Понятие и правовые основы денежно-кредитной политики. Задачи и цели денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: на основе изучения проводимой в Республике Беларусь денежно-кредитной политики выявить проблемы и основные перспективы ее дальнейшей реализации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить типы денежно-кредитной политики;
- изучить сущность инвестиций и их классификация, а также национальные иностранные инвестиции;
- проанализировать перспективы развития денежно-кредитного регулирования инвестиций в РБ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……8
1.1 Понятие и правовые основы денежно-кредитной политики. Задачи и цели денежно-кредитной политики……………………………………………………8
1.2 Типы денежно-кредитной политики……………………………………….11
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………………………………13
2.1 ……………………………………………………………………..13
2.2 Инвестиционная политика в РБ………………………………………….18
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РБ……………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 74.64 Кб (Скачать файл)

Используя передовые зарубежные технологии, научно-исследовательские разработки, современное оборудование, прогрессивный опыт ведения бизнеса, принимающая страна может модернизировать действующие предприятия, создавать новые перспективные производства, выпускать конкурентоспособную продукцию и постепенно интегрироваться в мировую экономику. Иностранные инвестиции способны оказать положительное влияние на совершенствование структуры национальной экономики, рост эффективности производства, проведение рыночных преобразований.

Иностранные инвестиции могут стать катализатором ускоренного экономического и социального развития страны-реципиента. Мировой опыт свидетельствует о том, что практически все страны, достигшие значительного экономического роста в последнее десятилетие, активно привлекают иностранный капитал (Китай, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Венгрия, Польша, Чехия и др.). Неоспорим вклад иностранного капитала в достижение высоких уровней экономического развития таких стран, как США, Франция, Германия, Италия, Швейцария и др.

Существует много видов инвестиций. Как правило, разделяют инвестиции на портфельные - инвестиции в ценные бумаги, и инвестиции в реальные активы - инвестиции в физические активы. Инвестиции в реальные активы можно классифицировать с позиции, какую из стоящих перед фирмой задач необходимо решить с их помощью:

1. Инвестиции в повышение эффективности. Они служат для снижения затрат предприятия за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства;

2. Инвестиции в расширение производства служат для расширения возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств;

3. Инвестиции в создание новых производств. Данная группа инвестиций обеспечивает создание новых предприятий, которые будут выпускать новые товары;

4. Инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления. Они необходимы для случая, когда предприятие должно удовлетворять требования властей в части экологических стандартов, либо безопасности продукции, либо иных условий деятельности. Основной причиной для введения такой классификации является различный уровень риска, с которым они сопряжены. Чем выше доля сберегаемых средств, тем выше темп прироста экономики. Таким образом, наименее рисковыми являются инвестиции для удовлетворения требований государственных органов управления и инвестиции в повышение эффективности.

Существует еще несколько классификаций инвестиций, с целью учета, анализа и планирования. Инвестиции могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными, краткосрочные - если период инвестирования не больше 1 года, долгосрочные - если период окупаемости составляет больше 1 года. Валовые инвестиции - это общий объем инвестированных средств в определенном периоде, направленный на новое строительство, приобретение средств производства и на прирост товароматериальных запасов. Чистые инвестиции - объем валовых инвестиций, уменьшенных на сумму амортизационных отчислений в определенном периоде. По характеру участия различают прямые и непрямые инвестиции. Прямые - осуществляются при непосредственном участии инвестора в выборе проектов инвестирования и вложении средств. Непрямые - при опосредуемом участии инвестора другими лицами.

По формам собственности:

  • Частные;
  • Государственные;
  • Иностранные;
  • Совместные.

По региональному признаку:

  • Инвестиции внутри страны;
  • Инвестиции за рубежом.

Иностранный капитал поступает в Республику Беларусь в форме частных инвестиций (прямых и портфельных), а также в форме кредитов и займов. Последние предоставляются как международными финансово-кредитными организациями, так и отдельными странами и банками.

Прямые инвестиции являются, как правило, долгосрочными вложениями и служат важным источником обновления производственных мощностей предприятий, обеспечивают создание высокотехнологических производств, новых рабочих мест, рост экспорта белорусских товаров. К тому же прямые инвестиции не увеличивают внешний долг правительства. Более того, они способствуют зарабатыванию валюты для погашения долга. Важным моментом является и то, что при прямом инвестировании, как правило, не выдвигаются политико-экономические требования к правительству принимающей страны. Международный валютный фонд, например, при выдаче кредита ставит достаточно жесткие условия перед странами-заемщиками.

 

2.2 Инвестиционная политика в Республике Беларусь

 

Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, регулируются Инвестиционным Кодексом Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. № 37-З, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также инвестиционными договорами с Республикой Беларусь.

Инвестиционный кодекс четко и однозначно определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории белорусского государства.

В кодексе определены цели, формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Государство может принимать участие в инвестиционной деятельности:

- принятием государственных инвестиционных программ и финансированием их за счет средств республиканского бюджета;

- предоставлением централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;

- предоставлением гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;

- проведением государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов; [9]

- выпуском ценных государственных бумаг;

- предоставлением концессий национальным и иностранным инвесторам.

Кроме того, государственное регулирование инвестиционной деятельности направлено на создание благоприятных условий для ее развития:

- совершенствованием налоговой системы и механизмов амортизационной политики;

- установлением инвесторам специальных видов государственной поддержки;

- защитой интересов инвесторов;

- определением условий владения, пользования и распоряжения землей и недрами;

- принятием антимонопольных мер;

- определением условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;

- проведением эффективной бюджетно-финансовой, денежно-кредитной и валютной политики;

- использованием других форм и методов государственного регулирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь [9].

Государство не только защищает инвесторов, но и оказывает им поддержку. Виды такой поддержки могут быть следующими:

- льготы по налоговым, таможенным платежам;

- гарантии Правительства Республики Беларусь;

- централизованные инвестиционные ресурсы [9].

Поскольку внутренние возможности Республики Беларусь ограничены, то очень актуальной является задача привлечения иностранных инвестиций. В кодексе определены гарантии Правительства Республики Беларусь под привлекаемые иностранные кредиты, установлены порядок принятия решений о таких гарантиях и процедуры оформления договорных отношений по расчетам за иностранные кредиты. Гарантии Правительства Республики Беларусь могут предоставляться белорусским банкам по обязательствам заемщиков за получаемые ими кредиты для реализации инвестиционных проектов.

Политика инвестиционной открытости сейчас подтверждается многими действиями органов власти, однако, для дальнейшей реализации этой политики необходимо:

- повысить эффективность инфраструктуры привлечения иностранных инвестиций, т.е. создать инвестиционно-проводящую государственную сеть;

- наладить эффективное взаимодействие с политическими и экономическими структурами Запада;

- создать соответствующий инвестиционный имидж Беларуси [9].

Вопросы по созданию инвестиционного климата необходимо решать комплексно. Только скоординированные меры экономической политики, направленные на финансовую стабилизацию, интернационализацию инвестиционной деятельности и контролируемую приватизацию, а также развитие законодательной базы и регулирования, поддерживающего права собственности, приведут к росту доверия инвесторов белорусской экономики.

В последние годы в Республике Беларусь принят ряд далеко идущих правовых актов, направленных на радикальную либерализацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности страны. Эти и запланированные последующие шаги предпринимаются для достижения поставленной Главой государства цели – войти в число первых 25 стран в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса.

1. Дополнительно защитить права  белорусских и иностранных инвесторов, оградить их деятельность от чрезмерного вмешательства со стороны государственных органов призвана отмена Указом Президента Республики Беларусь от 4 марта 2008 г. № 144 особого права государства на участие в управлении хозяйственными обществами, т.н. «золотой акции».

2. 17 декабря 2007 г. Глава государства  подписал Декрет № 8, которым упрощен порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.

Существовавшая ранее разрешительная процедура регистрации заменяется заявительной. Срок регистрации сокращается с двадцати до пяти рабочих дней. В два раза снижены минимальные размеры уставных фондов юридических лиц и субсидиарной ответственности участников обществ с дополнительной ответственностью. При ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закрепляется принцип «одного окна» во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами.

3. В целях стимулирования экономического  развития сельских населенных  пунктов 20 декабря 2007 г. Президент издал  Декрет № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов».

В результате с 1 января 2008 г. к организациям и индивидуальным предпринимателям, работающим в сельской местности, применяется особый порядок налогообложения. Так, в течение 2008-2012 гг. они освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на недвижимость. Снижается плата за получение лицензий. С целью снижения затрат на строительство на период до 2011 года введен ряд налоговых льгот.

Работающие в сельской местности организации освобождаются от уплаты таможенных платежей и НДС при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд. Это позволит освободить от налогообложения инвестиции, необходимые для модернизации действующих и создания новых производств.

Банки будут с минимальными формальностями выдавать субъектам, реализующим инвестиционные проекты в сельских населенных пунктах, недорогие кредиты в размере до 20 000 евро.

4. Аналогичный подход применен  и в Декрете от 30 января 2008 г. № 1, которым Глава государства предоставил ряд льгот и особых условий работы для предприятий, создаваемых в малых (до 50 тыс. жителей) городах. Льготы и особые условия распространяются на все инвестиции, включая иностранные.

Производства, созданные в малых городах после 1 апреля 2008 г., на 5 лет освобождаются от налога на прибыль и обязательной продажи валютной выручки, полностью свободны в ценообразовании на свои товары, самостоятельно определяют уровень оплаты труда сотрудников. Они также освобождаются от уплаты сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей.

Кроме того, оборудование, которое инвестор будет ввозить в качестве вклада в уставный фонд, освобождается от таможенных пошлин и НДС. Свои имущественные интересы такие предприятия могут страховать у зарубежных страховщиков.

5. 27 декабря 2007 г. Глава государства  подписал Указ № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», значительно упрощающий существующую процедуру. Документ призван обеспечить доступность, простоту и оперативность принятия решения о выделении земельного участка любому гражданину, желающему его приобрести. Указ делегировал соответствующие полномочия местным органам исполнительной власти.

Кроме того, принятие документа значительно снизит инвестиционные риски лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, связанные в настоящее время с необходимостью подготовки дорогостоящей строительной документации и возможным отказом в предоставлении земельных участков.

6. Президентом приняты указы № 699 и № 700, которыми на постоянной основе установлены соответственно ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин. Оба документа не только решают вопросы приведения таможенного тарифа в соответствие с новой версией Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, но и позволяют продолжить работу по дальнейшей унификации ставок пошлин с применяемыми в Российской Федерации, как это предусмотрено международными обязательствами Республики Беларусь. При этом первым документом введена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины по 775 десятизначным кодам товаров, относящихся к категории технологического оборудования. Вторым – отменены вывозные таможенные пошлины в отношении 82 десятизначных кодов.

7. Главой государства 28 января 2008 г. подписан ряд документов, целью  принятия которых является дальнейшая  последовательная либерализация  внешней торговли. Так, указом № 40 введен статус «добросовестный участник внешнеэкономической деятельности». Его обладатели получат возможность в упрощенном порядке ввозить товары для своих производственных нужд и при необходимости использовать их сразу же в производство без таможенной очистки – соответствующие таможенные процедуры будут осуществляться по заявительному принципу без предъявления товара в таможню.

Информация о работе Понятие и правовые основы денежно-кредитной политики. Задачи и цели денежно-кредитной политики