Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 19:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: на основе изучения проводимой в Республике Беларусь денежно-кредитной политики выявить проблемы и основные перспективы ее дальнейшей реализации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить типы денежно-кредитной политики;
- изучить сущность инвестиций и их классификация, а также национальные иностранные инвестиции;
- проанализировать перспективы развития денежно-кредитного регулирования инвестиций в РБ;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……8
1.1 Понятие и правовые основы денежно-кредитной политики. Задачи и цели денежно-кредитной политики……………………………………………………8
1.2 Типы денежно-кредитной политики……………………………………….11
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………………………………13
2.1 ……………………………………………………………………..13
2.2 Инвестиционная политика в РБ………………………………………….18
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РБ……………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
8. Указом № 41 с 1 января 2008 г. с целью технического перевооружения и модернизации действующих производств на 9-месячный срок установлена нулевая ввозная таможенная пошлина по перечню товаров, включившему 172 десятизначных кода технологического оборудования.
9. Указ № 42 расширяет перечень льгот резидентам свободных экономических зон и предоставляет им гарантии неизменности специального правового режима налогообложения. Для уже зарегистрированных в СЭЗ резидентов такие гарантии будут действовать до 31 марта 2015 года, для новых – в течение семи лет с даты их регистрации в СЭЗ. Данным Указом также расширяются полномочия администраций СЭЗ: теперь они самостоятельно смогут принимать решение о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов СЭЗ при реализации ими проектов с заявленной суммой инвестиций свыше 1 млн. евро.
10. Указом от 31 декабря 2007 г. № 703 Глава государства расширил перечень льгот в части освобождения от обложения таможенными пошлинами товаров, ввозимых резидентами Парка высоких технологий. [9].
В настоящее время в Республике Беларусь продолжается процесс реформирования экономики, осуществляется переход к более качественным механизмам функционирования субъектов хозяйствования, происходит поиск новых путей развития предприятий и экономики в целом. Это сопровождается мировыми интеграционными процессами, которые обусловливают возникновение новых возможностей для субъектов хозяйствования, связанных с выходом на мировые рынки. В динамичных, постоянно изменяющихся условиях современной экономики единственным способом сохранения и увеличения конкурентоспособности белорусских предприятий становится постоянное внедрение новых технологий и модернизация техники. Это требует значительных инвестиций, которыми большинство субъектов хозяйствования не располагает. Кредитование является одним из видов финансирования технологических, технических и структурных изменений как на уровне экономики в целом, так и на отдельном предприятии. Более того, мировой финансово-экономический кризис обострил проблему привлечения прямых иностранных инвестиций во всех странах, в том числе в нашей стране [3, с.47].
В Беларуси имеется развитое инвестиционное законодательство, направленное на стимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, а также защиту прав инвесторов на территории республики. В стране действует Консультативный Совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром. Работает шесть свободных экономических зон с преференциальными условиями деятельности.
Беларусь является привлекательным, безопасным и что самое главное перспективным и выгодным местом для иностранных капиталовложений, предпочтение которому отдают инвесторы из многих стран мира, в том числе - России, Швейцарии, Австрии, Германии, Нидерланд и т.д.
Стратегическая цель инвестиционной политики на ближайшую перспективу состоит в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.
В «Основных положениях программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы» обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке возможно только при переходе к инновационному пути развития экономики, основанному на использовании высокотехнологичных наукоемких производств [15].
Для решения поставленных задач в Республике Беларусь необходимы:
- модернизация важнейших
секторов экономики на основе
технологического обновления
- формирование эффективной
национальной инновационной
- развитие материально–
- формирование рынка научно–
- расширение международного
научно–технического и
- создание действенной
системы защиты прав
- расширение подготовки
высококвалифицированных
Особое внимание будет уделено развитию инновационных производств, использующих наукоемкие технологии: телекоммуникации, информационные технологии, приборостроение, производства микроэлектроники, высокоточного машиностроения, измерительных приборов, светодиодной техники, техники на основе лазерных технологий, нанотехники и наноматериалов, систем искусственного интеллекта.
Согласно программе социально-экономического развития, в Республике Беларусь планируется поднять Парк высоких технологий на качественно новый уровень. Он должен стать центром создания и вовлечения передовых технологий во все сферы отечественной экономики, своего рода полигоном для отработки перспективных проектов.
Инвестиционная политика в предстоящем пятилетии будет нацелена на модернизацию существующих и создание более одного миллиона новых рабочих мест.
Основными задачами инвестиционной деятельности являются:
- совершенствование
- повышение эффективности
инвестиционных проектов и
- создание «зеленого»
коридора для привлечения
Главными направлениями их реализации станут:
- вложение инвестиций
в создание новых предприятий,
наукоемких и экспорта
- модернизация действующих
предприятий на основе
- создание условий и
механизмов привлечения
- поддержание благоприятного
инвестиционного климата в
- развитие перспективных
форм привлечения инвестиций (проектное
и венчурное финансирование, концессии,
лизинг) с учетом внедрения
Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата наряду с либерализацией и приватизацией необходимы оптимизация налоговой системы и отчетности, изменения в сфере требований при осуществлении административного контроля; обеспечение и соблюдение прав собственности, в том числе интеллектуальной; защита миноритарных акционеров; судебное обеспечение неприкосновенности договоров; дальнейшее упрощение доступа инвесторов к рынку недвижимости и земельным участкам; развитие информационной поддержки инвесторов с созданием специализированных инвестиционных структур.
Осуществление указанных направлений позволит повысить инновационную и инвестиционную активность организаций, обеспечить развитие национальной инновационной системы и структурные преобразования экономики, снижение энерго– и импортоемкости, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и внешних рынках.
Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности увеличится до 20 — 21 процента.
Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения составит 700 — 745 долларов США, или возрастет в 1,7 раза, доля инвестиций в основной капитал в ВВП — 37,5 процента против 32 процентов в 2010 году.
Беларусь к 2015 году войдет в тридцатку ведущих стран мира, наиболее привлекательных для зарубежных инвестиций.
Совершенствование финансовой системы, повышение ее надежности и инвестиционного потенциала требуют развития финансового рынка.
Основные цели развития финансового рынка в Республике Беларусь:
- формирование
- повышение его емкости за счет роста капитализации, притока внутренних и внешних инвестиций его участников,
- обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры.
Для обеспечения устойчивого экономического роста в республике и привлечения внешних и внутренних инвестиций предусматривается дальнейшее развитие финансовых институтов: банковской сферы, страхования, рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов, лизинговых и небанковских кредитно–финансовых организаций, инвестиционных и иных фондов. Созданы достаточные предпосылки для развития основных элементов инфраструктуры финансового рынка и формирования в Беларуси биржевой и депозитарной систем, отвечающих мировым стандартам.
Развитие сектора производных финансовых инструментов в Республике Беларусь будет основано на создании условий для обращения на национальном рынке всего спектра производных финансовых инструментов, активно используемых в мировой практике, а также участии национальных резидентов в схемах заимствования на иностранных рынках с использованием данных инструментов.
Планируется дальнейшее расширение разновидностей производных финансовых инструментов (форвардных, контрактных, фьючерсов, опционов, варрантов, конвертируемых ценных бумаг, операций СВОП, РЕПО).
Посредством развития лизинга предусматривается решение следующих задач: модернизация и техническое развитие производственного сектора экономики, создание условий для ускоренного развития стратегически важных отраслей, приобретение высокотехнологичного оборудования, стимулирование притока капитала в производственную сферу, продвижение продукции отечественных производителей на зарубежные рынки [15].
Развитие инвестиционных фондов будет направлено на создание эффективного механизма инвестирования средств в национальную экономику.
Это потребует:
- внедрения принципа единства
стандартов инвестирования
- разработки нормативной
правовой базы, регламентирующей
деятельность инвестиционных
- определения основных
принципов взаимодействия
- создания институтов коллективных инвесторов в форме инвестиционных фондов различных видов (открытых, закрытых, инвестиционных, паевых, пенсионных, венчурных, инновационных).
Внедрение на финансовом рынке механизмов в виде компенсационных (гарантийных) фондов будет важным элементом системы защиты законных прав и интересов инвесторов.
Создание и развитие указанных фондов направлено на снижение инвестиционных рисков (прежде всего риска банкротства финансовых организаций и риска недобросовестного исполнения обязанностей при оказании услуг инвесторам), выравнивание условий совершения инвесторами операций с финансовыми активами. Особенно благоприятную роль они должны сыграть в части финансовой поддержки предпринимательства [15].
Инвестиции в производство инновационной продукции будут способствовать формированию новых направлений перетока капитала, повышению его производительности и стимулированию экономического роста. Точечный характер этих инвестиций позволит добиться экономического оживления при ограниченности инвестиционных источников. Такой подход признан мировой практикой испытанным способом преодоления ограничителей экономического роста, обусловленных недостаточностью рыночных механизмов [8, с.395].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет кредитно-денежная политика.
В курсовой работе были рассмотрены основные цели государства в области экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является кредитная политика государства. Вырабатывая и реализуя кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является Центральный банк.
Мною была рассмотрено и изучено денежно-кредитное регулирование инвестиций в Республики Беларусь как одно из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса.