участники, например, банки и их клиенты) и надзорные органы одинаково  заинтересованы в эффективности  системы. Они стремятся избежать пустой траты ресурсов и при прочих равных факторах хотели бы использовать меньше ресурсов. Обычно идет поиск  баланса между минимизацией издержек и другими целями, например, максимальной безопасностью. В рамках достижения этих целей конструкция системы, включая выбранную технологию, должна ориентироваться на экономию издержек и практичное расходование ресурсов в зависимости от конкретных особенностей системы и с учетом последствий  для экономики в целом.

Разработчики и операторы  системы должны стремиться обеспечить заданный уровень качества с точки  зрения функциональности, безопасности и эффективности при минимальных  издержках. Наличие ликвидности  в системе может стать важным фактором ее плавного беспрепятственного функционирования.

    • Система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия в ней, обеспечивающие справедливый и открытый доступ.

Критерии доступа, стимулирующие  конкуренцию между участниками, содействуют предоставлению эффективных  и дешевых платежных услуг. Это  преимущество, однако, следует сопоставить  с необходимостью защиты системы  и ее участников от участия в системе  институтов, которые могут подвергнуть  ее чрезмерному правовому, финансовому  или операционному рискам. Любые  ограничения доступа должны быть объективными и основываться на надлежащих критериях риска. Все критерии доступа  должны быть формально утверждены и  раскрыты заинтересованным сторонам.

    • Процедуры управления системой должны быть эффективными, подотчетными и транспарентными.

Поскольку платежные системы  способны влиять на все финансовое и экономическое сообщество, существует особая потребность в эффективном, подотчетном и прозрачном управлении вне зависимости от того, является ли собственником и оператором системы  центральный банк или частный  сектор.

Эффективное управление стимулирует  менеджеров действовать в интересах  системы, ее участников и более широкой  общественности. Оно также гарантирует  наличие у менеджеров инструментов и возможностей для достижения поставленных целей. Механизмы управления должны обеспечивать подотчетность перед  собственниками (например, перед акционерами  системы частного сектора) и перед  широким финансовым сообществом. Институты, обслуживаемые платежной системой, должны иметь возможность влиять на ее общие цели и функционирование. Существенным аспектом достижения подотчетности  является прозрачность управленческих механизмов, т.е. доступ всех заинтересованных сторон к информации о решениях, воздействующих на функционирование системы, и о механизмах их принятия. Сочетание  эффективного, подотчетного и прозрачного  управления является основой для  соблюдения всех принципов в целом.

Полагаем, что все вышеприведенные  принципы предназначены для использования  в качестве универсальных директив в целях содействия более безопасной и эффективной структуре и  функционированию платежных систем во всем мире. В странах с развивающейся  рыночной экономикой они, по всей видимости, будут иметь особое значение ввиду  прилагаемых в настоящее время  в этих странах усилий по совершенствованию  существующих или созданию новых  систем в целях улучшения обслуживания растущих потоков платежей с национальных и международных финансовых рынков. Относительно России на наш взгляд, данные принципы построения платежной  системы должны помочь повышению  роли российской национальной валюты как средства платежа.

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ основных  показателей развития платежной  системы России

 

Платежная система Банка  России, являясь системно значимой в платежной системе Российской Федерации, остается важным компонентом обеспечения финансовой стабильности страны. Ее развитие в 2010 году осуществлялось в соответствии с одобренной Советом директоров Банка России Концепцией развития платежной системы Банка России на период до 2015 года, предусматривающей создание отвечающей современным требованиям единой, универсальной, централизованной на федеральном уровне системы расчетов для проведения срочных и несрочных платежей, дальнейшее совершенствование функциональных возможностей и расширение спектра услуг платежной системы Банка России.

Основными показателями, характеризующими развитость национальной платежной  системы считаются общее число  произведенных операций, их объем, количество участников платежной системы и  степень автоматизации расчетов.

Участники платежной  системы Банка России.

На 01.01.2011 участниками платежной  системы Банка России являлись 608 учреждений Банка России и 3123 кредитные  организации (филиала).

Уменьшение количества участников платежной системы Банка России, как и в предыдущем году, являлось результатом процесса оптимизации  структуры кредитных организаций, а также ликвидации расчетно-кассовых центров (РКЦ), показатели функционирования которых не соответствовали установленным  Банком России критериям.

Кроме того, на расчетном  обслуживании находились клиенты, не являющиеся кредитными организациями, количество которых по сравнению с началом  года уменьшилось на 17,8% – до 12 115. Это стало результатом реализации требований статьи 215.1 Бюджетного кодекса  Российской Федерации о передаче кассового обслуживания исполнения федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации  и бюджетов муниципальных образований  Федеральному казначейству, а также  совершенствования порядка обслуживания счетов бюджетной системы Российской Федерации.

Развитие платежной  системы Банка России.

Эффективное и бесперебойное  функционирование платежной системы  Банка России обеспечивается комплексом правил и процедур проведения платежей и осуществления расчетов на базе собственной информационно-технической  инфраструктуры системы коллективной обработки платежной информации и реализации политики безопасности.

Мероприятия по развитию платежной  системы Банка России, включая  работу по снижению рисков и расширению расчетов в режиме реального времени, позволили платежной системе  Банка России оставаться, как и  в предыдущие годы, доминирующей в  платежной системе России.

В 2010 году количество и объем  платежей, проведенных через платежную  систему Банка России, увеличились  на 12,3 и 7,1% соответственно и составили 1059,0 млн. платежей на сумму 653,4 трлн. рублей. Среднедневное количество платежей, проведенных через платежную  систему Банка России, увеличилось  с 3,8 млн. единиц в 2009 году до 4,3 млн. единиц в 2010 году.

Отношение объема платежей, проведенных через платежную  систему Банка России, к объему валового внутреннего продукта (ВВП) в 2010 году снизилось по сравнению  с предыдущим годом на 1,2 пункта –  до 14,5%. Такое снижение объясняется более быстрыми темпами роста ВВП в номинальном выражении по сравнению с темпами роста объема платежей, проведенных через платежную систему Банка России.

Структура потоков платежей в платежной системе Банка  России не претерпела существенных изменений. Как и в предыдущие годы, преобладающими были платежи с использованием систем внутрирегиональных электронных расчетов – ВЭР (77,4 и 68,0% от общего количества и объема платежей) и межрегиональных  электронных расчетов – МЭР (22,5 и 12,4%). В 2010 году продолжился рост объема платежей через систему банковских электронных срочных платежей (систему  БЭСП), что обусловило увеличение их доли в общем объеме платежей почти до 20%, а в общем количестве – до 0,02%. Удельный вес платежей с использованием системы расчетов с применением авизо оставался незначительным (0,1% по количеству и по объему).

Как и в предыдущие годы, из платежей, проведенных через платежную  систему Банка России, как по количеству, так и по объему большая часть  приходилась на платежи кредитных  организаций (филиалов) – 83,2 и 78,7% соответственно.

Доля платежей клиентов Банка  России, не являющихся кредитными организациями, в общем количестве платежей, проведенных  через платежную систему Банка  России, несколько снизилась и  составила 16,7%, а в общем объеме платежей осталась без изменений  – 9,6%.

Удельный вес собственных  платежей Банка России в общем  количестве платежей, проведенных через  платежную систему Банка России, по сравнению с предыдущим годом  не изменился и был на уровне 0,1%, а в общем объеме снизился на 4,2 процентного пункта до 11,7%, поскольку  в условиях общего оживления экономики  и постепенного свертывания антикризисных  мер уменьшился объем проводимых Банком России операций, связанных  с реализацией денежно-кредитной  политики.

В 2010 году Банк России ввел новые  тарифы на платные услуги в платежной  системе Банка России с учетом роста индекса потребительских  цен. В соответствии с законодательством  Российской Федерации операции со средствами бюджетов всех уровней осуществлялись Банком России на бесплатной основе. Доля платежей клиентов Банка России, проведенных  платежной системой Банка России на бесплатной основе, в общем количестве их платежей по сравнению с предыдущим годом не изменилась и составила 49,6%.

В ближайшие годы Банк России продолжит реализацию мероприятий  по дальнейшему комплексному развитию собственной платежной системы  в соответствии с Концепцией развития платежной системы Банка России на период до 2015 года.

Совершенствование технологий проведения платежей через  платежную систему Банка России.

Подавляющее большинство  платежей в платежной системе  Банка России осуществляется с использованием электронных технологий, которые  внедрены во всех территориальных учреждениях  Банка России (99,9% как по количеству, так и по объему).

При проведении через платежную  систему Банка России платежей с  использованием электронных технологий расчетные документы направляются клиентами в Банк России преимущественно  в виде электронных сообщений  по каналам связи. С отдельными клиентами, не являющимися кредитными организациями, в силу объективных причин обмен  платежной информацией осуществляется на бумажных носителях, а далее, между  учреждениями Банка России – в  виде электронных сообщений.

Участниками обмена электронными сообщениями в 2010 году являлись 3079 клиентов Банка России – кредитных организаций (филиалов), а также Федеральное  казначейство и его территориальные  органы, другие клиенты Банка России, не являющиеся кредитными организациями. Доля клиентов Банка России – кредитных  организаций (филиалов), участвующих  в обмене электронными сообщениями  с Банком России, составила 98,6% от общего количества кредитных организаций (филиалов) – участников платежной  системы Банка России.

В рамках дальнейшего расширения использования электронных расчетов в платежной системе Банка  России завершен комплекс мероприятий  по внедрению электронных расчетов в Главном управлении Банка России по Республике Ингушетия, а также  в полевых учреждениях Банка  России, расположенных на территории Чеченской Республики.

Информация о работе Платежная система РФ